Социально - педагогический проект "Цветочная тропинка"
проект на тему
Социально - педагогический проект "Цветочная тропинка" направлен на озеленение вольерного хозяйства Национального парка "Хвалынский" силами воспитанников объединений "Цветоводство", "Юный натуралист" и творческой мастерской "Флора" МОУ ДО "ДДТ "Хвалынский". Авторы и руководители проекта - педагоги дополнительного образования Ульяненко Ж.А. и Парфенова Н.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsilno-pedagogicheskiy_proekt_tsvetochnaya_tropinka.docx | 485.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества «Хвалынский»
города Хвалынска Саратовской области
Социально – педагогический проект
«Цветочная тропинка»
Авторы проекта:
Парфенова Н.Н. и Ульяненко Ж.А.,
педагоги дополнительного
образования МОУ ДО
«ДДТ «Хвалынский» г. Хвалынска
2017
Содержание
Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте 3
Анализ заинтересованных сторон проекта 3
Цель проекта 4
Задачи 4
Ожидаемые результаты 5
Участники, партнеры проекта 5
Этапы реализации проекта 6
Заключение 7
Приложение 8
Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте
Со дня открытия вольерного хозяйства НП «Хвалынский» в 2003 году проблема благоустройства его территории является актуальной. Вольерное хозяйство расположено на окраине города с населением достаточно неблагополучным по своему составу, где экологическая и социальная ситуации не самые благоприятные. Вольерное хозяйство является центром посещения не только учащихся, но и центром досуговой деятельности жителей и гостей города и используется для отдыха и прогулок. К сожалению, со стороны жителей и посетителей наблюдается отсутствие бережного отношения к цветникам, клумбам, архитектурным конструкциям. Дети, да и взрослые посетители, могут сломать ветку дерева или кустарника, сорвать растение и «покормить животное», поэтому воспитание экологической культуры не только у участников проекта, но и жителей и гостей города является актуальным.
В связи с тем, что наблюдается недостаточный уровень природоохранной активности как у школьников, так и у взрослых, облагораживание территории через декоративное озеленение не только значительно улучшит внешний вид вольерного хозяйства, но и будет способствовать созданию хорошего настроения, станет эффективным средством формирования экологической культуры.
Для того чтобы формирование экологической культуры обучающихся стало важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса и экспериментальной и исследовательской деятельности детей, необходимо создание особого пространства, позволяющего эффективно использовать социально-значимую деятельность детей при организации работ по декоративному озеленению.
Работа по проекту «Цветочная тропинка» будет способствовать развитию у обучающихся опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социально-значимой деятельности на территории вольерного хозяйства НП «Хвалынский».
Сегодня система дополнительного образования ориентирована на то, чтобы воспитанники получали не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему дети научатся в ходе реализации проекта, в том числе знания по ландшафтному дизайну, пригодятся им в жизни. Реализация проекта будет обеспечивать развитие у школьников личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности поможет обучающимся овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды, способствовать развитию познавательной творческой активности.
Успешной реализации проекта будут способствовать разнообразные формы работы с обучающимися по распространения экологических знаний, обучению экологически грамотному поведению, а также формирование познавательного интереса и воспитание бережного отношения к окружающей природе и среде.
Одним из направлений в реализации проекта является объединение усилий педагогов и сотрудников НП «Хвалынский», обучающихся, родителей, направленное на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение вольерного хозяйства.
В создании при реализации проекта вольерного хозяйства особая роль отводится взаимодействию Дома детского творчества с родителями обучающихся, партнёрами по реализации проекта – НП «Хвалынский».
Анализ заинтересованных сторон проекта
В реализации данного проекта заинтересованы, в первую очередь, педагогический коллектив МОУ ДО ДДТ «Хвалынский», сотрудники НП «Хвалынский», обучающиеся и их родители.
У коллектива НП «Хвалынский» заинтересованность в преобразовании и благоустройстве территории вольерного хозяйства, а у педагогов - носит прикладной характер. Для педагогов этот участок особо значим, как средство обеспечения практической направленности изучения материала, участия детей и подростков в озеленении окружающего пространства. Являясь объектом окружающей среды, вольерное хозяйство имеет огромный воспитательный потенциал, так как у школьников формируется экологически правильное поведение.
Заинтересованность обучающихся, участников проекта, в реализации проекта будет проявляться в использовании своих творческих способностей в процессе дизайнерского преобразования озеленяемого участка. Становясь участниками проекта, школьники попробуют себя в различных социальных ролях, что будет содействовать их дальнейшей успешной социализации в обществе.
По мнению родителей, в ДДТ каждый обучающийся может реализовать свои способности, познавательные запросы и интересы, приобретая опыт жизненного успеха.
Особую заинтересованность в проекте проявляет национальный парк «Хвалынский». В рамках соглашения о сотрудничестве, заключённого между МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский» и НП «Хвалынский», проводятся совместные мероприятия.
