Методическая разработка практического занятия "Сестринский уход при особо-опасных инфекциях"
учебно-методический материал
Методическая разработка практического занятия "Сестринский уход при особо-опасных инфекциях" ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах 34.02.01 Сестринское дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_po_prakticheskomu_zanyatiyu.docx | 331.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Кяхтинский филиал
ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж
Министерства здравоохранения Республики Бурятия»
Методическая разработка практического занятия
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и
реабилитационном процессах
МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
0201.8 . Сестринский уход при инфекционных болезнях
Тема занятия: Сестринский уход при особо опасных инфекциях
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
базовый уровень подготовки
Методическая разработка составлена
в соответствии с требованиями
ФГОС СПО, рабочей программы по
профессиональному модулю
преподавателем Лысенок Е. Л.
2019
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Мотивация
3. Цели занятия
- образовательные
- развивающие
- воспитательные
4. Студент должен знать, уметь
5.Формируемые компетенции
- общие компетенции
- профессиональные компетенции
6. Вид, тип занятия
7. Методы обучения
8. Интегративные связи
9. Оснащение занятия
10. Литература (основная, дополнительная)
11. Вступительное слово преподавателя
12.Хронокарта
13. Структурно-логическая схема занятия
14. Приложения: 1, 2, 3, 4, 5.
- вопросы для фронтального опроса
- входной тест-контроль
- чек-листы
- проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов
- слайды
15. Оценочный лист
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для подготовки студентов по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринский уход при инфекционных болезнях.
В настоящее время во всем мире наблюдается рост инфекционных заболеваний, появляются новые инфекции, возбудители уже известных инфекционных заболеваний мутируют, вызывая более тяжелые, приводящие к летальному исходу или атипичные и стертые формы болезней.
Из всех групп инфекционных заболеваний выделили и объединили в группу особо опасные инфекции или синоним – карантинные инфекции. Для этой группы заболеваний характерно быстрое распространение, тяжелое течение, высокий процент летальных исходов. К особо опасным инфекциям относят следующие заболевания: из группы кишечных инфекций – холера, из группы зоонозов – чума, туляремия, сибирская язва.
Острые кишечные инфекции - наиболее часто встречаются в инфекционной патологии среди населения. Характерным является то, что больные не всегда вовремя обращаются за медицинской помощью, считая, что самостоятельно справятся с диареей и занимаются самолечением. Но для правильного адекватного лечения необходимо своевременно поставить диагноз, какая именно острая кишечная инфекция у пациента. В регионах, где развито животноводство регистрируется сибирская язва. В России существуют 16 эндемичных очагов по заболеваемости чумой. Поэтому в антропургических и эндемичных очагах должна быть настороженность на появление этих заболеваний среди людей.
В настоящее время изменилась и роль медицинской сестры в уходе за пациентами. Медсестра не только выполняет назначения врача, но и решает социальные, психологические проблемы пациента.
В основе данной методической разработки лежат не только клинико-эпидемиологические и лечебно-профилактические вопросы особо опасных инфекций, но и основы сестринского ухода при данных заболеваниях.
Мотивация
Данная тема очень важна для студентов, потому, что она является одной из основных разделов в инфектологии.
В настоящее время создается впечатление, что такие заболевания как холера, чума, туляремия, сибирская язва, геморрагические лихорадки ушли в прошлое и уже не встречаются. Но это не так, они и на современном этапе остаются угрозой для человека. Пандемия холеры продолжается и это заболевание регистрируется в 43 странах мира. Единичные случаи чумы встречаются в странах с определенными климатическими условиями, степь, лесо-степь, в этих регионах возбудитель чумы выделяется от грызунов и среди животных возникает эпизоотия. Сибирская язва встречается в следующих регионах нашей страны: Омская область, Новосибирская область, а также в республике Бурятия – Кяхтинский район. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) встречается среди людей сельской местности, в странах с субтропическим климатом в последние годы возникла эпидемия такой разновидности геморрагической лихородки: Эбола. При современных условиях миграции населения инфекционные заболевания могут распространяться с большой скоростью.
В настоящее время каждый медицинский работник, независимо от специальности должен уметь заподозрить возможную особо опасную инфекцию, для того, чтобы на ранних сроках поставить диагноз и оказать первую помощь.
При работе с контактными лицами медицинский работник должен уметь соблюдать инфекционную безопасность и снизить риск развития эпидемической ситуации в населенном пункте и лечебно – профилактическом учреждении. Для этого необходимы такие профессиональные качества как: профессиональные знания, коммуникативность, умение работать в команде, брать на себя ответственость за жизнь пациента.
Каждая медицинская сестра – должна осуществлять сестринский уход за пациентами, что является залогом выздоровления и сохранения здоровья.
Обучающиеся медицинского колледжа, как будущие специалисты, должны знать методы ранней диагностики заболеваний и уметь проводить профилактическую работу по предупреждению и распространению инфекционной патологии в человеческом коллективе, понимать важность соблюдения инфекционной безопасности на рабочем месте.
Цели занятия:
Образовательная цель:
Выявить уровень овладения знаниями по изучаемой теме. Показать актуальность темы и дать характеристику особенностям сестринского ухода за пациентами с особо опасными инфекциями.
