Исследовательская работа "Декорирование одежды - один из методов исследования творческого потенциала и профессионально важных качеств обучающихся"
методическая разработка по теме
Результатом развития творческих способностей и профессионально важных качеств, является воспитание у обучающихся: воображения, фантазии, творческого мышления, трудолюбия, стремление к профессиональному совершенству, аккуратности, усидчивости, самостоятельности, чувство гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_korosteleva_z.a._gbou_spo_stisp.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт научно-исследовательской работы
Название научно-исследовательской работы: «Декорирование одежды - один из методов исследования творческого потенциала и профессионально важных качеств обучающихся»
Руководитель работы - мастер производственного обучения: Коростелева З.А..
Консультанты работы: Зуева М.И., Лаврова Т.Н.
Учебные дисциплины, близкие к теме работы: «Технология одежды», «Конструирование мужской и женской одежды», «Рисунок», «История костюма», «Проектирование и моделирование одежды».
Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 15-18 лет
Состав рабочей группы: Бурихина Таня (32 гр.), Сергеева Анна (32 гр.), Горелова А. (32 гр.), Малюсова Я. (32 гр.), Ермилова М. (32 гр.), Опрышко Д. (21 гр.), Колобова А. (21 гр.), Сорокина В. (21 гр.)
Актуальность темы
Творчество в любой области деятельности представляет собой наиболее мощный и неиссякаемый источник интеллектуального развития и положительных эмоций, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, вводит обучающихся в атмосферу вечного поиска.
Творчество – это исследование. Обучающийся исследует – значит, наблюдает и разгадывает тайны природы, создает новое и прекрасное.
Для будущих квалифицированных рабочих и специалистов обучающихся лицеев, училищ основу профессионально важных качеств составляют способности и характерологические черты обучаемых. В основе профессиональных способностей лежат свойства психических процессов (восприятие, фантазия, мышление, воображение, чувство вкуса и т.д.) и психомоторные функции обеспечивающие эффективность деятельности подростков.
Современная социальная обстановка требует от выпускника способности адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, готовности к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации, стремления конструктивно использовать свои знания и умения, делать ценностный вывод. В этом направлении эффективность подготовки будущих специалистов в полной мере зависит от развития у них способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, самостоятельности решения практических задач, готовности к самосовершенствованию и самообразованию.
Актуальной и требующей особого внимания становиться проблема изучения и выявления оптимальных условий развития и творческой самореализации личности обучающихся по профессии «Портной». Кружки дополнительного образования «Мастерица» и «Лики Молодости» как нельзя лучше подходят для этого. На занятиях кружка в течение года идет развитие творческих способностей обучающихся и закрепление профессионально важных качеств. Хотя обучающиеся часто неохотно посещают занятия т.к. в последние годы падает престиж профессии, прилавки завалены некачественной продукцией, зарплата в швейной промышленности очень низкая, труд швей очень тяжелый и все меньше и меньше молодежи идет трудиться на швейные фабрики. И на занятия в кружки ходят в основном ребята увлеченные профессией, которые любят творить, выдумывать.
Гипотеза
Результатом развития творческих способностей и профессионально важных качеств, является воспитание у обучающихся: воображения, фантазии, творческого мышления, трудолюбия, стремление к профессиональному совершенству, аккуратности, усидчивости, самостоятельности, чувство гармонии.
Определение проблем и противоречий по теме
Из определения актуальности высветились следующие противоречия:
- Потребность населения в красивой доброкачественной одежде;
- Падение престижа профессии «Портной»;
- Потребность молодежи в модной экстравагантной одежде;
- Не желание иметь рабочую профессию и добросовестно трудиться.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: развитие творческих способностей, профессионально важные качества обучающихся для популяризации профессии «Портной».
Определение цели и задачи работы
Цель: Исследование творческого потенциала и профессионально важных качеств обучающихся, путем декорирования швейных изделий.
Задачи:
- Изучение видов и методов декорирования;
- Развитие у обучающихся основных качеств, творческого потенциала путем декорирования швейных изделий и аксессуаров;
- Развитие познавательных интересов обучающихся, творческой инициативы;
- Воспитание потребности в эстетическом саморазвитии и самосовершенствовании.
