Экскурсионно-развивающая тропа "В гостях у Берендея"
проект

Калинина Людмила Вениаминовна

Экскурсиоонно-равивающая тропа "В гостях у Берендея" предназначена для дошкольников с целью ознакомления с растительным миров территории детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 43 комбинированного вида» Приволжского района города Казани

                               

                           

Экскурсионно-развивающая тропа

«Тропа Берендея»

Автор: Калинина Людмила Вениаминовна

Оглавление.

1.  Введение                                                                                 3

2.  Формы и методы                                                                    5

3.  Описание экологической тропы                                           6

4.  Выводы                                                                                   13

5.  Литература                                                                              14

6.  Приложения                                                                            15


Введение.           

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

(С.Викулов)

Русский лес… Красота леса бесконечно разнообразна в своём кажущемся однообразии. Она веет могучим дыханием жизни, дышит ароматом девственной свежести. Она зовёт за собою под таинственные своды деревьев; шепчет мягким шепотом трав, расстилает под ноги пёстрые цветочные ковры, перекликается звонким щебетом птиц, аукается с возбуждённой памятью гулкими голосами седой старины.

Лес – это не только красота, благоухание деревьев, трав, пение птиц. Лес – сложная система со своими особыми связями. Он обеспечивает пищей  всех посетителей леса, является своеобразной фабрикой, вырабатывающей древесину, крахмал, углеводы и, конечно же, кислород. Одно дерево в сутки образует столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. Каждое дерево в лесу, каждую травинку нужно беречь.

Мы порой не замечаем, как прекрасен мир вокруг нас. Кажется, что деревья, цветы, кустарники, травы безмолвны. Но это не совсем так. Стоит только прислушаться – и ты поймёшь, о чем шепчутся деревья, когда гуляет ветер в лесу. И как знать, быть может, именно тебе лес расскажет свои сказки и откроет свои тайны.

Какие же сказки может нам рассказать неповторимый лиственный лес, расположенный в на территории детского сада?

Создание экскурсионно-развивающей тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экскурсионно-развивающей тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экскурсионно-развивающей тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экскурсионно-развивающей тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экскурсионно-развивающей тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи  создания экскурсионно-развивающей тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны тропы здоровья.

Характеристика тропы

Вид тропы:  экскурсионно-развивающая

Местонахождение: г.Казань, ул.Р.Зорге, 76а , территория МАДОУ д/с №43

Год закладки: 2018

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Выбор и протяжённость маршрута.

Данная  экскурсионно-развивающая тропа с участком лиственного леса расположен на территории МАДОУ «Детский сад № 43 комбинированного вида».

Маршрут данной тропы  «В гостях у Берендея» имеет протяженность 150 метров. Состав объектов: натуралистические, следы деятельности человека, рельеф местности.

 - В зависимости от сезона посещения тропы – сезонная (осень, весна, зима, лето).

- В зависимости от способа  передвижения по маршруту –  пешая.

- В зависимости от контингента и продолжительности экскурсии –  учебная (образовательная).

Требования, предъявляемые к учебной экскурсионной тропе:

1. Доступность для воспитанников (территориальная, временная, физическая и информационная).

2.    Максимальная безопасность.

3. Оптимальная региональная информативность и максимальная насыщенность экскурсионными объектами.

4.    Соответствие природоохранным требованиям.

5.    Сезонность.

6.    Эстетическая привлекательность.

Правила поведения на экологической тропе

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни  и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Формы и методы работы с детьми на экскурсионно-развивающей тропе

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Конкурсы, викторины, развивающие задания;
  • Решение ситуативных задач;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Досуги, развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Театрализации, инсценировки.

 Станции  на маршруте «В гостях у Берендея»:

  1. «Лесные этажи»
  2. Древнее растение (папоротник  и хвощ)
  3. «Древо жизни» (липа)
  4. «Символ России – береза»
  5. Станция «Сиреневая»
  6. .Станция «Рябиновая»
  7. Станция «Кленовая»
  8. «Черемуховая легенда»

Описание  экскурсионно-развивающей тропы

«В гостях у Берендея»

        - Ребята, подумайте над словами:

Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука

- и он умер у меня на ладони. И тогда я понял,

что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

П. Гнездослов.