Студент должен знать:
- этиологию, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики,
проблемы пациента при особоопасных инфекциях;
- алгоритм забора патологического материала на исследования;
- организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
- пути введения лекарственных препаратов;
- виды, формы и методы реабилитации;
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Студент должен уметь:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и
состояниях;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях
первичной медико-санитарной помощи и стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- осуществлять мониторинг основных параметров жизнедеятельности;
- осуществлять паллиативную помощь пациентам;
- вести утвержденную медицинскую документацию.
Развивающие цели:
- развивать логическое, клиническое мышление;
- развивать память, внимание, умение анализировать информацию;
- развивать культуру речи, умение излагать мысли четко и грамотно;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные цели:
- воспитывать чувство профессиональной ответственности за принятые решения,
работать в команде;
- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к пациентам;
- воспитывать личностные качества, трудолюбие, целеустремленность, необходимые при
общении с пациентами.
Формируемые компетенции:
Код | Результат обучения |
Профессиональные компетенции | |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. |
Общие компетенции | |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Вид занятия: практическое занятие.
Тип занятия: закрепление знаний.
Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения
программы подготовки специалистов среднего звена.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, методы активного обучения, самостоятельная работа студента.
Место проведения: корпус доклинической практики.
Время занятия: 270 минут.
Интегративные связи
Внутрипредметные связи | Межпредметные, межмодульные связи | ||
1. | Инфекционные болезни, понятия. Особенности течения инфекционного процесса. | 1. | Анатомия и физиология человека. |
2. | Эпидемический процесс. Противоэпидемические мероприятия. Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя. | 2. | Латинский язык. |
3. | Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости населения к возбудителям. | 3. | Фармакология. |
4. | Иммунная система человека, виды. | 4. | Основы патологии |
5. | Диагностические мероприятия при инфекционных заболеваниях: лабораторные исследования. | 5. | ПМ 02. Участие в лечебно -диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Сестринский уход в терапии |
6. | Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при лечении инфекционных заболеваний. | 6. | ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. |
7. | Роль медсестры в диагностике, лечении и профилактике инфекционных заболеваний. Устройство и режим инфекционных больниц. | 7. | ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий. |
Оснащение занятия:
1.Учебное оборудование
- кушетка медицинская;
- кровать функциональная;
- столик для инструментов (манипуляционный столик) ;
- системы для внутривенного капельного вливания,
- штатив для капельных внутривенных вливаний;
- венозные жгуты;
- маски медицинские,
- перчатки медицинские (чистые и стерильные),
- дозатор для жидкого мыла,
- бумажное полотенце,
- фартуки клеенчатые,
- крафт-пакеты для стерилизации медицинского инструментария,
- тонометр;
- фонендоскоп;
- биксы;
- носилки санитарные;
- судна подкладные
- весы медицинские;
- чашки Петри;
- пробирки разные;
- емкости (разнообразные) для сбора лабораторных анализов;
- емкости для дезинфицирующих средств разные;
- иглосъемники;
- иглы разные;
- мешки для сбора обходов классов А и Б;
- ножницы;
- пинцеты;
- термометры медицинские;
- шпатели;
- шприцы разные;
- штативы для пробирок;
2. Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- муляжи;
- электрокардиограф.
3. Учебно-методическая документация:
- методическая разработка;
- дидактический материал (тестовые задания, ситуационные задачи, чек-листы);
- нормативная документация (история болезни, экстренное извещение, бланки
направления);
Литература:
Основные источники:
1. Белоусова А.К., Дунайцева В.Н. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф. –Феникс 2015 г.
2. Малов В.А., Малова Е.Я. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инф.-Академия 2019 г.
3. Лычев В.Г.,Карманов В.К. Руководство по проведению практических занятий по предмету «СД в терапии с курсом первичной мед.помощи»- Академия 2008 г.
4. Н.И. Федюкович. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
Дополнительные источники:
1. Э.Г. Громова. Справочник лекарственных средств.- С-П, 2012.
2.Качаровская Е.В.,. Лютикова О.К «Сестринское дело в педиатрии» Москва. Издательская группа «ГОЭТАР- МЕДИА» 2009.
3.Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011.
4.«Сестринское дело. Профессиональные дисциплины». Под ред. Г.П. Котельникова. Ростов-На-Дону, Феникс, 2007 г.
Вступительное слово преподавателя
Актуальность проблемы. Особо опасные инфекции (ООИ) – это группа высококонтагиозных заболеваний, имеющих тенденцию к быстрому распространению, с охватом в кратчайшие сроки большой массы населения в виде эпидемий и пандемий, характеризуются тяжелым течением с высоким процентом летальных исходов.
ВОЗ объявила карантинными инфекциями международного значения (1-й сепени патогенности) четыре заболевания: чума, холера, натуральная оспа (с 1980 года считается ликвидированной на Земле) и желтая лихорадка, а также сходная с ней лихорадки Эбола, Марбург.
На карантинные (конвенционные) инфекции распространяются международные санитарные соглашения (лат.conventio – договор, соглашение), этот документ, включает перечень мероприятий по организации Государственного карантина. Часто ООИ возникают во время чрезвычайных ситуаций. Статистика свидетельствует, что возникают эпидемии холеры, сибирской язвы, Эбола. В России ежегодно регистрируются завозные случаи холеры из стран, посещаемых нашими туристами: Вьетнам, Индия, Турция и др.
