Социально-педагогический проект "Горжусь тобой, Отечество!" Мы казачата!"
проект

Хорохорина Юлия Николаевна

Время требует от учреждения дополнительного образования детей повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм  организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Предпочтение отдаётся формам воспитательной работы, дающей наибольшей эффект. Это касается всех направлений воспитательной деятельности, входящих в систему гражданско – патриотического воспитания.

 Содержание работы в рамках проекта направлено на поиск, разработку и апробацию наиболее эффективных направлений, форм и содержания гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_-_kazachata.docx106.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51»Красная шапочка»

Материалы  рекомендованы к

 распространению        «Утверждаю»

методическим советом                                              Заведующий МБДОУ

от «12.05. 2017г.                                               «Детский сад №51 «Красная протокол № 3                шапочка»

        М.И.Краснослободцева

Социально-педагогический проект

«Горжусь тобой, Отечество! Мы – казачата»

Авторcкий коллектив:

Хорохорина Юлия Николаевна- педагог-психолог,

Ворона Виктория Владимировна - старший воспитатель, Краснослободцева Марина Ивановна -заведующий

Тамбов

2019

Паспорт проекта

Название проекта

«Горжусь тобой, Отечество! Мы –казачата»»

Сроки реализации проекта

Проектный цикл 3 года, количество циклов не ограничено

Автор (ы) проекта

Хорохорина Ю.Н- педагог-психолог, Ворона В.В. - старший воспитатель, Краснослободцева М.И.-заведующий

Контакты (телефон, e-mail)

 

Нормативно-правовая база проекта

Закон «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012.№273 ФЗ.

Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 годы», от 01.06.2012г., №761.

ФГОС начального и общего образования Приказ Минобрнауки от 06.08.2009 № 373.

Закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995 года № 32-ФЗ.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Методическое обеспечение проекта

Наличие портфолио

 Аннотация проекта

Время требует от учреждения дополнительного образования детей повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм  организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Предпочтение отдаётся формам воспитательной работы, дающей наибольшей эффект. Это касается всех направлений воспитательной деятельности, входящих в систему гражданско – патриотического воспитания.

 Содержание работы в рамках проекта направлено на поиск, разработку и апробацию наиболее эффективных направлений, форм и содержания гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы патриотизма и ее жизненную необходимость очень точно выразил, еще в конце 20 века,  известный русский педагог и общественный деятель Вахтеров В.П.: «…умаление любви к Родине, ведет не только к раздроблению страны на маленькие государства, но еще и к анархии, катастрофе, столькоже,  в сфере экономической, сколько, и в сфере моральной…».

События последнего двадцатилетия свидетельствуют, что экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание молодежи и привели к снижению воспитательного воздействия образования, культуры, науки, как важнейших факторов духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.В подростковой среде продолжают нарастать негативные тенденции: равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению, государству; высокий уровень преступности, бродяжничество, наркомания и алкоголизм; снижение уровня физического и психического состояния молодежи; утрата молодым поколением традиционно российского патриотического чувства. Назрела необходимость серьезного рассмотрения и решения проблемы духовно-нравственного и гражданского - патриотического воспитания подрастающего поколения.

Актуальность решения данной проблемы обозначена в нормативных документах: в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». В этой связи совершенно справедливо утверждение выдающегося социолога К.Г. Барбаковой в отношении таких ценностей, как «патриотизм» и «гражданственность»: «Исследования показывают, что понятие патриотизма и гражданственности искаженно понимаются многими социальными группами, в том числе и молодёжью. Наблюдается четкое непонимание сущности патриотизма и гражданского общества. Результаты исследования ценностных ориентаций молодёжи, в том числе и студенческой, проведенных под руководством автора в 2004-2007 гг., показали, что гражданское общество не ассоциируется молодежью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом. На взгляд автора, основной причиной данной сложившейся ситуации является вербальное формирование всей системы ценностей. Дело в том, что мы больше всего формируем или воспитываем гражданственность, нравственность и патриотизм на уровне слов. Когда же слова расходятся с поведением и действиями – никакого патриотизма и никакой гражданственности сформировать нельзя».

