Социально-педагогический проект "Горжусь тобой, Отечество!" Мы казачата!"
проект
Время требует от учреждения дополнительного образования детей повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Предпочтение отдаётся формам воспитательной работы, дающей наибольшей эффект. Это касается всех направлений воспитательной деятельности, входящих в систему гражданско – патриотического воспитания.
Содержание работы в рамках проекта направлено на поиск, разработку и апробацию наиболее эффективных направлений, форм и содержания гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_-_kazachata.docx | 106.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51»Красная шапочка»
Материалы рекомендованы к
распространению «Утверждаю»
методическим советом Заведующий МБДОУ
от «12.05. 2017г. «Детский сад №51 «Красная протокол № 3 шапочка»
М.И.Краснослободцева
Социально-педагогический проект
«Горжусь тобой, Отечество! Мы – казачата»
Авторcкий коллектив:
Хорохорина Юлия Николаевна- педагог-психолог,
Ворона Виктория Владимировна - старший воспитатель, Краснослободцева Марина Ивановна -заведующий
Тамбов
2019
Паспорт проекта
Название проекта | «Горжусь тобой, Отечество! Мы –казачата»» |
Сроки реализации проекта | Проектный цикл 3 года, количество циклов не ограничено |
Автор (ы) проекта | Хорохорина Ю.Н- педагог-психолог, Ворона В.В. - старший воспитатель, Краснослободцева М.И.-заведующий |
Контакты (телефон, e-mail) |
|
Нормативно-правовая база проекта | Закон «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012.№273 ФЗ. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 годы», от 01.06.2012г., №761. ФГОС начального и общего образования Приказ Минобрнауки от 06.08.2009 № 373. Закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995 года № 32-ФЗ. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». |
Методическое обеспечение проекта | Наличие портфолио |
Аннотация проекта
Время требует от учреждения дополнительного образования детей повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Предпочтение отдаётся формам воспитательной работы, дающей наибольшей эффект. Это касается всех направлений воспитательной деятельности, входящих в систему гражданско – патриотического воспитания.
Содержание работы в рамках проекта направлено на поиск, разработку и апробацию наиболее эффективных направлений, форм и содержания гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы патриотизма и ее жизненную необходимость очень точно выразил, еще в конце 20 века, известный русский педагог и общественный деятель Вахтеров В.П.: «…умаление любви к Родине, ведет не только к раздроблению страны на маленькие государства, но еще и к анархии, катастрофе, столькоже, в сфере экономической, сколько, и в сфере моральной…».
События последнего двадцатилетия свидетельствуют, что экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание молодежи и привели к снижению воспитательного воздействия образования, культуры, науки, как важнейших факторов духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.В подростковой среде продолжают нарастать негативные тенденции: равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению, государству; высокий уровень преступности, бродяжничество, наркомания и алкоголизм; снижение уровня физического и психического состояния молодежи; утрата молодым поколением традиционно российского патриотического чувства. Назрела необходимость серьезного рассмотрения и решения проблемы духовно-нравственного и гражданского - патриотического воспитания подрастающего поколения.
Актуальность решения данной проблемы обозначена в нормативных документах: в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». В этой связи совершенно справедливо утверждение выдающегося социолога К.Г. Барбаковой в отношении таких ценностей, как «патриотизм» и «гражданственность»: «Исследования показывают, что понятие патриотизма и гражданственности искаженно понимаются многими социальными группами, в том числе и молодёжью. Наблюдается четкое непонимание сущности патриотизма и гражданского общества. Результаты исследования ценностных ориентаций молодёжи, в том числе и студенческой, проведенных под руководством автора в 2004-2007 гг., показали, что гражданское общество не ассоциируется молодежью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом. На взгляд автора, основной причиной данной сложившейся ситуации является вербальное формирование всей системы ценностей. Дело в том, что мы больше всего формируем или воспитываем гражданственность, нравственность и патриотизм на уровне слов. Когда же слова расходятся с поведением и действиями – никакого патриотизма и никакой гражданственности сформировать нельзя».
