Тропинка в поэзию
статья по теме

Путь создания клуба поэзии (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropinka_v_poeziyu.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        ТРОПИНКА В ПОЭЗИЮ»

                             (Проект создания клуба «Золотая лира»)

                                                                                                                       

                                                                                                Пыхтина С.Н.

                                        КГБОУ СПО «Тальменский сельскохозяйственный техникум»

       Очень часто можно услышать: «прошло заседание литераторов», «Состоялся круглый стол юных поэтов» или «Намечается литературная конференция по вопросам…» Но кому на самом деле интересны данные вопросы?  На сегодняшний день существует много мыслей по поводу того,  зачем нужна поэзия? Есть ли сейчас читатель, который смог бы ее оценить? К сожалению, факты говорят об отрицательной тенденции интереса современных читателей к поэзии. И одним из признаков деградации  считают исчезновение поэзии, исчезновение поэтов. И, как следствие, гибель искусного, превосходно отточенного языка.  

      Русские поэты начала XIX столетия – от Жуковского и Батюшкова до Пушкина и Лермонтова – создали новый поэтический язык, на котором можно было выразить самые сложные переживания, самые глубокие мысли о мироздании

      Но так в литературе часто случается: едва достигнув художественной вершины, русская поэзия резко пошла на спад. Случилось это вскоре после смерти Пушкина.

И ничего удивительного тут нет.

Такой же процесс происходит и в наше время.

Почему в  наше время проза вытесняет поэзию на обочину литературного процесса? Литература в России всегда формировала национальное самосознание, считается, что "Поэт в России больше, чем поэт" Зачем нужна поэзия? В чем глубокий смысл поэзии? Проведем исследование.

         «Что  такое поэзия?»-  задают вопрос многие. Поэзия - это язык души. А поэт - это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается.   Мы можем утверждать, все что захотим. Можем определить, хоть и законодательно, что поэзия не нужна или, наоборот, необходима. Можем спорить до хрипоты по этому поводу. Можем запретить поэтов или придумать им знаки отличия. Поэзия существует независимо от нашего желания и любви к ней. Она была, есть и будет всегда там, где есть человеческие чувства, причем самые светлые и прекрасные. Истоки поэзии заключены в самом поэте, в каждом читателе  поэзии. Там, где говорит душа.

Что мы подразумеваем под поэзией?                                                                                    Это лучше всего выражено в сказке:

«Жил-был город. И жил в этом городе один чудак. Он подолгу смотрел, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями, мог даже записать, о чём шелестят между собой деревья. Чудак  часто приходил любоваться красотой этого сада. Стоило ему появиться, как к нему опускали ветки деревья, к нему тянулись головки цветов, для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом рассказать. И благодарный сад становился ещё прекраснее, открывая человеку свои тайны. Стихи рождались у чудака, когда он бродил по городу и саду, когда вспоминал виденное и слышанное. Его стихи слушали деревья в саду, звери и птицы. А люди не хотели слушать и понимать. Но ведь человеку трудно, когда его не слышат и не понимают. И чудак ушёл из города. Он ушёл искать людей, близких ему по духу. А сад ждал своего друга. Повяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. Жители города не могли понять, отчего это происходит. И вот кто – то вспомнил про чудака. Его нашли и сказали: «Наш сад погибает. Верни его нам». Чудак пришёл в умирающий сад, и…случилось чудо. Сад ожил, и люди увидели, как он прекрасен. Они поняли и того, кто вернул им красоту и радость. И никогда больше они не станут называть его чудаком, а

 Его назовут ПОЭТОМ».  

         ПОЭЗИЯ- это РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПАМЯТИ.                                                                                             Ничего удивительного в том, что у детей, которым в раннем возрасте читали стихи Пушкина, в норме не только речь и память, но и умственное развитие. Музыкальная ритмика стиха исключает дефекты речи (даже не столь исправляя их, сколь профилактически), а содержательная суть стиха формирует центры привязки памяти (так называемую матрицу), поскольку используется предрасположенность детей к образному воображению.
       Яркие, ёмкие поэтические образы служат наилучшими элементами привязки и осмысления поступающей извне зрительной, речевой, а затем и текстовой информации. Такие дети быстро обучаются, хорошо развиваются и достигают целей наиболее оптимальными путями. У них в норме все основные составляющие интеллекта: внимание, память, кругозор и воображение. Речь - чёткая и ясная, с богатым словарным запасом.
      Исследования показали, что усилия, направленные
на эффективное улучшение интеллекта, наиболее целесообразно сосредоточить на школьниках и студентах в возрасте от 14 до 20 лет.

           
ПОЭЗИЯ - это СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.
    Известные поэты - талантливые и неординарные личности. Отличаются ранним духовным взрослением и целеустремлённостью. Становление личности происходит быстрее при глубоком знакомстве с поэзией; появляются духовные запросы, что и отличает человека как такового от остального животного мира.
          В свою очередь, отдача от общения с поэзией очень велика. Увлечённый и занятый человек имеет правильные жизненные приоритеты, более устойчив морально, здоровее физически.

ПОЭЗИЯ- это   СТРОИТЕЛЬСТВО ДУШИ.
Строительство души, создание духовных (истинных) ценностей - процесс творческий, что и роднит его с поэзией.
                                                                                                                             С чего начинается поэзия?
                    Одним из самых главных аспектов того, зачем нужна поэзия есть то, что она развивает в человеке ощущение прекрасного, приобщает его к искусству, приближает к природе.

Именно в общение с природой начинается поэзия.  Американский мыслитель Г.- Торо считал, что нравственно несовершенные люди не могут войти в царство природы. Стоит человеку утратить духовность, как природа отдаляется от него.

В теории другого философа-идеалиста, Р. Эмерсона говорится, что по мере того, как человек  погружается в  переживания ландшафта, происходит восстановление оптимизма, а через это обновляется, и восприятие окружающего мира.

         Американский писатель- натуралист Генри Бестону писал: «Проживая на  дюнах», я находился в самой гуще природной жизни, и благодаря этому оказался вовлеченным в круговорот великой жизненной силы, чувствуя, как получаю от нее немалую энергию» Именно такое ощущение окружающего мира рождает поэтические шедевры, выступает объектом общения.         

           Например, в Японии умение чувствовать и строить гармонию своих взаимоотношений с природой породило своеобразные акты целенаправленного эстетического общения с природой — так называемые “любования. Так, в пору цветения сакуры (японской вишни) массы людей в выходные дни уходят в горы, чтобы полюбоваться неповторимым зрелищем буйного, но очень недолгого ее цветения. В эту пору, будучи приурочены к ней, проводятся многочисленные фестивали, концерты, представления — в парках, храмах, под цветущими деревьями, на телевидении.     Также существует также обряд любования луной, когда в дни (вернее, ночи) полнолуния, например, люди собираются вместе, чтобы насладиться красотой лунного сияния; по этому случаю читаются стихи и исполняются музыкальные произведения. Такие формы эстетического поведения, предполагающие умение сосредоточиваться и созерцать, рассматривались в Японии как необходимая предпосылка художественного восприятия, как средство формирования общей эстетической культуры.   Поэзия всегда была в Японии одним из излюбленных видов народного искусства, и всякий образованный человек умел составить стихотворное обращение, послание, в достаточной мере владея искусством стихосложения.

           Русская поэзия  вобрала в себя все лучшее, что создано человеческой цивилизацией, и более того, она имеет свое направление.

       ПОЭЗИЯ -  играет большую роль в самоорганизации личности.  В трудных или экстремальных условиях деятельности возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы. Человеку просто необходимо «собраться»,   перестроиться.

