Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) «Вскармливание детей»
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме 1 «Особенности оказания сестринской помощи детям», Профессионального модуля 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по теме «Вскармливание детей». В соответствии с рабочей программой целью данного практического занятия является освоение студентами компетенций ПК 2.1, ПК 2.5, ПК 2.6, ПК 2.7, ПК 2.8, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13.
Для лучшего освоения компетенций создана презентация, используются видеофрагменты по теме занятия, разработан кроссворд по теме занятия, создан задачник с презентацией. Занятие проходит с использованием интерактивной доски. Студенты получают во время занятия раздаточный материал в виде центильных таблиц, схем питания, задач по теме занятия. Для лучшего освоения компетенцией ОК 10 в презентацию включены отечественные живописные произведения мирового значения.
Методическая разработка содержит следующие части: методический блок с указанием целей, внутри- и межпредметных связей, хронокартой, мотивацией (которую можно проводить в форме «интервью», примерные вопросы для которого предложены в разделе «Мотивация»); блок контроля исходного уровня знаний с указанием примерных вопросов для фронтального опроса; информационный блок с глоссарием и формулами расчета питания, кроссворд, текст задач по теме «Вскармливание детей» для контроля освоения компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.37 МБ |
Задачник | 606 КБ |
Методическая разработка | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание учебной информации Важность естественного вскармливания Правила кормления грудью Методы профилактики и лечения гипогалактии Расчет объема питания детей 1-го года жизни Правила введения прикормов Принципы питания больных детей Организация питания больных детей
Студент должен освоить компетенции: Предоставлять информацию о правильном питании здоровых и больных детей разного возраста в понятной для родителей форме. Уметь осуществлять кормление здоровых и больных детей. Консультировать родителей по проблемам грудного вскармливания Консультировать родителей по вопросам введения прикорма.
Лучшей пищей для ребенка 1-го года жизни является грудное молоко Маковский «Жница», 1871 Петров-Водкин «Материнство», 1915
Виды вскармливания
Ценность грудного молока Защитная Питательная Нервно-психическое развитие Снижение риска развития ожирения, СД. Снижение риска развития рака яичников и молочных желез
Данные ВОЗ, сентябрь 2013 Около 220 000 детских жизней можно было бы ежегодно спасать благодаря стимулированию оптимального грудного вскармливания и введению надлежащего прикорма, а также предоставлению добавок детям из групп населения, живущих в условиях продовольственной нестабильности.
Сравнительный состав женского и коровьего молока
1930 годы
1920 годы
1927
Способствует становлению лактации обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов; начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка; грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью); совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки); детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
Усиливают лактацию Тормозят лактацию • Убежденность матери в необходимости грудного вскармливания • Мысли о любимом ребенке • Контакты «кожа к коже», «глаза в глаза» при кормлении • «Голодный» крик ребенка (слуховая стимуляция) • Вид голодного ребенка (зрительная стимуляция) • Запах ребенка (обонятельная стимуляция) • Частые прикладывания к груди матери • Ночные кормления грудью • Полное опорожнение молочных желез • Физическая усталость • Стресс • Боль • Волнение, тревога • Отрицательные эмоции, депрессия • Болезни • Редкие прикладывания к груди • Неполное опорожнение молочных желез
Около 38% детей в возрасте до 6 месяцев находятся на исключительном грудном вскармливании.
1 2
Накладка для сбора грудного молока В зависимости от потребностей гелевую накладку можно использовать теплой или охлажденной
Анджелина Джоли, кормящая грудью близнецов
Поисковое поведение
Антиколиковая бутылочка
Бутылочка с ложечкой Поильник
Расчет питания 2 недели – 2 месяца 2 – 4 месяца 4-6 месяцев Старше 6 месяцев 1/5 массы тела 1/6 массы тела 1/7 массы тела 1/8 массы тела На первом году не более 1 литра. Допускается увеличение до 1,2 литра детям с массой тела более 10,5 кг. Калорийный способ: 115 ккал/кг в первом полугодии 110 ккал/кг во втором полугодии До 14 дней: 70* n – масса тела меньше 3200 г 80*n – масса тела больше 3200 г 1 л грудного молока содержит 700 ккал
Коррекция питания Фруктовый сок Фруктовое пюре Растительное масло Сливочное масло Желток Творог
Прикорм Овощной прикорм Крупяной прикорм Кисломолочный прикорм
Правила введения прикорма Вводится перед кормлением Вводится в малых количествах Полная замена кормления за 1-2 недели Не вводить одновременно более 1 нового продукта Прикорм дается только с ложки
Частые аллергены
Проявления ЭКД
Проявления ЭКД
Вскармливание недоношенных Выбор способа кормления (энтеральное, парентеральное, комбинированное) определяется тяжестью состояния ребенка, массой тела при рождении и гестационным возрастом; Целесообразно раннее начало питания независимо от выбранного способа (в течение первых 2–3-х часов после рождения ребенка и не позднее, чем через 6–8 ч); При полном парентеральном питании обязательным является проведение «минимального» энтерального питания; Предпочтительно энтеральное кормление в максимально возможном объеме; При искусственном вскармливании используются только специализированные молочные смеси, предназначенные для недоношенных детей.
Вскармливание недоношенных Недоношенные I степени могут быть приложены к груди в первые сутки жизни. Медсестра следит за признаками усталости у ребенка. Медсестра помогает маме сохранить грудное молоко.
Вскармливание недоношенных Детям с массой тела 1500-2000 г, состояние которых после рождения соответствует средней тяжести, проводят пробное кормление из бутылочки. При неудовлетворительной активности сосания назначается зондовое кормление в полном или частичном объеме. Масса тела 1501 - 2000 г. Длительная зондовая инфузия Порционное питание зондовое и/или из бутылочки Кормление грудью, докорм из бутылочки. Масса тела 1001 - 1500 г. Частичное паренатальное питание + длительная зондовая инфузия Длительная зондовая инфузия. Масса тела менее 1000 г. Полное паренатальное питание + "трофическое" питание Частичное паренатальное питание + длительная зондовая инфузия
Отсутствие или снижение рефлексов сосания и глотания, (особенно до 34-й недели гестации); Снижение перистальтики кишечника, приводящее к вздутию живота, перерастяжению кишечника; Малый объем желудка ; Удлинение времени эвакуации содержимого желудка; Снижение активности лактазы (транзиторная, так как с началом энтерального кормления активность фермента быстро нарастает); Низкое всасывание жиров из-за пониженной продукции желчных кислот и эмульгирования; Внутриутробные запасы кальция, фосфора, белков, витаминов А, С, Е, микроэлементов и железа меньше, чем у доношенных. Трудности при вскармливании недоношенных
Система кормления SNS Ребенок сосёт грудь, получая при этом питание из бутылочки через специальные капилляры. Применение SNS позволяет сохранить физиологический и психоэмоциональный компоненты грудного вскармливания, стимулировать выработку молока.