Сотрудники НП «Хвалынский» заинтересованы в реализации проекта, так как он представляет собой новый подход к дизайну территории вольерного хозяйства, благодаря которому расширится видовое разнообразие растений на участке, что положительно скажется на имидже вольерного хозяйства.
В рамках проекта планируется организовать совместную деятельность учащихся, педагогов ДДТ и сотрудников НП «Хвалынский» по озеленению данной территории, что позволит вывести работу в этом направлении на более качественный уровень.
Цель проекта
Формирование экологической культуры обучающихся через активизацию социально - значимой деятельности по озеленению вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский».
Задачи
- Изучить имеющийся опыт по озеленению территории и на основе изученного разработать свой проект озеленения вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский».
- Организовать работу по декоративному озеленению вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский».
- Раскрыть потенциал взаимодействия МОУ ДО «Дом детского творчества «Хвалынский» и ФГБУ национальный парк «Хвалынский».
- Организовать совместную деятельность по пропаганде экологических знаний.
- Способствовать развитию у обучающихся опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социально-значимой деятельности в вольерном хозяйстве национального парка «Хвалынский».
- Обеспечить сотрудничество (социальное партнёрство) обучающихся и педагогов ДДТ «Хвалынский» с родителями, общественностью, направленное на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский».
- Создать условия для развития творческих способностей обучающихся, их самоопределения и самореализации.
- Провести информационно – просветительскую работу по пропаганде социально - значимой деятельности.
- Содействие улучшению экологической обстановки в городе через благоустройство и озеленение территории вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский».
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты можно рассматривать и как социальный эффект: повышение экологической культуры обучающихся и создание эстетически привлекательного облика вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский».
Краткосрочные результаты:
- выращивание цветочной рассады, подготовка территории к высадке рассады в открытый грунт и посадка, наблюдение за высаженными цветами и работы, направленные на содержание клумб и вазонов в эстетически хорошем состоянии;
- систематизация знаний у обучающихся по основам цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений;
- озеленение и благоустройство вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский».
К долгосрочным результатам относим:
- появление у участников проекта навыков практической природоохранной работы;
- качественное улучшение экологического состояния и эстетического облика вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский»;
- формирование личностных качеств у обучающихся: целеустремлённости, трудолюбия и др.
Социальный эффект проекта в долгосрочной перспективе выразится в том, что повысится общая и экологическая культура обучающихся и их родителей, а также жителей и гостей города Хвалынска.
Количественные показатели:
- увеличится количество сотрудников ДДТ «Хвалынский», обучающихся и их родителей, вовлечённых в практическую деятельность по решению проблем благоустройства территории вольерного хозяйства НП «Хвалынский»;
- увеличится количество обучающихся, педагогов дополнительного образования, родителей, принявших участие в организации и проведении в проведении экологических мероприятий;
- расширится видовое разнообразие растений в вольерном хозяйстве национального парка «Хвалынский».
Качественными показателями проекта должны стать:
- территория вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский» становится более благоустроенной;
- реализован новый подход к дизайну вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский», его эстетическому оформлению;
- происходит повышение природоохранной активности у школьников.
Только при условии воплощения в жизнь данного проекта возможно их окончательное решение.
Участники и партнеры проекта
- Парфенова Нина Николаевна, педагог дополнительного образования МОУ ДО «Дом детского творчества «Хвалынский».
- Ульяненко Жанна Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ДО «Дом детского творчества «Хвалынский».
- Администрация и сотрудники ФГБУ НП «Хвалынский» в лице директора Савинова Виктора Александровича.
- Обучающиеся объединений «Цветоводство», «Юный натуралист», «Природа и фантазия» и творческой мастерской «Флора».
- Родители (законные представители) обучающихся.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный: март - апрель 2017 г.
На данном этапе реализации проекта планируется организовать ряд мероприятий.
Провести анкетирование и анализ результатов социологического опроса обучающихся объединений «Цветоводство», «Юный натуралист», «Природа и фантазия» и творческой мастерской «Флора».
Организовать совместную работу участников проекта – ДДТ «Хвалынский» и НП «Хвалынский» по озеленению и благоустройству вольерного хозяйства.
Повторить с воспитанниками объединений основы цветоводства и агротехнические приёмы при выращивании растений.
2 этап. Основной этап реализации проекта: апрель 2017г. – декабрь 2018 г.
На основном этапе работы по проекту в ходе проведения практических работ на озеленяемом участке обеспечивается реальный вклад участников проекта в благоустройство и озеленение территории вольерного хозяйства.
В весенне - летний период школьники занимаются практической трудовой деятельностью: озеленением территории, уходом за растениями и фенологическими наблюдениями.
Обучающиеся участвуют и проводят экологические мероприятия. На этом этапе работы по проекту планируется использовать различные формы экологической работы, в том числе продуктивные (выращивание рассады цветов для высадки в открытый грунт, посадка цветов и уход за ними); конкурсные и досуговые мероприятия (участие во Всемирных акциях «Марш парков», выставках детского творчества, рисунков, проведение экологических викторин, конкурсов, праздников и др.); игровые и познавательные (фенологические наблюдения за растениями, уроки-лекции, уроки - экскурсии на территории вольерного хозяйства).
