Узоры и орнаменты
методическая разработка
Орнаментом называется узор построенный чередованием каких-нибудь рисунков или линий.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм.
Главной особенностью орнамента является то, что он связан с конкретным предметом (зданием, сосудом, ковром и т. д.) по масштабу, ритму, колориту, пропорциям и другим выразительным средствам гармонизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uzory_i_ornamenty.ppt | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орнаментом называется узор построенный чередованием каких-нибудь рисунков или линий. Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента является то, что он связан с конкретным предметом (зданием, сосудом, ковром и т. д.) по масштабу, ритму, колориту, пропорциям и другим выразительным средствам гармонизации.
Основным источником создания орнамента явилась природа. Человек давно подсмотрел у природы «образцы» орнамента. Чудесными узорами «расписала» она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, а если говорить о листьях и цветах множества разных растений, то здесь как раз начинается путь в дивное царство красоты, совершенства и законченности форм и линий. Да и сам древний человек, изготовляя примитивные сосуды из глины, видел, что изделия нуждаются в каких-то дополнениях, облагораживающих их внешний вид. И вот на горлышке или тулове сосуда он пальцем слегка продавливал концентрические круги, ромбы, зигзагообразные линии.
Применение орнамента как декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности, составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без использования орнамента невозможно представить себе изделия художественных промыслов, керамики, текстиля. Орнамент отличается чрезвычайно разнообразными мотивами, характер которых зависит как от природных условий, так и от национальных образов, представлений, обычаев и т. п.
Основными принято считать следующие виды орнамента: ленточный сетчатый композиционно - замкнуты й Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы и напоминает «открытое двустороннее движение». Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен сверху и снизу. Этот орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму. Фриз — орнаментированная композиция, предназначенная для декоративного оформления верхней части стены внутри или снаружи здания. Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы. Кайма — узорная полоса, обрамляющая плоскость (скатерти, ковра, блюда и т. п.).
Какие бывают орнаменты Естественный орнамент можно составить из изображений веток растений, листьев, цветов, ракушек, бабочек, птиц и зверей. Декоративный орнамент составляют те же природные формы, только измененные, приспособленные к форме и назначению предмета, который он украшает. Геометрический орнамент состоит из различных геометрических фигур, чаще всего – круга, квадрата, треугольника. Абстрактный орнамент представляет собой сочетания отвлеченных форм и цветовых пятен, не похожих ни на какие конкретные предметы.
Естественный орнамент Декоративный орнамент Геометрический орнамент Абстрактный орнамент
Принципы рисования орнамента 1. Ритм, или повтор, - многократное повторение одних и тех же рисунков-мотивов. Ритмы могут быть разными
2.Чередование – набор ритмов в орнаменте. Чередование придает орнаменту разнообразие, оживляет его. Можно изменять не только форму элементов орнамента, но и другие признаки. Контрастное чередование. Изменение положения Изменение цвета. Изменение размера. Наложение элементов.
ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРНАМЕНТА – СИММЕТРИЧНОСТЬ. СИММЕТРИЧНЫЙ ОРНАМЕНТ НЕСИММЕТРИЧНЫЙ ОРНАМЕНТ
БОРДЮРЫ
ГДЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ОРНАМЕНТЫ ОРНАМЕНТЫ УКРАШАЮТ ДОМА, ПОСУДУ, ОДЕЖДУ, ОБРАМЛЯЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА. ОРНАМЕНТЫ В ОДЕЖДЕ
ОРНАМЕНТЫ В ПРЕДМЕТАХ ОБИХОДА
ОРНАМЕНТЫ В АРХИТЕКТУРЕ
ОРНАМЕНТЫ В ПОСУДЕ
В РАЗНЫХ СТРАНАХ ОРНАМЕНТАМ ПРИДАЮТ СВОЙ СМЫСЛ И ПО РАЗНОМУ ВИДЯТ ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРЕДМЕТ. НАПРИМЕР, ЕГИПЕТСКОЕ СОЛНЦЕ – ЭТО ТОЧКА В КРУГЕ. А В РОССИИ СОЛНЦЕ – ЭТО ВОСЬМИУГОЛЬНАЯ РОЗЕТКА ИЛИ ПРОСТО ЦВЕТОК. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОЛЯ БЫЛИ ЩЕДРЫ НА УРОЖАЙ, ЧЕЛОВЕК ПРОСИЛ У НЕБА, СОЛНЦА И ЗЕМЛИ УДАЧИ, ТВОРИЛ ЗАКЛИНАНИЯ. ДЛЯ ЭТОГО ОН ПОВТОРЯЛ УЗОРЫ. ВОЛНИСТЫЕ ЛИНИИ СИМВОЛИЗИРОВАЛИ ВОДУ; ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ - ЗЕМЛЮ; КОСЫЕ - ДОЖДЬ, ПЕРЕСЕКАЮЩИЙ ПУТЬ К СОЛНЦУ; ТОЧКИ МЕЖДУ НИМИ - ЗЕРНА, БРОШЕННЫЕ В ЗЕМЛЮ; КРУГ ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ СОЛНЕЧНЫЙ ЗНАК; КРЕСТ НЕРЕДКО БЫЛ ОБЕРЕГОМ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИМ СИЛАМ ЗЛА.
ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ МИРА Африка Америка
Античность Египет
Япония Китай
Русь Арабы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Липецкие узоры
Из истории фабрики народных промыслов "Липцкие узоры"...
развернутый план бинарного урока "Математика в русских народных узорах"
Проведение комбинированных бинарных уроков - интересная и по\лодотворная инновационная форма обучения. Соединяя такие, казалось бы, далекие друг от друга дисциплины, как геометрия и основы изобразител...
Проект дизайнерского творчества "Настенное панно из мозаичных узоров"
Целью данного проекта является изучение особенностей техники создания мозаичных узоров на протяжении многих столетий с целью её применения в современном интерьере. Наше настенное панно изготовлено на ...
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Зимние узоры"
Занятие по внеурочной деятельности. Тема урока: «Зимние узоры»Цель урока: Воспитывать у детей любовь к природе, учить фантазировать, видеть прекрасное. Развивать навыки работы кистью, аква...
Конспект занятия в первой младшей группе по рисованию. Тема: Узоры Гжель. Праздничная посуда для куклы.
Цели: Познакомить с изделиями малой скульптуры Гжельских мастеров; формировать представление о народно- прикладном искусстве ; учить рисовать мотивы Гжельской росписи «точки», ...
Технологическая карта урока математики "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о связи математики с другими науками и с окружающим нас миром.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с пон...