        - Почему так сказал?

Мы с вами отправляемся в гости к хозяину леса Берендею.

- Что есть у Берендея в хозяйстве?

- А что такое лиственный лес?

- А вы знаете сказки, связанные с лесом?

 К лесу надо относиться нежно и бережно. С этими словами знаком каждый. Да не каждый их усвоил.

- Вспомните правила поведения. Назовите их!

Итак, Берендей  приглашаем вас в увлекательное и сказочное путешествие.

Станция 1 «Лесные этажи»

- Как вы думаете, почему называется так первая остановка?

Вы, наверняка, все слышали, что растения в лесу растут ярусами, т.е. как бы этажами. И мы сейчас с вами в этом убедимся.

Посмотрите, пожалуйста, вверх и ответьте на вопрос, какие древесные растения занимают самый верхний полог?

- Правильно, это дубы, липы, клены. Обратите внимание на их стволы, они гладкие, можно сказать «без сучка, без задоринки», т.е. хорошо очищены от сучьев. Это главный полог леса – самый верхний этаж.

Ниже обычно располагаются деревья  тех же пород, но заметно угнетённые. Ниже кустарники. Ещё ниже селятся травянистые растения. Их называют напочвенным покровом и он представлен большим разнообразием. Здесь внизу, где почва практически всё время влажная – копытень, хвощ зимующий, сныть и многие другие. Еще ниже  грибы и мхи.

- Как вы думаете ребята, с чем это может быть связано?

Правильно, это связано прежде всего с влажностью почвы.

-Ребята, сколько же этажей расположено в лиственном лесу? (пять)

Итак,  вы видите, что в лесу всё взаимосвязано и живая и неживая природа. И ярусное расположение растительности в лесу -  приспособление растений к определённым условиям окружающей среды (основные это свет и влажность почвы).

Станция 2 «Древнее растение»

Сейчас мы вам предлагаем присесть на  поваленное, немного отдохнуть, отдышаться и познакомиться с двумя древнейшими растениями - это хвощ зимующий и папоротник.

Папоротник – очень древнее растение, древнее чем человек. Очень- очень давно росли в лесах деревья-папоротники. Тогда на всей Земле было тепло, и совсем не было снежных зим. Потом вдруг похолодало, и здесь остались только маленькие папоротники. Но на юге, в жарких тропических странах, ещё встречаются и такие деревья.

От земли, как причудливые огромные бокалы, поднимаются вверх их ярко-зелёные изрезанные листья-ваи. Перед вами папоротник мужской или щитовник мужской.  У этого растения  сорусы  – кучки спорангиев, которые расположены с нижней стороны листа –округлые и прикрыты, как щиточком, покрывальцем. У основания  побегов большого папоротника видны закрученные улиткой молодые, не развернувшиеся листья, хотя мы знаем, что это плоские зелёные побеги-ваи. Они растут как настоящие стебли – верхушкой.

По легенде, папоротник цветёт лишь один миг, в ночь под Ивана Купала.  Он горит, как огонь, а жара и дыма нет. Он не стоит на месте, как приличные цветы. Он бежит по дорожке, прячется в траве. Сорвать цветок очень трудно, потому что этому мешают черти. Ну а если  это удалось – привалит тебе невиданная удача. Будешь ты видеть клады в земле, будешь слышать чужие мысли, понимать язык зверей и птиц (Народная Русь).

Но у папоротников цветов нет. И не бывает никогда. Легенда о цветке папоротника – это мечта о том, чего не может быть никогда, ведь папоротники древнее, чем растения с цветами.

