Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Меховая мозаика» Направленность: художественная
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программ (далее программа) «Меховая мозаика» имеет художественную направленность (декоративно – прикладное направление) и ориентирована на приобщение обучающихся к изготовлению сувениров, декорирование национальных предметов быта и одежды. Программа интегрирована с туристическо – краеведческим направлением.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей, эстетического вкуса.
По целевой установке программа является практикоориентированной - знания не только усваиваются, но и активно применяются на практике в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_mehovaya_mozaika_heno_e.h.doc | 939 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Тазовский районный Дом творчества»
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Меховая мозаика»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7 -18 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Хэно Елена Хэлювна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Тазовский районный
Дом творчества»
п. Тазовский
2019 год
Образовательная программа дополнительного образования «Меховая мозаика»
создана в 2005 году, отредактирована в 2019 году.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно – правовое обеспечение программы.
Программа составлена в соответствии с требованиями, основополагающих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей Министерства образования РФ №06-1844 от 11.12.2006г.;
- Устав МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»
- Учебный план МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества» на учебный год.
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программ (далее программа) «Меховая мозаика» имеет художественную направленность (декоративно – прикладное направление) и ориентирована на приобщение обучающихся к изготовлению сувениров, декорирование национальных предметов быта и одежды. Программа интегрирована с туристическо – краеведческим направлением.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей, эстетического вкуса.
По целевой установке программа является практикоориентированной - знания не только усваиваются, но и активно применяются на практике в повседневной жизни.
Успешная реализация приоритетного национального проекта «Образование» в условиях Крайнего Севера зависит не только от внедрения передовых технологий и современной техники, но и от умения сохранить и адаптировать к современным образовательным нормам целые пласты национального культурного наследия, доставшееся нам от предыдущих поколений.
Основным мотивом для создания представленной программы послужила попытка сохранить, адаптировать и развить технологию рукоделия коренного народа Ямала: меховое шитьё, аппликация, декорирование национальной одежды, утвари, интерьера жилища и игрушек бисероплетением и вышивкой из бисера.
Новизна программы.
Новизной программы является объединение различных технологий рукоделия: шитье, низание, плетение и вышивка бисером, аппликация, декорирования изделий народными орнаментами (интегративный курс).
Программа «Меховая мозаика» интегрирована с туристическо – краеведческим направлением для более глубокого изучения Родного края, его истории и быта. Данные знания являются источником нравственных опор, стержнем, вокруг которого можно будет организовать воспитательный процесс.
Актуальность программы.
В народной программе «Коренные 2021 «Земля, традиции, будущее» Ассоциации коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации разработаны механизмы по вопросам развития в России национального образования в части сохранения и формирования у подрастающего поколения национального самосознания:
- пропаганда культурной самобытности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации посредством участия в реализации мероприятий этнокультурной направленности.
- добиваться включения в региональные программы мероприятий по сохранению и развитию языка и культуры коренных малочисленных народов;
- участие в реализации проектов по научным, образовательным и культурным программам, обеспечивающим доступность качественного образования для детей и молодёжи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В соответствии вышеуказанной программой и на основании постановления Правительства Ямало-ненецкого автономного округа от 12 декабря 2018 года N1271-П «Об утверждении комплексной программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы" является актуальным включение в дополнительное образование детей программы с национально – региональным компонентом.
Педагогическая целесообразность программы подчинена решению единой задачи воспитания подрастающего поколения:
- сохранение рукодельного декоративно – прикладного искусства коренных жителей Ямала,
- адаптирование ремесла к современным технологическим условиям изготовления,
- развитие народных промыслов из меха и кожи с внедрением современных инструментов, материалов и оборудования.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она предоставляет широкие возможности для самостоятельной работы обучающихся, выполнения ими творческих работ и участия в проектной деятельности.
Содержание программы направлено на сохранение рукодельного декоративно – прикладное искусства коренных жителей Ямала, развитие народных промыслов из меха и кожи с внедрением современных инструментов, материалов и оборудования, развитие продуктивного и креативного мышления на занятиях.
Цель программы: Сохранение и развитие рукодельных промыслов коренных народов Севера.
Задачи программы:
- обучать детей технологии обработки и выделки меха, изготовления и декорирования изделий;
- развивать творческие способности обучающихся посредством прикладных умений и навыков;
- воспитывать художественно – эстетический вкус и уважение к традиционным народным промыслам Крайнего Севера.
Отличительные особенности программы
В основе программы «Меховая мозаика» лежит метапредметный подход, в котором сочетаются все самое ценное и практически полезное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей.
Программа носит много аспектный характер: ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, концентрацию внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение, навыки проектирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий, способствует социализации; творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.
Использование в программе национального колорита народов Крайнего Севера делает ее наиболее интересной и познавательной для обучающихся.
Возраст обучающихся. Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на три года обучения для детей 7 - 18 лет, преимущественно коренной национальности.
Форма и режим занятия.
Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251–03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности студентов согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.
Период обучения:
1 год – 144 часа (2 раза в неделю по два часа);
2 год – 144 часа (2 раза по два часа в неделю);
3 год – 144 часа (2 раза по два часа в неделю).
В группах количество обучаемых не должно превышать 8 человек.
Формы занятий:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- творческие занятия;
- экскурсии;
- выставки;
- ярмарки;
- презентации;
- проектная деятельность;
- учебно-исследовательская деятельность;
- конкурсы профессионального мастерства;
- изучение специальной литературы;
- ознакомление с новинками техник прикладного творчества;
- изготовление изделий согласно программы;
- консультации специалистов.
При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов. Данная программа способствует созданию условий для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу компетентного подхода в дополнительном образовании. Программа направлена на формирование профессиональных компетенций у обучающихся.
На занятиях используется большое количество иллюстрированной литературы, фотоматериалов, образцов изделий; проводятся открытые занятия, познавательно – развлекательные мероприятия, посвященные неделе декоративно – прикладному творчеству. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний по материаловедению, орнаменту, композиции.
Для каждого обучающегося по заданной теме предусматривается как индивидуальная работа, так и групповая совместно с педагогом.
