Статья на тему "Формирование патриотизма в воспитательной среде среднего профессионального образовательного учреждения"
статья
Содержательная часть.
Актуальность.
Степень изученности.
Целевая установка темы.
Направления деятельности.
Варианты решения проблемы.
Особенности формирования патриотизма в СПЦ №5.
Цель работы.
Результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационная часть
ТЕМА: «Формирование патриотизма в воспитательной среде среднего профессионального образовательного учреждения».
Ким Елена Юрьевна, E-mail:12345lenakozerog@mail.ru
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5», педагог-организатор
Содержательная часть
Актуальность. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи. Патриотическое воспитание студентов, несомненно, является приоритетным направлением и одной из основных задач государственной политики современной России и образования. В связи с тем, что студенчество является одной из самых уязвимых возрастных групп социально-активного населения, подверженных пропаганде различных экстремистских группировок и насаждению жизненных псевдоценностей, роль образовательных учреждений в формировании патриотической сознательности обучающихся стремительно возрастает и является существенной необходимостью.
Степень изученности. Патриотизм, во все времена, занимал особое место в формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении последнего десятилетия ХХ века, она все больше деформировалась, обрастая идеологическими и политическими наслоениями.
Патриотизм как важный элемент отечественной гуманитарной науки и культуры имеет богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.
Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально-действенного проявления.
«Несмотря на давность происхождения, понятие «патриотизм» (от греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения».[1]
Теоретические основы патриотического воспитания сформулированы в Распоряжении Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»[2]
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование», которая подразумевает усиление воспитательной компоненты в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеучебной деятельности.
«Проект, основная цель которого воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций позволит вовлечь к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания».[3] А для образовательного учреждения, реализующего образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена станет ресурсной базой для воспитания высоконравственного гражданина России, имеющего активную жизненную позицию, разделяющего российские традиционные духовные ценности, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного реализовать свой потенциал в условиях современного общества
Тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года». Основная работа по формированию патриотизма среди молодежи непосредственно связана с волонтёрской деятельностью. Она является одним из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ №135-ФЗ от 7 июля 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».[4]
Целевая установка темы: Создание условий, в рамках гражданско-патриотического направления воспитательной работы ГБПОУ СПЦ №5, для воспитания высоконравственного гражданина России, имеющего активную жизненную позицию, разделяющего российские традиционные духовные ценности, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Задачи:
- формирование общих компетенций обучающихся (ТАБЛИЦА с ОК);
- привлечение обучающихся к волонтёрской работе посредством сети Интернет: мессенджеров WhatsApp, Instagram, личного сайта, сайта ГБПОУ СПЦ №5;
- организация работы Штаба местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»;
- развитие волонтерского движения в центре, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания
- воспитание обучающихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни;
- развитие у обучающихся чувства гордости, глубокого уважения к символам государства – Гербу, Флагу, Гимну Российской Федерации, а также символам Невельского района и историческим памятникам Сахалинской области;
- активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
- углубление знаний обучающихся о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России, с. Горнозаводска и Сахалинской области с помощью распространения буклета «Календарь памятных дат»;
- развитие интереса обучающихся к отечественной науке, культуре, литературе, а также деятельности россиян – видных представителей науки, культуры, образования, промышленности, других сфер, в т.ч. и видных деятелей Сахалинской области;
- популяризация подвигов Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, в том числе героев – Сахалинцев, достижений и успехов профессионалов различных сфер деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны, Сахалинской области;
- вовлечение обучающихся в исследовательские работы в сфере гражданско-патриотического воспитания;
- активизация совместной работы с образовательными организациями, учреждениями культуры, молодежной политики, общественными и некоммерческими организациями по популяризации идей патриотизма;
- создание условий для увеличения численности обучающихся, зарегистрированных Министерством молодежной политики, физической культуры и спорта Сахалинской области и имеющих книжки волонтеров.
В нашем центре патриотическое воспитание формируется через четыре основных направления.
Направления деятельности:
- реализация программы ГБПОУ СПЦ № 5 «Патриотическое воспитание»;
- совершенствование и развитие имеющихся, успешно зарекомендовавших себя в центре форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию, с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей обучающихся (классные часы, торжественные и тематические линейки, уроки мужества, участие и проведение акций, направленных на патриотическое воспитание, участие в районных и областных конкурсах, оформление буклета о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и Сахалинской области);
- развитие волонтерского движения в центре, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания (поздравление ветеранов ВОВ и детей войны с днем победы, праздниками (обеспечение праздничными продуктовыми наборами, посильная помощь в покупке продуктов питания и лекарств), ремонт и благоустройство военных памятников и захоронений);
- совершенствование информационного обеспечения патриотического воспитания, освещение событий и мероприятий патриотической направленности на сайте центра, в сети Интернет посредством мессенджеров WhatsApp, Instagram, OK.ru, сайта педагога-организатора.
