«Вскармливание детей. Профилактика гипогалактии. Характеристика молочных смесей».
план-конспект занятия

Вскармливание ребенка на первом году жизни женским молоком называется естественным. В процессе сосания развиваются челюстной аппарат, мыщцы рта и языка, формируется правильный прикус. Вскармливание ребенка грудью матери оказывает благоприятное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка и его психическую деятельность.

Количественные различия женского молока и молока животных: общее количество белка приблизительно в 2 раза меньше, чем в молоке коровы, а количество углеводов в 2 раза больше. Принято считать, что в среднем в 100 мл женского молока содержится 1,2 г белка, 3,5 г жира, 7,5 г углеводов. Энергетическая ценность 100 мл женского молока составляет 70 ккал.

Качественные различия женского молока и молока животных: в женском молоке содержание лактоальбумина, лактоглобулина, иммуноглобулинов значительно больше, чем казеина. Содержание аминокислот в женском молоке меньше, чем в коровьем, но их соотношение более соответствует потребностям ребенка первого года жизни. Важное значение приобретают гидролитические ферменты, содержащиеся в женском молоке и участвующие в расщеплении белка.

Основным компонентом жира в женском молоке являются триглицериды. Количество молочного сахара – лактозы – в женском молоке больше. Качественные различия заключаются в разном изомерном строении молочного сахара: в женском молоке содержится β-лактоза, а в коровьем L-лактоза. α-лактоза медленнее усваивается в тонком кишечнике, чем β-лактоза, и успевает дойти до толстого кишечника и стимулирует рост грамположительной бактериальной флоры. β-лактоза стимулирует синтез витаминов группы В и влияет на состав липидов, уменьшая содержание нейтральных жиров и увеличивает содержание лицетина. В женском молоке содержатся олигоаминосахара, которые стимулируют рост бифидобактерий. Общее количество минеральных солей в женском молоке меньше, чем в коровьем, что позволяет избегать задержки осмотически активных ионов в организме ребенка первых месяцев жизни, имеющего низкую экскреторную функцию почек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: Описание: логотип НПК1

            Государственное профессиональное образовательное учреждение

         Ямало-Ненецкого автономного округа

          «НАДЫМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Тема:

«Вскармливание детей. Профилактика гипогалактии.                                                    Характеристика молочных смесей».

Выполнил:

преподаватель профессиональных дисциплин,  воспитатель,

Доржиева Саглар Владимировна

г. Надым 2021г.

Вскармливание ребенка на первом году жизни женским молоком называется естественным. В процессе сосания развиваются челюстной аппарат, мыщцы рта и языка, формируется правильный прикус. Вскармливание ребенка грудью матери оказывает благоприятное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка и его психическую деятельность.

Количественные различия женского молока и молока животных: общее количество белка приблизительно в 2 раза меньше, чем в молоке коровы, а количество углеводов в 2 раза больше. Принято считать, что в среднем в 100 мл женского молока содержится 1,2 г белка, 3,5 г жира, 7,5 г углеводов. Энергетическая ценность 100 мл женского молока составляет 70 ккал.

Качественные различия женского молока и молока животных: в женском молоке содержание лактоальбумина, лактоглобулина, иммуноглобулинов значительно больше, чем казеина. Содержание аминокислот в женском молоке меньше, чем в коровьем, но их соотношение более соответствует потребностям ребенка первого года жизни. Важное значение приобретают гидролитические ферменты, содержащиеся в женском молоке и участвующие в расщеплении белка.

Основным компонентом жира в женском молоке являются триглицериды. Количество молочного сахара – лактозы – в женском молоке больше. Качественные различия заключаются в разном изомерном строении молочного сахара: в женском молоке содержится β-лактоза, а в коровьем L-лактоза. α-лактоза медленнее усваивается в тонком кишечнике, чем β-лактоза, и успевает дойти до толстого кишечника и стимулирует рост грамположительной бактериальной флоры. β-лактоза стимулирует синтез витаминов группы В и влияет на состав липидов, уменьшая содержание нейтральных жиров и увеличивает содержание лицетина. В женском молоке содержатся олигоаминосахара, которые стимулируют рост бифидобактерий. Общее количество минеральных солей в женском молоке меньше, чем в коровьем, что позволяет избегать задержки осмотически активных ионов в организме ребенка первых месяцев жизни, имеющего низкую экскреторную функцию почек.