Завтрашний день России во многом определяется уровнем образования и профессиональной подготовки молодого поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и способностью активно участвовать в жизни страны. Прогрессивные политики в странах Запада давно определили, что образование – самое выгодное вложение капитала. Но, получая образование, молодой специалист должен не просто обладать определёнными профессиональными навыками и умениями, но и быть личностью с высоким уровнем духовности и нравственности. Образование выполняет такие функции, как формирование ряда новых личностных качеств человека – критического отношения к себе, к своим стереотипам и привычкам, осознания необходимости преодоления косных взглядов, формирования ценностных ориентаций, более гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество. Необходимым условием качественного образования является личностно - ориентированный подход. Личностно-ориентированная образовательная концепция ставит в центр обучаемого, его интересы, его индивидуальные особенности, его потребности и мотивы.
В процессе работы над проектом мы столкнулись с противоречием между потребностью общества в высоконравственной личности, патриота и гражданина России и отсутствием эффективной системы работы по данному направлению в рамках не только отдельно взятого учреждения, но и муниципального пространства.
Цель проекта - повысить эффективность гражданско-патриотического воспитания детей за счёт логически выстроенной системы воспитательной работы, основанной на расширении социального пространства и развитии социального взаимодействия.
Задачи проекта в рамках работы с детьми: реализовать систему мероприятий, направленных на воспитание деятельностного патриотизма (патриотизма не на словах, а на деле); использовать в работе с детьми систему мероприятий, содержание которых направлено на формирование гражданского самосознания, активной гражданской и жизненной позиций, основ здорового образа жизни.
Задачи в рамках методической работы: разработать и реализовать систему мероприятий совместно с социальными партнерами; разработать программно - методический комплект.
Новизна проекта заключается в преимущественном использовании практических методов формирования патриотизма и гражданственности. Достичь успехов в формировании и развитии чувства патриотизма и гражданственности детей возможно только через активное вовлечение их в социально-значимую деятельность и созидательное участие в ней, через развитие самоуправления в детских коллективах, творческих объединениях. Патриотизм может «вырастать» только из разнообразной социальной практики – из дела, а не из внушения и «натаскивания». В сознании остаётся только то, что дети прочувствуют, потрогают, переживут и пропустят через себя.
Целевая группа проекта: воспитанники детского сада, их родители (законные представители), педагогические и административные работники учреждения. «Дошкольное детство – благоприятный по психологическим особенностям период для становления самосознания. В этот период у детей закладываются первоначальные нравственные, этические представления, появляется интерес к явлениям социальной действительности, к истории своей Родины, края, где они живут. Именно в этом возрасте у детей появляется способность осознавать себя субъектами общественных отношений, формируется внутренняя позиция, отражающая то, насколько они удовлетворены этими отношениями, то есть формируется фундамент личности ребенка – самосознание» (Божович Л.И.). В настоящее время патриотизм выступает не только как важная духовная и социальная ценность общества, но и, как составная часть государственной идеологии.
Потенциальные участники проекта (по согласованию): учащиеся, родители и педагогические работники общеобразовательных организаций города; работники учреждений сферы культуры (музеев, библиотек); педагогические работники спортивных школ, иные заинтересованные организации и физические лица, социальные партнёры.
Планируемые результаты
личностные | положительная динамика уровня развития у участников проекта патриотических чувств, гражданских качеств, активной гражданской позиции. |
социальные | наличие: системы воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности; эффективной модели взаимодействия с социальными партнёрами; рост числа социальных партнёров. |
экономические | экономическую эффективность оценить сложно, поскольку проектные мероприятия рассчитаны на долгосрочную перспективу, но эффективность предсказуема, а именно: наличие сформированного общественно принятого право (сознания) и право (поведения) позволит снизить уровень правонарушений и уровень преступности среди несовершеннолетних граждан, что приведёт непосредственно и к экономическому эффекту. |
Риски реализации проекта. Способы их преодоления.Без рисков при наличии собственных ресурсов.