Завтрашний день России во многом определяется уровнем образования и профессиональной подготовки молодого поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и способностью активно участвовать в жизни страны. Прогрессивные политики в странах Запада давно определили, что образование – самое выгодное вложение капитала. Но, получая образование, молодой специалист должен не просто обладать определёнными профессиональными навыками и умениями, но и быть личностью с высоким уровнем духовности и нравственности. Образование выполняет такие функции, как формирование ряда новых личностных качеств человека – критического отношения к себе, к своим стереотипам и привычкам, осознания необходимости преодоления косных взглядов, формирования ценностных ориентаций, более гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество. Необходимым условием качественного образования является личностно - ориентированный подход. Личностно-ориентированная образовательная концепция ставит в центр обучаемого, его интересы, его индивидуальные особенности, его потребности и мотивы.

 В процессе работы над проектом мы столкнулись с противоречием между потребностью общества в высоконравственной личности, патриота и гражданина России и отсутствием эффективной системы работы по данному направлению в рамках не только отдельно взятого учреждения, но и муниципального пространства.

Цель проекта - повысить эффективность гражданско-патриотического воспитания детей за счёт логически выстроенной системы воспитательной работы, основанной на расширении социального пространства и развитии социального взаимодействия.

Задачи проекта в рамках работы с детьми: реализовать систему мероприятий, направленных  на воспитание деятельностного патриотизма (патриотизма не на словах, а на деле); использовать в работе с детьми систему мероприятий, содержание которых  направлено на формирование гражданского самосознания, активной гражданской и жизненной позиций, основ здорового образа жизни.

Задачи в рамках методической работы: разработать и реализовать систему мероприятий совместно с социальными партнерами; разработать программно - методический комплект.

Новизна проекта заключается в преимущественном использовании практических методов формирования патриотизма и гражданственности. Достичь успехов в формировании и развитии чувства патриотизма и гражданственности детей возможно только через активное вовлечение их в социально-значимую деятельность и созидательное участие в ней, через развитие самоуправления в детских коллективах, творческих объединениях. Патриотизм может «вырастать» только из разнообразной социальной практики – из дела, а не из внушения и «натаскивания». В сознании остаётся только то, что дети прочувствуют, потрогают, переживут и пропустят через себя.

Целевая группа проекта: воспитанники детского сада, их родители (законные представители), педагогические и административные работники учреждения. «Дошкольное детство – благоприятный по психологическим особенностям период для становления самосознания. В этот период у детей закладываются первоначальные нравственные, этические представления, появляется интерес к явлениям социальной действительности, к истории своей Родины, края, где они живут. Именно в этом возрасте у детей появляется способность осознавать себя субъектами общественных отношений, формируется внутренняя позиция, отражающая то, насколько они удовлетворены этими отношениями, то есть формируется фундамент личности ребенка – самосознание» (Божович Л.И.). В настоящее время патриотизм выступает не только как важная духовная и социальная ценность общества, но и, как составная часть государственной идеологии.

Потенциальные участники проекта (по согласованию): учащиеся, родители и педагогические работники общеобразовательных организаций города; работники учреждений сферы культуры (музеев, библиотек); педагогические работники спортивных школ, иные заинтересованные организации и физические лица, социальные партнёры.

Планируемые результаты

личностные

положительная динамика уровня развития у участников проекта патриотических чувств, гражданских качеств, активной гражданской позиции.

социальные

наличие: системы воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности; эффективной модели взаимодействия с социальными партнёрами; рост числа социальных партнёров.

экономические

экономическую эффективность оценить сложно, поскольку проектные мероприятия рассчитаны на долгосрочную перспективу, но эффективность предсказуема, а именно: наличие сформированного общественно принятого право (сознания) и право (поведения) позволит снизить уровень правонарушений и уровень преступности среди несовершеннолетних граждан, что приведёт непосредственно и к экономическому эффекту.

Риски реализации проекта. Способы их преодоления.Без рисков при наличии собственных ресурсов.

Ресурсы проекта

Характеристика ресурсов

материально-технические

материально-техническая база МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка», социальных партнёров (по согласованию) на основе двухсторонних договоров.

методические

наличие общеразвивающих программ, диагностического инструментария, сценарных разработок массовых мероприятий, акций, дел.

кадровые

администрация, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, организатор физического воспитания МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка»;  иные специалисты из числа социальных партнёров.

