ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
В статье рассматриваются вопросы формирования творческого мышления и повышения качества образования при использовании инновационных учебно- методических комплексов нового типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Набиуллина Р.Х.
учителя родного языка и литературы МБОУ«СОШ№31»,г.Нижнекамск
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования творческого мышления и повышения качества образования при использовании инновационных учебно- методических комплексов нового типа.
Главная задача школы – это развитие и формирование творческой личности. Процесс формирования творческого мышления и повышения качества образования наиболее эффективно при использовании инновационных учебно-методических комплексов нового типа. К таким учебно-методическим комплексам относятся инновационные учебные комплексы, созданные на основе логико-психологической концепции, разработанной доктором психологических наук, профессором БГПУ, академиком Международных академий психологических, педагогических и акмеологических наук А.З. Рахимовым. В целях эффективной реализации деятельностного подхода в течение нескольких лет результативно применяем в образовательном процессе технологию творческого развития А.З.Рахимова. Данная технология выбрана нами потому, что в ее основу заложен системно-деятельностный подход в области развития УУД. Технология отвечает требованиям ФГОС.
Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача. В процессе ее решения происходят определенные изменения в изучаемых учащимся объектах или в представлениях о них, при этом в результате меняется сам действующий субъект. Учащийся как субъект учебной деятельности должен освоить наиболее общий способ решения относительно широкого круга частных практических задач. А преподаватель, поставивший учебную задачу перед учащимся, должен ввести его в ситуацию, которая сориентирует на этот общий способ решения во всевозможных частных и конкретных условиях.
Согласно деятельностному подходу, учебная деятельность должна состоять не из эпизодического, а из систематического решения учебных задач по применению изучаемой теории к реальной действительности.
В настоящее время учителя школы №31 г.Нижнекамска интенсивно внедряют в учебно-воспитательный процесс новые педагогические технологии: систему развивающего обучения Эльконина - Давыдова - Рахимова. На базе нашей школы с 2010 года работает педагогическая мастерская технологии творческого развития академика А.З. Рахимова.
В своей практике мы убедились, что технологический инновационный урок существенно отличается от обычной методики. Он состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (по В.В. Давыдову).
I. Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи состоит из четырех шагов:
1) проверка творческой домашней работы. Учащиеся получают домашние задания на трех уровнях:
а) задания на знание программного материала и готовность произвести его, этот уровень воспроизведения обязателен для всех учащихся;
б) задания на творческое применение усвоенных способов, заданий, моделей – это полутворческий уровень, задания выполняются по желанию;
в) задания на чистое творчество , это задание выполняется только по желанию;
2) выравнивание знаний, на этом этапе учащиеся повторяют не просто прошлый урок, но активизируют все необходимые знания, которые нужно для дальнейшей познавательной активности. Здесь происходит выравнивание знаний , чтобы все они находились на одинаковой стартовой позиции. Чтобы добиться развивающего и выравнивающего эффекта на этом этапе урока, педагог заранее продумывает и готовит ключевые вопросы для организации групповой и индивидуальной работы, что обеспечивает вспоминание, припоминание, дополнение;
3) после ориентации в необходимом материале учитель посредством цепочки проблемных вопросов приводит учащихся к формулировке учебной задачи к данному уроку;
4) последний элемент первого этапа урока заключается в том, что он завершается общей самооценкой.
II. Операционно-исполнительский этап урока. Это этап решения учебной задачи и формирования учебных действий. Здесь реализуется три принципа программированного обучения: не усвоив один шаг, т.е. одно задание нельзя переходить к следующему заданию; второй принцип – немедленный контроль выполненного задания через систему групповой работы; третий принцип – оперативная, регулярная, пошаговая оценка результатов решения. По технологии творческого развития каждое элементарное задание выполняет развивающую функцию.
Второй этап урока занимает 25-30 минут времени, обеспечивает полное усвоение материала, создание полного душевного комфорта, развитие творческих способностей, укрепление соматического и психического здоровья.
III. Рефлексивно-оценочный этап урока. Здесь имеется в виду шаговая рефлексия и завершение урока общей самооценкой. При традиционной методике контроль и оценка возлагается на учителя. Контрольно-оценочную функцию новая технология также передает самим учащимся через организацию системы самоконтроля и самооценки.
Уроки проходят в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность учащихся, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения. На уроке дети свободно общаются, дискутируют и сами определяют, кто будет отвечать по материалу. При решении проблем каждый старается принимать активное участие. Учащиеся умеют аргументировать свои ответы, умеют радоваться, а хорошее настроение ведет к укреплению их здоровья. Технология творческого развития гарантирует детям радостное учение и повышение качества обучения.
Результаты Всероссийской Олимпиады обучающихся по технологии творческого развития:
Год | Количество | Учитель |
2011-2019 | 7 | Шайхутдинова Р.А. |
2011-2019 | 7 | Бадгиева Э.Д. |
2011-2019 | 5 | Хадиева С.А. |
2014-2019 | 11 | Набиуллина Р.Х. |
Технология творческого развития наряду с успехами в качестве усвоения материала развивает культуру умственного труда. Данная система обучения воспитывает у учащихся познавательные интересы, мотивы, увлеченность, чувство радости познания и учения. Высокие положительные эмоции развивают у учащихся не только телесное, но и духовно-нравственное здоровье.
Список использованных источников:
1. Рахимов А.З. Психология творчества - Уфа: Наука, образование, культура, 1996. – с.121
2. Каримов М.Ф. Информационное моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности //Наука и школа. – 2006. - №3 – с. 34-38.
3. Митенева С.Д. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей обучающихся. – СПО. 2010. – с. 29-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Общепедагогическая подготовка работников образования – как один из факторов повышения качества образования. Какие технологии используются в работе».
О применениии ИКТ- технологий в музыкальной школе....
Проект на тему: "Педагогические технологии как средство повышения качества образования обучающихся НПО"
Ни для кого не секрет, что у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтро...
Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования
Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее в...
Повышение качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе внедрения инновационных здоровьесбересберегающих технологий обучения с использованием нетрадиционных методов и приёмов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ...
Мастер-класс для молодых педагогов по теме «Инновационные педагогические технологии, как условие повышения качества образования»
. Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический ана...
Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже
Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже...