афо пищеварительного канала
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
ТЕКСТ лекции
Внутренние органы – органы, расположенные в полостях. Они обеспечивают обмен веществ между организмом и внешней средой и размножение. Учение о внутренностях –спланхнология.
Пищеварительная система – комплекс органов, обеспечивающих пищеварение. Состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез, расположенных в стенках его или за пределами. Пищеварительный канал имеет длину 8 – 10 м и части:
1. полость рта
2. глотка
3. пищевод
4. желудок
5. тонкий кишечник
6. толстый кишечник
Все отделы пищеварительного канала являются типично полыми органами. Строение стенки пищеварительной трубки:
1. внутренняя оболочка – слизистая с подслизистой основой
2. средняя оболочка – гладкомышечная
3. наружная оболочка – серозная – адвентиция
Важными органами пищеварительной системы являются пищеварительные железы, выделяющие пищеварительные соки в разные отделы системы. Соки содержат пищеварительные катализаторы, ускоряющие расщепление белков до аминокислот, жиров до глицерина и жирных кислот, углеводов до моносахаридов (глюкоза, фруктоза, галактоза). Эти вещества всасываются слизистой оболочкой в кровь и лимфу. Пищеварительные соки содержат пи-щеварительные ферменты. Свойства ферментов:
1. гидролазы (гидролиз)
2. специфичность
3. для работы требуют температуры (36 – 37 градусов) и среды –щелочная, кислая, нейтральная)
Функции пищеварительного канала:
моторная
секреторная
инкреторная (выработка гормонов)
экскреторная (выделение пищеварительными железами продуктов обмена, воды, солей)
всасывающая
бактерицидная (за счет лизоцима, соляной кислоты желудочного сока, молочной кислоты кишечника)
Полость рта (cavitas oris, stoma) – начальный отдел пищеварительного тракта. Функции:
1. механическая обработка пищи
2. начало ее химической переработки (расщепление углеводов)
3. формирование пищевого комка
4. артикуляция речи
С помощью зубов и десен полость рта разделяется на преддверие и собственно полость рта. Преддверие отграничено снаружи губами и щеками, изнутри зубами и деснами. Полость рта снаружи отграничена зубами и деснами, сверху – твердым и мягким небом, снизу– дном ротовой полости с языком. Позади через зев она сообщается с глоткой. Твердое небо
образовано небными отростками верхней челюсти и горизонтальными пластинками небных костей и переходит в мягкое, образованное мышцами и фиброзной тканью. Свободная задняя его часть – небная занавеска, имеющая выступ – язычок. При спокойном дыхании через нос занавеска свисает косо вниз и отделяет полость рта от глотки. По бокам она переходит в небные складки –дужки: небно - язычные и небно – глоточные. Между ними находятся в углублениях небные миндалины - органы иммунной системы, выполняющие защитную функцию за счет лимфоцитов. Воспаление небных миндалин - тонзиллит (ангина). Слизистая оболочка полости рта покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием, содержащим большое количество желез. Часть ее вокруг шейки зубов – десна (gingiva).
Воспаление десен – гингивит, слизистой оболочки рта – стоматит. Язык (lingua, glossa) – подвижный мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой. Функции:
1. оценка вкуса пищи
2. жевание
3. глотание
4. сосание
5. речеобразование
Основой языка являются мышцы:
скелетные (подбородочно – подъязычная, подъязычно – язычная,
шилоязычная)
собственные (верхняя продольная, нижняя продольная, попереч-
ная, вертикальная)
Части языка:
1. передняя – верхушка (кончик)
2. средняя – тело
3. задняя – корень (соединяется с нижней челюстью и подъязычной
костью)
4. спинка языка (верхняя часть)
5. дно языка (нижняя часть)
Слизистая оболочка спинки шероховатая, имеет сосочки:
1. общей чувствительности (нитевидные, конусовидные, грибовидные)
2. рецепторы вкусового анализатора (желобовидные, листовидные)
Нижняя поверхность языка сосочков не имеет. Между нижней поверхностью и дном языка имеется узкая полоска слизистой оболочки – уздечка языка. Воспаление языка – глоссит.
Зубы:
1. откусывание пищи
2. измельчение пищи
3. образование членораздельной речи
Зубы расположены в зубных альвеолах нижней и верхней челюстей. Зуб образует с альвеолой непрерывное соединение – вколачивание.
Части зуба:
1. коронка (выступает над десной)
2. шейка (покрыта десной)
3. корень (в ячейке)
На верхушке имеется отверстие, ведущее в канал корня и полость коронки. Они заполнены зубной пульпой – рыхлая соединительная ткань, кровеносные сосуды и нервы. Зубы построены из дентина, который в области коронки покрыт эмалью, а в области шейки и корня – цементом. Дентин напоминает костную ткань, но прочнее ее. Эмаль тверже дентина и приближена по прочности к кварцу – это самая прочная ткань в организме (95% минераль-
ных солей).
Зубы состоят из призматических кристаллов гидроксиапатита кальция, которые не соединены между собой. Между призмами находится мягкий поглотитель – сеть мельчайших пор, заполненных жидкостью. При нагрузке жидкость выдавливается из пор и становится более вязкой - магнитное поле.
Фиксирующим аппаратом зубов является тонкая пластинка между зубом и внутренней поверхностью альвеолы – периодонт. Он содержит большое количество нервов и кровеносных сосудов, воспаление его – периодонтит (приводит к расшатыванию и выпадению зубов). Виды зубов:
1. молочные (2 резца, 1 клык, 2 больших коренных – моляра) – 20 штук
2. постоянные (2 резца, 1 клык, 2 малых коренных – премоляры, 2 больших коренных - моляры, 1 зуб мудрости) – 32 зуба
Зубы рассматривают в половине зубного ряда – альвеолярный отросток челюсти. Молочные зубы появляются с 6 – 8 месяцев до 2,5 лет. С 6 – 14 лет происходит замена молочных зубов на постоянные. Зубы мудрости вырастают с 17 – 40 лет, Могут не появиться. С ними связано большое количество стоматологических операций по удалению и исправлению раз-
личного вида заклинивания зубов.
