Формирование профессионально важных качеств на уроках права
статья по теме
Главная задача профессионального образования подготовить квалифицированных специалистов, которые будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вне зависимости от того по какой специальности обучается студент, приоритетным направлением при изучении права является формирование правовой компетенции и приобретение определенного правового опыта. Технологии способствующие повышению качества обучения и формированию профессионально важных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_profesionalno_vazhnykh_kachestv_na_urokakh_prava.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессионально важных качеств на уроках права.
Главная задача профессионального образования подготовить квалифицированных специалистов, которые будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Современный мир сложен и многообразен и постоянно меняется. Усложнилась общественная жизнь, граждане все больше стали участвовать в различных сделках, заключать договоры, организовывать свой бизнес. Право помогает ориентироваться человеку в реальной жизни, предугадывать возможные успехи или опасности выбранного поведения. Специалист, выходящий из стен техникума, должен отвечать очень высоким требованиям, предъявляемым к нему государством и обществом.
Вне зависимости от того по какой специальности обучается студент приоритетным направлением при изучении права является формирование правовой компетенции и приобретение определенного правового опыта. Ведь дисциплина ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Особую актуальность в современных условиях приобретает необходимость формирования профессионально важных качеств будущих специалистов, которые призваны обеспечить в создаваемом правовом обществе торжество закона над беззаконием, социальную справедливость. После окончания образовательного учреждения трудовая деятельность потребует большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности, основанных на соблюдении норм закона.
В связи с этим, целесообразно формирование профессионально важных качеств студентов начинать на дальних подступах к самостоятельной профессиональной деятельности, то есть с первых дней пребывания в техникуме. Реализации этой идеи благоприятствует образовательный процесс, который направлен на создание таких условий в системе обучения и воспитания, при которых происходит наиболее полное раскрепощение интеллектуальных и творческих возможностей студенческой молодежи, формирование общественно и профессионально важных качеств личности. Обычно это происходит при чтении лекций с применением мультимедийных технологий. Наглядное отображение основных понятий, схем, зарисовок значительно облегчает работу преподавателя и повышает уровень восприятия материала у студентов. Однако в ходе работы необходимо разъяснять суть отображаемого материала, акцентировать внимание на сложных вопросах, выделять информацию для конспектирования. Одной из проблем использования интерактивных технологий является то, что студенты сформировали определенный опыт приобретения знаний, который основан на полном конспектировании лекционного материала. Очень важно заинтересовать студента и удерживать внимание аудитории в течении всей лекции. Для этого необходимо установить тесный контакт с аудиторией, быть не «над» студентами, а «вместе» с ними. Вместе ставить проблему, вместе обсуждать и вместе принимать решение. Интерактивные методики предполагают совместное обучение: студенты и преподаватель являются субъектами обучения. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение.
Практика преподавания данной дисциплины показывает, что значительный интерес у студентов вызывают примеры судебной практики, используемые для наглядной иллюстрации проблемных теоретических вопросов. Необходимо постоянно соотносить теоретические проблемы с практическими примерами, чтобы сформулировать у студентов восприятие неразрывной связи теории и практики.
Чрезвычайно эффективной методикой является работа в группах при решении правоведческих задач по технологии учебного мозгового штурма. Эта технология позволяет развивать креативное мышление, а так же провоцирует активную мыслительную деятельность. Ценность этой технологии заключается в следующем:
- активная форма работы обеспечивает высокую степень усвоения материала;
- студенты тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- студенты учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей;
- даже у слабого студента проявляется положительная мотивация к участию в обсуждении, особенно если ему в разных формах оказывает поддержку учитель.
Суть технологии: студенты организуются в группы до семи человек. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи. Перед началом УМШ учитель инструктирует группы.
Каждая группа получает пакет материалов:
- тексты с задачами;
- чистые листы, где будет фиксироваться возможные решения проблемы
- извлечения из законодательства ( или сами законы).
Далее проводится первичное обсуждение и уточнение условия задач.
Учитель определяет время на каждый этап (а их 3) и контролирует его.
Первый этап УМШ. Создание банка идей.
Основное правило - никакой критики. Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе и таких, которые на первый взгляд кажутся абсурдными. Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи иссякли и ведущий не может исправить положение.
Теперь следует устроить небольшой перерыв, чтобы провести рефлексию: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и т.п.
Второй этап. Анализ идей.
Все высказанные идеи группа анализирует. При этом основное правило: в каждой идее найти полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею.
Третий этап. Обработка результатов.
Группа отбирает правильное решение и назначает спикера, который рассказывает его всему классу.
Эта методика позволяет студенту усвоить больший объем информации, самому получить ответ на поставленный вопрос, но в то же время она требует более «тонкой» работы преподавателя по организации образовательного процесса. Использование интерактивных методик при преподавании дисциплин правовой специализации необходимо вводить в образовательный процесс постепенно, при этом четко сформулировав цель, задачи и правила ведения каждого занятия, только в этом случае работа будет эффективной.
Для того, чтобы конкурентоспособным на рынке труда специалист любого профиля должен не только иметь хорошую базовую профессиональную подготовку но и обладать развитой способностью эти знания своевременно обновлять. Эту способность сложно реализовать без применения информационных технологий. Поэтому важно отслеживать нововведения в действующее законодательство, использовать при изучении темы действующие редакции нормативных актов, которые можно прочитать в сети Интернет, печатных изданиях.
Выше перечисленные технологии преподавания способствуют решению проблемы качества обучения, а так же помогают:
- понять значимость своей будущей профессии (ОК-1),
- уметь организовать свою деятельность (ОК-2),
- принимать решения и нести ответственность за них (ОК-3),
- осуществлять поиск нужной информации (ОК-4) с использованием информационно-коммуникативных технологий (ОК-5),
- работать в коллективе и команде (ОК-6),
- брать на себя ответственность (ОК-7),
- стремиться к профессиональному росту (ОК-8) и умению ориентироваться (ОК-9) в потоке правовой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных компетенций на уроках спецдисциплин в КГБОУ СПО Комсомольский-на-Амуре политехнический техникум.
Концепция модернизации российского образования предусматривает введение такой категории как ключевые компетенции выпускника. В образовательной практике категория «квалифицированный специалист» п...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
В данной статье описаны основные направления для формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в рамках ФГОС....
Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»
«Скажи мне и я забуду Покажи мне и я запомню Вовлеки меня и я научусь» ...
Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»
статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...
Личность педагога профессионального обучения. Профессионально важные качества.
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности,...
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА...
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА
Статья посвещена важной проблеме учебной и производственной практики....