В женском молоке соотношение между фосфором и кальцием равно 1 : 2, а в коровьем молоке – 1 : 1. Количество витаминов в женском молоке зависит от времени года и от витаминной ценности пищи кормящей матери. В среднем в женском молоке содержится значительно больше жирорастворимых витаминов (А, Д, Е), чем в коровьем.

Первое прикладывание к груди должно проходить в родильном зале через 20 – 30 мин после родов. При проведении первого прикладывания очень важен контакт «кожа к коже». Длительность первого контакта должна составлять не менее часа. Раннее прикладывание к груди способствует также хорошему сокращению матки в послеродовом периоде.

Подготовка женщин к успешному грудному вскармливанию детей: в первой половине беременности питание не требует особой коррекции, важно только достаточное обеспечение витаминами и минеральными веществами, богатыми источниками которых являются овощи и фрукты.

Во второй половине беременности, когда масса плода начинает интенсивно нарастать, у женщины увеличивается потребность в основных пищевых веществах (белке, минеральных веществах). Желательно, чтобы в рацион входило около 500 – 600 мл молока или кисломолочных продуктов, 100 – 150 г творога, 100 – 200 г мяса или рыбы, 500 – 600 г овощей, 200 – 300 г фруктов или ягод.

К концу беременности во избежание слишком большого увеличения массы тела желательно несколько ограничить в рационе количество углеводов за счет сокращения потребления хлеба, кондитерских изделий, сахара.

Для достаточного обеспечения организма витаминами в течение беременности рекомендуется принимать витамины группы В и аскорбиновую кислоту.

Противопоказания для раннего прикладывания ребенка к груди матери: со стороны матери к ним относятся нефропатия средней и тяжелой степени, оперативное родоразрешение, большая кровопотеря в родах, разрывы промежности I – II степени, гнойно-воспалительные заболевания матери, резус-отрицательная кровь, а также тяжелые экстрагенитальные заболевания; со стороны ребенка к ним относятся оценка по шкале Апгар ниже 7 баллов, асфиксия, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденного, пороки развития, недоношенность, респираторный дистресс-синдром.

Противопоказания к кормлению молоком матери: болезнь обмена веществ (галактоземия, фенилкетонурия), прием матерью цитостатиков, радиоактивных препаратов.

Несмотря на достаточное количество молока у матери, ребенку в 5 – 6 месяцев необходимо ввести прикорм.

Прикорм – это дополнительный вид пищи животного или растительного происхождения. Правила введения прикорма: прикорм вводится только здоровому ребенку, после удвоения массы тела; прикорм следует давать перед кормлением грудью, начав с 5 – 10 г, постепенно доведя до 150 г.

Во втором полугодии жизни ребенка объем блюд прикорма не должен превышать 180 г. Новый вид прикорма вводят после полной адаптации к предыдущему. Блюда прикорма должны быть гомогенными по консистенции и не дожны вызывать затруднений при глотании. С возрастом нужно переходить к более густой, а затем к более плотной пище. Прикорм дается в теплом виде ложкой в положении сидя. При введении прикорма следует следить за кожным покровом и стулом ребенка: если он остается нормальным, то на следующий день количество прикорма следует увеличить. Нельзя сочетать начало введения прикорма с проведением профилактических прививок.

Первую пищевую добавку вводят в виде фруктового сока в 3 – 3,5 месяца, начиная с 1 – 2 ч. л., увеличивая количество до 20 – 30 мл. Фруктовое пюре вводят через 3 – 4 недели после сока (с 3,5 – 4 месяцев), начиная с 3 – 5 г, увеличивая к 10 – 12 месяцам до 80 – 100 мл.

В 5 месяцев вводят первое блюдо прикорма, заменяющее одно кормление – овощное пюре из кабачков, моркови, картофеля. Нельзя добавлять лук, чеснок, специи.