Поэзия- учебник по психологии.  Начиная с А. С. Пушкина, описывает психологическое состояние человека. Вот у Пушкина, например, были периоды очень тяжелой депрессии. Он, словно дипломированный психиатр, описал их в «Евгении Онегине»: 
                 «Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,                                                                                            Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел…»

Помните, у Лермонтова: «А жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, такая пустая и глупая шутка». Творческие люди вообще склонны к переменам настроения

Поэт Валерий Брюсов не был ученым по психологии, но мог точно описать в своих стихотворениях состояние человека ночью  в стихотворении «Бессонница».                        Поэзия не только отражает трудные психические состояния, а она имеет способность выводить из трудного состояния. Одна из ипостасей поэтического произведения – скрытое внушение, которое состоит в способности передавать то или иное состояние, захватывать творца и читателя эмоциями и раздумьями, вызывать в душе мощный отклик. Поэтическое творчество в связи с этим обладает мощным лечебным потенциалом.

И. Губерман, о влиянии творчества описал в психологической литературе:

 «Стихотворение было написано мною после некоторых неприятных для меня событий, после которых я впал в глубокое уныние. Несколько дней я пребывал в депрессивном состоянии. Однако, вечером третьего дня, бродя отрешённо по своей квартире, на пике душевного дискомфорта, мой взгляд неожиданно упал на ручку и блокнот, лежащие на столе. Стихотворение было написано практически мгновенно за три- четыре минуты, безо всяких усилий и стараний. Несколько раз прочитав его, я почувствовал облегчение: настроение моё улучшилось, душевный дискомфорт уменьшился, чему я был не мало удивлён. И только спустя годы. И в этом проявилась основная задача бессознательного, как психического феномена – спаси, сохрани! Это подтверждает тезис Зигмунда Фрейда, что поэзия – это спонтанное психолечение».

      Общение с поэзией – это всегда в разной степени транс, а это всегда и приятно и полезно! А если сюда присоединить ещё и тот факт, что поэзия – это источник общения, и прежде всего с самим собой, а значит и хорошее средство от одиночества и скуки, то можно понять, почему люди пишут стихи, читают любимые строки: это приятно, это терапевтично, это делает нашу жизнь полнее, комфортнее, счастливее, а иногда и кормит!

Следует сказать, что ученые  Крепелин, Корсаков, Бехтерев и Кречмер писали стихи.

А вот как звучит лечебный автокатарзис в стихотворении  Ф. И. Тютчева. С лирикой Тютчева  перекликаются полотна художника – мариниста  И. Айвазовского и классическая музыка Ф. Шопена

            Сон на море

И море, и буря качали наш челн;

 Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

 Две беспредельности были во мне,

 И мной своевольно играли оне.

 Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы́,

 Окликалися ветры и пели валы.

 Я в хаосе звуков лежал оглушен,

 Но над хаосом звуков носился мой сон.

 Болезненно-яркий, волшебно-немой,

 Он веял легко над гремящею тьмой.

 В лучах огневицы развил он свой мир –

 Земля зеленела, светился эфир,

 Сады-лавиринфы, чертоги, столпы,

 И сонмы кипели безмолвной толпы.

 Я много узнал мне неведомых лиц,

 Зрел тварей волшебных, таинственных птиц,

 По высям творенья, как бог, я шагал,

 И мир подо мною недвижный сиял.

 Но все грезы насквозь, как волшебника вой,

 Мне слышался грохот пучины морской,

 И в тихую область видений и снов

 Врывалася пена ревущих валов.

<1830>

Для Тютчева море – это « гармония, иллюзорный собеседник. Около моря поэт размышляет, на море он медитирует, с морем «разговаривает». В тему «Моря»  поэт вкладывает философскую проблему бытия.                                                                                                                                         Вывод: поэзия играет важную роль в самоорганизации. Помогает сбалансировать психические процессы. Не зря многие заучивают понравившиеся стихотворения , делятся этими духовными сокровищами с другими. Поэзия является вершинным достижением человеческого чувства и интеллекта, их спасительным Ангелом. Чтение шедевров - очищает, облагораживает душу, обогащает жизнь.