Определение объекта и предмета работы
Объект исследования:
обучающиеся училища,
воспитанники кружка «Мастерица», театра «Лики Молодости».
Предмет исследования:
творческие способности и профессионально
важные качества обучающихся.
Предъявление используемых методов и этапов проведения работы
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования, проектирование результатов достижения поставленной цели на различных этапах работы.
- эмпирические: опорно-диагностические методы (анкетирование, анализ творческих работ, наблюдение).
- статистические: оценка статистической значимости исследуемой темы работы.
Этапы работы над научно-исследовательской работой
Этапы работы | Содержание этапа | Деятельность обучающихся | Выводы этапов |
Погружение в работу (подготовительный) | Мотивация, определение объекта и предмета исследования, постановка проблемы, выбор темы работы, определение цели, постановка задач, выбор методов исследования | Коллективное обсуждение предложенной для изучения информации, устанавливают цель, задачи, определяют методы деятельности | Определение проблемы, темы работы, план работы, списка литературы |
Планирование работы | Отбор источников информации и выбор способов представления конечного результата деятельности | Планирование деятельности, определение сроков, выбор представления результатов | Выбор источников информации: методическая и специализированная литература, интернет |
Осуществление деятельности | Работа с источниками информации: поиск, отбор, анализ и обобщение полученных данных | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и в сети интернет. | Собранная информация, подготовка к проведению мероприятия |
Результаты и выводы | Обобщение и анализ полученных результатов исследовательской деятельности. Формирование выводов | Анализ и синтез найденной информации. Формирование выводов | Проведение выставки-распродажи «Все для дома»; Урок «Изготовление цветов своими руками» |
Презентация (защита работы) | Открытый отчет участников проекта о проделанной работе на разных этапах исследовательской работы | Демонстрация результатов проделанной работы обучающихся | Обсуждение работы участниками группы:
|
План работы
Вид работы | Дата | Участники | Результат работы | |
1 | Предложение об участии в конкурсе исследовательских работ ПУ № 29 | Ноябрь | Коростелева З.А. | Решение об участии в конкурсе исследовательских работ |
2 | Работа над определением цели, задач, выбором темы, выдвижение гипотезы, работа к консультантами, распределение ролей | Ноябрь | Коростелева З.А., Бурихина Т. | Определение цели, задач, выбор темы, выдвижение гипотезы, работа с консультантами, распределение ролей |
3 | Поиск информации об истории развития декорирования одежды | Декабрь | Коростелева З.А., Горелова А., Малюсова Я. | Творческая работа |
4 | Изучение видов декорирования | Декабрь | Коростелева З.А., Бурихина Т., Сергеева А. | Творческая работа |
5 | Исследование творческого потенциала и способностей обучающихся | Январь | Коростелева З.А. | Тестирование «Самооценка творческого потенциала личности» |
6 | Обработка полученных данных по тестированию творческого потенциала личности | Февраль | Коростелева З.А. | Составление диаграммы: у 67% кружковцев заложен значительный творческий потенциал |
7 | Проведение 2 этапа | Февраль-март | Коростелева З.А., Колобова А, Опрышко Д., Сококина В. | Выставка-распродажа: «Все для дома» |
8 | Проведение 3 этапа | Апрель | Коростелева З.А., Горелова А., Малюсова Я., Бурихина Т. | Отрытое мероприятие «Изготовление цветов своими руками» |
9 | Изготовление коллекции «Декор» | Январь-апрель | Коростелева З.А., Бурихина Т., Сергеева А., Ермилова М, | Показ коллекции «Декор» |
10 | Оформление работы | Апрель | Коростелева З.А., Бурихина Т. | Оформление научно-исследовательской работы |
11 | Подготовка презентации и защита на разных уровнях | 1 июня | Коростелева З.А., коллектив обучающихся | Презентационный материал. Этапы работы над научно-исследовательской работой. |
Основная часть
Обзор литературы по теме работы
При подготовке данной исследовательской работы обучающимися была использована различная литература: методическая, справочная, научно-популярная и всемирная сеть Интернет. Обучающиеся изучили материал по исследовательской работе и выполнили инструкционную карту «Изготовление цветка «Лотос». Выбранная литература позволила правильно организовать исследовательскую деятельность, расширить кругозор авторов работы, правильно представить проблему и методы её исследования, цель и задачи работы.
