Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности
план-конспект занятия
Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opornogo_konspekta_nravstvennye_nachala_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект практического занятия № 1
по теме: Составление опорного конспекта «Нравственные начала исследовательской деятельности»
План:
1. Основные требования к составлению опорного конспекта.
2. План составления.
3. Требования к содержанию опорного конспекта.
4. Материал для составления опорного конспекта по теме.
1. Основные требования к составлению опорного конспекта.
Опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию. Основные требования к составлению Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования: 1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова. 2. Излагать данные лаконично и последовательно. 3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура. 4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем. 5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.
2. План составления. 1. Напишите название темы, по которой составляется конспект. 2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное. 3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы. 4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта. 5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана. 6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм. 7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами. 8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов. 9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.
3. Требования к содержанию опорного конспекта. 1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса. 2. Логически обоснованная последовательность изложения.
4. Материал для составления опорного конспекта по теме. Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, с одной стороны, а с другой - опасные негативные социальные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного использования достижений науки повышают в наши дни требования к нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос шире, стороне научной деятельности. Исходя из этого научно-исследовательская работа требует от ее исполнителей соблюдение ряда принципов поведения в научном сообществе. Эти принципы определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности. Их содержание сложилось исторически и уточняется, усовершенствуется самим научным сообществом в соответствии с условиями современности - в связи с возникновением в науке новых этических проблем под воздействием социальных трансформаций.
Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.
Основная идея этики науки была выражена ещё Аристотелем - «Платон мне друг, но истина дороже». С XIX века научная деятельность стала профессиональной. Этика науки стала видом профессиональной этики. В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. В научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только мужественно и настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.
Международную законодательную Основу научной этики составляет принятая XVIII Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная правительствами большинства стран «Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников». В 2000 году Сенат (общее собрание) Общества Макса Планка (Германия) сделал попытку создать нормы научной этики, выполнение которых обязательно для всех ученых, работающих в институтах Общества.
В основе научной этики лежит научная честность. Именно она обусловливает этические ценности, которыми должны руководствоваться исследователи.
Можно выделить следующие обобщенные этические принципы научной деятельности, которые признаются большинством ученых:
· самоценность истины;
· ориентированность на новизну научного знания;
· свобода научного творчества;
· открытость научных результатов;
· исходный критицизм.
Принцип самоценности истины подразумевает ориентацию исследователя и научной деятельности на поиск объективного знания, а не на личные, групповые, корпоративные или национальные интересы. Истина и только истина - основная ценность деятельности в сфере науки. Только одна дихотомия имеет значение: «истинно - ложно», все остальное - за пределами науки. Какой бы новой или тривиальной, «ожидаемой» или «неудобной» не оказалась обнаруженная в процессе исследования истина, она должна быть обнародована. Из данного принципа следует одно из обязательных условий научной деятельности: условие точного соблюдения правил получения, отбора, обработки и публикации данных, действующих в конкретной научной дисциплине.
Новизна научного знания. Наука существует, только развиваясь, а развивается она непрерывным приращением и обновлением знания. Определяя суть научной работы, М. Вебер писал: «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет... Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным... Но быть превзойденными в научном отношении — не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас». Необходимость получения новых фактов и создания новых гипотез обуславливает обязательную информированность исследователя о ранее полученных в этой области науки знаниях.
Свобода научного творчества — идеальный, но не всегда реализуемый принцип научной деятельности. Для науки нет и не должно быть запретных тем, и определение предмета исследований есть выбор самого ученого. Любой результат, претендующий на научное достижение, должен быть внимательно проанализирован и оценен научным сообществом независимо от того, ученый с какими прошлыми заслугами его представляет. В реальных ситуациях действенность этого принципа зачастую ограничена как внутренними факторами, действующими в научной среде, так и внешними — этическими, социальными и материальными.
Всеобщность или открытость научных достижений. На результаты фундаментальных научных исследований (не путать с изобретениями) не существует права интеллектуальной собственности, ибо они принадлежат всему человечеству. Автор и никто другой не может запретить использовать научные результаты или требовать какой-либо компенсации за их использование, кроме ссылки на авторство. Соответственно, любой ученый, получивший новые результаты, должен их опубликовать, поскольку новое знание только тогда становится составным элементом научной картины мира, когда оно проверено и признано научным сообществом.
Исходный критицизм. Принцип, который подразумевает открытость для сомнений по поводу любых результатов научной деятельности, как своих собственных, так и публикуемых другими учеными. Это правило требует осмысления неявных предположений, принимаемых в качестве аксиом; бдительного отношения к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или причинами этического характера; осторожного отношения к вероятности неверного истолкования результатов. Как отметил академик М.В. Садовский «в научной печати никогда не было абсолютной свободы слова, в науке никогда не работал принцип «презумпции невиновности». Если ты провозглашаешь, что совершил открытие, никто не поверит тебе на слово, ты должен долго и упорно доказывать это. Научный результат публикуется в научном издании после того, как прошел все этапы апробации. И даже в этом случае он не всегда оказывается верным».
Таким образом, в науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.
Вопросы для самоконтроля.
1. Перечислите основные требования к составлению опорного конспекта.
2. Составьте план своего опорного конспекта по теме.
3. Подберите материал для составления конспекта по теме.
4. Выполните практическое занятие.
Список литературы
Основная литература.
- Основы учебно-исследовательской деятельности Е.Н. Куклина, М.А. Мазниченко, И.А. Мушкина, Москва « Юрайт» 2019.
Дополнительная
- Методы и средства научных исследований: учебник А.А. Пижурин, А.А. Пижурин (мл.), В.Е. Пятков М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015
- Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.,2015
- Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2012
- Гасилин В.Н., Демидова М.В. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2016
Интернет-ресурсы:
- http://festival.1september.ru/articles/549412/
- www.twirpx.com/files/common/research
- www.twirpx.com/file/592354
- www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/module1/1_2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по ОП.08 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Международные стандарты финансовой отчетности. Общая характеристика бухгалтерского учета. Предмет, метод бухгалтерского и его объ...
Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление опорного конспекта с помощью майндмэппинга (технологии работы с ментальными картами) для закрепления учебного материала"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 110px; width: 127px; f...
Конспект лекций по Правовому обеспечению профессиональной и предпринимательской деятельности
данный материал составлен в соответствии с ФГОС Кинология и рабочей программой учебной дисциплины ОП 08 Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности...
Конспект лекции Основные представления о проектной и исследовательской деятельности
Основные представления о проектной и исследовательской деятельности...
Опорный конспект лекций (структурно-логические схемы и таблицы) по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология для спец.40.02.02 Правоохранительная деятельность
Данная методическая разработка представляет собой структурно-логические схемы и таблицы по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология по основным разделам курса: Раздел 1 Социология и Раздел 2 Полит...