И следующий наш древний «герой» - хвощ зимующий. Хвощи, как и папоротники, миллионы лет назад были могучими деревьями выше 6-этажного дома. У этого растения в отличие от других хвощей надземные побеги двухлетние. Как и все  представители этого семейства он является спороносным.  Членистые, жёсткие, простые, неветвящиеся, похожие на палки жесткие стебли. В стеблях этого хвоща содержится кремний – очень твердое вещество. Снаружи слой кремнезёма покрыт кутикулой с восковым налётом. Поэтому кусочками его стеблей можно полировать деревянные изделия и чистить кастрюли и сковородки.  Кремнезём играет и механическую, и защитную роль: хвощи практически не повреждаются моллюсками и насекомыми, их избегают позвоночные животные. Но, несмотря на это, отвар этого растения широко применяется в медицине [7].

Игра «Фотограф и фотоаппарат» .

Один участник играет роль фотографа, другой – роль фотоаппарата. «Фотограф»  ведёт свой «фотоаппарат», глаза которого закрыты, в поисках красивых и интересных видов. Когда «фотограф» находит то, что ему понравилось, он направляет объектив (т.е. голову) «фотоаппарата» на объект съёмки. Затем «фотограф» нажимает затвор (постукиванием по плечу или сказать «открывай», «закрывай») и «фотоаппарат» открывает глаза.

Очень важно, чтобы «фотоаппарат» не открывал глаза в промежутках между съёмками, тогда 3-5-секундная «экспозиция» даст эффект неожиданности. На съемку отводится 5 минут, а потом дети меняются ролями.

После чего проводится обсуждение и каждый ребёнок рассказывает о своей самой запоминающейся «фотографии».

Станция 3 «Древо жизни»

Весной растёт, летом цветёт,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается,

А цветок – то медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

                                  (липа).

Липа – дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветёт в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали её в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила широкое применение — из неё делали скалки, ложки, веретена, миски и другую утварь Липа — растение медогон. В медицине используются кора, листья, цветы, почки. Липовый мёд полезно кушать при простуде.

Липа – самое почитаемое у славян дерево.  В Европе её считают ещё и священным деревом, она росла во дворах замков, на городских площадях. Под сенью лип часто устраивали суды, проводили праздники, крестные ходы. Повсеместно считалось, что липу не бьёт молния и под ней не боялись скрываться во время грозы.

У восточных и западных славян липа была тесно связана с христианскими легендами. Именно она считалась деревом под которым отдыхает Богородица, спускаясь  с небес на землю.

Липа сердцелистная названа так потому, что её листья, действительно напоминают маленькие сердечки. Эфирное масло, содержащееся в её цветках и в меньшей степени в листьях, оказывает седативное действие и, распространяясь далеко вокруг, действует как легкое успокаивающее, и обладает бронхолитическим действием.

Издавна славилась Русь своим мочальным промыслом. Мочало для рогож и кулей делалось из липовой коры.  Лучшим временем для её заготовки была весна, тогда кора легче отделялась от дерева. Снятие коры, или «окорение», производилось как на растущих, так и на срубленных деревьях. После этого кору вымачивали в  воде и просушивали. А из коры молодых липок изготавливали лыко, из которого плели лапти. На одну пару лаптей требовалось три - четыре молодые липки. «В дорогу идти – пятеро лаптей сплести». А наши предки в лаптях умудрялись доходить не только до Белого и Черного морей, но и до Иерусалима. Сколько же надо было лаптей! Сколько лип безжалостно изводилось!

 Липу всегда ценили столяры, ложкари, резчики по дереву и санных дел мастера за её податливость, мягкость, за то, что она не трескается при высыхании, хорошо принимает лакировку, золочение и легко полируется. Из липы делали резные наличники и даже лодки, которая называлась «липкой».

Любима липа и животными. Липовые орешки – любимое лакомство мышей и птиц. Созревают они в октябре и держатся на дереве долго-долго, а потом кормят всю зиму птиц. А животные охотно поедают кору, почки и листья липы.

- Ребята, скажите пожалуйста, а что ещё кроме коры, древесины используют у липы, и для чего? (липовый чай из цветов липы, липовый мёд – при простуде, как потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, бактерицидное средство).