Описание исследования
Что же такое творческий потенциал?
Это очень важные качества, которые заложены в нас и если мы сможем реализовать эти качества, то нам будут доступны самые разнообразные формы творчества – это фантазия, воображение, выдумка, творческое мышление, чувство гармонии, стремление к профессиональному совершенству.
Сопутствуют развитию творческого потенциала и такие профессионально важные качества, как – аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, внимательность, старательность.
Исследование наша группа начала с изучения истории развития декорирования одежды.
Декорирование – это украшение, а декорирование одежды - процесс украшения ее какими-либо элементами: вышивка нитями, бусинами, пайетками, ракушками, аппликациями, брошками.
Уже в первобытном обществе человек стремится выделиться из числа ему подобных, привлечь к себе внимание соплеменников. Сначала он наносит декор непосредственно на тело, раскрашивая отдельные его участки (чаще всего это лицо, грудь, живот, предплечья и т. п.) различными органическими красителями — разноцветными глинами, соком растений и моллюсков.
С развитием костюма рисунок декора наносится уже не на тело человека, а на разнообразные материалы, из которых изготавливается одежда. Для украшения своей одежды люди на протяжении много веков применяли различные виды декора: это вышивка, вязание, плетение, нанесение аппликации, украшение пайетками, бижутерией, цветами, тесьмой, рюшами, воланами.
Человек научился шить одежду, которая говорила о его хозяине – его социальном и имущественном положении, принадлежности к какой либо личности или народности, художественном вкусе.
Прежде чем приступить к исследованию творческого потенциала среди обучающихся нашего училища воспитанников кружка «Мастерица» и тетра моды «Лики молодости» было проведено тестирование на тему «Самооценка творческого потенциала личности» (Тест приложение № 1).
Результаты тестирования очень обрадовали нас, у 67 % наших кружковцев заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет им богатый выбор творческих возможностей.
Для дальнейшего исследования нами было проведено два мероприятия.
Выставка-распродажа швейных изделий «Все для дома» (приложение № 2). На выставке были представлены швейные изделия, изготовленные обучающимися на кружке «Мастерица» и уроках производственного обучения. Это декорированные подушки, комплекты для кухни, прихватки, лоскутное панно, покрывало. Ребята с большим воодушевлением готовили все эти изделия: подбирали лоскут, отделку, очень много думали, фантазировали, подбирали цветовые решения, изучали специальную литературу. Для декорирования они использовали различную тесьму, кружево, аппликацию, рюши.
Цель нашей выставки-распродажи: исследование таких важных качеств как фантазия, воображения - основа творчества, творческого мышления и инициативы, выдумки, чувства гармонии и стремление к профессиональному совершенству.
Целью второго нашего мероприятия было исследование профессионально важных качеств обучающихся путем выполнения несложного аксессуара цветок «Лотос» (приложение № 3). На этом занятии методом наблюдения исследовались такие качества как – аккуратность, внимательность, терпение, умение работать в коллективе, чувство вкуса и чувство гармонии.
Учащиеся и преподаватели с интересом и увлечением изготовляли цветок из ткани «Лотос». Пользуясь инструкционной картой и всем необходимым для работы. Они терпеливо и аккуратно пришивали один лепесток к другому, общались друг с другом, подбирая украшение для центра цветка, любовались свои конечным результатом, получая радость и положительные эмоции.
Продолжением исследования является подготовленная нами коллекция «Декор». Все изделия были изготовлены обучающимися - швейниками. Выполненные работы доказывают наличие огромного потенциала, заложенного в наших девушках, фантазии, выдумки, воображения. Учащиеся старательно, внимательно и аккуратно украшали изделия, с большой ответственностью подошли к выполнению своей работы.
