Антропова О.С., Давиденко И.А. Цифровые образовательные ресурсы для формирования финансовой грамотности обучающихся колледжа
статья
В данной статье описываются пути повышения финансовой грамотности обучающихся с помощью существующих на сегодняшний день цифровых образовательных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Белгородский политехнический колледж
«Использование ЦОР для формирования финансовой грамотности обучающихся колледжа»
Подготовили преподаватели ОГАПОУ БПК
Давиденко И.А.
Антропова О.С.
Белгород - 2021
В современном обществе большое внимание уделяется вопросу формирования у учащихся не просто знаний, как набора сведений о мире, а способности действовать в этом мире на благо общества, и самого себя. Наряду с такими видами функциональной грамотности как читательская, математическая, естественно - научная, глобальные компетенции и креативное мышление, выделяется финансовая грамотность. И сегодня для предмета «финансовая грамотность» в части создания программ обучения и учебно-методического потенциала, в том числе с использованием цифровой образовательной среды, отработки методики обучения функциональной финансовой грамотности, сделано очень много.
Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.». Учебные заведения профессионального образования Белгородской области принимают активное участие в её реализации.
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние граждан, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.
Министерство образования и науки связывает наличие данных проблем с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком образовательных программ и материалов для школьников и студентов.
В отличие от других предметов школьной программы, у финансовой грамотности практически не было опыта. Разрабатывалось все практически с нуля. И в современных условиях это создало очень хорошую возможность использовать самые передовые методы обучения и сразу, без перестройки применять в обучении интерактивные технологии и разрабатывать цифровые образовательные ресурсы — мобильные приложения, онлайн и браузерные игры, интерактивные мультфильмы, многофункциональные сайты, электронные образовательные курсы и цифровые учебные пособия.
Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности к настоящему времени разработано достаточное количество программ и методик. В нашем колледже нет отдельной дисциплины "Основы финансовой грамотности", она изучается в "Основах экономики" и "Основы предпринимательской деятельности". Но этого недостаточно.
В Белгородском политехническом колледже создана творческая группа, реализующая воспитательное направление финансовой грамотности студентов. В текущем учебном году творческая группа провела несколько внеклассных мероприятий, вовлекая в финансовое образование все большее количество обучающихся. Ребята разных курсов приняли участие в он-ланй уроках по финансовой грамотности населения.
Образовательные ресурсы, созданные в рамках Проекта Минфина России, прошли экспертизу, не содержат прямой или скрытой рекламы, отражают основные содержательные линии обучения финансовой грамотности, принятые на международном уровне, а также в Российской Федерации Кроме того, значительная часть качественных образовательных ресурсов создано в рамках региональных программ повышения финансовой грамотности регионов-участников Проекта Минфина России, а также регионов-партнеров. Большое внимание уделяется созданию различных просветительских материалов Банком России.
Вместе с тем, эксплуатируя важность темы повышения финансовой грамотности в стране и, ссылаясь на Стратегию, сегодня многие некоммерческие и коммерческие организации пытаются продвигать себя и, нередко, зарабатывать на финансовой грамотности. Нельзя сказать, что все созданные ими просветительские и образовательные ресурсы и программы обучения плохие или некачественные. Они все разные. Дело в том, что эти программы и ресурсы не имеют государственной экспертизы и за них в этом случае ответственности нести некому. Поэтому при выборе к использованию образовательных ресурсов нужно подойти очень внимательно. Тем более, когда речь идет о программах и материалах частных лиц.