У каждого человека есть потребность жить полной жизнью, т. е. жить так, чтобы было чувство, что ты живешь, что твоя жизнь наполнена каким-то смыслом, какой-то идеей, насыщена эмоциями.

Поэт С. Надсон(1862-1887), будучи смертельно больным, писал:

   Жить полной жизнью, жить!

  1. Пусть завтра оборвется
  2. Последняя струна в груди
  3. Моей больной!..
  4. К чему мне ваша жизнь без цели и стремленья?
  5. Мне душно будет жить, мне стыдно будет жить.

Полнота жизни, потребность в которой в той или иной степени  проявляется у разных людей в различной форме.

       В Тальменке немало людей, которые занимаются творчеством: пишут картины, прозу, стихи.

Спрашивается, зачем? Кому нужно это? Видимо, нужно.

 Поэты:

  1. Петр Горлатов,Борис Козлов, Александр Конюхов, А.П.Пушкарев, В.Казаков,
  2. А.Гаврилюк, С.Титкова
  3. Е. Золотарева (Кира Шавырина)
  4. Н.Семибратов
  5. Вера Рузайкина
  6. Владимир Юзюк
  7. П. Чекалкин

      Остановимся на творчестве преподавателя Тальменского сельскохозяйственного техникума П.С. Чекалина. Вся жизнь преподавателя связана с историей техникума. Педагоги, студенты воспринимают его не только как преподавателя.

Он – личность. Он - художник. Его картины украшают не только этаж техникума,                                       но       и      районный музей. Активный участник районных и краевых выставок    художников – любителей.

Он – поэт, его стихи постоянно печатаются в районных газетах, выпущены сборники.

Он не только художник-любитель, но и поэт, исполнитель  своих песен и романсов.

И вот уже много лет Павел Семенович радует своим творчеством. Он личность, воспитывающаяся своим примером.

    «Каждое поколение – это своя отдельная эпоха. Это и особенности быть, стремлений, идеалов. Мы отражение той жизни, что существует, жизни, которую для нас создали взрослые. Мы являем то, что нас окружает. И если у взрослых слово расходится с делом, как мы будем верить их словам. И очень важно, чтобы для нас был пример. Этим примером является Павел Семенович Чекалкин

С чего начинается личность?   С творчества.

 

     Жить можно по – разному. Можно жить как бы внутри тех условий и обязательств, которые складываются в каждый момент жизни. А можно подняться над этими условиями и обязательствами и оглянуться вокруг себя, попытаться понять, почему так складываются условия и обязательства не только у тебя, но и у других, у твоего народа, у всего человечества, и оттого, как ты живешь, что ты делаешь, как ты относишься к тем условиям и обязательствам, в которых ты живешь, зависит жизнь твоего народа, судьба всего человечества. От каждого из нас, от нашего поведения, от нашей деятельност зависит многое в жизни. «Юность – лучшая пора жизни, когда происходит становление личности. Человек должен испытывать счастье. А счастье испытываешь от своего труда, от соей деятельности; радость от того, что человек  способен делать добро другим. С чего  начинать, задали себе вопрос?

         И  решили  создать клуб «Золотая лира». Создание клуба - это творческий проект группы студентов нашего техникума.

       В любом коллективе есть творческие люди. И в нашем, Тальменском, техникуме есть немало  творческих студентов.

         Клуб- это добровольное объединение студентов, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, с целью организации содержательного досуга.

         Клубная деятельность осуществляется на основе планирования, организации, руководства, контроля и координации.

       В нашем клубе нормативная база строится на основе Положения и Устава, Морального Кодекса членов клуба.  Клубная деятельность построена на ряде принципов:

- принцип добровольности; принцип демократического самоуправления в клубе;

- принцип наличия в клубе союза единомышленников, спаянных и вдохновляемых сознанием важности выполняемого дела;

- принцип высоты помыслов, дел, отношений, мир ожидания студентов высок, в этом заложен резерв удач;

- принцип личной реализации общих ценностей через дело, общество, результат;

-принцип опоры на положительные эмоции студента; такая опора окрыляет.