Показ коллекции «Декор».
Наша исследовательская работа позволила нашим обучающимся систематизировать и расширить знания по истории развития декорирования одежды, возникновения искусства украшения цветами, развить навыки работы с литературой, интернетом. Исследуя творческий потенциал ребят наша группа поняла, что они могут фантазировать, творчески мыслить, творить изделия, которые приносят радость окружающим и удовлетворение самим создателям.
Результаты работы
В результате проделанной работы нами были собраны материалы об истории возникновения декорирования одежды, видах и методах украшения одежды. Перед началом исследовательской работы нами было проведено тестирование среди обучающихся, и у 67 % кружковцев заложен значительный творческий потенциал, который представляет им богатый выбор возможностей. Они на деле смогут применить свои способности, и им будут доступны самые разнообразные формы творчества. Все участники кружка приняли активное участие в проведении исследовательской работы.
Результатом выставки распродажи явилось расширение кругозора посетителей об видах и методах декорирование швейных изделий для дома. Каждый участник выставки подобрал себе изделие по вкусу.
В ходе второго мероприятия «Изготовление цветов своими руками» все присутствующие попробовали сами изготовить цветок из ткани «Лотос» поняли, что это не сложно, выполнимо и многие решили сделать его дома, украсив свой гардероб (платье, блузку).
К заключительному этапу была приготовлена коллекция «Декор». Девушки продемонстрировали изделия декорированы цветами, пайетками, бисером, рюшами, воланами. Зрители были в восторге.
В результате проделанной работы нами было подтверждено, что все наши проведенные мероприятия развивают творческий потенциал (фантазия, воображение, выдумка, творческое мышление, чувство гармонии, стремление к профессиональному совершенству) и профессионально важные качества (аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, внимательность, старательность).
Заключение
Осуществление данной исследовательской работы позволило обучающимся систематизировать, расширить знания по истории возникновения искусство украшения цветами, развить коммуникативные навыки, навыки работы с различной литературой. Проведенные мероприятия подтвердили, что у большинства наших кружковцев заложен значительный потенциал, который представляет им богатый выбор возможностей. Они на деле смогут применить, свои способности и им доступны самые разнообразные формы творчества. Наша группа поняла, что они могут фантазировать, творчески мыслить, творить изделия, которые приносят радость окружающим и удовлетворение самим создателям.
Ценность нашей исследовательской работы заключается в создании и представлении презентационного материала на различных уровнях: внутри училища для молодых и начинающих сотрудников, для обучающихся, для профориентационной работы и популяризации профессии «Портной» на внеклассных мероприятиях.
Список литературы
- Фефелова Л.Н. «Если вы любите шить», г. Москва. Легпромбытиздат, 1993 г.
- Сборник исследовательских работ: Исследование, проектирование, новаторство. г. Н.Новгород, 2010 г.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащегося.
- Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: «учитель»,2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессионально важных качеств на уроках права
Главная задача профессионального образования подготовить квалифицированных специалистов, которые будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вне ...
Оценка профессионально важных качеств при выборе специальности «Цветовод»
Выбор профессии – не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в жизни. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтом...
«Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования».
Предлагаю вашему вниманию статью "Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования....
Методическая разработка учебного занятия на тему "Профессионально-важные качества менеджера по продажам"
Учебное занятие по теме «Профессионально-важные качества менеджера по продажам» направлено на ознакомление обучающихся с необходимыми в их профессиональной деятельности профессионально-важных качеств ...
Разработка педагогических механизмов развития профессионально важных качеств обучающихся
подготовка будущих логистов к реализации профессиональных функций, направленная на обеспечение формирования и развития профессионально важных качеств личности, требует полноценного системного подхода ...
Личность педагога профессионального обучения. Профессионально важные качества.
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности,...
«Исследовательская деятельность студентов как основа развития их творческого потенциала».
Робототехника - важная и перспективная отрасль промышленности, поскольку при помощи роботов и их комплексов руководители предприятий могут создавать высокоэффективное производство с минимальными издер...