финансовые

организация и проведение основного этапа (реализация системы проектных мероприятий) осуществляется за счёт средств муниципального бюджета и добровольных взносов спонсоров (социальных партнёров).

Оценка эффективности реализации проекта

Формы оценки: анкетирование, опросы, мониторинговые наблюдения.

Критерии оценки: положительная динамика уровня развития у участников проекта патриотических чувств, гражданских качеств, активной гражданской позиции.

наличие: системы мероприятий гражданско-патриотической направленности; эффективной модели взаимодействия с социальными партнёрами; рост числа социальных партнёров

Перспективы развития проекта  

расширение социальных связей, круга социальных партнёров;

реализация проекта совместно с другими образовательными организациями города.

Этапы и содержание работы по реализации проекта

Название этапа

Содержание работы

Сроки

I этап – организационно-подготовительный

Анализ воспитательного потенциала учреждения;

 корректировка цели, задач и содержания работы;  

разработка системы мероприятий, подбор наиболее эффективных форм организации мероприятий;  

определение социальных партнеров и формирование совместных планов работы;

разработка нормативно-правовой базы взаимодействия;

разработка программно - методического обеспечения и сопровождения мероприятий проекта.

Февраль-май 2017

II этап - внедренческий

апробация различных форм организации мероприятий по основным направлениям воспитательной деятельности (Приложения 1,2.3);

отбор наиболее эффективных технологий воспитательной деятельности.

Сентябрь 2017 - май 2020

III этап – аналитический

обработка, анализ и обобщение результатов работы;

подготовка и издание методической продукции.

Май – август 2020

Этап обобщения и трансляции

участие в методических конкурсах;

проведение муниципальных семинаров-практикумов;

выступления на региональных семинарах;

выпуск методической продукции;

публикации в методических журналах, выступления в СМИ;

размещение материалов в сети Интернет.

 В течение всего срока реализации

                                                                                

Приложение 1.

Направления, содержание работы и система мероприятий в рамках реализации проекта «Горжусь тобой Отечество! Мы-казачата»

Направления и задачи гражданско-патриотического воспитания

Формы и содержание работы  

Система мероприятий

Духовно-нравственное

Задачи: формировать начала духовности и нравственности, приобщать к культурным традициям своего народа.

- цикл мероприятий в рамках календарных народных праздников;

- проведение общественно – значимых мероприятий:

Старт проекта «Горжусь тобой Отечество!»

Праздники:«Праздник печёной картошки», «Масленичные гуляния», «Красная горка», «Яблочный спас»

Культурно-патриотическое

Задачи: развивать творческие способности, приобщать к фольклору;

- реализация дополнительных образовательных программ, решающих задачи данного направления;

- организация выставок детского творчества;

- проведение  и участие в конкурсах патриотической направленности.

Программа:программа по изучению основ декоративно – прикладного творчества: «Народная игрушка»

«Это Победа наших дедов!».

«Поём тебе, Победа!»

Семейно – ценностное направление

Задачи: содействовать  сохранению традиций и ценностей семейного воспитания;

формировать основы «осознанногородительства»

- решение данных задач в рамках образовательного процесса;

- в рамках плана работы с родителями;

Цикл мероприятий:

«День семьи», «День матери», «Дни открытых дверей», «Родительский час», «Праздник первых шаровар».

Проект «Школа осознанного родительства»

Краеведческое

Задачи: формировать систему знаний о родном крае, развивать интерес к изучению истории своей семьи.

- решение данных задач в рамках образовательного процесса;

- цикл викторин.

реализация проекта: «Почемучки»

Военно-патриотическое

Задачи: формировать патриотическое сознание.

- знакомство с историческими и памятными датами России; организация встреч с  военнослужащими.

проект «Памятные даты России»;

городской конкурс среди ДОУ  «Смотр строя и песни»;

праздничное мероприятие на территории учреждения «Нам дороги эти позабыть нельзя!», посвящённое Дню Победы.

Гражданско- правовое

Задачи: формировать правовую культуру

- система викторин конкурсов на знание символики России, Тамбовщины.

Викторина

«Моя страна – моя Россия»

Социально – патриотическое

Задачи: сохранение преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, воспитание чувства благородства и сострадания, необходимости заботы о людях.