Одной из форм занятий является проведение праздников традиционного народного календаря.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
По результатам первого года обучения обучающий должен знать:
- требования техники безопасности при ручных работах и правила личной гигиены при работе с мехом;
- виды швов;
- условные обозначения на схемах;
- последовательность изготовления аппликаций;
- понятие орнамента, типы орнаментов;
- условия хранения меха;
должен уметь:
- работать с различными инструментами (иглами, ножницами, ножами, бисером,
- леской) соблюдая технику безопасности
- работать по схемам;
- изготавливать национальные куклы «нухоко»;
- изготовлять предметные, сюжетные, декоративные аппликации из цветной бумаги и природного материала;
- шить несложные одежду для кукол из сукна и меха;
- рисовать и составлять ненецкие узоры;
- правильно подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
Ожидаемый результат 1 года обучения:.
- изготовление более десяти изделий в течение года;
- участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Критерии результативности:
- соблюдение техники безопасности;
- рациональная организация рабочего места;
- самостоятельное выполнение несложных аппликаций из природного материала;
- аккуратность выполнения работы.
По результатам второго года обучения должен
уметь:
- работать самостоятельно инструментами и приспособлениями;
- соблюдать последовательность при выделке шкур и лап;
- самостоятельно изготовить небольшое панно и сувенир;
- работать индивидуально и группами;
- изготовлять изделие по образцу, рисунку, устным и письменным инструкциям;
- вышивать бисером национальные предметы быта;
- подготовить самостоятельно рабочее место и содержать его в порядке.
должен знать:
- правила по техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
- общие сведения о сырье и практическое использование шкуры оленя в жизни и в быту ненцев;
- названия изготовленных изделий, необходимых операций, используемых инструментов;
- основные этапы выделки меха и пошив меховых изделий;
- основные приёмы низания бисером цепочки;
- приёмы вышивания бисером;
- виды и названия орнаментов;
- приёмы начало и окончания работы.
Критерии результативности:
- соблюдение правил техники безопасности;
- соблюдать технологию изготовления изделий;
- применение полученных знаний и умений при изготовлении декоративных изделий;
- оформление и отделка готовых изделий;
- аккуратность работы.
Прогнозируемый результат 2 года обучения:
- изготовление более двенатцати изделий в течение года;
- участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
По результатам третьего года обучения должен
знать:
- правила техники безопасности при ручных работах;
- основные этапы выделки меха, пошива меховых изделий, требования к качеству готовых изделий;
- технологическую последовательность подбора и раскроя меха, способы устранения дефектов шкуры;
- требования к организации рабочего места, назначение и способы применения инструментов и приспособлений при выделке и раскрое мехов;
- технологию изготовления ненецких сумок;
- технологию изготовления сувенирной одежды для кукол;
должен уметь:
- участвовать в коллективной работе группы обучающихся;
- различать виды шкур и лап по его возрастной группе оленей;
- применять определенные шкуры в изготовлении ненецкой одежды;
- соблюдать последовательность при выделке шкур и лап;
- выявлять дефекты шкур и лап;
- самостоятельно выполнять раскрой и пошив меховых изделий;
- организовать рабочее место;
- соблюдать правила безопасности труда;
Ожидаемый результат:
Знать технологию изготовления панно и сувениров и смог бы изготовить в течение третьего года обучения на выставку пять изделий.
Критерии результативности:
- соблюдение правил техники безопасности;
- рациональная организация рабочего места;
- правильное выполнение трудовых навыков;
- применение полученных знаний и умений при изготовлении декоративных изделий;
- соблюдение технологии изготовления изделий;
- высокий художественный уровень при оформлении изделий;
- самостоятельность выполнения творческой работы от идеи до готового изделия;
- аккуратность работы;
- оформление и отделка готовых работ;
- каждый воспитанник должен иметь представление о способах изготовления изделий из меха, кожи, сукна.
Способы проверки результатов обучения и формы контроля подведения итогов (Приложение 1 к Программе).
- входной контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (январь);
- итоговый контроль (апрель);
- участие в выставках декоративно – прикладного творчества.
Различные конкурсы, смотры, выставки помогают доводить работы до совершенства фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать других. Старшие воспитанники могут выступать в роли экскурсоводов на различных выставках, быть инструкторами на занятиях.
Важно активно включать обучающихся в творческий процесс, активизировать и поощрять индивидуальные работы. Самостоятельное, творческое выполнение работ становится основным на последнем этапе обучения в объединении.
На занятиях целесообразно применять текущий, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию (по модели или в стиле), авторской творческой работе по самостоятельно изготовленному изделию.
Форма организации занятий не предполагает отметочного контроля знаний, но предусматривает контроль полученных теоретических и практических знаний и навыков в виде поэтапной демонстрации изготавливаемого изделия или его эскизного проекта.
Оценка результативности творческой деятельности ребенка происходит по следующим критериям:
- текущая оценка достигнутого;
- оценка по продукту творческой деятельности (законченная работа);
- оценка по качеству приобретенных умений и навыков;
- фиксация достигнутых результатов по расширению кругозора (опрос, викторина, игра);
- генерализация творческих идей – возникновение разнообразных замыслов, планов, пробуждение идей;
- реализация творческих идей – кропотливый труд по достижению поставленных задач.
Преобладающими формами отслеживания результативности при реализации программного материала является организация и участие в выставках и конкурсах различных уровней, таких как:
- тестирование
- мини-выставки, проводимые в объединении в конце изучаемой темы;
- персональные выставки наиболее одаренных детей;
- итоговая выставка лучших творческих работ;
- участие в различных тематических, городских, окружных, всероссийских и международных выставках и конкурсах творческих проектов и исследовательской деятельности.
Методическое обеспечение программы.
В программе используются такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративные и репродуктивные.
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение за жизненными явлениями; демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.
Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога.
В работе используются следующие методы изучения развития обучающихся: педагогическое наблюдение за особенностью развития личности ребёнка, проявляющееся в деятельности и в поведении; беседы, позволяющие получить информацию социологическую, психологическую, ситуационную; анализ результатов деятельности в объединении (обычно делается в конце учебного года по итогам участия в выставках и других мероприятиях, а также на основе диагностики обученности МБОУ ДО «Тазовский РДТ» по следующим параметрам: художественная грамотность, работа в материале, композиция и цвет).
Условия эффективного развития творческой активности детей.
1. Максимальная дифференциация заданий по уровню доступности для обучающихся.
2. Ориентация на естественную, наиболее приемлемую для каждого конкретного обучающегося логику проявления творческой активности.