Мировая статистика подтверждает, что в странах, где отсутствуют соответствующие гигиенические условия, низкий уровень жизни, санитарной культуры, уровень инфекционной заболеваемости намного выше, чем в странах с устойчивым экономическим развитием. Однако это не означает, что проблема инфекционных заболеваний в экономически развитых государствах решена. Инфекционные заболевания не знают границ. Такие факторы, как миграция населения, рост международного туризма, транспортировка живых животных и продуктов питания животного происхождения способствуют распространению возбудителей инфекционных заболеваний. По этой причине об инфекционных заболеваниях сегодня говорят как о глобальной проблеме. Ввиду многообразия вариантов течения, нередки случаи, когда больные с инфекционной патологией первично госпитализируются в стационары неинфекционного профиля (хирургического, терапевтического и др.). Именно поэтому, медицинский персонал должен иметь базовые знания о карантинных инфекциях, закономерностях их развития и профилактике, так как от профессиональных действий медицинского персонала зависит жизнь пациента.
На сегодняшний день, невзирая на успешную борьбу, актуальность особо опасных инфекций остается высокой.
Хронокарта занятия
№ | Этапы занятия | Время (мин.) |
1. | Организационный момент | 5 |
2. | Формулировка темы и мотивации | 10 |
3. | Входящий контроль знаний | 30 |
4. | Самостоятельная работа студентов | 170 |
5. | Закрепление материала | 30 |
6. | Оформление дневников | 10 |
7. | Подведение итогов занятия | 10 |
8. | Задание на дом | 5 |
9. | Итого: | 270 |
Структурно – логическая схема занятия
№ п/п | Этапы занятия | Действия преподавателя | Действия студента | Приложения | Компетенции (ОК, ПК) |
1. | Организационный момент | Приветствует, проверяет присутствующих. Отмечает внешний вид студентов. Определяет готовность группы к занятию. | Приветствуют преподавателя. Дежурный докладывает причины отсутствующих студентов. | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5;ОК6; ОК11, ОК12. | |
2. | Целевая установка. Мотивация . | Формулировка темы, ставит цель занятия, обращает внимание на актуальность темы. | Слушают преподавателя | Мотивация темы. | ОК1- ОК5; ОК11, ОК12. |
3. | Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний). | Применяет разные виды контроля знаний, оценивает. | Отвечают на вопросы теста. | ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК12; ПК2.1; ПК2.4. | |
3.1 | Фронтальный опрос. | Задает вопросы и выслушивает ответы. | Слушают, отвечают. | Приложение № 1 | ОК1- ОК5. |
3.2 | Тестовые задания (контроль). | Раздает тестовые задания, дает указание к выполнению работы | Слушают и выполняют поставленную задачу. | Приложение № 2 | ОК1- ОК5. |
4. Самостоятельная работа студентов | |||||
4.1 | Вводный инструктаж. | Объясняет содержание самостоятельной работы студентов. | Слушают преподавателя, воспринимают. | ОК1- ОК3. | |
4.2 | Отработка практических навыков. | Демонстрирует новые манипуляции. Студенты работают в парах (пациент-фельдшер). Наблюдает за работой студентов, контролирует правильность выполнения манипуляции в соответствии с чек-листами. Оказывает необходимую помощь. | Отрабатывают манипуляции на муляжах малыми группами. Работают по алгоритмам. | Приложение № 3 | ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК12. ПК2.1, ПК2.8. |
4.3 | Решение проблемно-ситуационных задач. | Проводит инструктаж к решению задач, контролирует ход выполнения, слушает и корректирует ответы. | Решают задачи, выполняя все этапы сестринского процесса. Отвечают, дополняют. | Приложение № 4 | ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК12. ПК2.1, ПК2.8. |
5. | Оформление дневников. | Предлагает заполнить дневники. | Делают записи о проделанной работе. | ОК1- ОК5. | |
6. | Закрепление темы. На основе клинического разбора истории болезни. Описание слайдов | Демонстрирует историю болезни, привлекает студентов к разбору заболевания. Описание клинических симптомов на слайдах. | Слушают, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы. | Приложение № 5 | ОК2, ОК3.ОК8 ОК9. ПК2.1, ПК2.4. |
7. | Подведение итогов занятия. | Анализирует работу студентов, подводит итоги, выставляет и мотивирует оценки. (оценивает уровень знаний, достижение целей занятия). | Слушают, осмысливают замечания. | ОК1,ОК2, ОК3.ОК8 ОК9 | |
8. | Заключительное слово преподавателя. | Обобщает, акцентирует внимание на особенностях изученной темы. | Слушают, делают выводы | ОК2-ОК8. | |
9. | Задание на дом. | Объясняет задание, рекомендует литературу для подготовки к занятию. | Слушают, записывают. | ОК2-ОК8. |
Приложение 1
Вопросы для фронтального опроса
Холера
1. Дайте характеристику возбудителю холеры.
2. Назовите механизм и пути передачи холеры.
3. Назовите источник инфекции холеры.
4. Какие отделы ЖКТ поражаются при холере.
5. Дайте характеристику холерного стула.
6. Степени обезвоживания при холере.
7. Перечислите симптомы обезвоживания при холере.