- организация акций.

Благотворительная акция:

- «Твори добро!», выходы с детскими концертами в городской Дом ветеранов

Спортивно – патриотическое

Задачи:

развивать морально – волевые качества личности (выдержку, силу воли, мужественность целеустремлённость)

- организация и участие в спортивно – оздоровительных мероприятиях

«Зимние шимиции», «Весенние шимиции»

Природоохранное

Задачи: воспитывать любовь и чувство ответственности за состояние окружающей  природы

организация и проведение  природоохранных акций

- проект «Экосад»

Приложение 2

Календарно-тематический план

непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего

 дошкольного возраста (5-7 лет) в рамках проекта «Мы - казачата»

http://www.kostyor.ru/archives/5-08/images5-08/vel.jpg

Тема

Содержание

Сентябрь

Кто такие казаки?

Кто такие казаки, основные понятия: казачество, казачье войско;

Казачья символика

Символы казачества: герб, знамя, гимн.

Флаг казаков (рисование)

Выбор цвета в соответствии с оригиналом, выполнять штриховку, регулировать силу нажима.

Октябрь

Казаки и казачки

традиции и уклад жизни в казачьей семье; особенности мужских и женских домашних трудов; мужественный и женственный образцы поведения.

Ремесла и промыслы казаков

Виды народных промыслов и ремесел; промыслы и ремёсла  казаков; орудия труда казаков.

Кукла-оберег

понятие – оберег, приёмы изготовления куклы-оберега с использованиемткани и ниток;

Ноябрь

Мужской казачий костюм

наглядное представление о казачьем мужском костюме, специальном наборе принадлежностей; оригинальность и многофункциональность костюма.

Костюм казачки

наглядное представление о казачьем женском костюме (разноцветье, разнообразие предметов одежды(кофты, юбки, косынки)

Аппликация «Казачий костюм»

способы и приёмы передачи образцов казачьих костюмов;

Декабрь

Казачье подворье

жизнь и быт казачества; казачья изба–курень, инвентарь для работы на поле, огороде

Казачья утварь

мебель в казачьем курене и её назначение;казачья стряпка (кухня) посуда, предметы быта и обихода

Лепка кувшина

способы передачи формы кувшина, приёмы выполнения декоративного рисунка

Январь

Казачья кухня

традиционная казачья пища (блюда); праздничный стол казаков;

Казачьи праздники и традиции

Казачьи праздники и традиции. Игры казаков.

Лепка из соленого теста «Казачьи блюда

 приёмы лепки из соленого теста; особенности работы с цветным тестом; способы накладывания слоев;

Февраль

Как воспитывают детей в казачьих семьях?

уклад жизни казаков, самобытность культуры, традиций; особенности воспитания детей в казачьей семье;

Казачьи народные игры

старинные казачьи игры; правила и мораль;

Роспись казачьей посуды

роспись посуды по мотивам народно-прикладного искусства казачества; передача характерных элементов росписи кувшина, ложки;

Март

Весенние казачьи праздники

Традиционные казачьи весенние праздники и развлечения

Казачий народный фольклор

пословицы, поговорки, песни и сказки

Конструирование птиц из бумаги

основы традиции русского народа, связанной с подготовкой и проведением праздника Благовещение

Апрель

Казаки – люди вольные

понятие о казачьей вольнице; особенности поселения; правила приёма в казаки; заповеди казаков;

Конь в жизни казака

Конь - верный друг и брат казака; отношение казаков к коню (бережное, заботливое);

Рисование «Конь мой вороной»

Приёмы рисования коня с использованием нетрадиционных изобразительных техник;

Май

На героя и слава бежит

историяДонского казачества; понятие мирный земледелец - воин;

Казачье оружие

название и особенности оружия казаков.

Казачьему роду нет переводу

Викторина на знание основ культуры быта, традиций казачества;

Приложение 3

План-график

традиционных мероприятий в рамках реализации проекта:

КАЗАЧИЙ КРУГ

п\п

Дата

проведения

Название мероприятия

1.

сентябрь

Старт проекта «Горжусь тобой, Отечество!»

2.

14 октября

Праздник печеной картошки

3.

Ноябрь

Посвящение в казачата

4.

Февраль-март

Масленичные гуляния

5.

