"Язык мой враг"
методическая разработка

Тотмянина Ирина Викторовна

показать, какую роль играет владение культурной речью в облике современного человека в целом и профессионала в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_moy_vrag_ili_drug.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Язык мой враг»

Дата проведения:__________

Автор – составитель: Тотмянина И.В.

Временной интервал: 40мин

Категория участников: 11-17лет

Форма проведения: урок успеха

Основная цель проведения: показать, какую роль играет владение культурной речью в облике современного человека в целом и профессионала в частности.

Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями о языке, фильм «12 стульев», «Джентльмены удачи», ноутбук

Ход часа общения

Воспитатель: Дорогие друзья! Тема нашего разговора сегодня «Язык мой: враг или друг».

Мы поговорим о том, какое  значение имеет речь в жизни человека. У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в училище, на улице, в библиотеке, в спортзале, в магазине. И я думаю, что всякий раз ваше настроение, самочувствие, работоспособность зависят от того, приветливы ли были с вами окружающие вас люди, проявили  они доброжелательность или были раздражены и грубы? Мы живем среди людей, и наши слова, жесты и поступки тем или иным образом влияют на окружающих. И прежде всего это относится к нашей речи, к нашему языку. Язык возвышает человека над миром всего живого. Вы наверное согласитесь, что жизнь людей немыслима без языка, без речи. Язык – это средство общения между людьми, способ обмена информацией. Владение языком ценится в обществе очень высоко. Эта способность является частью общей культуры человека. Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли. Правильным языком можно укрепить человека в  вере и надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно и ,наоборот, внести в его душу неуверенность, привести к беде.

А сейчас послушайте вот такую притчу.

(Демонстрация слайда с портретом Эзопа)

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который  был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

 В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. Эзоп оправился на базар и купил… языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?». Словом, этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Воспитатель: В самом деле, не зря ведь существует поговорка: «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно народ за собой повести».

Как быстро словом можно ранить

Как быстро словом можно ранить,
Еще быстрее им убить.
Но тяжелее все исправить,
И невозможно все забыть.
Как острым лезвием по венам.
Скользнет неосторожное словцо.
Как раны свежие на теле.
Затянутся потом рубцом.
Сделать мир добрее очень важно,
Относитесь бережно к словам.
Чтобы в человеке каждом.
Было милосердия 100 грамм.

                                         Дина Беспутина

Воспитатель: Вот какое большое значение имеют слова в нашей жизни. А теперь представьте, что к вам на улице подходит хорошо одетый симпатичный мужчина с портфелем, в галстуке и говорит: «Эй, чувак, где здесь бабло поменять можно?». Конечно, вы поймете его речь, но, не сомневаюсь, что ваше впечатление о его культуре изменятся. Вот и получается, что о культуре человека мы можем судить не только по его внешнему виду, а по тому, как он говорит, какие слова употребляет.

 Древний поэт Саади сказал так:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слова не сказал.

Таким образом, мы с вами поняли, что каждому человеку очень важно говорить правильно, употребляя  культурные слова. Однако значение правильной речи состоит не только в том, чтобы подчеркнуть культуру человека, а в том, чтобы помочь людям понимать друг друга. А теперь давайте обратимся к речи современного подростка

Сценка

Лифт поднимается вверх. В кабине – пожилая женщина и подросток.

Женщина задает подростку вопрос:

- Как дела?

- У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка! Клево, да?

-А что, там лошадь была? – спрашивает женщина.

- Какая лошадь? – недоумевает подросток.

У женщины нарастает потребность разобраться, понять и переработать «поток информации».

- Ну-ка, давай все сначала, – то, предлагает она.

- Ну давайте. И чего Вы не поняли?! Значит, один фитиль...

- Без  свечки?

- Без.

- А что же это за фитиль?

- Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету...

- Он на чем подкатил, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета был.

- У какого шкета?

- Ну, шибздик один. Вы его знаете, ходит здесь, вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

-  Да нет, попилил он.

-  Ну и как, распилил?

-  Что распилил?

-  Ну, велик?         

-  Чем?         

- Ну, этим самым, шнобелем.

-  Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот  и дерябнулся.

- А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?

- Да не было там никакой зимы, там училка была.

- Учительница, ты хочешь сказать?

-  Ну да, с фингалом, то есть с великом,  нет, с катушками. Но самая-то укатка, что велик гикнулся.

- Как гикнулся?

- А так – накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?

- Понятно! – ответила собеседница.

Воспитатель: Итак, вы услышали, что женщина не могла понять то, о чем говорил подросток. Как вы думаете, почему?

Ответы воспитанников: «Он употреблял жаргонные слова».

Воспитатель: Как вы думаете, почему такие слова преобладали в речи подростка? Да, это сленг, жаргонизмы. Они очень сильно засоряют нашу речь. Зачастую подростки только с их помощью и могут выражать свои мысли, и окружающие их не всегда понимают. Хорошо ли это?

Не напоминает ли это вам Эллочку-Людоедку? Вспомним фрагмент из фильма «12 стульев». (Демонстрация видеофрагмента)

Можем ли мы называть эту даму культурной? Может ли общение с ней быть интересным? Человек, который использует мало слов, напоминает нам неразвитых древних людей из племени Мумбо-Юмбо, которые знали только 300 слов.

Так почему подростки  и молодые люди зачастую не хотят сделать свою речь красивой, выразительной без всякого словесного мусора?

Ответы воспитанников

Воспитатель: Может быть, изобретая свой язык, вы хотите отличаться от нас, взрослых?

Может быть, у вас маленький словарный запас? Вы не знаете значения произносимых вами слов? Или вы часто бываете агрессивны и злы по отношению к вашим товарищам?