  Членами клуба могут быть все интересующиеся поэзией и прозой.

        Члены клуба должны также овладеть сложным искусством человеческого общения.

Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние,а его отсутствие понимается как обеднение внутреннего мира человека.

 "Мы должны думать о душе и духовной жизни нашей.  Мы должны общаться - общение очищает". Булат Окуджава

          В деятельности клуба используются разнообразные формы работы, позволяющие оптимально сочетать познавательный интерес, творчество и соревновательность. Формы работы клуба самые разнообразные: поэтические чтения, встречи, литературные гостиные, литературно-музыкальные вечера, конкурсы, конференции, «круглый стол», мастер-классы.  Организаторы стремятся привлечь гостей и необычным названием вечера: "Поэт в России больше, чем поэт", Слово...", « Десять веков русской поэзии», "Молчите, когда читают стихи!» Клуб поддерживает творческие связи с районной библиотекой, которая организует встречи с поэтами и писателями Алтайского края, проводит конференции, конкурсы чтецов. Клубная деятельность создала свои, специфические методы сотрудничества и сотворчества. Наиболее распространенными формой работы клуба - тематические литературные вечера на базе какой- либо студенческой группы,  также создаются временные творческие коллективы, в состав которых входят педагоги, школьники и студенты.  Наиболее ярко совместная деятельность преподавателей и студентов проявляется во временных творческих коллективах, которые создаются на период проведения районных, краевых  мероприятий.

В перспективе решено создать сайт клуба, который будет призван поддерживать сообщество.

                 Целью своей деятельности клуб видит "проведение молодёжной политики", направленной на повышение гражданско-правовой культуры молодежи".  Граждане должны использовать свои права и выполнять свои обязанности как члены самоуправляющих сообществ, они должны приобрести как интеллектуальные умения, так и навыки участия в общественной жизни. Среди этих умений важными являются навыки участия в дискуссиях, умение входить в контакт с людьми и умение убеждать своих оппонентов. Такими же важными являются навыки участия. Демократия основана на коллективном принятии решений.  Данная тенденция создания клуба  является, безусловно, позитивной.

     Вовлечение студентов (граждан) в общественную деятельность и, в конце концов, в создание общественных объединений и участие в их работе должны стать одними из главных приоритетов гражданского общества России.

            Красноречив был Андрей Битов: "Без прохождения новой эпохи Просвещения мы сейчас ближе всего не к двадцать первому веку, а к восемнадцатому...", мы хотели бы закрепить процесс духовного созревания юношей и девушек, заложив в них основы для их дальнейшего самосовершенствования и самовоспитания, пробудив в них их творческие потенции. Мы помним слова Томаса Манна, назвавшего русскую литературу XIX века святой. Помним и значимую реплику Иосифа Бродского, о том, что занимаясь русской литературой, неизбежно приближаешься к святости.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

сценарий экологической игры " Путешествие по экологической тропе"

Сценарий экологической игры по станциям " Путешетвие по экологической тропе"...

РЕФЕРАТ на тему: «Экологическая тропа»

В настоящее время в воспитании и обучении дошкольников используется большое количество разнообразных программ и технологий. Все они направлены на создание условий для счастливого, радостного проживани...

Социально - педагогический проект "Цветочная тропинка"

Социально - педагогический проект "Цветочная тропинка" направлен на озеленение вольерного хозяйства Национального парка "Хвалынский" силами воспитанников объединений "Цветоводство", "Юный натуралист" ...

Тренинг на командообразование «Тропой джунглей».

Специально разработанные структура и содержание тренинга дает возможность активизировать процессы, наиболее важные на текущем этапе становления команды. Такой подход позволяет создать оптимальные усло...

Напочвенный покров на Лисинской экологической тропе (Ленинградская область, п. Лисино-Корпус)

Ботаническое описание и хозяйственная ценность споровых и травянистых растений напочвенного покрова на Лисинской экологической тропе п. Лисино-Корпус, Ленинградской области....

Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...