Основными видами практической работы участников проекта на данном этапе общественно полезной деятельностью экологического характера будут: пропаганда экологических знаний, проведение экологических мероприятий, экскурсий и мастер - классов.
Освещать этапы реализации проекта и продвижение инициативы Дома детского творчества в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей и гостей города с целью привлечения внимания и содействия благоустройству.
Выращивание цветочной рассады, подготовка территории к высадке рассады в открытый грунт и посадка, наблюдение за высаженными цветами и работы, направленные на содержание клумб и вазонов в эстетически хорошем состоянии.
3 этап. Заключительный: январь – март 2019 г.
Подведение итогов реализации проекта. Освещение проекта в СМИ. Проведение заседания круглого стола с целью распространения имеющегося опыта работы по проекту.
Заключение
Со дня открытия вольерного хозяйства национального парка «Хвалынский» проблема благоустройства территории является актуальной. Вольерное хозяйство национального парка «Хвалынский» является центром посещения жителями города, но и туризма. Этот участок НП используется для отдыха и прогулок. К сожалению, со стороны жителей города и посетителей вольерного хозяйства наблюдается отсутствие бережного отношения к цветникам, клумбам, архитектурным конструкциям.
Успешной реализации проекта будут способствовать разнообразные формы работы с обучающимися по распространения экологических знаний, обучению экологически грамотному поведению, а также формирование познавательного интереса и воспитание бережного отношения к окружающей природе и среде.
Работа по проекту «Цветочная тропинка» будет способствовать развитию у обучающихся опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социально-значимой деятельности на озеленяемом участке.
Мероприятия по озеленению территории вольерного хозяйства сделают её более привлекательной и будут способствовать созданию положительного имиджа НП «Хвалынский».
Проекты (реализованные и запланированные в перспективе) решат проблему занятости подростков в летний период и свободное от учебного процесса время, будут способствовать их социальной адаптации.
Проект «Цветочная тропинка» является эффективным средством формирования активной позиции школьников и их экологической культуры.
Приложение
План и сроки реализации проекта
План | Мероприятия | Результат, участники, ответственные |
Подготовительный этап март – апрель 2017г. | ||
Разработка проекта |
| Хисяметдинова И.В. Парфенова Н.Н. Ульяненко Ж.А. Савинов В. А. Почтеннова С.П. Сулейманова Г.Ф. |
Основной этап реализации проекта апрель 2017 г. - декабрь 2018 г. | ||
|
2.Анкетирование по изучению интересов обучающихся по благоустройству и озеленению территории вольерного хозяйства. 3. Провести осмотр озеленяемой территории в вольерном хозяйстве НП «Хвалынский» | Парфенова Н.Н. Ульяненко Ж.А. Почтеннова С.П. |
| 1.Калибровка и посев семян на рассаду, уход за всходами. 2.Пикировка рассады, уход и закаливание. | Парфенова Н.Н. Ульяненко Ж.А. |
3.Благоустройство вольерного хозяйства | 1.Подготовка места для высадки и высадка цветов в открытый грунт. 2. Разработка технологической карты по уходу за растениями | Парфенова Н.Н. Ульяненко Ж.А. Сотрудники НП «Хвалынский» |
4. Исследовательская деятельность | 1.Составление плана -графика по осмотру и уходу за растениями во время вегетационного периода с целью проведения фенологических наблюдений за ними. 2.Проведение наблюдений согласно плана – графика. 3.Заполнение листов наблюдений. 4.Составление списка растений, рекомендуемых для последующих посадок. 5. Обработка собранного материала. | Парфенова Н.Н. Ульяненко Ж.А. |
5.Экологичекие мероприятия |
| Парфенова Н.Н. Ульяненко Ж.А. Почтеннова С.П. Сулейманова Г.Ф. |
Заключительный этап январь - март 2019 г. | ||
Проведение анализа эффективности реализации проекта | 1.Круглый стол «Мы – участники проекта» (обсуждение реализации проекта, 2018г.) 2. Презентация и представление опыта работы на научно-практической конференции «Проблемы сохранения биоразнообразия и современного приро-допользования», 2018г. 3. Размещение статей о реализации проекта в СМИ и на сайтах учреждений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический репертуар, как компонент эстетического воспитания обучающихся музыкального отделения Самарского социально - педагогического колледжа
Эстетическое воспитание обучающихся это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие обучающегося и преподавателя, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творче...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск
Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
Фотоотчет по социальной технологии «Семейные тропинки»
Фотоотчет по социальной технологии «Семейные тропинки»...
Программа семинара "Социальный диалог "Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся в поликультурном образовательном пространстве""
Цель семинара: обмен опытом по применению в практической деятельности актуальных подходов по реализации поликультурного воспитания обучающихся; привлечение преподавательского состава к активноум участ...