Сайты, где представлены образовательные и просветительские продукты по финансовой грамотности
Название ресурса и адрес | Что представлено | Кто создал и в рамках какой деятельности | Наличие экспертизы |
Портал «Дружи с финансами» https://vashifinanc y.ru/ | Большинство образовательных и просветительских ресурсов, созданных в рамках Проекта. | Минфин России в рамках проекта по повышению финансовой грамотности. | Экспертизе подлежат все просветительские и образовательные продукты, программы и ресурсы |
Просветительский портал «ХочуМогуЗнаю» :https://хочумогузнаю.рф | Материалы сайта содержат информацию о правах потребителей финансовых услуг, законодательную базу, интерактивные материалы для самостоятельного изучения правил пользования такими услугами | Минфин России в рамках проекта по повышению финансовой грамотности | Экспертизе подлежат все просветительские и образовательные продукты, программы и ресурсы |
Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионально го образования. https://fmc.hse.ru/. | Вся информация и материалы для Преподавателей вузов, которые внедряют программы повышения финансовой грамотности в свою деятельность. | НИУ ВШЭ по заказу Минфина России | Экспертизе подлежат все просветительские и образовательные продукты, программы и ресурсы |
Федеральный сетевой методический центрhttps://fingra mota.econ.msu.ru/ | Вся информация и материалы для Преподавателей вузов, которые внедряют программы повышения финансовой грамотности в свою деятельность. | Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по заказу Минфина России. | Экспертизе подлежат все просветительские и образовательные продукты, программы и ресурсы |
Официальный сайт Всероссийского чемпионата по ФГ и Школе вожатых https://fincup.ru/ , раздел «Библиотека чемпионата»; «Библиотека школы вожатых» | Учебно-методические материалы по Чемпионату по ФГ и Школе вожатых. ООО «Кейс-игра» по заказу М | ООО «Кейс-игра» по заказу Минфина России | Экспертизе подлежат все просветительские и образовательные продукты, программы и ресурсы |
Сайт Национального центра финансовой грамотности http://ncfg.ru/ | Информация по неделям финансовой грамотности детей и молодежи, Неделям Сбережения, работе со взрослым населением, библиотеками и пр | НЦФГ — один из ключевых партнеров Минфина России по Проекту, большинство представленных программ повышения ФГ выполнены по заказу Минфина России. | Экспертизе подлежат все просветительские и образовательные продукты, программы и ресурсы |
Образовательные продукты ПАКК: https://edu.pacc.ru/ | Просветительские и образовательные продукты и материалы по ФГ | ЗАО ПАКК - один из ключевых партнеров Минфина России по Проекту, большинство представленных программ и ресурсов для повышения ФГ выполнены по заказу Минфина России. | Экспертизе подлежат все просветительские и образовательные продукты и программы, в которых указано, что выполнено по заказу Минфина России |
Тесты для оценки уровня финансовой грамотности http://finance.instra o.ru/fin/ | Инструментарий определения уровня сформированности функциональной финансовой грамотности для учащихся 4-ого и 9- ого классов | ФГБНУ ИСРО РАО по заказу Минфина России | Экспертиза Минфина России |
Сетевой комплекс информационног о взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»: http://skiv.instrao.r | Информация по мониторингу функциональной грамотности, в том числе финансовой | РАО по заказу Минпросвещения России | ФГБНУ ИСРО — научная организация, выполнет задание по заказу Минпросвещения России |
Сайт семейного финансового фестиваля: https://familymone yfest.ru/ | Материалы и видеозаписи Семейного финансового фестиваля, который прошел в онлайн формате. | ООО «Р.И.М. ПН» по заказу Минфина России | К записи и участию в фестивале привлекаются эксперты Проекта, контроль менеджеров Проекта Минфина России |
Информационно просветительский ресурс, созданный Банком России https://fincult.info/ | Просветительские и образовательные материалы, созданные Банком России или по заказу Банка России | Банк России | Экспертиза Банка России, ответственность Банка России |
Сегодня не стоит изобретать велосипед, а лучше воспользоваться теми просветительскими и образовательными ресурсами, которые прошли апробацию и экспертизу Минфина России, многими из них успешно пользуются Педагоги в разных регионах страны. Выделим ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России:
1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books/ .
2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф.
3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/.
4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/.
5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/
6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/
7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф
8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф
9. Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории» // https://fingram-history.oc3.ru/
10. Командная игра на интерактивном полу «Умное счастье» // https://happyfinance.ru/clever/
11. Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» // https://intpract.oc3.ru//
По заказу Минфина России в рамках реализации Проекта был разработан сайт методической поддержки под названием «Электронный учебник по финансовой грамотности» https://школа.вашифинансы.рф. На сайте размещены электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) по финансовой грамотности, разработанные в Проекте.