Выберите все факторы, влияющие на становление лактации: Раннее прикладывание к груди Кормление по режиму Длительный ночной сон Режим свободного вскармливания Совместное пребывание с ребенком Общение с женщинами, кормившими своих детей грудью
Заполните пробелы: Сначала выделяется ________________, потом _______________ молоко, а затем ________________молоко.
Что относится к критериям правильного вскармливания новорожденного ребенка? Отметьте все критерии. Спокойное поведение ребенка Поисковое поведение Длительный ночной сон Отсутствие патологических изменений стула Мочеиспускание 20-25 раз в сутки Длительное пребывание у груди Спокойное выдерживание 4-хчасовых интервалов между кормлениями Засыпание у груди
Что можно посоветовать маме с аллергией на коровье молоко? Выберите все правильные ответы. Употреблять хотя бы 0,5 литра молока, т.к. оно полезно для становления лактации В случае обострения аллергии принимать антигистаминные препараты. Употреблять кисломолочные продукты до 1 л Употреблять кокосовое молоко Полностью исключить все молочные продукты Употреблять специальные смеси для кормящих матерей на основе козьего молока.
Заполните пропуски: Оптимальным временем для введения прикорма является возраст от ___ до ____ месяцев. Первый прикорм __________________. Дается в возрасте_________________. В_______мес к этому прикорму добавляют _______________.
Количество молока зависит от: Количества высосанного ребенком молока Возраста ребенка Пола ребенка Веса ребенка Количества выпитого кормящей женщиной молока
Соотнесите возраст ребенка с суточным объемом питания 2 -4 мес 1/8 4-6 мес 1/5 6-12 мес 1/6 0,5 – 2 мес 1/7
Ребенку с ЭКД прикормы необходимо вводить: На месяц раньше срока В установленный срок На месяц позже срока
При кормлении грудью женщина: Может принимать те лекарственные препараты, которые были у нее дома до родов Не может принимать никаких лекарственных средств Может принимать лекарственные средства по назначению врача В любом случае, если ей необходимы лекарства, она сначала должна прекратить кормление грудью
При втянутых сосках женщина Сможет кормить грудью Не сможет кормить грудью Сможет кормить только сцеженным молоком
Недоношенных детей лучше Кормить специальными смесями Кормить грудью Кормить парентерально
Выберите все правила введения прикорма Дается до еды Дается после еды Дается с ложки Дается из бутылки Сразу полностью заменяет кормление Доза прикорма постепенно увеличивается Дается по требованию Добавляется соль и сахар Не добавляется соль и сахар В день прививки новый продукт не водится
Домашнее задание Практикум стр. 68-78; 235-236 Самостоятельная работа № 7: Подготовить беседу о важности грудного вскармливания и кормлении ребенка до 1 года
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Убедите маму, что она сможет Кормить грудью. 80* n 70*n ЗАДАЧА 1 Вспомните процесс становления лактации ПОДСКАЗКИ: Ребенок родился вчера днем, а вместо молока у меня несколько желтых капель. Дайте мне бутылку С заменителем молока.
ЗАДАЧА 2 ПОДСКАЗКИ
ЗАДАЧА 3 С 5 ДО 8 МЕС МЫ БУДЕМ НА ДАЧЕ. Чем мне кормить ребенка? ПОДСКАЗКИ Вспомните 3 прикорма Не забудьте про коррекцию 1/7 МАССЫ ТЕЛА 600+ 800*4
ЗАДАЧА 4 Я ПЬЮ СТОЛЬКО ЧАЯ С МОЛОКОМ, А ОН НЕ БЕРЕТ ГРУДЬ. Чем мне его кормить? ПОДСКАЗКИ Вспомните процесс становления лактации Научите маму сцеживать молоко Что можно сделать для того чтобы ребенку легче было взять грудь? Физиологическое состояние 80* n
ЗАДАЧА 5 Я кормила целых три месяца. Подруга кормила меньше месяца, и у нее никаких проблем не было. А я отойти не могу – кормлю по 10 раз в сутки. ПОДСКАЗКИ Что такое лактационный криз? С кем лучше общаться кормящей женщине? 1/6 массы тела 3600+800
ЗАДАЧА 6 Хочу дать прикорм прямо сейчас. Мне интересно посмотреть как он будет есть. Подсказки Правила введения прикормов Сроки введения прикорма 1/7 массы тела
ЗАДАЧА 7 Козье молоко такое полезное! Я могла брать его только летом. Овощи он все равно не ест. Подсказки Правила введения прикормов Полезно ли однообразное питание? Молоко тормозит всасывание… Ребенку 1-го года жизни нужно адаптированное питание
ЗАДАЧА 8 Вспомните процесс становления лактации А хватит ли мне молока для двух малышей? Они почему-то потеряли вес. Подсказки Физиологическое состояние Хватает ли детям молока? Как удобнее кормить близнецов? 70* n
ЗАДАЧА 9 2 раза покормили из бутылки И все испортили. Я теперь вообще не смогу кормить грудью Подсказки Какой режим предпочтителен для успешного грудного вскармливания? Что означает поведение ребенка? Как выглядит женское молоко? 80* n 70*n
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Медицинское училище № 13
Методическая разработка
практического занятия
(для преподавателя)
«Вскармливание детей»
Профессиональный модуль 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах.
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)
Специальность: 060501 Сестринское дело
Количество часов: 2 ч
Москва – 2013 год
Составлена в соответствии с
требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 060501 Сестринское дело.
Автор: Селезнева Т.С.., преподаватель ГБОУ СПО МУ № 13
Рецензенты:
Одобрено на заседании ЦМК
Протокол №
от
Председатель ЦМК_______________Соболевский В.Г.
Утверждаю: _______________ Полешко И.В., зам. директора по учебной
работе, преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ ПО МУ №13.
Оглавление
№ п\п | Содержание | Страница |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Методический блок | 5 |
2.1 | Цели занятия и компетенции | 5 |
2.2 | Межпредметные связи | 8 |
2.3 | Оснащение занятия | 9 |
2.4 | Хронокарта | 10 |
2.5 | Мотивация | 12 |
2.6 | Блок вопросов для создания мотивации | 13 |
3 | Информационный блок | 14 |
3.1 | Глоссарий | 14 |
3.2 | Современные технологии грудного вскармливания 16 | 16 |
3.3 | Примерный текст к презентации для преподавателя | |
3.4 | Кроссворд | 19 |
3.5 | Задачник | 20 |
3.6 | Эталоны ответов к задачам | 24 |
4 | Блок контроля эффективности обучения | 28 |
4.1 | Вопросы для контроля | 28 |
4.2 | Эталоны ответов | 32 |
5 | Рефлексия. Подведение итогов занятия | 33 |
6 | Домашнее задание | 33 |
7 | Критерии оценки | 34 |
8 | Литература | 36 |
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме 1 «Особенности оказания сестринской помощи детям», Профессионального модуля 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по теме «Вскармливание детей». В соответствии с рабочей программой целью данного практического занятия является освоение студентами компетенций ПК 2.1, ПК 2.5, ПК 2.6, ПК 2.7, ПК 2.8, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13.
Для лучшего освоения компетенций создана презентация, используются видеофрагменты по теме занятия, разработан кроссворд по теме занятия, создан задачник с презентацией. Занятие проходит с использованием интерактивной доски. Студенты получают во время занятия раздаточный материал в виде центильных таблиц, схем питания, задач по теме занятия. Для лучшего освоения компетенцией ОК 10 в презентацию включены отечественные живописные произведения мирового значения.
Методическая разработка содержит следующие части: методический блок с указанием целей, внутри- и межпредметных связей, хронокартой, мотивацией (которую можно проводить в форме «интервью», примерные вопросы для которого предложены в разделе «Мотивация»); блок контроля исходного уровня знаний с указанием примерных вопросов для фронтального опроса; информационный блок с глоссарием и формулами расчета питания, кроссворд, текст задач по теме «Вскармливание детей» для контроля освоения компетенций. Особое внимание уделено методам осуществления кормления детей с ограниченными возможностями.
В конце занятия предусмотрена рефлексия, которая позволяет студентам оценить степень достижения целей, проанализировать причины затруднений, возникших на занятии.
Методический блок
- Профессиональные компетенции
Знания и умения | Компетенции |
Предоставлять информацию о правильном питании здоровых и больных детей разного возраста в понятной для родителей форме. Консультировать родителей по вопросам введения прикорма. | ПК 2.1. ОК 1. ОК 3. ОК 6. ОК 10 ОК 11. ОК 13. |
Понимать значение грудного вскармливания для дальнейшего развития ребенка. | ПК 2.1 ОК 1. |
Понимать механизм образования молока. | ПК 2.1 |
Знать, как увеличить выработку грудного молока. | ПК 2.1. ОК 1. |
Уметь принимать меры по устранению гипогалактии. | ПК 2.1. , ПК 2.2. ПК 2.4. ОК 1. ОК 3. ОК 6. |
Уметь использовать современные технологии грудного вскармливания. | ПК 2.1. ,ПК 2.3. ОК 3. ОК 4. ОК 6. ОК 7 ОК 12 |
Понимать важность и правильность раннего и правильного прикладывания к груди. | ПК 2.1 ОК 1. ОК 6. |
Оказывать помощь матери при прикладывании ребенка к груди. Контролировать правильность прикладывания к груди. | ПК 2.1. ,ПК 2.2. ОК 2. ОК 6. ОК 12 |
Уметь пропагандировать грудное вскармливание. | ПК 2.1., ПК 2.3. ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 6. ОК 9 ОК 10 ОК 11. ОК 13. |
Знать сроки введения прикормов. Уметь консультировать родителей по вопросам введения прикорма. | ПК 2.1. ОК 2. ОК 6. |
Уметь составить меню здорового ребенка 1-го года жизни. | ПК 2.6. ОК 2. ОК 6. ОК 3. |
Уметь выписывать рецепт на молочную кухню. | ПК 2.3. ,ПК 2.6. ОК 6. |
Уметь оказывать помощь при кормлении ребенка в нестандартной ситуации (двойня, недоношенность, ДЦП). | ПК 2.1., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5. ПК 2.7, ПК 2.8. ОК 3. ОК 6. ОК 9 ОК 12 |
Знать принципы питания детей с различными заболеваниями. | ПК 2.1 ОК 9 ОК 13. |
Уметь осуществлять кормление здорового и больного ребенка. | ПК 2.1 ОК 2. ОК 3. ОК 6. ОК 9 ОК 12 |
Знать правила приема передач в стационаре. | ПК 2.1., ПК 2.3. ОК 1. ОК 3. ОК 7 ОК 13. |
1.2.Компетенции личности
Качества личности | Поведение |
Внимательность Активность в познавательной деятельности Последовательность Самостоятельность Стремление к развитию и самосовершенствованию | Активное участие в обсуждении нового материала Умение работать в парах при закреплении нового материала Стремление приобретать новые знания, необходимые в будущей профессиональной деятельности |
2. Общие компетенции
Компетенции |
|
Целью занятия является освоение всех перечисленных компетенций и приобретение знаний и умений по вопросу рационального вскармливания детей. В результате занятия студенты приобретают практический опыт по составлению меню ребенку первого года жизни, разведению смеси, выписки рецепта на молочную кухню, кормлению ребенка разными способами.
Межпредметные связи
- Биология
- Анатомия и физиология человека
- Химия
- Физика
- Математика
- Основы микробиологии и иммунологии
- Гигиена и экология человека
- История медицины
- ПМ 01 Основы профилактики
- Психология
- ОП 13 Паллиативная помощь
- ОП 14 Основы нутрициологии
Оснащение:
Материальное: фантом ребенка, аксессуары для кормления, детское питание.
Техническое: компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска
Методическое:
- презентация по теме «Вскармливание»;
- Задачник-презентация
- видеоролики «Прикладывание к груди»; «Кормление недоношенного»
- кроссворд
- раздаточный материал для студентов (10 штук): центильные таблицы, схема введения прикорма, бланки рецептов на молочную кухню, задачи по теме «Вскармливание».
- задания в тестовой форме.
Рекомендации к поведению студентов
Рекомендуется педагогика сотрудничества, партнерские взаимоотношения преподавателя и студентов (учитывая индивидуальные особенности), взаимоотношения студентов между собой должны носить деликатный характер.
Для повышения мотивации в учебе необходимо создание комфортных условий в учебном коллективе: не опаздывать на занятия, выполнять требования преподавателя, активно принимать участие в беседе, стремиться к качественному выполнению самостоятельной аудиторной работы, которая подвергается анализу и коррекции со стороны преподавателя.