Давайте из самовара мы попробуем липовый чай с липовым медом. Нас угощает Берендей!

Станция4 «Дерево - символ России»

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

                     (Береза)

В мире насчитывается более 120 видов берёз с корой жёлтого, бурого, черного и белого цветов. И все они не такие красавицы, как наша. Поэтому символом России является это трепетное, скромное по своей красоте, белокорое дерево. Вы повсеместно встречаете берёзу повислую или бородавчатую.

 У этого дерева нет повисающих ветвей. Стебли молодых побегов без бородавочек, бархатисто опушённые. Листья часто снизу опушённые, в основании округло-усечённые или сердцевидные.

У нас, русских, берёза сравнивалась с прекрасной девушкой, и по весне это дерево убирали лентами и бусами. Женщины водили около неё хороводы, «сестрились», «кумились». Ветка берёзы, посланная со свахой в дом жениха в качестве ответа, означала согласие девушки. У других народов: манси, бурят, марийцев – берёза считалась священным деревом, то есть по-особому расположенным к человеку. А потому к берёзке обращались с просьбами, молились ей, приносили жертвы.

На праздник «Троицу» в деревнях дома украшали берёзовыми ветками. В настоящее время доказано, что  листья выделяют эфирные масла, которые освежают воздух и обладают бактерицидной активностью. Многие вредоносные для человека бактерии погибают через три часа. Недаром люди ходят в баню с берёзовым веником. В медицине берёза используется давно: причём чага, почки, дёготь, листья, берёзовый сок – всё идёт в дело.

В народном календаре есть месяц названный в честь белоствольной красавицы «берёзовый» или «берёзозол» это месяц март, именно в это время у берёз начинается сокодвижение. Подсочка берёзы всегда ведёт к ослаблению дерева или даже к его гибели. Как говорится: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь».

- А вам, ребята, чем понравилась береза?

Игра «Путь домой».

Завяжите детям глаза и выстройте их в линию напоминающую гусеницу: каждый ребёнок кладёт руки на плечи предыдущего. Скажите им, что отведёте их недалеко, метров 200. На одной небольшой остановке, где рядом растёт много деревьев, попросите ребят как следует изучить эти древесные растения при помощи рук. Затем  пройдите ещё немного (метров 100) вперёд развяжите детям глаза и попросите их найти то место, на котором они побывали.

Станция 5. «Сиреневая»

Если под окном растёт,

Куст красивый, ароматный,

То наполнит весь твой дом,

Душистым запахом приятным!

                                             (Сирень)

Сирень  (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени обыкновенной очень эффектно смотрится.

Знает Берендей и легенду об этом дереве.

Если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.

Научное название сирени происходит от греческого «syrinx», что означает «трубка», «дудочка». Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга.

- Что привлекает вас в сирени?

Станция 6. «Рябиновая»

Рябина – одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, как не заглядеться на рябину, когда она стоит в белом весеннем уборе или осенью, когда горят гроздья ярко-красной рябины!

Рябина кудрявая, листочки узорные,

Твои ягоды красные все горят светофорами

Царица осенняя, рябина — красавица,

Песни петь о тебе всем нам нравится.

Ты скажешь – «береза», ты скажешь «рябина»,

И сразу увидишь ты край свой родимый.

Увидишь, как машут тебе в небе синем,

Берёзы России,  рябины России.

- Для чего необходимы зимой плоды рябины?

(Плоды рябины привлекают птиц, украшают территорию, являются объектом для наблюдения детей)

1 конкурс – «Знаете ли вы лес». Викторина.

– Летом одевается, а к зиме раздевается. (лиственный лес)

- Какую траву могут узнать на ощупь даже слепые? (крапива)

– Каким насекомым хлопают в ладоши? (комарам)

- Какой гриб носит название лесного зверя? (лисичка)

– Какие грибы разного цвета? (сыроежки)

- Сколько ног у паука? (8)

– Какой снег быстрее тает: грязный или чистый? (грязный)

- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

2 конкурс – капитанов «Лесные жалобы».