В объединении создана эстетическая среда, которая уже сама по себе несёт воспитательные функции, атмосфера творчества, содействующая уверенности в своих способностях, что создаёт чувство защищённости. Каждый находит здесь дружелюбие, тепло и уважение к себе.
Весь процесс учебной деятельности основан на организации радостных переживаний познания, на организации успеха, на коллективном труде, на самореализации, на принципе сотрудничества и соучастия. Используются все 3 вида общения: учебное сотрудничество обучающихся между собой, обучающихся с педагогом, с самим собой.
Требовательность используется только на основе уважения. Чаще применяется метод поощрения, общественное мнение.
Опыт работы показывает, что обучающиеся полноценно осваивают народную культуру только практически, предельно активизировав свою деятельность.
Знакомство с национальной культурой народов Крайнего Севера происходит через непосредственное участие в образовательном процессе обучающихся коренной национальности, которые делятся информацией о национальных праздниках, традициях, условиях быта и демонстрацией национальной одежды, рассказывая о значениях элементов декора на одежде и предметах быта.
Все это способствует созданию благоприятных условий для формирования у обучающихся мотиваций к познанию, к творчеству, к профессиональному самоопределению.
Материально-техническое обеспечение.
Для занятий в объединении необходимо светлое просторное помещение с необходимым оборудованием и приспособлениями. У каждого обучающегося оборудованное рабочее место. Обучающиеся должны сидеть друг от друга на расстоянии 10 - 15 см.
В кабинете имеются:
- столы письменные,
- шкафы для хранения инструментов, материалов,
- стенды,
- книжные шкафы или полки,
- аудио-видеоаппаратура
Инструменты:
- сантиметровые ленты,
- ножницы,
- ножи,
- карандаши, ручки,
- рабочие тетради,
- швейные иглы,
- булавки,
- линейки
- игольницы
Материалы:
- Бисер, стразы, бусы разных оттенков, формы;
- пуговицы;
- молнии;
- леска №3;
- кусочки меха, кожи, сукна.
Учебные и наглядные пособия:
- таблицы;
- дидактический материал;
- индивидуальные карточки;
- образцы готовых изделий;
- карточки и трафареты национальных орнаментов;
- альбомы;
- схемы узоров по вышиванию;
- журналы, книги и др.
Литература:
Для педагога
- Выгонов В.В., Галямова Э.М. «Вышивка» М.,2006.
- Голубинцева Е.А. «Подарки из кожи украшения и аксессуары» М., 2002.
- Гусакова М.А.«Аппликация» М., 1982.
- Базик И.Я.«Что можно сделать из природного материала» М.,1991.
- Шеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. «Аппликационные работы в начальных классах» М., 1990.
Для обучающихся
- Буклет. Тазовский район Ямало-Ненецкого Автономного округа, декабрь 1995 г.
- .Н. Грищенко.Река Таз и окружающая тундра. Тобольск, 2000 г.
- М. Гусаков. Аппликация. Москва. 1982 г.
- Л.П.Гура, Л.Е.Жоголь, В.А.Корженко. Укрась свой дом. Киев.Техника. 1990 г.
- Ю.Ф.Исполняева. Секреты макраме. АСТ. Москва. 2002 г.
- Ю.Ф.Исполняева. Художественное плетение. Азбука макраме. АСТ. Москва. 2002 г.
- С.И.Колокольцева. Макраме для всех. Смоленск.Русич. 1998 г.
- А.Краузе. Макраме. Издательство ЦК Компартии Узбекистана. Ташкент. 1986 г.
- М.Кузьмина. Азбука плетения. Москва. Легпромбытиздат. 1992 г.
- М.Кузьмина. Макраме. Москва. ПК Алтай. 1994 г.
- М.Ляукина. Бисер. Москва. АСТ- ПРЕСС. 2000 г.
Для родителей
- Дубинина .С.М. «Плетение бисером» М., 2000.
- Деревянко Н.С., Трошкова А.Ю. М.,2003.
- Зайцева И.Г. «Мягкая игрушка» М.,2005.
- Кидд А.А.«Бисероплетение на станке» Пер. с анг. – М.: Ниола – Пресс, 2006.
- Пушкина В.З. «Кожа практическое руководство» М., 2005.
Учебно-тематический (календарный) план
объединения «Меховая мозаика»
1 год обучения
Цель программы: Сохранение и развитие рукодельных промыслов коренных народов Севера.
Задачи программы:
- обучать детей технологии обработки и выделки меха, изготовления и декорирования изделий;
- развивать творческие способности обучающихся посредством прикладных умений и навыков;
- воспитывать художественно – эстетический вкус и уважение к традиционным народным промыслам Крайнего Севера
№ п/п | Наименование темы занятий | Количество часов | |||
всего | теория | пр-ка | месяц | ||
1 полугодие | |||||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и Охрана труда. Вводный контроль | 2 | 2 | Сентябрь | ||
Работа по флористике | 24 | ||||
Краеведение. Беседа «Растения тундры» Сбор растительного материала Предметная аппликация «Птицы тундры». | 2 | ||||
Беседа «Понятие о предметной аппликации», работа с литературой | 2 | ||||
| 2 | ||||
Предметная аппликация «Эти забавные животные». | 2 | октябрь | |||
Предметная аппликация «Подарок маме». | 2 | ||||
Сюжетная аппликация «Воспоминание о лете» | 2 | ||||
Сюжетная аппликация «Осень в тундре» | 2 | ||||
Сюжетная аппликация «Первый снег» | 2 | ||||
Декоративная аппликация «Букет цветов» | 2 | ||||
Декоративная аппликация «Декоративный цветок» | 2 | ||||
Декоративная аппликация «Национальные орнаменты» | 2 | ||||
Бижутерия из ягод | 2 | ||||
Мастерская Деда мороза | 34 | ноябрь | |||
Краеведение. Беседа «Традиции и обычаи встречи нового года в разных странах мира» | 2 | ||||
поздравительная открытка «Снеговичок» | 2 | ||||
зарисовка схемы туловища, снежинки | 2 | ||||
низание бисером | 2 | ||||
оформление мелких деталей | 2 | ||||
закрепление | 2 | ||||
очистка, отпаривание | 2 | ||||
Изготовление талисмана года | декабрь | ||||
зарисовка | 2 | ||||
раскрой бумаги | 2 | ||||
оформление изделия | 2 | ||||
оформление мелких частей | 2 | ||||
закрепление на основу | 2 | ||||
очистка, отпаривание | 2 | ||||
Подготовка к выставке «Добру пусть откроется сердце». Промежуточный контроль | 2 | ||||
Индивидуальная работа с воспитанниками | 2 | ||||
Работа с бисером | 44 | ||||
