Образовательные технологии
статья
Применение групповых методов обучения при преподавании спец. дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gruppovye_tehnologii_obucheniya.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповые технологии при преподавании спец. дисциплин
Е.А.Рыжова преподаватель спец. дисциплин
Групповая технология - это одна из технологий в системе обучения, где ведущей формой познавательной деятельности является групповая. При данной форме, коллектив студентов делится на несколько групп для решения учебных задач, каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или преподавателя.
Целью технологии является создание необходимых условий для развития у студентов самостоятельности, а также умению общаться с обществом и интеллектуальных способностей благодаря взаимодействию в процессе выполнения задания в группах самостоятельно.
Групповая форма работы описана у И. Первина, А. Г. Ривина, Н. Гузик, В.К. Дьяченко, В. Фирсова и др.
Групповая технология дает возможность организовать работу на любом занятии. Это работа студентов в статической, а также динамической паре при повторении изученного, что дает возможность в короткий срок проверить всю группу, при всём при этом студент может побывать как в роли учащегося, так и в роли преподавателя. Так же есть возможность применить самопроверку и взаимопроверку после выполнения самостоятельного задания. Студент при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется правильная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, подсказать, исправить, оценить, что создает благоприятную обстановку.
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:
- лекционно-семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- бригадно-лабораторный метод;
- метод проектов.
В.К.Дьяченко выделяет следующие уровни групповой учебно-познавательной деятельности:
- Работа в статичных парах.
- Групповая работа (на принципах дифференциации).
- Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Групповая работа требует временного разделения коллектива студентов на группы для совместного решения определенных задач. Студентам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей студентов, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: приспосабливающаяся.
По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся.
По характеру содержания: проникающая.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, групповая.
По преобладающему методу: диалогическая.
По категории обучаемых: все категории.
Акценты целей
- Обеспечение активности учебного процесса.
- Достижение высокого уровня усвоения содержания.
Концептуальные позиции
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение студентов в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- — обмен способами действия — задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
- взаимопонимание - диктуется характером включения студентов в совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Особенности организации
Главными особенностями организации групповой работы студентов на занятии являются:
- коллектив студентов на данном занятии делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения студентов разного уровня обученности, информированности по данному предмету совместимости студентов, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами студентов одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
2) Групповая работа.
г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Индивидуальное выполнение задания.
ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
и) Подведение итогов группового задания.
3) Заключительная часть.
к) Сообщение о результатах работы в группах.
л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Во время групповой работы преподаватель выполняет разнообразные функции:
-контролирует ход работы в группах,
-отвечает на вопросы,
-регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным студентам или группе в целом.
Разновидности групповых технологий
Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы студента комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет преподаватель.
Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос студентов в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.
Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Общественный смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.
Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений студентов. В период подготовки группа разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.
Для более полной подготовки преподаватель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.
Преподаватель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.
Часть студентов выполняют работу у доски, часть — сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, студенты с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всей группой председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым, сообщаются данные, характеризующие работу групп.
Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на занятии, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Студенты из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько студентов вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течения возможные варианты и, главное, выводы, к которым студенты должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
- Я критикую идеи, а не людей.
- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.
Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом студенты, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Для эффективного проведения групповых занятий преподаватель должен очень хорошо знать группу (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."
В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...
Современные образовательные технологии в условиях реализации федеральных образовательных стандартов НПО и СПО
Стандарт профессионального образования третьего поколения (ФГОС) имеет ряд особенностей: он построен на основе компетентностного подхода.Для формирования общих компетенций, усвоения и закреплени...
Использование в образовательном процессе образовательных технологий
В деятельности педагога важным является использование современных педагогических технологий: продуктивного, дифференцированного, развивающего и проектного обучения, реализации личностно-ориентированно...
Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...
Система деятельности по владению современными образовательными технологиями и методиками в образовательном процессе.
применяемые мной педагогические технологии...
Применение прогрессивных образовательных технологий в образовательном процессе
Роль наовых технологий в повышении качества и результативности образования...
"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...