ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Набиуллина Резеда Хайдаровна

В статье рассматриваются вопросы формирования творческого мышления и повышения качества образования при использовании инновационных учебно- методических комплексов нового типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Набиуллина Р.Х.

учителя родного языка и литературы МБОУ«СОШ№31»,г.Нижнекамск

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования творческого мышления и повышения качества образования при использовании инновационных учебно- методических комплексов нового типа.

       Главная задача школы – это развитие и формирование творческой личности. Процесс формирования творческого мышления и повышения качества образования наиболее эффективно при использовании инновационных учебно-методических комплексов нового типа. К таким учебно-методическим комплексам относятся инновационные учебные комплексы, созданные на основе логико-психологической концепции, разработанной доктором психологических наук, профессором БГПУ, академиком Международных академий психологических, педагогических и акмеологических наук А.З. Рахимовым. В целях эффективной реализации деятельностного подхода в течение нескольких лет результативно применяем в образовательном процессе технологию творческого развития А.З.Рахимова. Данная технология выбрана нами потому, что в ее основу заложен системно-деятельностный подход в области развития УУД. Технология отвечает требованиям ФГОС.

        Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача. В процессе ее решения происходят определенные изменения в изучаемых учащимся объектах или в представлениях о них, при этом в результате меняется сам действующий субъект. Учащийся как субъект учебной деятельности должен освоить наиболее общий способ решения относительно широкого круга частных практических задач. А преподаватель, поставивший учебную задачу перед учащимся, должен ввести его в ситуацию, которая сориентирует на этот общий способ решения во всевозможных частных и конкретных условиях.

        Согласно деятельностному подходу, учебная деятельность должна состоять не из эпизодического, а из систематического решения учебных задач по применению изучаемой теории к реальной действительности.

        В настоящее время учителя школы №31 г.Нижнекамска интенсивно внедряют в учебно-воспитательный процесс новые педагогические технологии: систему развивающего обучения Эльконина - Давыдова - Рахимова. На базе нашей школы с 2010 года   работает педагогическая мастерская  технологии творческого развития академика А.З. Рахимова.

        В своей практике мы убедились, что технологический инновационный урок существенно отличается от обычной методики. Он состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (по В.В. Давыдову).

        I. Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи состоит из четырех шагов:

1) проверка творческой домашней работы. Учащиеся  получают домашние задания на трех уровнях:

а) задания на знание программного материала и готовность произвести его, этот уровень воспроизведения обязателен для всех учащихся;

б) задания на творческое применение усвоенных способов, заданий, моделей – это полутворческий уровень, задания выполняются по желанию;

в) задания на чистое творчество , это задание выполняется только по желанию;         

2) выравнивание знаний, на этом этапе учащиеся повторяют не просто прошлый урок, но активизируют все необходимые знания, которые нужно для дальнейшей познавательной активности. Здесь происходит выравнивание знаний , чтобы все они находились на одинаковой стартовой позиции. Чтобы добиться развивающего и выравнивающего эффекта на этом этапе урока, педагог заранее продумывает и готовит ключевые вопросы для организации групповой и индивидуальной работы, что обеспечивает вспоминание, припоминание, дополнение;

3) после ориентации в необходимом материале учитель посредством цепочки проблемных вопросов приводит учащихся к формулировке учебной задачи к данному уроку;

4) последний элемент первого этапа урока заключается в том, что он завершается общей самооценкой.

        II. Операционно-исполнительский этап урока. Это этап решения учебной задачи и формирования учебных действий. Здесь реализуется три принципа программированного обучения: не усвоив один шаг, т.е. одно задание нельзя переходить к следующему заданию; второй принцип – немедленный контроль выполненного задания через систему групповой работы; третий принцип – оперативная, регулярная, пошаговая оценка результатов решения. По технологии творческого развития каждое элементарное задание выполняет развивающую функцию.

        Второй этап урока занимает 25-30 минут времени, обеспечивает полное усвоение материала, создание полного душевного комфорта, развитие творческих способностей, укрепление соматического и психического здоровья.

        III. Рефлексивно-оценочный этап урока. Здесь имеется в виду шаговая рефлексия и завершение урока общей самооценкой. При традиционной методике контроль и оценка возлагается на учителя. Контрольно-оценочную функцию новая технология также передает самим учащимся через организацию системы самоконтроля и самооценки.

        Уроки проходят в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность учащихся, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения. На уроке дети свободно общаются, дискутируют и сами определяют, кто будет отвечать по материалу. При решении проблем каждый старается принимать активное участие. Учащиеся умеют аргументировать свои ответы, умеют радоваться, а хорошее настроение ведет к укреплению их здоровья. Технология творческого развития гарантирует детям радостное учение и повышение качества обучения.

            Результаты  Всероссийской Олимпиады  обучающихся по технологии творческого развития:

Год

Количество

Учитель

2011-2019

7

Шайхутдинова Р.А.

2011-2019

7

Бадгиева Э.Д.

2011-2019

5

Хадиева С.А.

2014-2019

11

Набиуллина Р.Х.

        Технология творческого развития наряду с успехами в качестве усвоения материала развивает культуру умственного труда. Данная система обучения воспитывает у учащихся познавательные интересы, мотивы, увлеченность, чувство радости познания и учения. Высокие положительные эмоции развивают у учащихся не только телесное, но и духовно-нравственное здоровье.

Список использованных источников:

        1. Рахимов А.З. Психология творчества - Уфа: Наука, образование, культура, 1996. – с.121

        2. Каримов М.Ф. Информационное моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности //Наука и школа. – 2006. - №3 – с. 34-38.

        3. Митенева С.Д. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей обучающихся. – СПО. 2010. – с. 29-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Педагогические технологии как средство повышения качества образования обучающихся НПО"

Ни для кого не секрет, что  у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтро...

Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования

Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее в...

Повышение качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе внедрения инновационных здоровьесбересберегающих технологий обучения с использованием нетрадиционных методов и приёмов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ...

Мастер-класс для молодых педагогов по теме «Инновационные педагогические технологии, как условие повышения качества образования»

. Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический ана...

Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже

Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже...