1 | Вводная часть. Свободный вход в группу
Познавательная беседа с детьми (открытие новых знаний)
Основная часть.
Заключительная часть
Подведение итогов.
| Педагог-психолог: Ребята, здравствуйте, я недавно побывала на Канарских островах, у них есть очень интересная особенность, на них очень много… Я Вам не скажу «чего», но могу загадать загадку: Я плююсь огнём и лавой, Я - опасный великан, Славен я недоброй славой. Как зовут меня? (Вулкан) Педагог-психолог: Молодцы, ребята, отгадали мою загадку. Вы хотите узнать, что же такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? Тогда послушайте интересную легенду. «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами». Педагог-психолог: Как вы думайте, что такое вулкан? Дети: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается лава, поднимается дым, и летят камни. Педагог-психолог: Правильно, это огнедышащая гора. На что похожа гора? Дети: На конус, на треугольник, на пирамиду. Педагог-психолог: Правильно, ребята. А теперь я вам предлагаю посмотреть на внешнее и внутреннее строение вулкана. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть - это жерло вулкана, жерло похоже на трубу, уходящую глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это магма, вырвавшаяся наружу из недров земли. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава стечёт далеко от вулкана, она застывает. Сейчас я Вам рассказала про злой вулкан, но там где я путешествовала, были и добрые вулканы. У отдельных канарских вулканов были особенности: их лава продвигалась медленно, часто люди успевали убежать. Педагог-психолог: Ребята, подскажите, пожалуйста, а как называют людей, которые занимаются изучением вулканов? Дети: Вулканологи Педагог-психолог: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны? Дети: Вулканологи изучают вулканы, как они устроены, почему они извергаются. Педагог-психолог: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия? Дети: Да, потому что они предупреждают людей об опасности. Педагог-психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, какими профессиональными качествами должен обладать вулканолог? Дети: Вулканолог должен быть умным и смелым, потому что без смелости он не сможет изучать вулканы. Педагог-психолог: Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их оповещение и эвакуация. Педагог-психолог: Ребят, а также я слышала легенду о вулкане Тейде, который был остановлен молитвами священника, и жители села успели спастись от горящей лавы. Случилось это благодаря его медлительности. Лава извергалась настолько медленно, что до села уже дошла остывшей. Педагог-психолог: А приносят ли пользу вулканы? Если да, то какую? Дети: Да! Там плодородная почва; пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы. Педагог-психолог: Молодцы! А вулкан Тейде является для местных жителей источников дохода, из его застывшей лавы они делают очень красивые украшения. Вот так вулкан становится не только разрушителем, но и помощником! Посмотрите, какие красивые изделия делают из застывшей лавы вулкана Тейде (демонстрация изделий из вулканической лавы). Педагог-психолог: Ребята, я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик — извержение вулкана (просмотр фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога: извержение вулкана начинается с появления дыма, затем происходит взрыв). Педагог-психолог: сейчас мы наблюдали за действующим вулканом, а какие еще бывают вулканы? Ответы детей: - Вулканы бывают действующие - это вулканы, которые извергают лаву.
- Потухшие - не извергающие лаву.
- Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать. Вулкан Тейде считается уснувшим.
Педагог-психолог: Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка. Вопросы детям: - С чего начинается извержение вулкана? - Что происходит дальше? - Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья) Педагог-психолог: Ну и конечно же, ребята, нам с вами необходимо узнать, где же на нашей планете располагаются столь загадочные образования природы. А в этом нам поможет географическая карта (педагог вместе с детьми подходит к карте и показывает детям расположение вулканов). Педагог-психолог : Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наш опыт? Педагог-психолог: Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно проделать опыт - извержение вулкана? Но для начала немного разомнемся, ведь работа предстоит нелегкая. Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" Из жерла лаву извергать | Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз. |
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! | Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза |
Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. | Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ |
Последний раз огнём дыхнул - | Дышат как драконы «извергающие огонь» |
И на десятки лет уснул. | Складывают руки под щеку «засыпают, спят» |
А сейчас давайте пойдем делать эксперимент. В лаборатории у нас всё готово для проведения опыта. И для начала вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов: - Внимательно слушать и ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
Делаем опыт. На столе, на подносе стоит макет вулкана из соленного теста. Дети встают вокруг стола. Вначале педагог- психолог объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, опираясь на картинку - схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, педагог- психолог еще раз проговаривает последовательность проведения опыта. Последовательность проведения эксперимента. 1 - всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды. 2 - налить полстакана воды. 3 - добавить в воду кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета. 4 - в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать. 5 — педагог- психолог добавляет в окрашенную воду две столовой ложки лимонной кислоты, затем ребята осторожно вливают полученную смесь в жерло вулкана (сода) . 6 — наблюдаем извержение - Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наш опыт?
Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас всё получилось, замечательно!
|