8. Основной метод диагностики холеры.
9. Первая помощь при 3-4 степени обезвоживания.
10.Особенности патогенетической терапии при холере.
11.Период наблюдения за контактными лицами.
12.Профилактика холеры (специфическая, неспецифическая).
Чума
1.Этиология чумы.
2.Назовите источник инфекции.
3.Назовите механизмы и пути передачи.
4.Кто является переносчиком чумы.
5.Перечислите клинические формы болезни.
6.Что такое бубон.
7.Характеристика чумного бубона.
8.Особенности чумной пневмонии.
9.Как должен защитить себя персонал при работе в очаге чумы.
10.Сколько типов противочумных костюмов.
11.Какие препараты применяются для экстренной профилактики чумы.
12.Специфическая профилактика чумы.
13.Неспецифическая профилактика чумы.
Сибирская язва
1. Особенности возбудителя сибирской язвы.
2. Как переводится термин Anthrax.
3. Назовите источник инфекции.
4. Назовите пути передачи.
5. Что такое антропургический очаг.
6. Перечислите клинические формы болезни.
7. Как выглядит сибиреязвенный карбункул.
8. Препараты, применяемые для этиотропной терапии.
9. Местное лечение карбункула.
10. Специфическая профилактика сибирской язвы.
Приложение 2
Входной тест-контроль
Тестовые задания (ХОЛЕРА)
Выберите один правильный ответ:
1. Возбудитель холеры
- кишечная палочка
+ вибрион Эль-Тор
- иерсинии
- энтерококк
2. Препараты для регидратации
- физиологический раствор
- глюкоза
+ ацесоль
- реополиглюкин
3.Характер рвоты при холере
- без тошноты, приносит облегчение
- съеденной пищей
- с примесью желчи
+ фонтаном, не приносит облегчения
4. Характер холерного стула
- в виде «горохового супа»
- в виде «малинового желе»
+ в виде «рисового отвара»
- в виде «болотной тины»
5. Механизм передачи холеры
+ фекально-оральный
- трансмиссивный
- воздушно-капельный
- парентеральный
6. При холере развивается
- интоксикация
- дегидратация
+ регидратация
- отек головного мозга
7. Симптомы обезвоживания
- тургор кожи нормальный, тахикардия
- язык сухой, кожа горячая
- полиурия, судороги, одышка
+ афония, судороги, «руки прачки»
8.Препараты для оральной регидратации
- смекта
+ регидрон
- полифепан
- энтеродез
9. Факторы передачи при холере
- почва
- кровь
- моча
+ пища, вода
10. Цель патогенетической терапии при холере
- дезинтоксикация
+ регидратация
- дегидратация
- витаминотерапия
Тестовые задания (ЧУМА)
Выберите один правильный ответ:
1.К каким инфекциям относится чума
+ природно-очаговая инфекция
- кишечная инфекция
- вирусная инфекция
- антропонозная инфекция
2.Выберите возбудителя чумы
+ vibrio cholerae
- clostridium botulinum
- iersinia pestis
- Shigella Sonnae
3.Переносчик чумы
- комар
- клещи
- мухи жигалки
+ блохи
4.Источник инфекции
- иксодовые клещи
- вши
- собаки
+ дикие грызуны
5.Характерные симптомы чумы
- тризм, опистотонус
- симптом Кернига
- симптом Говорова-Годелье
+ «пьяный человек», «меловый язык»
6.Клинические симптомы легочной формы чумы
- увеличение печени и селезенки
- абсцесс легкого
+ одышка, кашель с пенистой кровянистой мокротой
- одышка, кашель с гнойной мокротой
7.Признаки чумного бубона
+ резко болезненный, величиной с мужской кулак
- подвижный, малоболезненный
- безболезненный, кожа обычной окраски
- безболезненный, спаянный
8.Материал на бактериологическое исследование при локализованных формах
- кровь, мокрота
- рвотные массы, кал
+ содержимое язвы, бубона
- содержимое язвы, мокрота
9.Какой тип противочумного костюма при легочной форме чумы
+ I типа
- II типа
- III типа
- IV типа
10. Диагностика чумы
- кожно-аллергическая проба
+ биологический
- ректороманоскопия
- копрограмма
Тестовые задания (СИБИРСАЯ ЯЗВА)
Выберите один правильный ответ:
1.Источники инфекции сибирской язвы
- птицы
+ сельскохозяйственные животные
- человек
- рыбы
2.Механизм заражения сибирской язвы
+ контактный
- вертикальный
- фекально-оральный
- парентеральный
3.Клинические формы сибирской язвы
- острая
- хроническая
- бубонная
+ кожная
4.Признаки сибиреязвенного карбункула
- гнойно-некротическое воспаление
+ безболезненный некротический струп
- гиперемия кожа, гнойное отделяемое
- геморрагическая сыпь
5.Признаки легочной формы
- кашель с выделением гнойной мокроты
- начало болезни постепенное
+ боли за грудиной, кровянистая мокрота
- одышка, цианоз не выраженный
6.Признаки кишечной формы
- интоксикация выражена слабо
- стул типа рисового отвара
- состояние средней тяжести
+ боли в животе, стул жидкий, кровянистый
7.Выберите методы диагностики сибирской язвы
+ бактериологический
- вирусологический
- биохимический
- рентгенологический
8.Материал для бактериологического исследования
- мазок из носоглотки
- промывные воды желудка
+ отделяемое из карбункула
- спинномозговая жидкость
9.Материал в лабораторию доставляется
+ как особо опасный
- обычный способ доставки
- при температуре 37ºС
- на льду
10.Специфическое лечение сибирской язвы
+ гентамицин
- вакцина
- иммуноглобулин
- преднизолон
Приложение 3
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
«Внутривенное введение лекарственного препарата (струйно)»
