Воспитание профессионально важных качеств личности выпускников в современных условиях производства
статья

Хоряк  Татьяна Анатольевна

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_pvkl.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Воспитание профессионально важных качеств личности выпускников в современных условиях производства

Хоряк Татьяна Анатольевна –Заведующий отделением технического профиля

        На отделении технического профиля в 2020-2021 году выпуск составит, всего: 181 человек. Из них: ППКРС – 123 чел; ППССЗ- 23 чел ПП -35 чел.

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов.

Обслуживать дорогостоящее оборудование, средства автоматизации, внедрят интеллектуальную новую технику и технологии могут специалисты гармонично сочетающие профессиональную подготовку, творческое отношение к труду, моральную ответственность перед обществом за его результаты, готовые к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умеющие принимать решения и доводить их до исполнения.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию.

Термин «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели»

 Профессионально значимые качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме.

Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников, связанный с современным этапом научно-технического прогресса, является одним из важнейших в системе профессионального образования.

За последние годы возросли требования к подготовке специалистов среднего звена, обусловленные развитием новых технологий, производств, новыми экономическими условиями. В этой связи особое внимание уделяется компетентностному подходу к подготовке специалистов в основе которого лежит способность будущего специалиста к проявлению профессионально значимых качеств личности является одной из актуальнейших проблем системы образования.

 Результаты приема студентов в ГБПОУ СПО ЯНАО «ЯМК» последних лет заставили нас задуматься о проблеме формирования профессионально значимых качеств сегодняшних учащихся.

С этой целью мы провели анкетирование студентов первого курса, чтобы выяснить, как студенты оценивают уже сделанный выбор и изучаемые дисциплины, насколько их удовлетворяют образовательные услуги?

На вопрос «Удовлетворены ли Вы тем, что поступили в наш колледж?» 90 % опрашиваемых ответили «да» и 10 % — «нет». Далее ответы распределились следующим образом: «Нравится ли Вам учиться по избранной специальности?» 85 % студентов ответили «да» и 15 % — «нет». Наиболее трудными студенты считают такие дисциплины, как литература, химия, физика и математика. Легкими — физкультуру, информатику, географию. На вопрос «Планируете ли Вы поступать в вуз после окончания колледжа?» 55 % ответили «да» и 45 % — «нет». В числе причин, по которым они избрали обучение в колледже по своей специальности, студенты указали: «нравится выбранная специальность» (75 %), «высокий уровень преподавания» (30 %), «надо где-то учится» (30 %), «не трудно учится в колледже» (30 %), т. е. фактически только  опрашиваемых с интересом и готовностью будут обучаться выбранной профессии, а остальные не заинтересованы в качественном обучении и в построении дальнейшей карьеры по полученной специальности.

На основе полученных результатов мы выделили две группы учащихся нового набора:

 -  с высоким уровнем учебной мотивации, что проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания;

-    с низким уровнем учебной мотивации. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое имеют для них сферы обучения и развлечения. Такие студенты не задумываются о завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них чем-то непривлекательным и неинтересным.

Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. При формировании профессионально значимых качеств учащихся большое значение имеет учебная мотивация.

Учебная мотивация — частный вид мотивации включенная в учебную деятельность и определяющий потребность студента в получении знаний. Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. Изначально в ее основе лежит интерес к новым знаниям.

В обшепсихологическом смысле интересом называют эмоциональное переживание познавательной потребности. В повседневной бытовой речи и в профессиональном педагогическом общении термином «интерес» часто подменяют понятие мотивации, которое в этом случае выступает в качестве синонима: «У него нет интереса к учебе», «Необходимо развивать познавательные интересы» и т. п. Такое смещение понятий связано с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения.

 Важнейшие предпосылки формирования у студентов колледжа интереса к учению — понимание ими смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя.

 Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что студент имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.

Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать студентов, тогда как преподнесение готового материала без постановки перед учениками определенных задач не вызывает у них интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения.

Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в этом играют и создание проблемных ситуаций, столкновение студентов с трудностями, которые они не могут разрешить с помощью имеющегося запаса знаний.

