Коррекция речевых и психоэмоциональных нарушений у детей, имеющих ОВЗ, на занятиях вокальной студии "Весёлые нотки" (из опыта работы).
статья
Работая учителем начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), я столкнулась с рядом проблем в усвоении учащимися программного материала. Особенно «западают» такие предметы, как русский язык и чтение. У учащихся с ОВЗ отмечаются тяжёлые нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, бедность словарного запаса и недоразвитие грамматического строя речи, грубое недоразвитие речемыслительной деятельности, что приводит к психоэмоциональному дискомфорту учащихся. Решение данной проблемы я шашла на занятиях вокальной студии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_rechevyh_i_psihoemotsionalnyh_narusheniy_1.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция речевых и психоэмоциональных нарушений у детей, имеющих ОВЗ,
на занятиях вокальной студии "Весёлые нотки"
(из опыта работы).
Проблема звукоречевого развития с каждым годом становится всё более актуальной: в первый класс поступает всё большее количество детей, имеющих речевые нарушения. И это только «норма» – дети, обучающиеся по общеобразовательной программе. К сожалению, школьный логопед не в силах охватить весь объём работы. В нашей школе открыты классы для учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, обучение которых ведется по адаптированной общеобразовательной программе, каждому из них работа с логопедом необходима для дальнейшей успешной социализации и самореализации. На сегодняшний день написано множество книг, статей, методических разработок; созданы и разработаны миллионы учебных пособий, программ и т.д. по коррекции и профилактике речевых и психоэмоциональных нарушений у детей.
Работая учителем начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), я столкнулась с рядом проблем в усвоении учащимися программного материала. Особенно «западают» такие предметы, как русский язык и чтение. У учащихся с ОВЗ отмечаются тяжёлые нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, бедность словарного запаса и недоразвитие грамматического строя речи, грубое недоразвитие речемыслительной деятельности, что приводит к психоэмоциональному дискомфорту учащихся. Как ребятам с такими нарушениями научиться грамотно писать, а также быстро и осмысленно читать? Как преодолеть психический барьер, связанный с комплексами, дискомфортом, заниженной самооценкой и страхом быть непринятыми обществом? Всё это беспокоит не только ребят, но и педагогов, работающих с данной категорией детей.
В связи с ярко выраженными учебными трудностями у моих учеников, имея логопедическое образование, я решила помочь своим ребятам скорректировать речевое недоразвитие посредством организации обучения вокалу по адаптированной дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Весёлые нотки». Подтолкнул к созданию программы один случай.
Буквально за несколько недель до окончания учебного года в 4 классе, где учатся дети с ОВЗ, педагог ушла в декретный отпуск. Мой класс к тому времени заканчивал второй год обучения. Мне предстояло взять второе классное руководство, одной из задач стала подготовка к выпускному. Я взяла сценарий праздничной программы и стала готовить ребят. К моему удивлению, ребята не знали слов итоговой песни. Оказывается, что ребята и родители приняли решение не выступать с остальными детьми, поскольку очень стеснялись. Меня крайне возмутило подобное решение родителей. Я решила провести родительское собрание и разъяснить родителям последствия подобных решений. В результате к празднику мы стали экстренно готовиться. Ребята из четвёртого класса выучили тексты песен и я стала проводить с ними репетиции. Чтобы ребята привыкли к публике, я попросила свой класс присутствовать на репетициях в качестве слушателей. Выстроив ребят у доски по росту, проведя распевку, я раздала им листочки со словами и включила фонограмму… Заиграла музыка, я, глядя в лист бумаги и читая слова, не глядя, стала дирижировать, и, к моему изумлению, услышала только себя и ещё нескольких ребят. Подняв глаза, я увидела, что практически все ребята стояли и плакали. На мой вопрос о случившемся ребята ответили:
- Мы боимся!
- Чего? – спросила я.
- Мы боимся петь! – ответили ребята.
- Почему? – снова задаю вопрос.
- Мы боимся, что с нас будут смеяться другие ребята, ведь они нормальные! – ответили мне дети.
- А вы, - говорю,- какие?
- А мы не такие! Мы так не умеем!
- Разве вы никогда не выступали на мероприятиях? - спросила я.
- Нет! – ответили ребята.
- И что, даже стихи не рассказывали?
- Нет! – снова услышала я….
Буря эмоций одолевала меня в тот момент. Повернувшись к своему классу, я попросила моих ребят помочь нашим гостям и поддержать их в выступлении. Раздав листочки со словами и своему классу тоже, после проведения нескольких упражнений, направленных на снятие психологического напряжения и дискомфорта, мы все вместе начали петь. Сначала ребята очень стеснялись, пели тихо и скованно. Но в процессе неоднократных репетиций, услышав похвалу и увидев поддержку других ребят, они постепенно раскрепостились и в итоге номер удался на славу. Во время итогового выступления ребята выступили достойно и без малейшей тени смущения. После мероприятия моему взору предстали уже совершенно другие дети и их родители: раскрепощённые, уверенные в себе, с горящими глазами, полными благодарности.
