"Язык мой враг"
методическая разработка
показать, какую роль играет владение культурной речью в облике современного человека в целом и профессионала в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_moy_vrag_ili_drug.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Язык мой враг»
Дата проведения:__________
Автор – составитель: Тотмянина И.В.
Временной интервал: 40мин
Категория участников: 11-17лет
Форма проведения: урок успеха
Основная цель проведения: показать, какую роль играет владение культурной речью в облике современного человека в целом и профессионала в частности.
Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями о языке, фильм «12 стульев», «Джентльмены удачи», ноутбук
Ход часа общения
Воспитатель: Дорогие друзья! Тема нашего разговора сегодня «Язык мой: враг или друг».
Мы поговорим о том, какое значение имеет речь в жизни человека. У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в училище, на улице, в библиотеке, в спортзале, в магазине. И я думаю, что всякий раз ваше настроение, самочувствие, работоспособность зависят от того, приветливы ли были с вами окружающие вас люди, проявили они доброжелательность или были раздражены и грубы? Мы живем среди людей, и наши слова, жесты и поступки тем или иным образом влияют на окружающих. И прежде всего это относится к нашей речи, к нашему языку. Язык возвышает человека над миром всего живого. Вы наверное согласитесь, что жизнь людей немыслима без языка, без речи. Язык – это средство общения между людьми, способ обмена информацией. Владение языком ценится в обществе очень высоко. Эта способность является частью общей культуры человека. Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли. Правильным языком можно укрепить человека в вере и надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно и ,наоборот, внести в его душу неуверенность, привести к беде.
А сейчас послушайте вот такую притчу.
(Демонстрация слайда с портретом Эзопа)
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. Эзоп оправился на базар и купил… языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?». Словом, этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
Воспитатель: В самом деле, не зря ведь существует поговорка: «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно народ за собой повести».
Как быстро словом можно ранить
Как быстро словом можно ранить,
Еще быстрее им убить.
Но тяжелее все исправить,
И невозможно все забыть.
Как острым лезвием по венам.
Скользнет неосторожное словцо.
Как раны свежие на теле.
Затянутся потом рубцом.
Сделать мир добрее очень важно,
Относитесь бережно к словам.
Чтобы в человеке каждом.
Было милосердия 100 грамм.
Дина Беспутина
Воспитатель: Вот какое большое значение имеют слова в нашей жизни. А теперь представьте, что к вам на улице подходит хорошо одетый симпатичный мужчина с портфелем, в галстуке и говорит: «Эй, чувак, где здесь бабло поменять можно?». Конечно, вы поймете его речь, но, не сомневаюсь, что ваше впечатление о его культуре изменятся. Вот и получается, что о культуре человека мы можем судить не только по его внешнему виду, а по тому, как он говорит, какие слова употребляет.
Древний поэт Саади сказал так:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы,
Пока ты слова не сказал.
Таким образом, мы с вами поняли, что каждому человеку очень важно говорить правильно, употребляя культурные слова. Однако значение правильной речи состоит не только в том, чтобы подчеркнуть культуру человека, а в том, чтобы помочь людям понимать друг друга. А теперь давайте обратимся к речи современного подростка
Сценка
Лифт поднимается вверх. В кабине – пожилая женщина и подросток.
Женщина задает подростку вопрос:
- Как дела?
- У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка! Клево, да?
-А что, там лошадь была? – спрашивает женщина.
- Какая лошадь? – недоумевает подросток.
У женщины нарастает потребность разобраться, понять и переработать «поток информации».
- Ну-ка, давай все сначала, – то, предлагает она.
- Ну давайте. И чего Вы не поняли?! Значит, один фитиль...
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету...
- Он на чем подкатил, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета был.
- У какого шкета?
- Ну, шибздик один. Вы его знаете, ходит здесь, вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он.
- Ну и как, распилил?
- Что распилил?
- Ну, велик?
- Чем?
- Ну, этим самым, шнобелем.
- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
- А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?
- Да не было там никакой зимы, там училка была.
- Учительница, ты хочешь сказать?
- Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но самая-то укатка, что велик гикнулся.
- Как гикнулся?
- А так – накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?
- Понятно! – ответила собеседница.
Воспитатель: Итак, вы услышали, что женщина не могла понять то, о чем говорил подросток. Как вы думаете, почему?
Ответы воспитанников: «Он употреблял жаргонные слова».
Воспитатель: Как вы думаете, почему такие слова преобладали в речи подростка? Да, это сленг, жаргонизмы. Они очень сильно засоряют нашу речь. Зачастую подростки только с их помощью и могут выражать свои мысли, и окружающие их не всегда понимают. Хорошо ли это?
Не напоминает ли это вам Эллочку-Людоедку? Вспомним фрагмент из фильма «12 стульев». (Демонстрация видеофрагмента)
Можем ли мы называть эту даму культурной? Может ли общение с ней быть интересным? Человек, который использует мало слов, напоминает нам неразвитых древних людей из племени Мумбо-Юмбо, которые знали только 300 слов.
Так почему подростки и молодые люди зачастую не хотят сделать свою речь красивой, выразительной без всякого словесного мусора?
Ответы воспитанников
Воспитатель: Может быть, изобретая свой язык, вы хотите отличаться от нас, взрослых?