Краеведение. Беседа «Из истории бисера» | 2 | ||||
Низание цепочки «крестик» | 2 | ||||
Промежуточный контроль | 2 | ||||
2 полугодие | |||||
схема низания цепочки «крестик» | 2 | январь | |||
способы низания цепочки «крестик» | 2 | ||||
зарисовка схемы | 2 | ||||
низание цепочки «ажурное» | 2 | ||||
Цветочная поляна | |||||
Беседа: «Загадки, сказки о цветах и растениях» | 2 | февраль | |||
изготовление на проволоке цветов: ромашки | 2 | ||||
Изготовление цветов: колокольчики | 2 | ||||
Подвески | |||||
Беседа: «Цветовой круг, сочетание и значение цветов» | 2 | ||||
Брелок «Овен» зарисовка знака зодиака | 2 2 | ||||
изготовление брелка «Овен» | 2 | ||||
Украшения. «Фенечки» | 2 | ||||
Беседа: «История украшений» | 2 | ||||
схема низания способом «многорядной цепочки» | 2 | март | |||
« Ремешок для часов» | |||||
зарисовка схемы | 2 | ||||
изготовление по схеме | 2 | ||||
Ручное ткачество. Браслет | 2 | ||||
Беседа: «Из истории бисероплетения» | 2 | ||||
зарисовка схемы | 2 | ||||
техника ручное ткачество | 2 | ||||
Вышивка бисером | 34 | ||||
Краеведение. Беседа «История вышивки» | 2 | апрель | |||
Простейшие швы. Шов «вперед иголку» в один приём. | 2 | ||||
шов «вперед иголку» в два приема | 2 | ||||
вышивка кулона «Северные россыпи» способом «вприкреп» | 2 | ||||
зарисовка эскиза | 2 | ||||
перенос рисунка на ткань раскрой ткани | 2 | ||||
вышивка бисером способом «вприкреп» | 2 | ||||
оформление мехом | 2 | ||||
соединение деталей | 2 | ||||
отделка, отпаривание | 2 | ||||
Вышивка кошелька | 6 | ||||
Вышивка косметички | 8 | май | |||
Экскурсии. Краеведение. | 2 | 2 | |||
Выставки ДПИ. | 2 | ||||
Посещение выставок . | 2 | 2 | |||
Итоговое занятие. Итоговый контроль. Поощрение. Рекомендации на летний период. | 2 | 2 | |||
Всего часов: | 144ч. | 26 | 118 |
По результатам первого года обучения обучающий должен знать:
- требования техники безопасности при ручных работах и правила личной гигиены при работе с мехом;
- виды швов;
- условные обозначения на схемах;
- последовательность изготовления аппликаций;
- понятие орнамента, типы орнаментов;
- условия хранения меха;
должен уметь:
- работать с различными инструментами (иглами, ножницами, ножами, бисером,
- леской) соблюдая технику безопасности
- работать по схемам;
- изготавливать национальные куклы «нухоко»;
- изготовлять предметные, сюжетные, декоративные аппликации из цветной бумаги и природного материала;
- шить несложные одежду для кукол из сукна и меха;
- рисовать и составлять ненецкие узоры;
- правильно подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
Учебно-тематический (календарный) план
объединения «Меховая мозаика»
2 год обучения
Цель программы: Сохранение и развитие рукодельных промыслов коренных народов Севера.
Задачи программы:
- обучать детей технологии обработки и выделки меха, изготовления и декорирования изделий;
- развивать творческие способности обучающихся посредством прикладных умений и навыков;
- воспитывать художественно – эстетический вкус и уважение к традиционным народным промыслам Крайнего Севера.
№ п/п | Наименование темы занятий | Кол-во часов | |||
всего | теория | практика | месяц | ||
1 полугодие | |||||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и Охрана труда. Вводный контроль | 2 | 2 | Сентябрь | ||
Орнаменты | 12 | ||||
Краеведение. Беседа «Орнаменты северных народов» «Аппликация орнамента из геометрических фигур» | 2 | ||||
зарисовка орнаментов по трафарету раскрой из бумаги закрепление на фоне | 2 | ||||
«Национальные орнаменты в декоративной аппликации» | 2 | ||||
Национальный орнамент «Чумики» зарисовка орнамента «Чумики» раскрой орнамента из цветного картона | 2 | ||||
закрепление на фоне | 2 | ||||
Национальный орнамент «Заячьи ушки» | 2 | ||||
Ненецкие национальные куклы «нгухоко» | 18 | Октябрь | |||
Краеведение. Беседа «Игрушки народов Севера» | 2 | ||||
Изготовление куклы - мужчины подбор материала зарисовка схемы раскрой ткани | 2 | ||||
изготовление мелких деталей оформление изделия соединение деталей, пошив влажно – тепловая обработка | 2 | ||||
Изготовление куклы - женщины Изготовление ложной косы зарисовка эскиза | 2 | ||||
изготовление косы | 2 | ||||
изготовление украшений очистка, отпаривание Изготовление колыбели подбор материала зарисовка колыбели | 2 | ||||
раскрой колыбели из картона пошив чехла | 2 | ||||
изготовление ремешков соединение деталей | 2 | ||||
оформление изделия очистка, отпаривание | 2 | Ноябрь | |||
Пошив одежды для куклы | 26 | ||||
Краеведение. Беседа: «Одежда северных народов» Пошив малицы в миниатюре зарисовка эскиза перенос рисунка на сукно раскрой ткани | 2 | ||||
пошив изделия соединение деталей | 2 | ||||
оформление узорами очистка, отпаривание | 2 | ||||
Пошив сорочки в миниатюре | 6 | ||||
Пошив меховой ягушки в миниатюре | 6 | ||||
Пошив летней ягушки в миниатюре | 6 | ||||
Выставка работ воспитанников | 2 | ||||
Технология изготовления панно и сувениров из меха | 38 | ||||
Краеведение. Беседа: «Немного истории». Работа с литературой Материалы и инструменты. Техника безопасности. | 2 | ||||
Панно способом аппликации «Шаман» зарисовка эскиза подбор материала раскрой деталей, меха склеивание к основе | 2 | Декабрь | |||
оформление изделия | 2 | ||||
Промежуточный контроль. | 2 | ||||
Панно способом полосками «Северяночка» | 8 | ||||
Панно способом полосками «Домовенок» Промежуточный контроль | 8 | ||||
2 полугодие | |||||
Панно способом расшивки «Северное сияние» | 10 | Январь | |||
Изготовление северного сувенира «Чумик» | 4 | ||||
Изготовление национальных бытовых предметов | 40 | ||||
Краеведение. Беседа «Предметы быта» | 2 | ||||
«Чехол для наперстка» зарисовка эскиза подбор материала раскрой материала | 2 | ||||
вышивка бисером | 2 | ||||