Этот случай мне показал наглядно, как вокал совместно с психологическими и логопедическими приемами может помочь решить не только речевые проблемы детей, но и улучшить их социально-психологические и эмоциональные состояние. В 2019-2020 учебном году впервые нами была разработана и реализована адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вокалу «Веселые нотки» для детей, имеющих в анамнезе задержку психического, речевого (ОНР 2-4, ТНР), психоречевого развития, нарушения слуха, зрения. Ведь именно пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие детей, совершенствует их основные психические функции. Во время пения включаются в работу такие функции как дыхание (а мы знаем, что практически все речевые звуки произносятся на выдохе); кровообращение; сердечный ритм; артериальное давление, работа эндокринной системы, чему способствуют виды дыхания: ключичное, верхне-реберное, нижнее (брюшное или диафрагмальное). Таким образом, при реализации данной программы решается ряд важных задач.
Поскольку залогом чёткого произношения звуков и правильной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание, в структуру вокального занятия мною были включены следующие элементы, применяемые в логопедической практике:
Приемы | Цель | Этап занятия | Результат | Примеры упражне-ния |
Логопеди-ческие распевки и попевки. | Коррекция звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова. | Распевка (разминка) Работа над текстом песни. | Развились чувства темпа и ритма; общая, мелкая и мимическая моторика; сила и высота голоса, речевое дыхание; улучшилась дикция и выразительность речи. | Сл. 2 |
Артикуля-ционная гимнастика. | Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. | Улучшилась подвижность органов артикуляционного аппарата; выработалась точность и дифференциация артикуляционных поз; увеличились объем, сила движений. | Сл. 2 | |
Дыхатель-ная гимнастика. | Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма. | Укрепилась дыхательная мускулатура; выработалось правильное физиологическое дыхание; скоординированы движения языка и губ и выдоха, языка и челюсти и выдоха. | Сл. 3 |
Структура дефекта у каждого ребенка имеет ряд специфических особенностей. У детей с ОВЗ эмоциональная сфера более сохранна, чем двигательная, интеллектуальная и речевая. Дети данной категории более подражательны и эмоционально отзывчивы. Они восприимчивы к музыке, интонационной выразительности речи. Но некоторые дети испытывают страхи: боятся новых помещений, предметов, незнакомых людей, болезненно переживают нарушения привычной последовательности событий. С целью исправления данной ситуации в структуру вокального занятия мною были включены не только логопедические, но и психологические элементы, направленные на расслабление и снятие психоэмоционального напряжения:
Приемы | Цель | Этап занятия | Результат | Прим. упр-й |
Кинезиоло-гические упражнения | Развитие межполушарного воздействия, способствую-щее активизации мыслительной деятельности. | Работа над сценическими движениями, речью, артистиз-мом | Улучшилась и синхронизировалась работа межполушарных связей, мелкой моторики, памяти, внимания, речи, мышления. | Сл. 4, 5, 6, 7 |
Упражнения на релаксацию | Глубокое мышечное расслабление, сопровождаю-щиеся снятием эмоциональ-ного напряжения. | Рефлексия, подведе-ние итогов. | Овладели навыками и умениями быстрого правильного расслабления после физических или эмоциональных нагрузок; самостоятельно восстанавливать эмоциональный баланс, вызывая положительные эмоции. | Сл. 8, 9 |
Особенность программы «Весёлые нотки» заключается в том, что я использую специально подобранные вокальные, логопедические и психологические упражнения и музыку. В результате чего дети постепенно преодолевают все вышеперечисленные проблемы. Реализовывая данную программу и создавая атмосферу спокойствия и успешности благодаря интеграции приемов логопедии и психологии в занятия вокалом, мне удалось помочь учащимся раскрыться, увидеть мир другими глазами, поднять самооценку, что благотворно повлияло и на усвоение учебной программы, появился стимул к образовательной деятельности, решились учебно-воспитательные сложности, а также межличностные, коммуникативные и социальные; скорректировано речевое недоразвитие детей. (Сл. 9)
Ребята участвуют во всех мероприятиях, которые нам доступны с учётом индивидуальных особенностей (конкурсы чтецов, общешкольные и внеклассные выступления на праздниках и концертах, принимаем участие в олимпиадах и конкурсах (как муниципальных, так и региональных, занимая призовые места). Ребята настолько хорошо себя зарекомендовали, что нас приглашают с вокальными номерами как на школьные концерты, так и на мероприятия в Центре дополнительного образования детей (ЦДОД). (Сл. 10, 11, 12)
Я еще раз убедилась, что вокал - один из самых оптимальных, комфортных, результативных способов в развитии, адаптации и социализации учащихся с ОВЗ. (Сл. 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с агрессивностью
В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.
laquo;Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обу...
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Профилактика речевых нарушений...
Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Доклад на тему: «Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ посредством элементов логоритмики»
Особое внимание в логопедической ритмике уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторной координации.В совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя используется различ...