Группа _____________ ФИО студента ______________________
№ п/п | Перечень практических действий | Оценка выполнения в баллах | |
2 | 1 | ||
1. | Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль. | ||
2. | Попросить пациента представиться. | ||
3. | Сверить ФИО пациента с медицинской документацией. | ||
4. | Сообщить пациенту о назначении фельдшера/врача. | ||
5. | Объяснить ход и цель процедуры. | ||
6. | Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. | ||
7. | Предложить или помочь пациенту занять удобное положение на кушетке лежа на спине. | ||
8. | Проверить герметичность упаковки шприца. | ||
9. | Проверить срок годности одноразового шприца. | ||
10. | Проверить герметичность упаковки иглы для инъекций. | ||
11. | Проверить срок годности иглы для инъекций. | ||
12. | Проверить герметичность упаковки салфеток с антисептиком. | ||
13 | Проверить срок годности салфеток с антисептиком. | ||
14. | Сверить упаковку с лекарственным препаратом с назначением фельдшера/врача. | ||
15. | Проверить дозировку лекарственного препарата. | ||
16. | Проверить срок годности лекарственного препарата. | ||
17. | Проверить внешний вид лекарственного препарата. | ||
18. | Выложить на манипуляционный стол расходные материалы и инструменты. | ||
19. | Надеть средства защиты (маску для лица 3-х слойную медицинскую одноразовую нестерильную). | ||
20. | Надеть очки защитные медицинские. | ||
21. | Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком). | ||
22. | Надеть перчатки медицинские нестерильные. | ||
23. | Вскрыть упаковку шприца со стороны поршня. | ||
24. | Взяться за рукоятку поршня и обеспечить соединение цилиндра шприца с иглой внутри упаковки (не снимая колпачка с иглы). | ||
25. | Положить собранный шприц обратно в упаковку. | ||
26. | Вскрыть поочередно 4 стерильные упаковки с салфетками с антисептиком и не вынимая из упаковки оставить на манипуляционном столе. | ||
27. | Прочитать на ампуле название препарата и дозировку. | ||
28. | Взять ампулу в доминантную руку таким образом, чтобы специально нанесенный цветной маркер был обращен к себе. | ||
29. | Встряхнуть ампулу, чтобы весь лекарственный препарат оказался в ее широкой части. | ||
30. | Обработать шейку ампулы салфеткой с антисептиком. | ||
31. | Обернуть этой же салфеткой головку ампулы. | ||
32. | Вскрыть ампулу резким движением пальцев руки "от себя". | ||
33. | Поставить вскрытую ампулу с лекарственным препаратом на манипуляционный стол. | ||
34. | Поместить салфетку с антисептиком (внутри которой головка ампулы) в емкость для медицинских отходов класса «Б». | ||
35. | Поместить упаковку от салфетки с антисептиком в емкость для медицинских отходов класса «А». | ||
36. | Взять шприц из упаковки, снять колпачок с иглы. | ||
37. | Поместить колпачок из-под иглы в емкость для отходов класса «А». | ||
38. | Ввести иглу в ампулу, и набрать нужное количество препарата, избегая попадания воздуха в цилиндр шприца. | ||
39. | Поместить пустую ампулу в емкость для медицинских отходов класса «Б». | ||
40. | Снять двумя пальцами одной руки иглу с цилиндра шприца. | ||
41. | Поместить иглу в контейнер для сбора острых отходов класса «Б» с иглосъемником. | ||
42. | Выложить шприц с лекарственным препаратом без иглы на стерильную поверхность упаковки от шприца. | ||
43. | Вскрыть стерильную упаковку иглы для инъекции со стороны канюли. | ||
44. | Присоединить шприц к канюле иглы для инъекции. | ||
45. | Поместить упаковку от иглы для инъекции в емкость для медицинских отходов класса «А». | ||
46. | Вытеснить воздух из шприца в колпачок до появления первой капли из иглы. | ||
47. | Положить собранный шприц с лекарственным препаратом в упаковку от шприца. | ||
48. | Попросить пациента освободить от одежды локтевой сгиб руки. | ||
49. | Подложить под локоть пациента влагостойкую подушку. | ||
50. | Наложить венозный жгут в средней трети плеча на одежду или тканевую салфетку. | ||
51. | Определить пульсацию на лучевой артерии. | ||
52. | Попросить пациента сжать кулак. | ||
53. | Пропальпировать и осмотреть предполагаемое место венепункции. | ||
54. | Обработать место венепункции (большую площадь) салфеткой с антисептиком в одном направлении. | ||
55. | Обработать место венепункции новой салфеткой с антисептиком в одном направлении. | ||
56. | Использованные салфетки с антисептиком поместить в емкость для отходов класса «Б». | ||
57. | Поместить упаковки от салфеток с антисептиком в емкость для медицинских отходов класса «А». | ||
58. | Взять в доминантную руку шприц. | ||
59. | Снять колпачок с иглы и поместить в емкость для отходов класса «Б». | ||
60. | Натянуть свободной рукой кожу на расстоянии примерно 5 см ниже места венепункции по направлению к периферии, фиксируя вену. | ||
61. | Пунктировать локтевую вену «одномоментно» или «двухмоментно», под углом 10-15о (почти параллельно коже), держа иглу срезом вверх | ||
62. | Ввести иглу не более чем на ½ длины. | ||