оформление изделия соединение деталей пошив, очистка, отпаривание | 2 | ||||
«Чехол для точила» зарисовка эскиза подбор материала раскрой материала | 2 | Февраль | |||
вышивка бисером | 2 | ||||
оформление изделия | 2 | ||||
соединение деталей | 2 | ||||
пошив изделия | 2 | ||||
очистка, отпаривание «Чехол для ножниц» зарисовка эскиза подбор материала | 2 | Март | |||
раскрой материала | 2 | ||||
вышивка изделия бисером | 2 | ||||
соединение деталей | 2 | ||||
пошив изделия | 2 | ||||
очистка, отпаривание | 2 | ||||
«Игольница» зарисовка эскиза подбор материала | 2 | Апрель | |||
раскрой материала | 2 | ||||
вышивка бисером | 2 | ||||
соединение деталей | 2 | ||||
пошив изделия очистка, отпаривание | 2 | ||||
Творческий день. Краеведение. Знакомство с творчеством местных мастеров | 2 | 2 | Май | ||
Реферат «Мое знакомство» | 2 | 2 | |||
Экскурсии. Краеведение. | 2 | ||||
Выставки | 2 | 2 | |||
Итоговое занятие. Итоговый контроль. | 2 | 2 | |||
Всего часов: | 144ч. | 18ч. | 126ч. |
По результатам второго года обучения должен
уметь:
- работать самостоятельно инструментами и приспособлениями;
- соблюдать последовательность при выделке шкур и лап;
- самостоятельно изготовить небольшое панно и сувенир;
- работать индивидуально и группами;
- изготовлять изделие по образцу, рисунку, устным и письменным инструкциям;
- вышивать бисером национальные предметы быта;
- подготовить самостоятельно рабочее место и содержать его в порядке.
должен знать:
- правила по техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
- общие сведения о сырье и практическое использование шкуры оленя в жизни и в быту ненцев;
- названия изготовленных изделий, необходимых операций, используемых инструментов;
- основные этапы выделки меха и пошив меховых изделий;
- основные приёмы низания бисером цепочки;
- приёмы вышивания бисером;
- виды и названия орнаментов;
- приёмы начало и окончания работы.
Тематический (календарный) план
объединения «Меховая мозаика»
3 год обучения
Цель программы: Сохранение и развитие рукодельных промыслов коренных народов Севера.
Задачи программы:
- обучать детей технологии обработки и выделки меха, изготовления и декорирования изделий;
- развивать творческие способности обучающихся посредством прикладных умений и навыков;
- воспитывать художественно – эстетический вкус и уважение к традиционным народным промыслам Крайнего Севера.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |||
всего | теория | пр-ка | месяц | ||
1 полугодие | |||||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и Охрана труда. Вводный контроль | 2 | - | 2 | сентябрь | |
Материаловедение | 8 | ||||
Краеведение. Экскурсия в меховые мастерские СПК «Тазовский» | 2 | ||||
Инструменты и приспособления Техника безопасности | 2 | ||||
Техника кроя | 4 | ||||
Выделка мехового сырья | 18 | ||||
Краеведение. Беседа «Выделка мехового сырья» | 2 | ||||
Основные этапы выделки | 2 | октябрь | |||
Виды оленьих шкур и их выделка | 6 | ||||
Камусы. Последовательность выделки | 8 | ||||
Рукодельные сумки народов Севера | 36 | ||||
Краеведение. Беседа «Рукодельные сумки народов Севера» Изготовление сумочки в миниатюре зарисовка эскиза |
| 2 | |||
подбор материала | 2 | ||||
раскрой ткани | 2 | ||||
вышивка бисером | 2 | ноябрь | |||
соединение деталей | 2 | ||||
оформление изделия | 2 | ||||
очистка, отпаривание | 2 | ||||
Изготовление сумочки – туци зарисовка эскиза, орнаментов |
| 2 | |||
подбор материала | 2 | ||||
раскрой сукна, орнаментов | 2 | ||||
оформление орнаментом | 2 | ||||
соединение деталей | 2 | декабрь | |||
очистка, отпаривание | 2 | ||||
Изготовление сумки – «пад» зарисовка эскиза, орнаментов подбор материала |
| 2 | |||
раскрой сукна, орнаментов | 2 | ||||
орнаменты | 2 | ||||
соединение деталей | 2 | ||||
очистка, отпаривание | 2 | ||||
Технология изготовления обуви Беседа «Обувь народов севера в | 38 | ||||
Беседа «Обувь народов Севера в условиях Крайнего Севера» Изготовление бурок в миниатюре |
| 2 | |||
зарисовка эскиза | 2 | ||||
подбор материала Промежуточный контроль | 2 | ||||
2 полугодие | |||||
раскрой шкурки, орнамента | 2 | январь | |||
соединение деталей | 2 | ||||
пошив изделия | 2 | ||||
оформление изделия | 2 | ||||
очистка, отпаривание | 2 | ||||
Изготовление чижей – тобаков в миниатюре | 8 | февраль | |||
Изготовление кисов в миниатюре | 14 | ||||
Национальные орнаменты из бисера | 36 | ||||
Краеведение. Беседа «Символическое значение орнамента» Показ слайдов. | 2 | 2 | март | ||
Орнамент «Чумики» | 4 | апрель | |||
зарисовка схемы | 2 | ||||
низание многорядной цепочкой «крестик» | 2 | ||||
Орнамент «Заячьи ушки» | 12 | ||||
Орнамент «Лисий локоть» | 12 | май | |||
Экскурсия Краеведение. | 2 | 2 | |||
Посещение выставок. | 2 | 2 | |||
Итоговое занятие. Итоговый контроль. | 2 | 2 |
| ||
Всего часов: | 144ч | 18ч. | 126ч. |
По результатам третьего года обучения должен знать:
- правила техники безопасности при ручных работах;
- основные этапы выделки меха, пошива меховых изделий, требования к качеству готовых изделий;
- технологическую последовательность подбора и раскроя меха, способы устранения дефектов шкуры;
- требования к организации рабочего места, назначение и способы применения инструментов и приспособлений при выделке и раскрое мехов;
- технологию изготовления ненецких сумок;
- технологию изготовления сувенирной одежды для кукол;
должен уметь: участвовать в коллективной работе группы обучающихся;
- различать виды шкур и лап по его возрастной группе оленей;
- применять определенные шкуры в изготовлении ненецкой одежды;
- соблюдать последовательность при выделке шкур и лап;
- выявлять дефекты шкур и лап;
- самостоятельно выполнять раскрой и пошив меховых изделий;
- организовать рабочее место;