(предлагается угадать, от кого поступила жалоба)

«Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что я беду приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?» (сова)

«А меня все боятся, поэтому, столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?» (Летучая мышь)

«Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому недорог лес. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего. Все равно сломают?» (черемуха, ива, лесная сирень)

«Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь» (дятел)

Станция 7. «Кленовая»

Клен легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев.

Клен встречает самым первым.

Осени приход.

Кружит в воздухе веселый.

Листьев хоровод,

Землю быстро укрывает.

Золотым ковром —

Пусть родная засыпает.

Долгим зимним сном.

По преданиям, злая мать однажды «закляла» непослушного сына и превратила его в кленовое дерево. Клён вырос красивым и раскидистым. Однажды бродячие музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, расположились под ним на привал. Дерево так понравилось музыкантам, что они делали из его ветки  скрипку, которая голосом заколдованного сына долгие годы рассказывала миру о вине его матери.

Весной клен пробуждается одним из первых. Как только начинает таять снег, корни клена впитывают влагу из земли и гонят ее по стволу к веткам. Если в это время сделать на дереве надрез, из него потечет сок. Кленовый сок сладкий, содержит 2–3 процента сахара. В конце апреля клен начинает цвести. Цветочки у него малозаметные: мелкие, желтовато-зеленые, но у них сильный привлекательный запах. К тому же в это время не так много цветущих растений, поэтому пчелы и другие насекомые устремляются к клену, собирают сладкий нектар и опыляют растение. Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям. Клен – дерево быстрорастущее. Молодые побеги, которые получают достаточно влаги, тепла и света, за год подрастают примерно на метр. Древесина у клена белая, с красно-бурым или желтоватым оттенком. Она прекрасно строгается и сохраняет форму. Древесину клена можно легко гнуть, поэтому с давних времен ее использовали для изготовления музыкальных инструментов. Еще в IX веке славяне делали из клена гусли.

В Средние века клен стал широко применяться в изготовлении струнных, смычковых и других музыкальных инструментов. Сейчас из клена изготавливают звонкие скрипки, гитары. А еще из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие.

Станция 8. «Черемуховая легенда»

        А сейчас я расскажу легенду от Берендея

Давно это было. Полюбил молодой парень черноглазую девушку-смуглянку с волосами цвета льна. Да и ей он приглянулся. Любовь их с каждым днем разгоралась все ярче. И все бы было хорошо, но увидел красавицу живший неподалеку в лесу черный колдун и потерял голову от любви. Сколько сил, сколько времени затратил колдун, чтобы завоевать любовь белокурой девчонки, но все напрасно – только любимого видят глаза ее, только ему улыбаются губы ее! Да и неудивительно – ведь завтра свадьба у них!

Собрал колдун все черные силы свои и пришел на свадьбу. Увидел молодых – красивых, цветущих – и всю свою ненависть к жениху выкрикнул он в злом заклятье. И тут же на глазах изумленных гостей рядом с невестой в белоснежном пышном платье вместо жениха появился красивый пушистый шмель. Увидев такое, взмолилась невеста:

– Матушка Природа, помоги нам, любви нашей! Верни моего любимого!

Зашумели леса, побежали тучи по небу, молния блеснула, гром прогремел, но все осталось по-прежнему.

– Не могу я справиться с черным заклятьем, сил не хватает моих! – прошелестела Природа листьями берез.

– Так сделай же хоть что-нибудь! Помоги нам, Матушка Природа! – в отчаянии закричала девушка, прижимая к себе шмеля. – Я на все согласна!

– Ну, если так…

И на том месте, где стояла невеста, увидели люди роскошный куст, весь усыпанный белыми пушистыми цветами. И такой аромат пошел от этого куста, что шмель сразу полетел к нему и стал целовать душистые цветы.

А люди, видевшие все это, назвали этот куст черемухой – от слова «черма», что означает «смуглая» – в память о черноглазой, белокурой смуглянке в белоснежном пышном платье.

Так с тех пор каждую весну, как только распускаются душистые цветы на черемухе, летят к ним шмели и с такой любовью целуют их!