63. | Перенести на упор штока-поршня и потянуть ее на себя рукой, которая натягивала кожу в области венепункции, убедиться, что попали в вену. | ||
64. | Развязать/ослабить жгут на плече пациента. | ||
65. | Попросить пациента разжать кулак. | ||
66. | Ввести медленно лекарственное средство в вену, не меняя положение шприца, оставив в шприце незначительное количество раствора. | ||
67. | Взять в руку салфетку с антисептиком, прижать ее к месту венепункции. | ||
68. | Извлечь иглу из вены. | ||
69. | Попросить пациента держать салфетку с антисептиком у места венепункцииприжимая большим пальцем второй руки и наложить давящую повязку на 5-7 минут. | ||
70. | Уточнить у пациента его самочувствие. | ||
71. | Поместить упаковку от салфетки с антисептиком в емкость для отходов класса «А». | ||
72. | Отсоединить иглу от шприца с помощью иглосъемника и поместить в непрокалываемый контейнер отходов класса «Б». | ||
73. | Поместить шприц в неразобранном виде в емкость для отходов класса «Б». | ||
74. | Поместить упаковку от шприца в емкость для отходов класса «А» | ||
75. | Убедиться (через 5-7 минут) в отсутствии наружного кровотечения в области венепункции. | ||
76. | Поместить салфетку с антисептиком, в емкость для медицинских отходов класса «Б». | ||
77. | Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками двукратно с интервалом 15 минут методом протирания. | ||
78. | Дезинфицирующие салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б». | ||
79. | Снять и поместить перчатки медицинские нестерильные в емкость для отходов класса «Б». | ||
80. | Снять и поместить маску для лица 3 -х слойную медицинскую одноразовую нестерильную в емкость для отходов класса «Б». | ||
81. | Снять и поместить очки в емкость для отходов класса «Б». | ||
82. | Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком). | ||
83. | Сделать запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма 025/у). | ||
Итоговое количество баллов |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
«Уход за постоянным мочевым катетером Фолея»
Группа _____________ ФИО студента ______________________
№ п/п | Перечень практических действий | Оценка выполнения в баллах | |
2 | 1 | ||
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль. | |||
Попросить пациента представиться. | |||
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией. | |||
Сообщить пациенту о назначении врача. | |||
Объяснить ход и цель процедуры. | |||
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. | |||
Отгородить пациента ширмой (при необходимости). | |||
Надеть маску. | |||
Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком). | |||
Надеть одноразовый фартук. | |||
Надеть нестерильные перчатки. | |||
Опустить изголовье кровати. | |||
Подложить под пациента впитывающую пеленку. | |||
Помочь пациенту занять положение на спине с согнутыми в коленях и разведенными ногами. | |||
Обработать промежность водой с жидким мылом с помощью салфеток и зажима/корнцанга. | |||
Поместить салфетки в емкость-контейнер для медицинских отходов класса Б. | |||
Поместить корнцанг в емкость с дезинфицирующим средством. | |||
Обработать марлевой салфеткой, смоченной водой проксимальный участок катетера на расстоянии 10 см. | |||
Поместить марлевую салфетку в емкость-контейнер для медицинских отходов класса Б. | |||
Осушить с помощью салфетки проксимальный участок катетера на расстоянии 10 см. | |||
Поместить марлевую салфетку в емкость-контейнер для медицинских отходов класса Б. | |||
Осмотреть область уретры вокруг катетера: убедиться, что моча не подтекает. | |||
Осмотреть кожу промежности, идентифицируя признаки инфекции (гиперемия, отечность, мацерация кожи, гнойное отделяемое). | |||
Убедиться, что трубка катетера приклеена пластырем к бедру и не натянута. | |||
Убрать впитывающую пеленку. | |||
Поместить впитывающую пеленку в емкость-контейнер для медицинских отходов класса Б. | |||
Удобно расположить пациента в постели. | |||
Убрать ширму. | |||
Сбросить использованные расходные материалы в пакет для медицинских отходов класса А. | |||
Снять фартук. | |||
Поместить фартук в пакет для медицинских отходов класса Б. | |||
Снять маску. | |||
Поместить маску в пакет для медицинских отходов класса Б. | |||
Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками двукратно с интервалом 15 минут методом протирания. | |||
Дезинфицирующие салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б». | |||
Снять перчатки и поместить их в емкость для медицинских отходов класса Б. | |||
Поместить перчатки в ёмкость-контейнер с медицинскими отходами класса Б. | |||
Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком). | |||
Уточнить у пациента его самочувствие. | |||
Сделать записать о проведенной процедуре в медицинской карте стационарного больного (форма 0003/у). | |||
Итоговое количество баллов |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
«Измерение температуры тела бесконтактный термометр»
Группа _____________ ФИО студента ______________________