- соблюдать правила безопасности труда;
Содержание программы
1 год обучения
№ | Тема | Теоретическое содержание | Практическая работа | Воспитательный аспект | Прогнозируемый результат |
1. | Вводное занятие Охрана труда Входной контроль | Знакомство воспитанников с традициями объединения, с мероприятиями, с праздниками, с содержанием работы. Техника безопасности труда. | Демонстрация образцов изделий, изготовленных руками детей. | Формирование желания овладеть навыками работы с бисером, мехом, сукном. | Умение заинтересовывать обучающихся в изучении образовательного курса. |
2. | Работа по флористике Краеведение | 1.Беседа «декоративно – прикладное творчество России»; 2.Путешествие в тундру. Изучение растений. Сбор природного материала, листьев для работы. 3.Косервирование, обработка, сортировка материала. 4.Предметная аппликация: «Птицы тундры»; «Подарок маме». 5.Сюжетная аппликация: «Воспоминание о лете», «Осень в тундре». 6. Декоративная аппликация: «Букет цветов». 7. Бижутерия из ягод и семян. | Сбор природного материала, обработка, сортировка материала. Зарисовка схемы. Подбор цветовой гаммы. Отбор и оформление лучших работ на выставки. | Воспитание трудолюбия, усидчивости, интереса к работе. Развитие творческого воображения, интереса к изготовлению поделок из природного материала. | Умение самостоятельно изготавливать аппликации предметные, сюжетные, декоративные. |
4. | Мастерская Деда мороза Промежуточный контроль | 1.Беседа «Традиции и обычаи встречи нового года в разных странах мира». 2.Изготовление новогодних открыток. 3.Изготовление новогодних сувениров. 4.Изготовление талисманов года. 5. Выставка работ воспитанников «Моя первая выставка» | Беседа о проведении праздника в разных странах. Изготовление новогодних открыток, сувениров, талисманов года. | Формирование умения создавать художественный образ, эстетического восприятия окружающего мира, творческого отношения к жизни. | Развитие у воспитанников таких качеств личности, как трудолюбие, вежливость, доброта, взаимопомощь, коммуникабельность, аккуратность, старательность. |
5. | Работа с бисером Краеведение | 1.Беседа «Из истории бисера» 2.Низание цепочки способом «крестик», «ажурное» 3.Цветочная поляна 4.Подвески 5.Украшения 6.Ручное ткачество | История бисероплетения, материалы инструменты техника безопасности. Работа со схемами, изучение способов низания - «крестик», «ажурное», изготовление на проволоке цветов, фенечек, браслетов. | Формирование умения самостоятельно работать со схемами. | Умение разбираться в схемах различной сложности, умение сочетать в одном изделии несколько способов плетения, оформлять изделие аккуратно. |
6. | Вышивка бисером Краеведение | 1.Беседа «История вышивки» 2.Виды швов 3.Вышивка кулона «Северные россыпи» 2.Вышивка кошелька 3.Вышивка косметички | Вышивка способом «в прикреп» техника безопасности вышивка кошелька, косметички бисером по схеме | Способствование овладению знаниями и умениями, необходимыми реализации собственного багажа знаний. | Умение вышивать изделия несколькими видами швов, красивое и эстетическое оформление. |
7. | Экскурсии Краеведение | 1.Рассказ экскурсовода 2.Экскурсия в краеведческий музей Дома творчества 3.Экскурсия в «Живой уголок» | Посещение выставок декоративно-прикладного творчества, музеев | Расширение кругозора, знаний об окружающем мире | Знакомство с неиссякаемым родником народного творчества. |
8. | Выставки | «Лучший северный сувенир» «Северная мозаика» | Знакомство с работами мастеров декоративно–прикладного творчества
| Формирование желания научиться у мастеров декоративно – прикладного творчества | Умение аккуратно оформлять изделия |
9. | Итоговое занятие Итоговый контроль | Подведение итогов за год. Рекомендации на летний период | Поощрение воспитанников. Выставка «Вот чему мы научились!» | Способствование овладению знаниями и умениями, необходимыми реализации собственного багажа знаний. | Развитие качеств: трудолюбие, старательность |
Итого: | 144ч. |
Содержание программы
2 год обучения
№ | Тема | Теоретическое содержание | Практическая работа | Воспитательный аспект | Прогнозируемый результат |
1. | Вводное занятие Охрана труда Входной контроль | Знакомство воспитанников с традициями объединения, с мероприятиями, с праздниками, с содержанием работы. Техника безопасности труда. | Демонстрация образцов изделий, изготовленных руками детей. | Формирование желания овладеть навыками работы с бисером, мехом, сукном. | Формирование интереса у обучающихся в изучении образовательного курса. |
2. | Орнаменты Краеведение | Беседа «Орнаменты северных народов». Виды. Символическое значение. Работа с цветной бумагой. Работа с сукном. | Техника безопасности. Зарисовка схемы орнамента. Самостоятельное составление узоров. Отбор и оформление лучших работ на выставки. | Воспитание трудолюбия, усидчивости, интерес к работе. | Развитие творческого воображения, интереса к изготовлению национальных орнаментов из цветной бумаги, сукна. |
3. | Ненецкие национальные куклы «нгухоко» Краеведение | Беседа «Игрушки народов Севера». Изготовление куклы – мужчины. Изготовление куклы – женщины. Украшения и их символика. «Обрядовая культура ложной косы» Изготовление колыбели для куклы. | Подбор материала. Зарисовка элементов национальной одежды. Раскрой ткани. Изготовление и оформление детали туловища куклы, оформление колыбели бисером. Низание бисером, вышивка. | Формирование умения создавать самодельные куклы из природного материала, красиво, оформлять изделия. | Умение изготавливать игрушки своими руками, радоваться успехам своим и друзей. |