Ресурсы проекта | Характеристика ресурсов |
материально-технические | материально-техническая база МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка», социальных партнёров (по согласованию) на основе двухсторонних договоров. |
методические | наличие общеразвивающих программ, диагностического инструментария, сценарных разработок массовых мероприятий, акций, дел. |
кадровые | администрация, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, организатор физического воспитания МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка»; иные специалисты из числа социальных партнёров. |
финансовые | организация и проведение основного этапа (реализация системы проектных мероприятий) осуществляется за счёт средств муниципального бюджета и добровольных взносов спонсоров (социальных партнёров). |
Оценка эффективности реализации проекта | Формы оценки: анкетирование, опросы, мониторинговые наблюдения. Критерии оценки: положительная динамика уровня развития у участников проекта патриотических чувств, гражданских качеств, активной гражданской позиции. наличие: системы мероприятий гражданско-патриотической направленности; эффективной модели взаимодействия с социальными партнёрами; рост числа социальных партнёров |
Перспективы развития проекта
расширение социальных связей, круга социальных партнёров;
реализация проекта совместно с другими образовательными организациями города.
Этапы и содержание работы по реализации проекта
Название этапа | Содержание работы | Сроки |
I этап – организационно-подготовительный | Анализ воспитательного потенциала учреждения; корректировка цели, задач и содержания работы; разработка системы мероприятий, подбор наиболее эффективных форм организации мероприятий; определение социальных партнеров и формирование совместных планов работы; разработка нормативно-правовой базы взаимодействия; разработка программно - методического обеспечения и сопровождения мероприятий проекта. | Февраль-май 2017 |
II этап - внедренческий | апробация различных форм организации мероприятий по основным направлениям воспитательной деятельности (Приложения 1,2.3); отбор наиболее эффективных технологий воспитательной деятельности. | Сентябрь 2017 - май 2020 |
III этап – аналитический | обработка, анализ и обобщение результатов работы; подготовка и издание методической продукции. | Май – август 2020 |
Этап обобщения и трансляции | участие в методических конкурсах; проведение муниципальных семинаров-практикумов; выступления на региональных семинарах; выпуск методической продукции; публикации в методических журналах, выступления в СМИ; размещение материалов в сети Интернет. | В течение всего срока реализации |
Приложение 1.
Направления, содержание работы и система мероприятий в рамках реализации проекта «Горжусь тобой Отечество! Мы-казачата»
Направления и задачи гражданско-патриотического воспитания | Формы и содержание работы | Система мероприятий |
Духовно-нравственное Задачи: формировать начала духовности и нравственности, приобщать к культурным традициям своего народа. | - цикл мероприятий в рамках календарных народных праздников; - проведение общественно – значимых мероприятий: | Старт проекта «Горжусь тобой Отечество!» Праздники:«Праздник печёной картошки», «Масленичные гуляния», «Красная горка», «Яблочный спас» |
Культурно-патриотическое Задачи: развивать творческие способности, приобщать к фольклору; | - реализация дополнительных образовательных программ, решающих задачи данного направления; - организация выставок детского творчества; - проведение и участие в конкурсах патриотической направленности. | Программа:программа по изучению основ декоративно – прикладного творчества: «Народная игрушка» «Это Победа наших дедов!». «Поём тебе, Победа!» |
Семейно – ценностное направление Задачи: содействовать сохранению традиций и ценностей семейного воспитания; формировать основы «осознанногородительства» | - решение данных задач в рамках образовательного процесса; - в рамках плана работы с родителями; | Цикл мероприятий: «День семьи», «День матери», «Дни открытых дверей», «Родительский час», «Праздник первых шаровар». Проект «Школа осознанного родительства» |
Краеведческое Задачи: формировать систему знаний о родном крае, развивать интерес к изучению истории своей семьи. | - решение данных задач в рамках образовательного процесса; - цикл викторин. | реализация проекта: «Почемучки» |
Военно-патриотическое Задачи: формировать патриотическое сознание. | - знакомство с историческими и памятными датами России; организация встреч с военнослужащими. | проект «Памятные даты России»; городской конкурс среди ДОУ «Смотр строя и песни»; праздничное мероприятие на территории учреждения «Нам дороги эти позабыть нельзя!», посвящённое Дню Победы. |