№ п/п | Перечень практических действий | Оценка выполнения в баллах | |
2 | 1 | ||
1. | Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль. | ||
2. | Попросить пациента представиться. | ||
3. | Сверить ФИО пациента с медицинской документацией. | ||
4. | Сообщить пациенту о назначении врача. | ||
5. | Объяснить ход и цель процедуры. | ||
6. | Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. | ||
7. | Предложить или помочь пациенту занять удобное положение. | ||
8. | Проверить срок годности упаковки с марлевыми салфетками. | ||
9. | Проверить герметичность упаковки с марлевыми салфетками. | ||
10. | Открыть упаковку с марлевыми салфетками. | ||
11. | Упаковку от салфеток выбросить в пакет для медицинских отходов класса Б. | ||
12. | Проверить исправность бесконтактного термометра. | ||
13. | Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком). | ||
14. | Надеть перчатки медицинские нестерильные. | ||
15. | Осушить марлевыми салфетками область лба. | ||
16. | Сбросить салфетку в пакет для медицинских отходов класса Б. | ||
17. | Приподнести бесконтактный термометр на расстояние 1 см до звукового сигнала. | ||
18. | Сообщить пациенту результаты измерения. | ||
19. | Обработать антисептиком электронный термометр. | ||
20. | Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками двукратно с интервалом 15 минут методом протирания. | ||
21. | Дезинфицирующие салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б». | ||
22. | Снять перчатки. | ||
23. | Поместить перчатки медицинские нестерильные в емкость для отходов класса «Б». | ||
24. | Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком). | ||
25. | Уточнить у пациента его самочувствие. | ||
26. | Сделать запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма 025/у). | ||
Итоговое количество баллов |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
«Проведение базовой сердечно-легочной реанимации»
Группа _____________ ФИО студента ______________________
№ п/п | Перечень практических действий | Оценка выполнения в баллах | |
2 | 1 | ||
1. | Убедиться в отсутствии опасности для себя и пострадавшего. | ||
2. | Позвать на помощь. Вызвать «скорую помощь». | ||
3. | Определить признаки жизни (приложить ухо к губам, определить пульс на сонной артерии). | ||
4. | Уложить пациента на твердую ровную поверхность (пол). | ||
5. | Освободить область шеи, грудной клетки и туловища от стесняющей одежды (расстегнуть ворот, расслабить брючный ремень). | ||
6. | Расположиться сбоку от пациента с размещением выпрямленных в локтевых суставах рук по типу «ладонь в ладонь» или «замок». | ||
7. | Расположить проксимальную часть ладони на границе нижней и средней трети грудины, пальцы кисти жестко напряжены, не соприкасаются с грудной клеткой. | ||
8. | Произвести строго вертикально надавливание на грудину прямыми руками, всем весом тела. | ||
9. | Обеспечить при надавливании смещение грудины внутрь грудной клетки на 4-5 см, без отрыва ладони от грудины. | ||
10. | Обеспечить число нажатий 100 в одну минуту – всего 30 компрессий грудной клетки на 2 выдоха. | ||
11. | Компрессии отсчитывать вслух. | ||
12. | Открыть рот пациента и убедиться в проходимости ротовой полости | ||
13. | Марлевой салфеткой удалить слизь и инородные предметы из полости рта (при необходимости). | ||
14. | Открыть дыхательные пути. Ладонь одной руки положить на лоб пострадавшего, а двумя пальцами другой руки подхватить нижнюю челюсть пострадавшего и запрокинуть ему голову. | ||
15. | Обеспечить герметичность дыхательных путей (зажать нос пациента), положить салфетку на рот, обхватить губы пострадавшего своими губами. | ||
16. | Произвести выдох пострадавшему «изо рта в рот», с продолжительностью одного выдоха в 1 секунду и объемом одного вдоха – до начала визуального подъема грудной клетки. | ||
17. | Повторить выдох пострадавшему «изо рта в рот». | ||
18. | Обеспечить перерыв между сериями компрессий не более 10 секунд. | ||
19. | Осуществлять контроль эффективности массажа сердца каждые 2-3 минуты. | ||
20. | Марлевые салфетки поместить в емкость для отходов класса Б. | ||
Итоговое количество баллов |
Приложение 4
Ситуационные задачи
Задача № 1
Больная 17 лет поступила в больницу на рассвете по поводу остро развившегося заболевания ночью. Появился жидкий стул, водянистый, затем дефекации участились, стул становился все обильнее, постепенно приобретая вид рисового отвара.
Присоединилась рвота, обильная, мучительная. Температура субфебрильная, явления острого нарушения водно-солевого обмена и слабость сердечной деятельности.
Эпиданамнез: пациентка прибыла из туристической поездки из Индии 1 сутки назад.
Задания:
1.Предварительный диагноз (обоснование).
2.Составьте план лечения.
3.Дифференциальный диагноз.
4.Составьте план обследования.
5.Тактика фельдшера.
6.Составьте план лечения.
7.Противоэпидемические мероприятия в очаге.
Эталон ответа к задаче № 1
У больной холера (субфебрильная температура, стул обильный, в виде рисового отвара, рвота, нарушение водно-солевого обмена).