Хронокарта занятия
Организационный | 2 | Проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к занятию; делит студентов на пары для последующей работы | Быть готовым к занятию, иметь соответствующий внешний вид, тетрадь, ручку. | |
Мотивация учебной деятельности | 3 | Объясняет тему и план занятия, мотивирует к изучению данной темы | Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия | |
Актуализация и коррекция исходных знаний | 15 | Проводит фронтальный опрос с целью выяснения исходных знаний студентов | Отвечают на вопросы, при затруднениях пользуются раздаточным материалом, презентацией | |
Изучение принципов рационального вскармливания ребенка в стандартных и нестандартных ситуациях. | 20 | Побуждает студентов активно участвовать в обсуждении, направляет ход беседы, акцентирует внимание на правильных действиях | Обсуждают, высказывают мнения, разбирают различные ситуации с использованием презентации и интерактивной доски. | |
Решение задач | 20 | Контролирует решение ситуационных задач | Решают ситуационные задачи. | |
Отработка навыка кормление ребенка | 15 | Контролирует выполнение манипуляции | Имитируют кормление ребенка на фантоме. | |
Рефлексия | 10 | Предлагает студентам обобщить изученный материал, оценить степень достижения целей | Обобщают изученный материал, оценивают степень достижения целей, называют причины затруднений, приходят к выводу о важности ухода за ребенком при бронхите. | |
Подведение итогов | 3 | Объявляет итоги занятия, оценивает работу всех студентов | Слушают итоги и оценку своей работы | |
Домашнее задание | 2 | Задает домашнее задание | Записывают домашнее задание:У252,91-116 Н.Г. Соколова , В.Д. Тульчинская «Сестринское дело в педиатрии. Практикум», Феникс, 2011 |
ИТОГО: 90 мин
Мотивация
Идеальной пищей для ребенка 1-го года жизни является грудное молоко. Питание определяет здоровье гораздо больше, чем искусство врача. Состояние здоровья нации через 20-25 лет определяется подходами к рациональному вскармливанию нынешних детей. К сожалению, в настоящее время у населения не сформированы правильные стереотипы питания. Современные молодые матери при наличии желания кормить ребенка грудью не получают поддержки ни со стороны медперсонала, ни со стороны государства, ни со стороны родственников. Сталкиваясь с трудностями при осуществлении грудного вскармливания матери не обращаются за помощью в решении своих проблем к медперсоналу, а делают выбор под давлением родственников, знакомых, рекламы агрессивного характера. Все это негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии матери и ребенка, на развитии хронической соматической патологии, уровне аллергизации детского населения.
В данных условиях только профессиональная пропаганда ценности грудного вскармливания, с опорой на исторические и культурные традиции народов РФ может способствовать изменению ситуации.
Наибольшая роль в условиях создания патронажной службы отводится детской медицинской сестре, которая в случае возникновения проблем со вскармливанием ребенка узнает о них первой и несет, таким образом, ответственность за выбор дальнейших действий.
Несомненно, умение ответить на вопросы родителей, поддержать их в трудной ситуации выбора в пользу рационального вскармливания ребенка должны быть подкреплены современными теоретическими представлениями и практическим опытом рационального вскармливания детей.
Блок вопросов для создания мотивации
- Есть ли у вас родственники или знакомые с детьми в возрасте до 3-х лет?
- Испытывали ли они трудности при организации кормления детей?
- Знаете ли вы чем вскармливались эти дети? Какова была продолжительность грудного вскармливания?
- Знаете ли вы о том, как вскармливались на первом году вы или ваши братья и сестры?
- Обращали ли вы внимание на рекламу детского питания по ТВ, в средствах массовой информации?
- Уверены ли вы в необходимости грудного вскармливания ребенка до года?
- Знаете ли вы преимущества грудного вскармливания?
- Как вы считаете, многие ли сейчас кормят детей грудью? С чем это связано?
- Как вы считаете, что может повысить процент детей, находящихся на грудном вскармливании?
- Готовы ли вы пропагандировать ценность грудного вскармливания? Как вы считаете, с какими трудностями вы столкнетесь?
Информационный блок
Глоссарий
Адаптированная смесь – сухая или стерилизованная молочная смесь, приближенная по составу к женскому молоку.
Ареола – пигментированная область вокруг соска
Гипогалактия - секреция недостаточного количества молока в период
лактации.
Гнейс – появление жирных чешуек (перхоти) нередко с мокнущей под ними поверхностью на голове вокруг большого родничка, на лбу, надбровных дугах. Гнейс относится к ранним проявлениям экссудативно-катарального диатеза.
Грудное вскармливание - кормление молоком матери при
непосредственном прикладывании ребёнка к груди
Докорм – дополнительная пища при нехватке грудного молока. Дается после кормления.
Зондовая инфузия – введение пищи через зонд круглосуточно или в течении длительных интервалов.
Искусственное вскармливание – вскармливание ребенка адаптированной смесью.
Контрольное кормление - взвешивание до после кормления
Коррекция питания – введение в пищу витаминов, микроэлементов, пищевых волокон. Дается после кормления.
Кратность кормления – количество приемов пищи за сутки.
Лактационный криз – естественный период снижения количества грудного молока. Наиболее часто наблюдается в 2,5 – 3,5 месяца.
Лактация - процесс образования, накопления и периодического выведения молока у человека и млекопитающих животных.
Метод кенгуру – современная неонатальная технология по выхаживанию недоношенных детей, заключающаяся в ношении недоношенного ребенка в контакте «кожа к коже» с матерью.
Парентеральное питание – введение питательных веществ минуя ЖКТ во внутренние среды организма (как правило, сосудистое русло).
Поисковый рефлекс – поворот головы и открывание рта при раздражении щеки или прикосновении к губе.
Прикорм – введение в рацион более плотных, чем грудное молоко или искусственная смесь продуктов с целью постепенной замены грудного вскармливания. Дается перед кормлением.
Разовый объем питания – количество пищи необходимой для одного кормления.
Свободное вскармливание – режим кормления, когда кормящая мать прикладывает ребенка к груди столько раз и в такое время, как этого требует ребенок, включая ночные часы.
Система кормления SNS – дополнительная система кормления, применяемая для имитации кормления грудью при нехватки грудного молока. В состав системы входят: бутылочка, силиконовый капилляр и гипоаллергенный пластырь.
Смешанное вскармливание – вскармливание грудным молоком (не менее одной пятой суточного объема) и докорм адаптированной смесью.
Сосание - рефлекторное действие: раздражение губ, языка ребёнка
вызывает сосательный рефлекс.
Сосательный рефлекс – возникновение сосательных движений при раздражении рта и прилежащей области.