В 6 месяцев вводят каши из риса, гречи, кукурузы, начав с 50 г, доведя до 150 г (нельзя начинать прикорм с манной каши!), творог в количестве 3 – 5 г/кг, печенье.

С 7 месяцев вводят зрелые фрукты, мясо в виде фарша, желток (1/4 – 1/2 часть).

С 8 месяцев вводят кефир, хлеб.

С 9 месяцев ребенку 1 – 2 раза в неделю дают вместо мяса рыбу. К году паровые котлеты.

Искусственное вскармливание – это вскармливание, при котором ребенок в первом полугодии жизни в качестве основного питания получает не грудное молоко, а молочные смеси. В настоящее время многочисленные сухие смеси, используемые для искусственного вскармливания здоровых детей, можно разделить на четыре группы.

I группа – адаптированные смеси (для производства используют коровье молоко, и адаптация сводится к снижению содержания в нем белка и солей кальция). К ним относят «Нан», «Нутрилон», «Хайнц», «Энфамил».

II группа – частично адаптированные смеси (они частично приближены к составу женского молока). К ним относятся «Малютка», «Малыш», «Милумил».

III группа – последующие формулы, т. е. молочные смеси, предназначенные для питания на последующем возрастном этапе. К ним относятся «Хипп-2», «Энфамил-2».

IV группа – неадаптированные смеси «Крепыш», «Здоровье».

Смешанное вскармливание – это вскармливание, при котором ребенок в первом полугодии жизни получает грудное молоко матери и докорм, т. е. молочную смесь, так как по возрасту ребенку нельзя назначить прикорм. Причинами перевода детей на смешанное вскармливание являются гипогалактия у матери и социально-бытовые факторы (к примеру, при выходе матери на работу).

Гипогалактия – это понижение секреторной способности молочных желез. Различают раннюю гипогалактию, развивающуюся в первые 10 – 14 дней; позднюю – в более поздние сроки; первичную нейроэндокринного генеза и вторичную, обусловленную нерациональным питанием, нарушением режима дня, соматическими и инфекционными заболеваниями матери.

Лактационные кризы – это уменьшение количества молока без внешних причин. Наблюдаются в первые 3 месяца лактации, иногда бывают через 6 – 8 месяцев, длительность транзиторной гипогалактиии – 3 – 4 дня, редко – 6 – 8 дней.

Профилактика. Как можно чаще прикладывать ребенка к груди, избегать нервных стрессов и психических нагрузок, приниать препараты, усиливающие лактацию, обеспечить хорошее питание с употреблением морковного сока, настоя из укропа, аниса и настоя из грецких орехов (1/2 стакана орехов заваривают 1/2 л кипящего молока в термосе и настаивают в течение 3 – 4 ч, настой принимают по 1/3 стакана за 20 мин до кормления ребенка грудью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вскармливание детей первого года жизни

Правила вскарлмивания детей до года, практический блок в котором есть вопросы по расчету количества питния и составлению меня детям до года,контролирующий блок с тестами....

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) «Вскармливание детей»

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме 1 «Особенности оказания сестринской помощи детям», Профессионального модуля 02 «Участие в ле...

Студенческий практико-ориентированный проект "Анализ преимуществ естественного вскармливания детей первого года жизни"

Наиболее сбалансированным, самым оптимальным продуктом для питания детей первого года жизни является женское молоко, которое рассматривается как золотой стандарт питани ребенка первого года жизни, выр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВИКТОРИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА»

Викторина-это научно-методический проект, направленный  на создание условий для реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего профессионального образования 3 поколе...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"

В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание"

Рассматриваются вопросы исусственного и смешанного вскармливания: определение, причины перевода, показания и правила кормления, отличие грудного молока от смеси, виды смесей....

Методическая разработка научно-практической конференции с элементами студенческого мастер-класса «МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Проведение научно-практической  конференции с элементами студенческого мастер-класса является такой формой обучения, которая дает большие возможности студентам  развивать познавательну...