По-видимому, по всем этим причинам ваша речь не всегда такая, какой она должна быть у культурного человека, у человека с чувством собственного достоинства, то есть уважающего себя и окружающих его людей.

Особо это относится к общению юношей и девушек. Странно бывает слышать диалог юноши и девушки, которые употребляют грубые и, что самое плохое, нецензурные слова, или, как их называют ученые, «ненормативную лексику».

Послушайте же балладу о Прекрасной Даме и постарайтесь ответить на вопрос, есть ли сейчас настоящие Рыцари и Прекрасные Дамы. И если их осталось мало, то почему?

Баллада о Прекрасной Даме

Богу неведомо, людям незнамо,

Где пропадает Прекрасная Дама,

И неизвестно, что делает с ней

Этот похитивший даму злодей.

Где же тот верный и преданный рыцарь,

Что к этой даме на помощь стремится,

Воду топча, презирая огонь,

Где его добрый и преданный конь.

Где ж, наконец, и копье боевое,

Вечно готовое к правому бою,

Доблесть мужская и женская честь,

Я призываю вас именно здесь.

Но не является рыцарь тот смелый,

Конь ускакал, и копье заржавело,

Да и Прекрасная Дама не там,

Где ее видеть хотелось бы вам.

И ничего не случилось с нею,

Просто она загуляла у Змея,

Непутевая  дочь, да поможет ей Бог,

Кончится ночь, и взойдет на порог.          

                                         Евгений Бачурин

Вспомним, кто встречается нам среди окружающих нас людей. К сожалению, среди них мы видим не только культурных  и вежливых, а также бомжей, тунеядцев, алкоголиков. Можем ли мы их назвать Рыцарями?

А ведь Рыцарь – это человек чести, слова,  верный, чистый, бескорыстный, справедливый.

Чем меньше среди нас Рыцарей, тем меньше Прекрасных Дам, так как “даме” не надо стараться быть лучше, чтобы понравиться “рыцарю”…

И вот сейчас необходимо обсудить вопрос о чрезмерном употреблении жаргонных слов и недопустимости нецензурной брани, которую можно, к сожалению, услышать из ваших уст!

Какие вы предлагаете способы борьбы со словесным мусором и ненормативной лексикой?

Работа по карточкам. Обсуждение ответов воспитанников.

Какие Вы предлагаете способы борьбы с ненормативной лексикой (подчеркните)

  • каждому самому следить за своей речью;
  • принять закон, запрещающий сквернословить, а нарушителей не только штрафовать и  подвергать аресту, но и наказывать телесно (порка);
  • прививать культуру речи разными способами (чтение книг, искусство, СМИ…);
  • выплачивать премию и повышать зарплату тем, кто не сквернословит;
  • не общаться с людьми, употребляющими ненормативную лексику, сделав их изгоями;
  • не обращать внимание на сквернословие;
  • никак не бороться, так как это бесполезно;

Ваши предложения _______________________________________

Воспитатель: Почему же мы затронули эту тему, привлекли вас к её обсуждению. В будущем вы – штукатуры-маляры и в процессе вашей работы вы должны будете общаться с заказчиком, с коллегами по работе при совместном выполнении производственного заказа, уметь договариваться. От вас потребуется знание многих профессиональных терминов, а также  простых обиходных слов. Насколько вы к этому готовы?

Выполнение практических заданий:

  1. Произнесите правильно: алфавит, документ, квартал, красивее, договор, кухонный.
  2. Употребите слова правильно: кто крайний – кто последний; мороженка – мороженое; пирожки с повидлой – пирожки с повидлом;
  3. Назовите во множественном числе в родительном падеже:

блюдце – блюдец

дело – дел

место – мест

сапоги – сапог

полотенце – полотенец

яблоко – яблок

апельсин – апельсинов

кочерга – кочерёг

баржа – барж

туфля – туфель

Анализ ответов воспитанников.

Воспитатель: Ребята, вам необходимо пополнять свой словарный запас, читать больше книг, чтобы в дальнейшем успешно взаимодействовать с коллегами по работе. На этом наше занятие закончено. Я благодарю всех участников за работу. До новых встреч! 

Список литературы

  1. Говорите правильно Эстетика речи: книга для учащихся / Е.В. Язовицкий. – Л. Просвещение, 1969.- 304 с.
  2. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / авт.-сост. И.В. Дубровина.  М.: Политиздат, 1989. – 383 с.
  3. Энциклопедия этикета / сост. Н.Л. Рукавчук. – СПб: Мим- ЭКСПЕСС, 1996. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Разработка классного часа по теме: "Интернет: друг или враг?"

Разработка классного часа по теме: «Интернет – друг или враг?» включает в себя две составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого в форме дискуссии с использованием элементов игровых техн...

Литературная композиция ко дню освобождения г. Калуги от немецко-фашистских оккупантов «Дорогой городок у дороги, Не отдавшийся в руки врагу».

На подвигах и именах Героев формируется характер современной молодежи, будут воспитываться и следующие поколения защитников Отечества. Только в этом залог будущего нашей страны – великой и непоб...

Методическая разработка классного часа на тему «…Мы чашу горя выпили до дна, но враг не взял нас никаким измором…»

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных блокаде Ленинграда...

Классный час на тему: Кто курит табак – тот сам себе враг!

Методическая разработка классного часа...

Методическая разработка вечера песни «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига здесь каждый написал» (к 70-летию Победы в ВОВ) с участием волонтерского отряда

Разработка волонтерского музыкального вечера  для пожилых и инвалидов, обслуживающихся в центре социального обслуживания населения....

"Телевизор - друг или враг"

Различные точки зрения на проблему....