Патриотическое воспитание в нашем центре проводится как в урочной, так и во внеурочной форме и направлено на формирование:
- чувства привязанности к родному краю;
- уважительного отношения к родному языку;
- осознания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
- проявления гражданских чувств и сохранения верности Родине;
- гордости за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ;
- чувства уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям;
- ответственности за будущее, которое выражается в стремлении посвящать свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины.
Ни для кого не секрет, что современная молодежь – это уже несколько поколений молодых людей зависимых от современных гаджетов и социальных сетей. Очень трудно вовлечь студентов в воспитательный процесс образовательного учреждения.
Варианты решения проблемы.
В СПЦ № 5 за основу мы взяли развитие патриотического воспитания не только через традиционные формы работы по формированию нравственных основ обучающихся, но и через работу самих обучающихся в сети Интернет посредством мессенджеров WhatsApp, Instagram, OK.ru, личного сайта педагога-организатора, сайта ГБПОУ СПЦ №5. Через них обучающиеся не только узнают о ближайших мероприятиях, которые проходят и будут проходить не только в стенах центра, но и на совместных площадках с организациями района и области, а и имеют возможность в любое удобное время пополнить информационные страницы социальных сетей и месенджеров фотографиями, статьями, планшетами, буклетами собственного производства. Могут посмотреть фото и видеоотчеты о прошедших мероприятиях, при необходимости внести коррективы, привлечь своих одногруппников, тем самым формируется массовость и информированность обучающихся. В настоящее время уже зарегистрировались и подписаны более 320 человек – это наши обучающиеся и их друзья, педагоги и работники различных структур (музеи, отдел молодежи и спорта, РДК «Шахтер» с. Горнозаводск, библиотека с.Горнозаводска и др.).
С целью информирования обучающихся, в центре силами самих обучающихся и педагога-организатора разработаны красочные буклеты о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России, с. Горнозаводска и Сахалинской области, которые периодически наполняются новыми интересными сведениями. Обучающиеся самостоятельно разрабатывают дизайн и оформление буклетов.
Задача педагога-организатора – заинтересовать обучающихся в участии в акциях по патриотическому воспитанию, проявляя свою личную гражданскую позицию. В каждом мероприятии обучающимся дается возможность внести свои предложения по его проведению, оформлению, наполнению информацией и тем самым проявляется личное отношение к событиям. В большинстве мероприятий обучающиеся являются ведущими, соведущими и идейными вдохновителями. Руководители воспитательного направления прислушиваются к мнению и видению самих обучающихся на те, или иные события, не подавляя их собственное мнение.
Работа педагога-организатора тесно связана с работой библиотекаря центра, с которым каждый месяц оформляются книжные выставки, посвященные патриотическому воспитанию, готовится материал для еженедельных тематических и торжественных линеек, уроков мужества и классных часов.
Особенности формирования патриотизма в СПЦ№5.
Уже более 7 лет в стенах нашего центра работает отряд волонтеров ГБПОУ СПЦ № 5, в котором состоит порядка 50% наших обучающихся, каждый из которых зарегистрирован во Всероссийском общественном движении «Волонтёры Победы» и «Добровольцы РФ».
Цель работы волонтерского отряда ГБПОУ СПЦ № 5 – это формирование у обучающихся гуманного, милосердного отношения к поколению, прошедшему через войну. Основные задачи движения:
- организация сбора информации о фронтовиках, военнопленных;
- проведение волонтерских акций и мероприятий с целью вовлечения сверстников в волонтёрское движение для участия в различных программах и акциях милосердия;
- оказание действенной помощи ветеранам войны, вдовам фронтовиков, труженикам тыла, детям войны и пенсионерам.
Результаты.
Одним из условий организации патриотического воспитания в профессиональном образовательном учреждении является необходимость учить обучающихся познавать сущность Родины, скрытую в духовной жизни народа, в его традициях и обычаях, исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, в пространственно-географических представлениях, создавая студентам условия с целью приобретения ими живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества.
Все эти мероприятия являются частью патриотического воспитательного комплекса, вовлекающего обучающихся в разнообразные виды практической деятельности и формирующего опыт патриотического поведения в каждом выпускнике. Воспитательный аспект вовлечения в творческую деятельность в гражданском воспитании очевиден. Результатом всей этой работы становится:
1. сформированность общих компетенций обучающихся, охваченных работой по гражданско-патриотическому воспитанию;
2. организация и эффективная работа штаба местного отделения всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы»;
3. увеличение числа заинтересованных подписчиков в сети интернет посредством мессенджеров WhatsApp, Instagram, OK.ru, личного сайта педагога-организатора, сайта ГБПОУ СПЦ №5;
4. разработка буклетов о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России, с. Горнозаводска и Сахалинской области.
5. увеличение количества обучающихся, участвующих в мероприятиях по гражданско-патриотического направления;
6. увеличение количества обучающихся, участвующих в исследовательской работе по гражданско-патриотическому воспитанию;
7. увеличение количества совместных мероприятий с образовательными организациями, учреждениями культуры, молодежной политики, общественными и некоммерческими организациями Невельского района и Сахалинской области по популяризации идей патриотизма;
8. увеличение количества обучающихся, зарегистрированных Министерством молодежной политики, физической культуры и спорта Сахалинской области и имеющих книжки волонтеров.
Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь все чаще проявляет живой интерес к истории своего района, города, села, края, организация и расширение всех видов деятельности, поисковые работы, патриотические акции – все это формы патриотического воспитания. Большое воспитательное воздействие на обучающихся имеет работа, связанная со сбором материалов, вещественных доказательств причастности наших предков к историческим событиям, которые не могут быть приданы забвению. К великому сожалению и нашему стыду, волонтеры обнаружили огромное количество памятников ветеранов великой отечественной войны, детей войны, тружеников тыла, находящихся в плачевном состоянии. Наша задача не оставаться равнодушными и привести их в порядок, обеспечить им должный уход и сохранность, ведь это наша история, наша память.
Родственники погибших ветеранов уже пожилого возраста и самостоятельно ухаживать за памятниками уже не могут. Многие могилы Ветеранов бесхозны, так как родственников у них нет. Волонтеры из числа обучающихся СПЦ №5 совместно с педагогом-организатором, педагогическими работниками обсудили эту проблему и решили взять над этими захоронениями шефство. Тем более, опыт работы в нашем центре по благоустройству могил Ветеранов уже имеется. Ежегодно, весной обучающиеся с коллективом СПЦ № 5 приводят в порядок захоронения ветеранов Великой отечественной войны на кладбище с. Горнозаводск.
Наибольший отклик среди не только волонтеров, но и студентов и сотрудников Центра получила организация практической работы по сохранению памяти о поколении пережившим Великую Отечественную войну: создание накопительной папки воспоминаний, благоустройство захоронений погибших односельчан.
Одним из приоритетных направлений сегодняшнего дня наш волонтерский отряд считает участие в Гранте по патриотическому направлению от ФАДМ «Росмолодежь». Главная задача – это реконструкция и облагораживание заброшенных могил участников и ветеранов войны. Данная деятельность – это один из способов привлечь слабомотивированных обучающихся, большинство из которых относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта категория обучающихся является самой уязвимой в вопросе преемственности поколений, понятий «семья», «семейные ценности» и данное направление дает им надежду на возможность, помогая таким же социально-незащищенным в плане человеческого общения, заботы, ощущения нужности людям, найти своих близких, родных. Обучающиеся с помощью сайта Сахалинский организационный комитет «Победа», посредством интернет-портала документов о второй мировой войне «Память народа» изучают архивные сведения о погибших и пропавших без вести в период Великой отечественной войны.
Большое значение имеет продолжение волонтерской деятельности среди выпускников ГБПОУ СПЦ № 5. Одним из таких является наш выпускник, по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» Ишков Сергей, который с 1 курса влился в ряды наших волонтеров. Он начал работу в штабе волонтеров СПЦ №5 в 2017 году. С самого начала его привлекло гражданско-патриотическое направление. Он участвовал в разных Акциях и, будучи студентом СПЦ №5, наладил отношения с ребятами общероссийской молодежной общественной организации «МИР». Благодаря своему наставнику, стал муниципальным координатором движения волонтеров Победы по Невельскому району. Полученные навыки очень пригодились ему, и сегодня он продолжает работу в данном направлении в своем родном городе Корсаков. Является автором и руководителем проекта молодежного информационного агентства «ОКО». 18 и 19 марта он снова посетил место своей учебы и выступил с беседой для обучающихся состоящих на учете СОП в подростково-молодежном спортивном клубе «Атлант». На этом мероприятии присутствовали не только обучающиеся СПЦ №5, но и школьники с.Горнозаводска. Идею волонтерского движения, его важность необходимость он продолжаю транслировать и после окончания образовательного учреждения. Сергей планирует продолжать свою деятельность и после поступления в высшее учебное заведение.
Благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение сможет по-новому взглянуть на свою родину, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре. Данная деятельность продолжается из года в год и увеличивает численность заинтересованных в волонтерском движении молодых людей.
Литература.
- https://ddtchkalov.ru/
- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011130027 (Распоряжении Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»)
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (Закон РФ №135-ФЗ от 7 июля 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
- Адашева Н.В. Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов. //Специалист. № 10, 2009.
- Пивоварова О. Н. Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. — С. 190-192.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности./ Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект-пресс; 2015. - 271 с.
- Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург: Отделение пед. общества, 2005. – С.89.
- Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты: Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», 16 марта 2009г., [материалы]/отв.ред. А.А. Огарков. - М.: ООО «Глобус», 2019.- С.276-280.
[1]Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург: Отделение пед. общества,2005. – С.89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.
В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста в современных условиях, раскрыта сущность понятий «индивидуализация» студ...
«К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Краткая характеристика технологии и условия реализации ее на занятиях...
Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений
Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений...
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Дорога длинною в 75 лет", посвященная юбилею ПРОФТЕХа
Работы обучающихся, выполненные в рамках областных конкурсов информационных технологий и конкурсов нашего образовательного учреждения....
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему:"Культура в современном мире"
Работа обучающейся Спиридоновой Анастасии...
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"...
Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...