Всего в библиотеке «Электронный учебник по финансовой грамотности» размещены 12 комплектов ЭУММ для разных возрастных категорий обучающихся. Комплект ЭУММ представляет собой упорядоченную коллекцию электронных книг.
Использование видеоматериалов. В рамках Проекта Минфина России было создано три типа видеоматериалов: анимированные презентации, короткометражные художественные фильмы и мультипликационные фильмы. Организатором и модератором этой работы выступила консультационная компания ПАКК. На сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования можно познакомиться с видеоматериалами, созданными в рамках Проекта URL: https://fmc.hse.ru/news/365993683.html. В специальной педагогической литературе можно встретить понятие «CINEMA – технология». Данным термином обозначается образовательная технология, включающая методы, помогающие воспринять обучающимся реальное представление о сложном мире с помощью кинематографических произведений. Мультипликационные фильмы предназначены для учащихся начальной школы. Методически грамотное использование мультипликационных фильмов на занятиях по финансовой грамотности может стать действенным педагогическим инструментом для достижения планируемых результатов обучения. Третий тип видеоматериала, разработанный в рамках Проекта для формирования финансовой грамотности обучающихся – это анимированные презентации. Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Анимированные презентации предназначены в основном для оживления восприятия материалов занятий, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования учебной информации. Сюжеты мультипликационных фильмов иллюстрируют типичные ситуации и возможные модели поведения, как правильные, так и ошибочные.
Использование видеоматериалов на занятиях по финансовой грамотности направлено на:
• визуализацию основного содержания учебных пособий, входящих УМК, разработанных в рамках Проекта;
• акцентирование внимания на наиболее важных вопросах содержания тем по финансовой грамотности;
• создание учебных ситуаций (проблемных), организацию разных форм групповой/парной работы на занятиях;
• наглядное, интерактивное представление новой информации; • демонстрацию проблемных ситуаций, которые требуют принятия грамотных финансовых решений, и модели этих решений;
• рассмотрение типичных ошибок потребителей финансовых услуг;
• формирование у школьников универсальных учебных действий. Технологическая схема включения видеоматериала в занятие включает 2 этапа: до и после просмотра.
Использование видеоматериалов в процессе формирования финансовой грамотности предполагает их включение в учебное занятие на конкретном заранее запланированном этапе занятия, которое сопровождается организацией разнообразных видов познавательной деятельности обучающихся.
Мобильные приложения: педагогический потенциал и возможности. ООО «АйТи Агентство ОС3» (www.oc3.ru) по заказу Минфина России в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработала ряд мобильных приложений для изучения финансовой грамотности. Созданные цифровые инструменты доступны для разных возрастных групп обучающихся. Уровень сложности вопросов и заданий, заложенных в игре, учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень их психоэмоционального и интеллектуального развития. Мобильные приложения - это достаточно новый педагогический инструмент, который уже набирает популярность среди школьников и учителей благодаря своим возможностям, обеспечивать интерактивные форматы обучения финансовой грамотности. Главная задача педагогов методически обоснованно включать мобильные приложения в образовательный процесс.
Такие мобильные приложения: "Понимаю финансовый договор", "Монеткины", "Богатый бобренок".
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов способствует повышению интереса к изучению основ финансовой грамотности школьников и повышает уровень финансовой грамотности всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБПОУ «КТС»
В настоящей статье представлен практический опыт работы экономического клуба «Я – предприниматель» ОБПОУ «КТС» по формированию финансовой грамотности и предпринимательско...
Методическая разработка классного часа по теме «Формирование финансовой грамотности у студентов ГПОУ «Яшкинский техникум технологий и механизации»
Методическая разработка классного часа по теме "Формирование финансовой грамотности у студентов"...
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ...
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...
Электронный образовательный ресурс по русскому языку для обучающихся, осваивающих профессии в колледже
Электронный образовательный ресурс предназначен для обучающихся по профессиям 23.01.01 Оператор транспортного терминала и 43.01.04 Повар судовой.Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение граммати...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ: «ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Формировать у детей младшего школьного возраста элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека....
Статья "Формирование финансовой грамотности на занятиях по Обществознанию"
Статья о важности и необходимости преподавания финансовой грамотности....