Суточный объем питания – количество молока или других продуктов необходимых для питания ребенка в сутки.
Экссудативно-катаральный диатез – аномалия конституции (предрасположенность) к аллергической реакции организма.
Энтеральное питание – введение питательных веществ перорально или через зонд
Современные технологии грудного вскармливания:
ВОЗ в 2002 г. рекомендовала соблюдать следующие технологии для ухода за новорождёнными.
· Уход без ненужных вмешательств.
· Контакт «кожа к коже».
· Грудное вскармливание по требованию и совместное пребывание ребенка и матери.
· Участие обоих родителей в уходе за ребенком, его общение с родителями.
· Профилактика дискомфорта и боли у новорождённого.
· Уход за недоношенными и больными детьми без стеснения их движений.
· Минимальное пребывание в родильном доме, консультирование родителей при выписке.
Необходимым условием обследования, вакцинации и лечения любого новорождённого считают информированное согласие матери на предложенные мероприятия или отказ от них.
Здоровый новорождённый должен оставаться с матерью, когда это позволяет состояние их здоровья.
· Следует поощрять кормление новорождённого грудью без промедления, даже ещё до того, как мать покинет родильную комнату.
Продолжением внутриутробной связи служит выкладывание новорождённого на живот матери и его прикладывание к груди в течение 20–30 мин после рождения. К главным этапам появления ребенка относят обязательную микробную контаминацию при прохождении его через родовые пути матери, выкладывании на живот сразу же после рождения и прикладывании его к груди или закапывании молозива в рот.
Грудное вскармливание возможно только при совместном пребывании матери и новорождённого в палате и обучении матери уходу за ребенком. Грудное вскармливание с первых минут жизни и в дальнейшем по требованию ребёнка без определённого временного интервала позволяет избежать выпаивания растворами и назначения адаптированных смесей.
На формирование защитных сил организма ребёнка крайне негативно влияет обработка груди дезинфицирующими средствами или обмывание проточной водой с мылом. На ареоле сосков вырабатывается (особенно перед кормлением, когда мама слышит голос своего ребенка) огромное количество биологически активных и защитных факторов (лизоцима, иммуноглобулинов, бифидобактерий и других веществ), которые необходимы для физиологического формирования местной и общей иммунной системы, микробиоценоза и функций ЖКТ.
Молоко матери имеет уникальный состав белков, жиров, углеводов и минералов, необходимых её ребенку. Помимо этого, грудное молоко служит «живой субстанцией», поскольку имеет почти такой же состав, как и кровь: секреторный иммуноглобулин A, Tлимфоциты и Bлимфоциты, макрофаги, нейтрофилы, ферменты (лактоферрин, лизоцим, липазу, ЩФ, протеазу, амилазу, каталазу, гистаминазу, аминосахаразу), ПГ и множество гормонов, способствующих росту и развитию ребенка. Частые прикладывания новорождённого к груди сопровождаются усилением продукции окситоцина и пролактина у матери, способствуют профилактике послеродовых кровотечений и служат необходимым условием формирования лактационной функции.
Выписывать новорождённого из родильного стационара (через 3–4 сут) можно с неотпавшим пуповинным остатком.
ГВ может окончиться неудачей. Наиболее распространенные причины: раздельное нахождение матери и ребенка;
- отсрочка первого кормления;
- ограничение частоты кормления;
- обмывание сосков до или после кормления грудью;
- кормление по графику;
- отлучение ребенка от груди прежде, чем он закончит акт сосания;
- до первого кормления грудью ребенку даются другие жидкости;
- ребенка докармливают искусственным молоком;
- в промежутках между кормлениями ребенку дают обычную воду, воду с виноградным сахаром, глюкозой или сахарозой или различные «чаи»;
- люди из ближнего окружения матери не поддерживают идею ГВ, что заставляет ее сомневаться в своих способностях секретировать молоко;
- в поликлиниках и молочных кухнях раздаются бесплатные образцы ДМС;
- изоляция матери от тех лиц, которые являются приверженцами ГВ;
- применение во время родов лекарственных препаратов, оказывающих седативное действие на ребенка.
Кормящей матери необходимо знать, как выглядит сцеженное ГМ (СГМ) и как его хранить. Мамы, которые никогда раньше не сцеживались, бывают удивлены, увидев, что СГМ на вид очень отличается от привычного молока из пакета. В отличие от гомогенизированного покупного коровьего молока, ГМ разделяется на слои, если дать ему постоять. Более жирная часть всплывает и образует верхний слой. Это не означает, что молоко испортилось: если слегка встряхнуть бутылочку, оно опять станет однородным. ГМ, сцеженное в начале кормления, может выглядеть «обезжиренным» по сравнению с молоком, сцеженным под конец кормления, когда благодаря выталкивающему рефлексу к соску начинает поступать более жирное молоко. Цвет ГМ также может варьироваться. Молозиво чаще всего имеет желтый или желтовато-оранжевый цвет. Процесс перехода молозива в «зрелое» молоко может продолжаться около 2 недель. В течение этого периода цвет ГМ постепенно меняется и становится голубовато-белым. Даже цвет «зрелого» молока может меняться в зависимости от того, какую пищу потребляет мама и принимает ли она какие-либо лекарственные средства. Если в материнском рационе присутствуют газированные или фруктовые напитки, десертные желе, то пищевые добавки-красители могут придать молоку розовый или розовато-оранжевый цвет. Замороженное ГМ может иметь желтоватый цвет. Иногда размороженное из морозильной камеры ГМ может иметь запах мыла, и ребенок неохотно его сосет. Это явление, скорее всего, связано с неправильным подбором тары для хранения СГМ. Молоко необходимо сцеживать молокоотсосом в чистый сосуд. Емкость для длительного хранения ГМ должна плотно закрываться. ГМ можно хранить как в пластиковой, так и в стеклянной посуде без ущерба для его качественного состава. Возможно, хранение СГМ в сосудах из стекла, сосудах из прозрачного твердого пластика (поликарбоната) и непрозрачных пластмассовых (полипропиленовых) сосудах. Длительное хранение молока в одноразовых полиэтиленовых пакетах не рекомендуется.