4. | Пошив одежды для куклы «нгухоко» Краеведение | Беседа «Одежда северных народов». Пошив малицы для куклы. Пошив сорочки для куклы в миниатюре. Пошив меховой ягушки для куклы. Пошив летней ягушки для куклы. | Техника безопасности. Подбор материала. Раскрой по готовым выкройкам малицы. Пошив. Соединение деталей, оформление изделия. Очистка. Отпаривание. | Формирование умения эстетического оформления изделий из меха. | Умение самостоятельно оформлять несложные изделия. Отбор и оформление лучших работ на выставки. |
5. | Технология изготовления панно и сувениров | Беседа «Немного об истории». Работа с литературой. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Изготовление панно способом аппликации, полосками меха. | Подбор материала. Зарисовка эскиза. Раскрой меха на полоски. Изготовление мелких деталей. Оформление изделия. Отделка, отпаривание изделия | Формирование знаний, умений, навыков работы с мехом и другими предметами. | Умение самостоятельно работать с трафаретами, мехом, правильно подбирать направление ворса. |
6. | Экскурсии Краеведение | Посещение выставок, краеведческого музея, «Живого уголка» МОУ ДО «ТРДТ». | Посещение выставок, экскур сий. | Знакомство с неиссякаемым родником народного творчества. | Расширение кругозора через экскурсии, выставки декоративно- прикладного искусства. |
7. | Выставки | Посещение выставок декоративно- прикладного творчества в течение учебного года. | Участие в выставках декоративно- прикладного творчества. | Формирование желания овладеть навыками работы с мехом. | Формирование интереса у обучающихся в изучении образовательного курса. |
8. | Итоговое занятие Итоговый контроль | Подведение итогов за учебный год. | Просмотр и анализ работ за год. Оформление выставки. | Воспитание любви к национальному декоративно-прикладному творчеству. | Подведение итогов работы в форме выставки. |
Итого: | 144ч. |
Содержание программы
3 год обучения
№ | Тема | Теоретическое содержание | Практическая работа | Воспитательный аспект | Прогнозируемый результат |
1. | Вводное занятие Входной контроль | Знакомство воспитанников с традициями объединения, с мероприятиями, с праздниками, с содержанием работы. Техника безопасности труда. | Демонстрация образцов изделий, изготовленных руками детей. | Формирование желания овладеть навыками работы с бисером, мехом, сукном. | Заинтересовать ребенка в изучении образовательного курса. |
2. | Материаловедение | 1.Уход за меховыми изделиями. Хранение меха. 2.Экскурсия в меховые мастерские СПК «Тазовский». | Выполнение чистки шкуры белого песца. Восстановление блеска и шелковистости волосяного покрова. | Воспитание усидчивости, трудолюбия. | Умение самостоятельно ухаживать за меховыми изделиями. |
3. | Выделка мехового сырья Краеведение | 1. Беседа «Выделка мехового сырья». 2.Основные этапы выделки меха. 3.Виды оленьих шкур и их выделка. 4.Камусы. Последовательность выделки. | Процесс выделки сырья. Последовательность выделки различных видов мехового сырья. Соблюдение правил техники безопасности. | Развитие творческого воображения, интереса к изготовлению поделок из природного материала, интереса к работе. | Умение самостоятельно владеть процессом выделки шкурки. |
4. | Рукодельные сумки народов Севера Краеведение | 1.Беседа«Рукодельные сумки народов Севера». 2.Изготовление сумочки в миниатюре. 3. Изготовление сумки –пад. | Выбор образца сумки. Раскрой из сукна, меха. Пошив изделия. Выполнение декоративной отделки. Соблюдение техники безопасности. | Развитие творческого воображения, интереса к изготовлению поделок из сукна, меха. | Развитие у воспитанников таких качеств личности, как трудолюбие, вежливость, доброта, взаимопомощь, коммуникабельность, аккуратность, старательность. |
5. | Технология изготовления обуви Краеведение | 1.Беседа «Обувь народов Севера в условиях Крайнего Севера». 2.Изготовление бурок в миниатюре. 3.Изготовление меховых чулок (чижей) в миниатюре. 4.Изготовление кисов в миниатюре. 5.Выставка работ обучающихся. | Подбор и раскрой бурок по лекалам. Процесс соединения деталей. Пошив изделия. Раскрой подкладочного материала. Сшивание и соединение подкладки с основным изделием. Определение качества изделия. | Формирование желания овладеть навыками работы с мехом. | Развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников. |
6. | Национальные орнаменты из бисера Краеведение | 1.Беседа «Символическое значение орнамента». 2.Орнамент «Чумики». 3.Орнамент «Заячьи ушки». 4.Орнамент «Лисий локоть». | Техника безопасности. Работа со схемами. Низание способом «крестик». Низание способом «ажурное». | Формирование умения самостоятельно работать со схемами. | Умение разбираться в схемах различной сложности, умение сочетать в одном изделии несколько способов плетения. Умение эстетически красиво оформлять изделие |
7. | Экскурсии Краеведение | Посещение выставок, краеведческого музея, «Живого уголка» Дома творчества. | Посещение выставок декоративно – прикладного искусства, экскурсии в краеведческий музей, «Живой уголок» МОУДОД «ТРДТДиЮ» | Знакомство с неиссякаемым родником народного творчества, животным миром тундры. | Расширение кругозора через экскурсии, выставки декоративно- прикладного искусства |
8. | Выставки | «Добру пусть откроется сердце». «Лучший северный сувенир». Ко Дню оленеводов. «Осторожно, огонь». «Дом, в котором мы живем!» | Знакомство с работами мастеров декоративно – прикладного творчества. | Формирование желания научиться изготавливать несложные изделия. | Воспитание художественного вкуса, знакомство с неиссякаемым родником народного творчества. |
9. | Итоговое занятие Итоговый контроль | Подведение итогов за учебный год. | Просмотр и анализ выполненных работ за год. Оформление выставки. | Воспитание усидчивости, трудолюбия. | Подведение итогов за год. Выставка лучших работ. |
Итого: | 144ч. |
|
Приложение 1
Тесты и контрольные вопросы
по программе «Меховая мозаика»,
руководитель: Хэно Е.Х.