А колдун-то превратился в старый, корявый, никому не нужный пень!

Рефлексия:

-Скажите, ребята, у кого были в гостях? (Берендей)

-Каким было наше путешествие к Берендею? (увлекательным, интересным, трудным, познавательным, веселым, волшебным, поучительным)

-Для себя вы что – то новое узнали? (Ответы детей)

-Понравилось ли вам путешествие?  (Ответы детей)

-Что же мы  делали? (Ответы детей)

Итог:

-Молодцы, мне понравилось наша экскурсия и то,  как вы  сегодня отвечали на вопросы.

- Ребята, а как вы думаете, почему мы сумели ответить на все вопросы? (потому что мы смелые, дружные, умные, любознательные, трудолюбивые).  

Предполагаемые результаты

1. Экскурсионно - познавательная тропа – действенное средство образования и воспитания детей.

2. Данный маршрут способствует непосредственному общению с  объектами природы и укреплению здоровья не только физического, но духовно-нравственного.

3. Экскурсионно - познавательная тропа тропа предполагает выполнение заданий детьми.

- Собрать опавшие листья с разных деревьев

- Нарисовать понравившийся уголок лиственного леса

- Определить с какого дерева лист (дуб, липа, клен, береза, сирень, рябина)

Литература.

1.  Большая книга леса: Сборник / Сост. А.Н. Стрижёв. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999. – 731 с.: ил.

2.  Всё о цветах лесов, полей и рек. Атлас – определитель. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2008. – 224 с., ил.

3.   Гавеман О лесе. Пособие для учащихся. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР. – М., 1963. – 113 с., ил.

4.   Головкин Б.Н.  О чём говорят названия растений. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Колос, 1992. – 192 с., 174 с., ил.

5.   Губанов И.А., Кисилёва К.В., Новиков В.С. Дикорастущие полезные растения. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.- 160с.

6.   Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999, 265., 44 ил.

7.   Кортиков В.Н., Кортиков А.В. Справочник лекарственных растений. – Ростов н/Д: «Издательский Дом «Проф-Пресс», 2002. – 800 с., ил. (Домоводство).

8.   Моя первая книга. Лаврова С.А. Занимательная ботаника для малышей. – М.: Изд-во «Белый город», 2008.- 143 с., ил.

9.   Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. I./ Под ред. В.В. Королёва и Э.А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2004. – 199 с.

10.  Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II./ Под ред. М.Н. Сионовой  и Э.А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2005. – 218 с.

11.   Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. – М.: Белый город, 2007. – 592с., ил.

12.  Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009.-222 с., ил. – (Зелёный дом).

13. Популярная энциклопедия растений / Ю.И. Смирнов.- СПб., 1997. – 353 с.

14.  Смирнов А.В. Мир растений. / Худож. А. Колли. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 319 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тропинка в поэзию

Путь создания клуба поэзии (из опыта работы)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

сценарий экологической игры " Путешествие по экологической тропе"

Сценарий экологической игры по станциям " Путешетвие по экологической тропе"...

РЕФЕРАТ на тему: «Экологическая тропа»

В настоящее время в воспитании и обучении дошкольников используется большое количество разнообразных программ и технологий. Все они направлены на создание условий для счастливого, радостного проживани...

Социально - педагогический проект "Цветочная тропинка"

Социально - педагогический проект "Цветочная тропинка" направлен на озеленение вольерного хозяйства Национального парка "Хвалынский" силами воспитанников объединений "Цветоводство", "Юный натуралист" ...

Методическая разработка практического занятия по теме "Определение размерно-качественных характеристик фанеры по ГОСТ 3916.1-2018 и фанерных плит по ГОСТ 8673-93"

Методическая разработка включает в себя:-введение, в котором отражена актуальность выбранной темы занятия;-краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения, где дано методичес...

Разделение счета гостя на фолио, внесение корректировки в счет гостя

Практическая работа выполняется в АСУ "Эдельвейс""Разделение счета гостя на фолио,внесение корректировки в счет гостя"...