Лучше замораживать небольшие объемы (от 60 до 120 мл), чтобы не пришлось выливать неиспользованное размороженное молоко. Свежесцеженное ГМ можно хранить в холодильнике при температуре +4 0С в специальных контейнерах для хранения СГМ в течение 6–8 ч и использовать для кормления без пастеризации. Если молоко хранится без холодильника при температуре не выше +20 0С, то перед употреблением его следует подвергнуть пастеризации. В таком случае бутылочку с молоком нагревают на водяной бане в течение 10 мин, считая от момента закипания воды. Молоко в бутылочке не должно кипеть. Можно пастеризовать молоко щадящим методом при температуре +65 0С в течение 30 мин. В последнее время, в связи с наличием у населения мощных морозильных камер, применяется замораживание молока в домашних условиях при температуре –18–40 0С на период от 3 до 12 месяцев. Отличительной особенностью бутылочек Philips AVENT является запатентованная система цельного клапана, предотвращающая колики у ребенка. Неразборный клапан находится в юбке соски (соска совместима не только с бутылочкой, но и с вышеупомянутыми контейнерами) и во время кормления пропускает воздух в бутылочку или контейнер. Благодаря этому в ней не образуется вакуум, соска не слипается, и ребенку не приходится отрываться.
Кроссворд:
1м | ||||||||||||||
2б | е | с | п | о | к | о | й | с | т | в | о | |||
т | ||||||||||||||
3г | н | е | й | с | ||||||||||
о | 6п | |||||||||||||
4д | и | а | р | е | я | о | ||||||||
и | к | |||||||||||||
5з | а | п | о | р | ||||||||||
м | а | |||||||||||||
7с | ы | п | ь | |||||||||||
н | ||||||||||||||
е | ||||||||||||||
н | ||||||||||||||
и | ||||||||||||||
е |
Вопросы к кроссворду
- Избыточное скопление газов в кишечнике
- Отсутствие покоя
- Жирные чешуйки на голове ребенка
- Учащенный водянистый стул
- Отсутствие стула
- Изменение окраски кожи
- Патологические элементы на коже и слизистых
Задачник
Задача 1.
Вы - медсестра в отделении совместного пребывания матери и ребенка в роддоме. В 9 утра к вам обратилась молодая мать с просьбой дать ей бутылку со смесью, так у нее нет молока, а при надавливании из груди выделилось всего несколько желтых капель. Мама считает, что ребенок голодный. Ребенок родился вчера в 14-00. Вес при рождении 3000. Ваши действия. Дайте обоснованный ответ. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления.
Задача 2.
Вы работаете медсестрой в перинатальном центре. К вам обратилась женщина 20 лет с просьбой рассказать о состоянии ее новорожденного ребенка и принести его кормить. Ребенка мать не видела. Сразу после родов его унесли «отдохнуть». Ребенок родился 5 часов назад. Масса мальчика 1570 гр. Ребенок первый. Мама – студентка, ее родители и родители мужа живут в другом городе. Мама хочет кормить ребенка грудью. Врач разрешил начать кормление через час. Разовая доза, назначенная врачом – 3 мл. Ребенок находится в кувезе. У мальчика сосательный рефлекс резко ослаблен, глотательный рефлекс сохранен. Выполните назначения врача. Дайте рекомендации маме по сохранению грудного вскармливания.
Задача 3.
Вы работаете участковой медсестрой. 31 мая на прием пришла мама с ребенком 5 мес. Девочка родилась с массой 3400. Врач определил, что ребенок здоров, развивается по возрасту. Ребенок на грудном вскармливании. Получает 20 мл яблочного сока и 30 гр яблочного пюре. Мама интересуется, когда можно начинать прикорм ребенка. Какие продукты предпочтительны. Мама сообщила, что собирается уехать с ребенком на дачу на 3 мес. Дайте рекомендации по питанию. Ответ обоснуйте. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления.
Задача 4.
Вы работаете участковой медсестрой. Пришли на первый патронаж к ребенку. Ребенку 5 дней. Выписан вчера в 17-00. Молоко у мамы пришло вчера в 6-00. В роддоме акушерка показала маме как сцеживать молоко. Ребенка акушерка приложила к груди, в роддоме он несколько раз ел. Дома ел один раз вечером, при этом мама испытывала боль. Ночью ребенок не ел. Женщина сцеживает молоко все утро. С утра ребенок плачет, берет грудь и бросает. В груди уплотнения. Мама пьет горячий чай с молоком, так как хочет, чтобы молока было много. Свекровь советует не мучить ребенка и накормить его детским кефиром. Что вы должны предпринять. Ответ обоснуйте. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления. Вес ребенка при рождении 3300, из роддома выписан с весом 3100.
Задача 5.
Вы работаете участковой медсестрой. После возвращения с патронажа к новорожденному ребенку во дворе вы встретили другую маму с ребенком 3 мес. Ребенок был на приеме месяц назад. Вы напомнили, что она должна прийти на прием и плановую прививку. Мама собирается на прием на следующей неделе в грудничковый день. Ребенок находится на грудном вскармливании. Мама пожаловалась вам на то, что в последние три дня ребенок стал беспокойным, требует есть до 10 раз в сутки. Мама хочет попробовать докармливать его смесью. Она не знает какую смесь выбрать и как ее лучше давать. Сейчас она ждет подругу, которая обещала ей помочь с выбором смеси, так как вскармливала смесью двух своих детей и хорошо разбирается в детском питании. Каковы будут ваши действия? Ответ обоснуйте. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления. Вес ребенка в 2 мес был 4400.
Задача 6.
После рабочего дня медсестра смотрит по телевизору ток-шоу. В это время ей позвонила подруга. Ее ребенку уже 4 месяцев и она решила сегодня вечером попробовать дать ему прикорм. До сегодняшнего дня ребенок получал только грудное молоко и воду. Мам купила 3 баночки пюре «Бабушкино лукошко» - «Яблоко-тыква», «Овощное ассорти», «Кабачок». Мама хочет получить ваш совет по введению прикорма. Аргументируйте свои рекомендации. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления. Вес ребенка в данный момент 5200 гр.
Задача 7.
Вы работаете медсестрой в кабинете здорового ребенка. К вам обратилась мама с ребенком 8 мес. Они вчера приехали с дачи, где были три месяца. Перед поездкой мама получила рекомендации по вскармливанию. У своей участковой медсестры. Ребенок овощи ел неохотно. У соседей была коза, поэтому мама решила кормить ребенка козьим молоком. Ребенок получал козье молоко по 200 мл 3-4 раза в день, грудное молоко 1-2 раза в день и геркулесовую кашу «Нестле» 1-2 раза в день по 200 мл из бутылки. Иногда ел яблочное пюре. Ребенок капризный. Педиатр прием сегодня закончил. Мама хочет выписать рецепт на молочную кухню. К врачу идти в ближайшее время не собиралась. Дайте рекомендации. Какие ошибки допустила мама? Ответ обоснуйте.
Задача 8.