Гражданско- правовое Задачи: формировать правовую культуру | - система викторин конкурсов на знание символики России, Тамбовщины. | Викторина «Моя страна – моя Россия» |
Социально – патриотическое Задачи: сохранение преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, воспитание чувства благородства и сострадания, необходимости заботы о людях. | - организация акций. | Благотворительная акция: - «Твори добро!», выходы с детскими концертами в городской Дом ветеранов |
Спортивно – патриотическое Задачи: развивать морально – волевые качества личности (выдержку, силу воли, мужественность целеустремлённость) | - организация и участие в спортивно – оздоровительных мероприятиях | «Зимние шимиции», «Весенние шимиции» |
Природоохранное Задачи: воспитывать любовь и чувство ответственности за состояние окружающей природы | организация и проведение природоохранных акций | - проект «Экосад» |
Приложение 2
Календарно-тематический план
непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста (5-7 лет) в рамках проекта «Мы - казачата»
Тема | Содержание |
Сентябрь | |
Кто такие казаки? | Кто такие казаки, основные понятия: казачество, казачье войско; |
Казачья символика | Символы казачества: герб, знамя, гимн. |
Флаг казаков (рисование) | Выбор цвета в соответствии с оригиналом, выполнять штриховку, регулировать силу нажима. |
Октябрь | |
Казаки и казачки | традиции и уклад жизни в казачьей семье; особенности мужских и женских домашних трудов; мужественный и женственный образцы поведения. |
Ремесла и промыслы казаков | Виды народных промыслов и ремесел; промыслы и ремёсла казаков; орудия труда казаков. |
Кукла-оберег | понятие – оберег, приёмы изготовления куклы-оберега с использованиемткани и ниток; |
Ноябрь | |
Мужской казачий костюм | наглядное представление о казачьем мужском костюме, специальном наборе принадлежностей; оригинальность и многофункциональность костюма. |
Костюм казачки | наглядное представление о казачьем женском костюме (разноцветье, разнообразие предметов одежды(кофты, юбки, косынки) |
Аппликация «Казачий костюм» | способы и приёмы передачи образцов казачьих костюмов; |
Декабрь | |
Казачье подворье | жизнь и быт казачества; казачья изба–курень, инвентарь для работы на поле, огороде |
Казачья утварь | мебель в казачьем курене и её назначение;казачья стряпка (кухня) посуда, предметы быта и обихода |
Лепка кувшина | способы передачи формы кувшина, приёмы выполнения декоративного рисунка |
Январь | |
Казачья кухня | традиционная казачья пища (блюда); праздничный стол казаков; |
Казачьи праздники и традиции | Казачьи праздники и традиции. Игры казаков. |
Лепка из соленого теста «Казачьи блюда | приёмы лепки из соленого теста; особенности работы с цветным тестом; способы накладывания слоев; |
Февраль | |
Как воспитывают детей в казачьих семьях? | уклад жизни казаков, самобытность культуры, традиций; особенности воспитания детей в казачьей семье; |
Казачьи народные игры | старинные казачьи игры; правила и мораль; |
Роспись казачьей посуды | роспись посуды по мотивам народно-прикладного искусства казачества; передача характерных элементов росписи кувшина, ложки; |
Март | |
Весенние казачьи праздники | Традиционные казачьи весенние праздники и развлечения |
Казачий народный фольклор | пословицы, поговорки, песни и сказки |
Конструирование птиц из бумаги | основы традиции русского народа, связанной с подготовкой и проведением праздника Благовещение |
Апрель | |
Казаки – люди вольные | понятие о казачьей вольнице; особенности поселения; правила приёма в казаки; заповеди казаков; |
Конь в жизни казака | Конь - верный друг и брат казака; отношение казаков к коню (бережное, заботливое); |
Рисование «Конь мой вороной» | Приёмы рисования коня с использованием нетрадиционных изобразительных техник; |
Май | |
На героя и слава бежит | историяДонского казачества; понятие мирный земледелец - воин; |
Казачье оружие | название и особенности оружия казаков. |
Казачьему роду нет переводу | Викторина на знание основ культуры быта, традиций казачества; |
Приложение 3
План-график
традиционных мероприятий в рамках реализации проекта:
КАЗАЧИЙ КРУГ | ||
№ п\п | Дата проведения | Название мероприятия |
1. | сентябрь | Старт проекта «Горжусь тобой, Отечество!» |
2. | 14 октября | Праздник печеной картошки |
3. | Ноябрь | Посвящение в казачата |
4. | Февраль-март | Масленичные гуляния |
5. | Февраль-март | Масленичные гуляния |
6. | Март-апрель | Весенние шимиции (казачьи игры) |
7. | Апрель-май | Красная горка |
8. | Май | Нам дороги эти позабыть нельзя |
9. | Июнь | Праздник первых шароваров |
10 | Август | Яблочный спас |
Литература
- Адаменко Н. Подвиг народа (Историко-литературная панорама для учащихся 8-9 классов): [Методические рекомендации] // Воспитание школьников. – 2009. - № 4. – С. 27.