Отметьте знаком + правильные ответы
1. Какую одежду носят северные народы в суровых северных климатических условиях?
- куртку, аляску
- малицу, ягушку, кисы
- комбинезон
2. Что используют украшая в своей одежде северные народы в одежде?
- колокольчики
- орнаменты
- клыки медведя
3. Как шьется обувь «тобаки» северных народов?
- мехом во внутрь
- мехом наружу
- наизнанку
4. На что похожа покрой малицы и сорочки для малицы?
- трапеция
- юбка «полусолнце»
- распашная рубаха
5. Чем шили и шьют одежду северные народы в тундре?\
- капроновыми нитками
- жилы из оленьих сухожилий
- леской
6. Как называются куклы ненецких ребятишек?
- барби
- нгухоко
- пупсики
7. Из какого материала изготовляется кукла «Нгухоко»?
- клювы птиц
- хвосты животных
- пластмасс
8.. Кисы (зимняя обувь) северных народов из чего шьют?
- шьют из камусов ворсом наружу
- из искусственного меха
- из сукна
9. Какие виды швов вы знаете?
- шов « заполярный»
- шов «вперед иголку»
- шов «назад в будущее»
10. Какие виды аппликации ты знаешь?
- сюжетная
- зигзагообразная
- предметная
11. Какие способы пришивания бисера вы знаете?
- срочный шов
- строчный шов
- беспорядочный шов
12. Какие способы выделки меха в тундровых условиях вы знаете?
- столярная
- механическая
- ручная
13. Шкуры каких животных в тундре используют для одежды?
- верблюд суслик
- рысь, норка
- олень, песец
Тесты к программе «Меховая мозаика» 1 года обучения
объединения «Меховая мозаика»
1. Что такое аппликация?
а) игрушка
б) сувенир
в) один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании,
наложении различных форм и закреплении их на другом материале
2. Виды аппликации?
а) предметная
б) короткая
в) сюжетная, декоративная
3. Что используют при изготовлении аппликации?
а) воздух
б) природный материал (листья, траву, камешки и т.д.)
в) мех, сукно
4. Что такое бисер?
а) основной материал для изготовления различных украшений, игрушек, для ткачества
и вышивания
б) мебель
в) фальшивый жемчуг
5. Какой бывает бисер?
а) мелкий, круглый, удлиненный - стеклярус
б) плоский
в) ласковый
6. Виды цепочек?
а) простые, плотная многорядная, однорядная
б) предметы быта
в) мозаика, ромбы в крестик
7. Техника низания низания?
а) крестик, низание, плетение
б) кулинария
в) ручное ткачество, тканье
8. Игрушки северных народов ?
а) топор
б) ножницы
в) нгухоко
9. На какие три вида делились куклы издревле?
а) обрядовые, игровые
б) районные
в) куклы - обереги
Тесты к программе «Меховая мозаика»
2 год обучения
объединение «Меховая мозаика»
1. Что такое сувениры?
а) инструменты
б) швейные принадлежности
в) посуда
2.Виды швов?
а) «вперед иголку», «петельный»
б) направо
в) «через край», «зигзаг» и т.д.
3. Что такое флористика?
а) посуда
б) одежда
в) аппликация из растений
4. Из чего шьют кисы?
а) материал
б) сукно
в) камуса
5. Что такое «невлюй»?
а) продукты
б) инструмент
в) летняя шкура оленя
6. Что такое мозаика ?
а) предмет быта
б) изображения, составленные из кусочков
различного материала или из одного
материала разных цветов
в) птица
7. Что такое орнамент?
а) игрушки
б) узор из одинаковых повторяющих элементов
в) природа
8. Виды орнаментов?
а) геометрический, растительный, зооморфный
б) природный
в) натуральный
9. Символическое значение орнаментов северных народов?
а) играли роль магической защиты
б) метод
в) обереги
10. Какую роль выполняли украшения?
а) обереги
б) для красоты
в) для аппетита
Тесты к программе «Меховая мозаика»
3 год обучения
- Что такое совик?
а) нательная меховая рубаха
б) глухая верхняя одежда
в) меховая шуба
2. Из чего изготовляют игрушки «нгухоко»?
а) сукно
б) клювы птиц, косточка грудная гуся
в) перья
3. Когда люди начали себя украшать и чем?
а) амулеты, каменные фигурки
б) в 21 веке
в) чуть ли не раньше, чем одеваться
4. Что такое малица?
а) глухая верхняя одежда
б) меховая шуба
в) нательная меховая рубаха
5. Чем удобна малица в тундре?
а) нательная меховая рубаха
б) спальный мешок
в) меховая шуба
6. Что такое ягушка?
а) халат
б) распашная расклещённая книзу одежда со сходящими полами, длиной значительно
ниже колен
в) пальто
7. Что такое панно?
а) флористика
б) порода животного
в) музыка
8. Что изготовляют из бисера?
а) украшения, пояса, салфетки
б) инструменты для охоты
в) кулинарные изделия
9. Какие два вида ненецких сумок существуют?
а) рюкзак
б) портфель
в) туця, пад
10. Что такое декоративно – прикладное искусство?
а) явление природы
б) пища
в) создание и украшение предметов быта: одежды, утвари и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радость" с 6 до 14 лет художественной направленности Хореография
Пояснительная записка. Мы окружены множеством различных видов культурного общения людей, одним из таких является хореография. Вся творческая деятельность связана с общением, с передачей энергии м...
Слайдовая презентация для итогового занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихся: 7 - 10 лет.
Разработка занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихс...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности
Образовательная программа изостудии является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических на...
Программа " Художественная роспись" для внеурочных занятий в дополнительном образовании
Программа "Художенственная роспись" для внеурочных занятий в дополнительном образовании, разработана на основе общей программы "Художественная роспись", в дополни...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного художественного образования
Основная цель: развивать самостоятельность ребенка в выборе темы и ее раскрытии, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков....
Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период
Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...