1.Больную необходимо поместить в холерный бокс на холерную кровать.
- ее необходимо взвесить, чтобы определить потерю массы тела.
- начать введение солевых растворов для восполнения потерь (трисоль, ацесоль).
- организовать сбор рвотных масс, кала и их дезинфекцию.
- помощь при рвоте, для профилактики аспирации.
2. Медперсонал должен работать в защитной одежде (противочумном костюме).
Задача № 2
Акушерку, работающую на ФАПе, вызвали к женщине на дом. Больная жалуется на заболевание, которое началось внезапно, с сильной головной боли. Температура 39,5°С, шатающаяся походка, изредка рвота, заплетающаяся речь. При осмотре акушерка увидела резко гиперемированное лицо и склеры, язык, обложенный белым налетом. При пальпации - увеличены печень и селезенка. На наружной поверхности голени имеется язва, поперечный размер которой 2 см. Заболевшая ночевала несколько дней в степи с мужем, который работает чабаном. В местности отмечался падеж грызунов.
Задания:
1.Предварительный диагноз (обоснование).
2.Составьте план лечения.
3.Дифференциальный диагноз.
4.Составьте план обследования.
5.Тактика фельдшера.
6.Составьте план лечения.
7.Противоэпидемические мероприятия в очаге.
Эталон ответа к задаче № 2
1. Возможно у женщины кожная форма чумы (характерные симптомы - острое начало, высокая температура, гиперемированное лицо, язык покрыт белым налетом, увеличена печень и селезенка, на голени язва. Больная ночевала в степи, где наблюдается падеж грызунов).
1. Больной нужно ввести 0,5 г стрептомицина.
2. Изолировать всех лиц, бывших в контакте с больной.
3. Составить список лиц, бывших в контакте с больной.
4. Найти способ сообщить о выявлении заболевания чумой главному врачу, запросить противочумный костюм, дез. средства, средства личной профилактики.
5. Запретить пользоваться канализацией (если она есть).
6. Организовать сбор и дезинфекцию выделений больной.
7. Обработать спиртом лицо и руки, надеть противочумный костюм, рот ополоснуть раствором стрептомицина.
8. Остаться с больной и контактными в очаге до приезда специальной бригады.
Задача № 3
У больного 47лет после укуса овода через несколько дней на лице появился пузырек величиной в копеечную монету, наполненный геморрагической жидкостью, резкий безболезненный отек лица, спускающийся на шею. Температура 39,6, выраженное недомогание, головная боль, слабость, плохой аппетит.
Задания:
1.Предварительный диагноз (обоснование).
2.Составьте план лечения.
3.Дифференциальный диагноз.
4.Составьте план обследования.
5.Тактика фельдшера.
6.Составьте план лечения.
7.Противоэпидемические мероприятия в очаге.
Эталон ответа к задаче № 3
1. Кожная форма сибирской язвы (на лице пузырек с геморрагическом содержимым, резкий безболезненный отек лица и шеи, высокая температура; возникли симптомы после укуса оводом).
2. Для исследования необходимо взять содержимое пузырька и кровь, для бактериологического исследования и серологического. В качестве вспомогательного метода можно сделать КАП с диагностикумом антраксином. Материал упаковывается и доставляется как при ООИ.
3. Больного необходимо госпитализировать, поместить в отдельную палату, выделить отдельные предметы ухода, посуду; проводить текущую дезинфекцию. Сообщить в ЦГСЭН, контактирующим в очаге необходимо ввести противосибиреязвенный глобулин, пенициллин; наблюдать за ними 14 дней.
Лицам, связанным с профессиональной угрозой заражения, а также имеющим во владении скот необходимо провести вакцинацию. С населением проводят просветительную работу.
Приложение 5
Опишите клинические симптомы на слайдах
Для каких заболеваний характерны эти симптомы
Оценочный лист
№ | ФИО студента | Фронтальный опрос | Входящий тест контроль | Отработка практических навыков | Решение проблемно-ситуационных задач | Описание клиники по слайдам | Итоговая оценка за занятие |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при вирусном гепатите В» ПМ 02. МДК 02.01
Учебно-методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при вирусном гепатите В»ПМ 02. "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах", МДК 02.01. "Се...
Презентация к Методической разработке лекционного занятия: «Сестринский уход при гипертонической болезни» 12. 2016 г.
Презентация к Методической разработке лекционного занятия «Сестринский уход при гипертонической болезни» подготовлена в соответствии с рабочей программой раздела междисциплинарного курса: «Сестринская...
Методическая разработка практического занятия «Сестринское обследование и уход за пациентами при Бронхиальной астме »
Тесты ,задачи...
Методическая разработка практического занятия «Сестринское обследование и уход за пациентами при Бронхиальной астме »
тесты,задачи...
Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»
Цель данного методического пособия – помощь студентам в процессе подготовки к аудиторному практическому занятию и учебной практике, данное пособие поможет студентам изучить клинические проявлени...
Методическая разработка практического занятия «Сестринский процесс при кишечных инфекциях, вирусных гепатитах»
В общей структуре инфекционной и паразитарной заболеваемости острые кишечные инфекции (дизентерии, кишечной коли-инфекции, сальмонеллеза) занимают второе место. Случаи заболеваний регистрируются среди...