- Барбакова К.Г. Патриотизм и гражданственность российской молодежи: реальность или утопия? Материалы III Всероссийского социологического конгресса. Секция 26. Социология молодежи. [Электр.ресурс]. ИС РАН, 2008
- Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны: [опыт работы по историко-патриотическому воспитанию] // Воспитание школьников. – 2010. - № 5. – С. 3 - 9.
- Гаврилова А. В. Проект «Я – гражданин России»: [Проект гражданско-патриотического воспитания детей] // Классный руководитель. – 2009. - № 5. – С. 103.
- Гук Т. Н. Отечество Славлю… [Конкурсная программа, посвящённая Дню защитника Отечества] // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 1. - С. 54 – 57.
- Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. - № 3. – С. 3 – 10.; № 4. – С. 3 - 7.
- Клуб старшеклассников «Память» отмечает праздник Победы: [опыт клубной работы с подростками] // Воспитание школьников. – 2010. - № 5. – С. 16 – 17.
- Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 6. - С. 21 – 24.
- Лишин О. В., Лишина А. К. Молодёжь в военно-поисковом движении (психология и педагогика военного поиска) // Воспитание школьников. – 2010. - № 5. – С. 22 – 26.
- Марденская С. Ф., Марденский С. В. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания: [Подготовка допризывной молодёжи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения] // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 1. - С. 17 – 20.
- Мелюхин С. В. Растим патриотов России: [Подпрограмма военно-патриотического воспитания детей] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 11.
- Никитина Л. Е., Звонарёва Л. У. Воспитание патриотизма средствами литературы и искусства: [Методологический аспект в истории отечественной педагогики] // Воспитание школьников. – 2014. - № 1. – С. 3 – 12.
- Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: [передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности] // Воспитание школьников. – 2013. - № 6. – С. 65.
- Райхлина Е. Л. «Час общения» - эффективная форма патриотического воспитания старшеклассников: [Методическая разработка внеклассного мероприятия] // Воспитание школьников. – 2009. - № 6. – С. 27.
- Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота: [аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания] // Воспитание школьников. – 2011. - № 1. – С. 23 – 26.
- Сусов Н. А., Бугаев Ю. И. Городской круглый стол по гражданско-патриотическому воспитанию: [Комплексная деятельность учреждений ДОд посредством реализации образовательных программ: передовой опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 3. - С. 37 – 43.
- Стекляр Г. В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях: [Программа создания экспериментального виртуального образовательного пространства «Галерея великих побед России», основанная на днях воинской славы России] // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 1.- С. 22 – 28.
- Узбекова С. С. Школьный музей в системе патриотического воспитания: [информационно-коммуникативная и проектная деятельность подростков] // Воспитание школьников. – 2011. - № 1. – С. 44 – 48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический репертуар, как компонент эстетического воспитания обучающихся музыкального отделения Самарского социально - педагогического колледжа
Эстетическое воспитание обучающихся это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие обучающегося и преподавателя, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творче...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск
Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
Программа семинара "Социальный диалог "Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся в поликультурном образовательном пространстве""
Цель семинара: обмен опытом по применению в практической деятельности актуальных подходов по реализации поликультурного воспитания обучающихся; привлечение преподавательского состава к активноум участ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления и развития начинающего педагога через коллективные формы наставничества»
В данном проекте акцент ставится на формировании практических умений и навыков молодого специалиста через взаимодействие с коллективом наставников и ведение рабочей тетради «Записки ...
Комментарии
Проект -лауреат регионального
Проект -лауреат регионального конкурса методических материалов по патриотическому воспитанию 2019 года