Может быть, у вас маленький словарный запас? Вы не знаете значения произносимых вами слов? Или вы часто бываете агрессивны и злы по отношению к вашим товарищам?
По-видимому, по всем этим причинам ваша речь не всегда такая, какой она должна быть у культурного человека, у человека с чувством собственного достоинства, то есть уважающего себя и окружающих его людей.
Особо это относится к общению юношей и девушек. Странно бывает слышать диалог юноши и девушки, которые употребляют грубые и, что самое плохое, нецензурные слова, или, как их называют ученые, «ненормативную лексику».
Послушайте же балладу о Прекрасной Даме и постарайтесь ответить на вопрос, есть ли сейчас настоящие Рыцари и Прекрасные Дамы. И если их осталось мало, то почему?
Баллада о Прекрасной Даме
Богу неведомо, людям незнамо,
Где пропадает Прекрасная Дама,
И неизвестно, что делает с ней
Этот похитивший даму злодей.
Где же тот верный и преданный рыцарь,
Что к этой даме на помощь стремится,
Воду топча, презирая огонь,
Где его добрый и преданный конь.
Где ж, наконец, и копье боевое,
Вечно готовое к правому бою,
Доблесть мужская и женская честь,
Я призываю вас именно здесь.
Но не является рыцарь тот смелый,
Конь ускакал, и копье заржавело,
Да и Прекрасная Дама не там,
Где ее видеть хотелось бы вам.
И ничего не случилось с нею,
Просто она загуляла у Змея,
Непутевая дочь, да поможет ей Бог,
Кончится ночь, и взойдет на порог.
Евгений Бачурин
Вспомним, кто встречается нам среди окружающих нас людей. К сожалению, среди них мы видим не только культурных и вежливых, а также бомжей, тунеядцев, алкоголиков. Можем ли мы их назвать Рыцарями?
А ведь Рыцарь – это человек чести, слова, верный, чистый, бескорыстный, справедливый.
Чем меньше среди нас Рыцарей, тем меньше Прекрасных Дам, так как “даме” не надо стараться быть лучше, чтобы понравиться “рыцарю”…
И вот сейчас необходимо обсудить вопрос о чрезмерном употреблении жаргонных слов и недопустимости нецензурной брани, которую можно, к сожалению, услышать из ваших уст!
Какие вы предлагаете способы борьбы со словесным мусором и ненормативной лексикой?
Работа по карточкам. Обсуждение ответов воспитанников.
Какие Вы предлагаете способы борьбы с ненормативной лексикой (подчеркните)
Ваши предложения _______________________________________ |
Воспитатель: Почему же мы затронули эту тему, привлекли вас к её обсуждению. В будущем вы – штукатуры-маляры и в процессе вашей работы вы должны будете общаться с заказчиком, с коллегами по работе при совместном выполнении производственного заказа, уметь договариваться. От вас потребуется знание многих профессиональных терминов, а также простых обиходных слов. Насколько вы к этому готовы?
Выполнение практических заданий:
- Произнесите правильно: алфавит, документ, квартал, красивее, договор, кухонный.
- Употребите слова правильно: кто крайний – кто последний; мороженка – мороженое; пирожки с повидлой – пирожки с повидлом;
- Назовите во множественном числе в родительном падеже:
блюдце – блюдец
дело – дел
место – мест
сапоги – сапог
полотенце – полотенец
яблоко – яблок
апельсин – апельсинов
кочерга – кочерёг
баржа – барж
туфля – туфель
Анализ ответов воспитанников.
Воспитатель: Ребята, вам необходимо пополнять свой словарный запас, читать больше книг, чтобы в дальнейшем успешно взаимодействовать с коллегами по работе. На этом наше занятие закончено. Я благодарю всех участников за работу. До новых встреч!
Список литературы
- Говорите правильно Эстетика речи: книга для учащихся / Е.В. Язовицкий. – Л. Просвещение, 1969.- 304 с.
- Мы живем среди людей: Кодекс поведения / авт.-сост. И.В. Дубровина. – М.: Политиздат, 1989. – 383 с.
- Энциклопедия этикета / сост. Н.Л. Рукавчук. – СПб: Мим- ЭКСПЕСС, 1996. – 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"
Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...
Разработка классного часа по теме: "Интернет: друг или враг?"
Разработка классного часа по теме: «Интернет – друг или враг?» включает в себя две составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого в форме дискуссии с использованием элементов игровых техн...
Литературная композиция ко дню освобождения г. Калуги от немецко-фашистских оккупантов «Дорогой городок у дороги, Не отдавшийся в руки врагу».
На подвигах и именах Героев формируется характер современной молодежи, будут воспитываться и следующие поколения защитников Отечества. Только в этом залог будущего нашей страны – великой и непоб...
Методическая разработка классного часа на тему «…Мы чашу горя выпили до дна, но враг не взял нас никаким измором…»
Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных блокаде Ленинграда...
Классный час на тему: Кто курит табак – тот сам себе враг!
Методическая разработка классного часа...
Методическая разработка вечера песни «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига здесь каждый написал» (к 70-летию Победы в ВОВ) с участием волонтерского отряда
Разработка волонтерского музыкального вечера для пожилых и инвалидов, обслуживающихся в центре социального обслуживания населения....
"Телевизор - друг или враг"
Различные точки зрения на проблему....