Вы работаете участковой медсестрой. На вашем участке наблюдаются близнецы. Дети родились с массой 2600 и 2700. Вы пришли на первичный патронаж. Детям 7 дней, сегодня они выписаны из роддома. Масса тела при выписке 2480 и 2540. Мама обеспокоена. Кормит близнецов грудью по очереди, на кормление уходит значительная часть дня. Дети при вашем посещении спят. Стул 6 раз в день, количество мочеиспусканий мама не знает, так как дети в памперсах. Дайте рекомендации маме. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления.
Задача 9.
Вы пришли на первичный патронаж и застали заплаканную молодую маму. Ребенок родился в срок. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. В роддоме лежал отдельно от матери. В течение первых дней жизни несколько раз получал адаптированную молочную смесь. Сейчас ребенку 8 дней. Маме кажется, что ребенок ест плохо. Она старается кормить его по часам 6 раз в день. Ребенок ведет себя беспокойно – вертит головой, открывает рот, морщится, часто плачет, особенно ночью. Мама связывает это с применением бутылки. Ей кажется, что она не может кормить ребенка грудью, так как ему больше нравится бутылка. Да и молоко у нее при сцеживании какое-то «жидкое». Дайте рекомендации маме. Ответ обоснуйте. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления. Масса при рождении 3600.
Эталоны ответов к задачам:
Задача 1.
Объяснить маме, что из груди выделяется молозиво. Рассказать о процессе становления лактации, рассказать о свойствах молозива. Рассказать о факторах, влияющих на становление лактации. Рассчитать объем питания по формуле 70*1 – суточный объем, 70:7=10, 70:10=7 – разовый объем.
Задача 2.
Ребенок родился недоношенным. Недоношенность 2 степени. Маме необходимо сцедить молоко. Ребенку м/с будет давать 3 мл молозива по назначению врача. Маме для сохранения лактации необходимо сцеживать молоко строго по режиму 8-10 раз в день по 15-20 минут. Сцеженное молоко можно замораживать.
Задача 3.
С 5 до 6 месяцев необходимо ввести овощной прикорм. Согласно правилам введения прикорма, прикорм дается до кормления, монокомпонентный, объем прикорма увеличивается постепенно, целиком кормление заменяется за 10-14 дней. В овощи необходимо добавлять 3-5 мл растительного масла. В 6 месяцев можно ввести второй прикорм – кашу. Прикорм вводится по правилам введения прикорма. Каша варится на воде, разведенном молоке, овощном или фруктовом отваре. Первоначально варится 5% каша (соотношении крупы и жидкости), потом 8%, затем – 10%. Вкашу добавляется сливочное масло. В 7 мес необходимо добавить к овощам мясное гаше, увеличивая дозу с 5 до 30 гр к 8 месяцам. Предпочтение отдается мясу постных сортов, животных среднего возраста. Мясо молодых животных содержит много коллагена, что способствует аллергизации организма (трудности при переваривании).
Расчет питания:
3400+ 600+ 800*4 = 7200
7200: 7 = 1030 (округляем до 1000)
1000: 5 = 200 мл в одно кормление
Задача 4.
Объяснить маме, что ребенку трудно сосать молоко из груди с уплотнениями, научить маму эффективно сцеживаться, пояснить, что чрезмерное употребление горячего чая ведет к усилению выработки молока, рассказать маме и бабушке, какой объем молока нужен ребенку в настоящий момент. Обратить внимание на важность ночных кормлений. Рассказать о физиологической потери массы тела. Создать положительный настрой и усилить веру в положительный исход длительного грудного вскармливания.
Расчет: 80*5=400 (суточный объем). 400:8=50 (разовый объем)
Задача 5.
Медсестра несет ответственность за выбор мамой дальнейших действий. Надо рассказать о лактационном кризе и способах его преодоления. Пригласить маму завтра в часы приема без очереди на контрольное кормление. Объяснить суть процедуры. Объяснить, что для введения искусственной смеси надо знать объем недостающего молока. Смесь дается после кормления. Смесь подбирается с учетом особенностей ребенка. Посоветовать маме пообщаться с людьми, которые длительно кормили своих детей грудью.
Расчет:
4400+800=5200 – такой вес должен быть у этого ребенка к 3 мес.
5200:6= 816 мл (суточный объем)
866:6= 145 мл (разовый объем)
Задача 6.
Прикорм вечером вводить не следует, так ночью невозможно проследить на наличием аллергических реакций. Кроме того, лучше, если ночью в желудочно-кишечном тракте ребенка находится грудное молоко, так как активность ферментов ночью снижается.
Рассказать маме, что ребенку можно дать фруктовое пюре или сок, начиная с капель и доведя объем за 10-14 дней до 40 мл. Фрукты являются коррекцией питания и даются после кормления. Ввести их можно в возрасте от 4 до 6 мес. Предпочтение отдается фруктам и овощам данной полосы. Обязательно введение монокомпонентного продукта. В условиях средней полосы лучше начать с зеленого яблока.
Расчет:
5200:7=740 (суточный объем)
740/6=145 (разовый объем)
Задача 7.
Однообразное вскармливание может привести к развитию анемии. Так как мама не выполнила рекомендаций, то у ребенка развился риск развития анемии, рахита, патологии ЖКТ. Маме необходимо прийти на прием к врачу для решения вопроса о состоянии ребенка. Козье молоко не является адаптированным к детскому питанию продуктом. Кормить детей до 8 мес неадаптированными молочными продуктами нельзя. С 8 мес допустимо постепенное введение не более 200 мл цельного молока.
Ребенку необходимо постепенно начать вводить прикорм – овощи и фрукты.
Ни один прикорм не должен даваться из бутылки. Прикорм дается только с ложки. Геркулесовая каша тормозит всасывание железа. Предпочтительно ввести гречневую кашу. После введения овощей необходимо добавить мясное гаше. В овощи надо добавлять растительное масло, в кашу – сливочное. Надо начать давать по 5 г творога, довести его объем до 50 г. Можно начать давать желток. Все продукты вводить постепенно, следить за переносимостью.
Задача 8.
Объяснить маме, что дети родились доношенные. Объяснить что такое физиологическая потеря массы тела. Рассказать о свободном режиме вскармливания. Привести примеры удачного кормления грудью близнецов. Посоветовать кормить близнецов одновременно. Помочь маме выбрать удобную позу для кормления детей. Рассказать о профилактике гипогалактии.
Расчет:
70*7=490 (суточный объем)
490:8= 60-65 мл.
490*2=980 - суточный объем для двоих детей.
Задача 9.