Февраль-март

Масленичные гуляния

6.

Март-апрель

Весенние шимиции (казачьи игры)

7.

Апрель-май

Красная горка

8.

Май

Нам дороги эти позабыть нельзя

9.

Июнь

Праздник первых шароваров

10

Август

Яблочный спас

Литература

  1. Адаменко Н. Подвиг народа (Историко-литературная панорама для учащихся 8-9 классов): [Методические рекомендации] // Воспитание школьников. – 2009. - № 4. – С. 27.
  2. Барбакова К.Г. Патриотизм и гражданственность российской молодежи: реальность или утопия? Материалы III Всероссийского социологического конгресса. Секция 26. Социология молодежи. [Электр.ресурс]. ИС РАН, 2008
  3.  Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны: [опыт работы по историко-патриотическому воспитанию] // Воспитание школьников. – 2010. - № 5. – С. 3 - 9.
  4. Гаврилова А. В. Проект «Я – гражданин России»: [Проект гражданско-патриотического воспитания детей] // Классный руководитель. – 2009. - № 5. – С. 103.
  5. Гук Т. Н. Отечество Славлю… [Конкурсная программа, посвящённая Дню защитника Отечества] // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 1. - С. 54 – 57.
  6. Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. - № 3. – С. 3 – 10.; № 4. – С. 3 - 7.
  7.  Клуб старшеклассников «Память» отмечает праздник Победы: [опыт клубной работы с подростками] // Воспитание школьников. – 2010. - № 5. – С. 16 – 17.
  8. Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 6. - С. 21 – 24.  
  9. Лишин О. В., Лишина А. К. Молодёжь в военно-поисковом движении (психология и педагогика военного поиска) // Воспитание школьников. – 2010. - № 5. – С. 22 – 26.
  10. Марденская С. Ф., Марденский С. В. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания: [Подготовка допризывной молодёжи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения] // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 1. - С. 17 – 20.
  11. Мелюхин С. В. Растим патриотов России: [Подпрограмма военно-патриотического воспитания детей] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 11.
  12. Никитина Л. Е., Звонарёва Л. У. Воспитание патриотизма средствами литературы и искусства: [Методологический аспект в истории отечественной педагогики] // Воспитание школьников. – 2014. - № 1. – С. 3 – 12.
  13. Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: [передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности] // Воспитание школьников. – 2013. - № 6. – С. 65.
  14. Райхлина Е. Л. «Час общения» - эффективная форма патриотического воспитания старшеклассников: [Методическая разработка внеклассного мероприятия] // Воспитание школьников. – 2009. - № 6. – С. 27.
  15. Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота: [аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания] // Воспитание школьников. – 2011. - № 1. – С. 23 – 26.
  16. Сусов Н. А., Бугаев Ю. И. Городской круглый стол по гражданско-патриотическому воспитанию: [Комплексная деятельность учреждений ДОд посредством реализации образовательных программ: передовой опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 3. - С. 37 – 43.
  17. Стекляр Г. В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях: [Программа создания экспериментального виртуального образовательного пространства «Галерея великих побед России», основанная на днях воинской славы России] // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 1.- С. 22 – 28.
  18. Узбекова С. С. Школьный музей в системе патриотического воспитания: [информационно-коммуникативная и проектная деятельность подростков] // Воспитание школьников. – 2011. - № 1. – С. 44 – 48.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический репертуар, как компонент эстетического воспитания обучающихся музыкального отделения Самарского социально - педагогического колледжа

Эстетическое воспитание обучающихся это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие обучающегося и преподавателя, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творче...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...

План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

Программа семинара "Социальный диалог "Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся в поликультурном образовательном пространстве""

Цель семинара: обмен опытом по применению в практической деятельности актуальных подходов по реализации поликультурного воспитания обучающихся; привлечение преподавательского состава к активноум участ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления и развития начинающего педагога через коллективные формы наставничества»

В данном проекте акцент ставится на формировании практических умений и навыков молодого специалиста через взаимодействие с коллективом наставников и  ведение рабочей тетради  «Записки ...


 

Комментарии

Хорохорина Юлия Николаевна

Проект -лауреат регионального конкурса методических материалов по патриотическому воспитанию 2019 года