В этом случае студенты колледжа сами убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения уже усвоенных знаний новыми способами.

Логика анализа подводит нас к выводу, что в подготовке квалифицированных рабочих существует ряд причин, обусловливающих низкий уровень форсированности знаний, умений и навыков:

-    слабая базовая (средняя общеобразовательная) подготовка;

-     низкая адаптация вчерашних школьников к требованиям образовательного процесса на 1-курсе профессиональных колледжей;

 -     снижение у молодежи интереса к овладению рабочими профессиями.

Отсутствие мотивации привело к тому, что по некоторым профессиям и специальность  не удается сохранить контингент обучаемых в полном составе  учебной группы до выпуска, что сдерживает насыщение рынка труда нужными для работодателей профессиями и специальностями по которым ведем профессиональную подготовку студентов.

Данное явление угрожает профессиональной  подготовке  молодых, перспективных кадров, а для тех. кто уходит в коммерцию, — потерей квалификации.

Все это отражается в сознании меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы. По данным социологических опросов, работать не по  профессии и специальности согласен каждый десятый из опрошенных (предпочтительно в коммерческих структурах).

 Почти на треть увеличилось число студентов готовых сменить профессию и  специальность, лишь бы иметь работу. Продолжить образование планирует только один из семи.

Молодые специалисты выбирают работу, исходя не только из оплаты, но и престижности.

 Одну из ведущих ролей в формировании успевающих и неуспевающих студентов играет система внутренних побуждении личности к учебно-познавательной деятельности в среднем специальном образовании.

В самой сфере профессиональной мотивации большое значение имеет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

Если студент правильно оценивает профессию, считает ее и значимой для общества, то это положительно влияет на процесс его обучения. Поэтому в целях повышения уровня учебной деятельности необходимо формирование положительного отношения к профессии.

Перед нами сейчас стоит задача: сформировать будущего профессионала и развить профессионально значимые качества у студентов, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность профессиональной деятельности и дают возможность наиболее полно реализовать себя в ней.

Но решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студентам. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

 Организация обучения в информационно-коммуникационной образовательной среде способствует формированию профессионально-значимых качеств студентов, так как в этой среде значительно расширяется возможности представления, обработки и передачи учебной информации.

Сегодня рабочие профессии остаются остро востребованными.

Следовательно, нужно растить кадры профессионалов. Причем готовить  специалистов необходимо с учетом современных реалий современного производства.

Литература:

1.      Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 2.       Корнеев Ю. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 11. — С. 33–34.

3.       Ассиев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 2006.

4.      Алимов Б. Н. О педагогическом обеспечении обучения математике в информационно-образовательной среде прфессиональных колледжей // Problems of modern pedagogics in the context of international educational standards development. Materials digest of the XL international Research and prackice confernce and I Stage of the championship in pedagogical sciences (London, January 31 — February 05, 2013) pp 42–44.

 5.       Темуров С. Ю. Алимов Б. Н., Халимов У. Х. Основные визуальные способы представления и обработки учебной информации по математическим дисциплинам. // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. — Чита (Россия). — 2013. — № 6 (53). -С. 733–736.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Декорирование одежды - один из методов исследования творческого потенциала и профессионально важных качеств обучающихся"

Результатом развития  творческих способностей и профессионально важных качеств, является воспитание у обучающихся:  воображения, фантазии, творческого мышления, трудолюбия, стремление к проф...

Формирование профессионально важных качеств на уроках права

Главная задача профессионального образования подготовить квалифицированных специалистов, которые будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вне ...

Оценка профессионально важных качеств при выборе специальности «Цветовод»

Выбор профессии – не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в жизни. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтом...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Профессионально-важные качества менеджера по продажам"

Учебное занятие по теме «Профессионально-важные качества менеджера по продажам» направлено на ознакомление обучающихся с необходимыми в их профессиональной деятельности профессионально-важных качеств ...

Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"

Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...

Презентация по профориентации "Профессионально-важные качества"

Презентация на тему "Профессионально-важные качества" (по программе Г.В. Резапкиной "Психология и выбор профессии")...

Личность педагога профессионального обучения. Профессионально важные качества.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности,...