Рассказать маме о режиме свободного вскармливания, о пользе ночных кормлений. При вскармливании по часам новорожденных детей кормят 7 раз. Употребление смеси не хорошо, но при желании кормить грудью, у мамы это несомненно получится и применение смеси влиять не будет, так как молоко у мамы есть, ребенок грудь берет и сосет активно. Объяснить маме, что поведение ребенка - поисковое поведение – сигнализирует о его голоде. Рассказать маме о внешнем виде молока. Проконтролировать, как ребенок берет грудь, научить маму сцеживать молоко до чувства легкости в груди. Объяснить, что сцеживать до последней капли не надо. Похвалить маму за стремление кормить грудью.
Расчет: 80*8=640
640:7=90.
Блок контроля эффективности обучения
1. Выберите все факторы, влияющие на становление лактации:
- Раннее прикладывание к груди
- Кормление по режиму
- Длительный ночной сон
- Режим свободного вскармливания
- Совместное пребывание с ребенком
- Общение с женщинами, кормившими своих детей грудью
2. Заполните пробелы:
Сначала выделяется ________________, потом _______________ молоко, а затем ________________молоко.
3. Что относится к критериям правильного вскармливания новорожденного ребенка? Отметьте все критерии.
- Спокойное поведение ребенка
- Поисковое поведение
- Длительный ночной сон
- Отсутствие патологических изменений стула
- Мочеиспускание 20-25 раз в сутки
- Длительное пребывание у груди
- Спокойное выдерживание 4-хчасовых интервалов между кормлениями
- Засыпание у груди
4. Что можно посоветовать маме с аллергией на коровье молоко? Выберите все правильные ответы.
- Употреблять хотя бы 0,5 литра молока, т.к. оно полезно для становления лактации. В случае обострения аллергии принимать антигистаминные препараты.
- Употреблять кисломолочные продукты до 1 л
- Употреблять кокосовое молоко
- Полностью исключить все молочные продукты
- Употреблять специальные смеси для кормящих матерей на основе козьего молока.
5. Заполните пропуски:
Оптимальным временем для введения прикорма является возраст от ___ до ____ месяцев. Первый прикорм __________________. Дается в возрасте_________________. В_______мес к этому прикорму добавляют _______________.
6 . Количество молока зависит от:
- Количества высосанного ребенком молока
- Возраста ребенка
- Пола ребенка
- Веса ребенка
- Количества выпитого кормящей женщиной молока
7. Соотнесите возраст ребенка с суточным объемом питания
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Ребенку с ЭКД прикормы необходимо вводить:
- На месяц раньше срока
- В установленный срок
- На месяц позже срока
9. При кормлении грудью женщина:
- Может принимать те лекарственные препараты, которые были у нее дома до родов
- Не может принимать никаких лекарственных средств
- Может принимать лекарственные средства по назначению врача
- В любом случае, если ей необходимы лекарства, она сначала должна прекратить кормление грудью.
10. При втянутых сосках женщина
- Сможет кормить грудью
- Не сможет кормить грудью
- Сможет кормить только сцеженным молоком
11. Недоношенных детей лучше
- Кормить специальными смесями
- Кормить грудью
- Кормить парентерально
12 . Выберите все правила введения прикорма
- Дается до еды
- Дается после еды
- Дается с ложки
- Дается из бутылки
- Сразу полностью заменяет кормление
- Доза прикорма постепенно увеличивается
- Дается по требованию
- Добавляется соль и сахар
- Не добавляется соль и сахар
- В день прививки новый продукт не водится
Эталоны ответов:
- 1, 4, 5, 6
- молозиво, переходное, зрелое
- 1, 4, 5, 7
- 2, 5
- Оптимальным временем для введения прикорма является возраст от __4_ до ___6_ месяцев. Первый прикорм ____овощной______________. Дается в возрасте____4-6_____________. В___7____мес к этому прикорму добавляют _____мясо__________.
- 1
- 1-4, 2-3, 3-2, 4 -1
- 3
- 3
- 1
- 2
- 1, 3, 6, 9, 10
РЕФЛЕКСИЯ
Преподаватель предлагает студентам кратко сформулировать, что нового они узнали на данном занятии; были ли достигнуты, по их мнению, цели занятия; что больше всего запомнилось и что, наоборот, показалось неинтересным; с какими трудностями они столкнулись в ходе этого занятия; преподаватель стимулирует студентов к анализу причин неудач и затруднений.
Подведение итогов занятия
Подводя итоги занятия, преподаватель характеризует и оценивает работу группы в целом, выставляет отметки студентам, принимавшим активное участие в беседе по ходу лекции и в выполнении заданий для закрепления.
Домашнее задание
Практикум стр. 68-78; 235-236 ;
Самостоятельная работа № 7: Подготовить беседу о важности грудного вскармливания и кормлении ребенка до 1 года.
Критерии оценки знаний.
Оценка «5» ставится, если студент:
- Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующую тему.
- Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры «не только из учебников, но и подобранные самостоятельно»,правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания учащихся данного материала.
- Уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных практических работ.
- Свободно владеет речью, медицинской терминологией.
- Самостоятельно и правильно решает предложенные задачи, может аргументировать свое решение.
Оценка «4» ставится, если студент:
- Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметки «5».
- Допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.
- Недостаточная аргументация при правильном решении задачи
Оценка «3» ставится, если студент:
- Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил.
- Допускает частичные ошибки.
- Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.
- Решает задачу с незначительными ошибками, аргументация слабая.
Оценка «2» ставится, если студент:
- Обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл.
- Беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.
- Решает задачу с ошибками, не может аргументировать свое решение.
Литература
1. Ладодо, К. С. Рациональное питание детей раннего возраста - М. : Миклош, 2008.
2. Союз педиатров России, проект «Грудное вскармливание»
http://www.pediatriya-spb.ru/for_parents/breast_feeding_proect.html
3.http://www.medsecret.net/akusherstvo/neonatologija/226-sovremennye-perinatalnye-tehnologii
- В.К. Котлуков, Л.Г. Кузьменко, Н.В. Антипова «Современные технологии при поддержке грудного вскармливания». Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. - 2011. - № 11.
- Абольян, Л. В Современные аспекты грудного // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. - 2011. - № 1. - С. 80-83.
- Давыдова, А. Н. Рациональное вскармливание детей первого года жизни как основа развития здорового ребенка // Вопросы детской диетологии. - 2011. - № 2. - С. 25-30.
- Сайт ВОЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"
Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....
Методическая разработка практического занятия по гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи при лихорадках у детей\'
Методическая разработка практического занятия "Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи при лихорадках у детей". Материал содержит ситуационные задачи, кроссворд, тестовый контроль. ...