Слюнные железы расположены в слизистой оболочке губ и щек. Они мелкие и подразделяются на:
1. белковые (серозные) – много белка, нет слизи- муцина
2. слизистые (нет белка, много муцина)
3. смешанные
Околоушная слюнная железа – самая крупная парная железа (20 гр). Расположена в позадичелюстной ямке спереди от наружного уха. Ее выводной (стенонов) проток открывается в преддверие рта на уровне 2 большого коренного зуба. Выделяет серозный (белковый)секрет. Павлов и Глинский получали чистую слюну путем наложения фистулы в разрез
щеки у собаки из околоушной слюнной железы (главная железка).
Поднижнечелюстная слюнная железа (15 гр). Расположена в поднижнечелюстной ямке, парная. Выводные протоки открываются под языком. Смешанная.
Подъязычная слюнная железа (5 гр). Расположена под языком и отделена от него слизистой оболочкой. Имеет 10 – 12 выводных протоков, открывающихся под языком. Смешанная. Каждая слюнная железа получает иннервацию от симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Парасимпатические волокна идут в составе лицевого и языкоглоточно-
го нервов, симпатические волокна – из сплетений вокруг наружной сонной артерии. Подкорковые центры парасимпатической иннервации находятся в продолговатом мозге, симпатической – в боковых рогах 2 – 6 грудных сегментов спинного мозга. При раздражении парасимпатических нервов выделяется большое количество жидкой слюны, при раздражении симпатических небольшое количество вязкой слюны. Слюна – смесь секретов желез слизистой оболочки полости рта, это первый пищеварительный сок. Представляет собой прозрачную жидкость, тянущуюся в нити, pH – 7,2. Суточное отделение у взрослого – 2 литра. Со-
став: 99% воды, 1% - неорганические (калий, хлор, натрий и кальций), органические (муцин – слизистое вещество, склеивающее пищевой комок – бонус) и ферменты:
1. амилаза (птиалин) – расщепляет крахмал до мальтозы
2. мальтаза - расщепляет мальтозу до глюкозы
3. лизоцим – обладает бактерицидным свойством
Амилаза и мальтаза работают только в слабощелочной среде. Функции слюны:
1. пищеварительная (углеводы)
2. экскреторная (выделительная)
3. защитная (муцин)
4. бактерицидная (лизоцим)
5. кровоостанавливающая (тромбопластические вещества, особенно
много у кошек и собак)
Прием пищи вызывает рефлекторное отделение слюны. Оно осуществляется весь процесс приема пищи по принципу условных и безусловных рефлексов. Безусловнорефлекторное отделение слюны происходит при попадании пищи в рот, когда раздражаются рецепторы ротовой полости. Условнорефлекторное отделение слюны происходит в ответ на звуковое
сопровождение приема пищи и запахи пищи ( немаловажным для пищеварения является вид и запах приготовленной пищи).
Глотка (pharunx) – непарный полый мышечный орган, длиной 12 – 14 см. расположена позади полости носа, рта и гортани. Сверху она крепится к основанию черепа, снизу на уровне 6 – 7 шейных позвонков переходит в пищевод. Глотка проводит пищевой комок из полости рта в пищевод и воздуха из полости носа в гортань и обратно. В глотке происходит перекрест дыхательных и пищеварительных путей. Части глотки:
1. носовая
2. ротовая
3. гортанная
Носовая часть (4 см) через хоаны сообщается с полостью носа, через слуховые трубы с полостью среднего уха. На боковой и задней стенках носоглотки расположены скопления лимфоидной ткани – миндалины: трубные, глоточная (адеиноидная), язычная (корень языка) и небные – при входе в глотку имеется полное кольцо лимфоидных образований – лимфо-
идное кольцо Пирогова – Вальдейера (защита от проникновения инфекции). Ротовая часть
(4 см) через зев сообщается с полостью рта. Гортанная (5 см) часть сообщается с гортанью и переходит в пищевод. Строение стенки глотки:
1. слизистая оболочка
2. фиброзная оболочка – мягкий скелет глотки (плотная волокнистая соединительная ткань)
3. мышечная оболочка
4. соединительно – тканная оболочка
Слизистая оболочка носоглотки покрыта мерцательным эпителием, а в рото – и гортанной частях – неороговевающим многослойным плоским эпителием. Мышечная оболочка образована поперечно – полосатыми мышцами, они собраны в 3 мышечных слоя – верхний, средний и нижний констирикторы глотки – проталкивание пищевого комка в пищевод. Они работают произвольно. Воспаление слизистой оболочки глотки – фарингит.
Пищевод ( gaster, esophagus) – цилиндрическая, сплющенная спереди назад трубка длиной 25 – 30 см диаметром 25 мм. Он сообщает глотку с желудком. Начинается на уровне 7 шейного и заканчивается на уровне 11 грудного позвонка.
Части:
1. шейная
2. грудная
3. брюшная
Пищевод имеет 3 анатомических сужений:
1. фарингеальное (у начала в месте перехода глотки в пищевод)
2. бронхиальное (в месте бифуркации трахеи – 5 грудной позвонок)
3. диафрагмальное ( в месте прохождения через диафрагму)
У взрослого человека расстояние от передних зубов до входа в желудок – 40 – 45 см, из которых 30 см падает на длину пищевода. Стенка пищевода состоит:
1. слизистая оболочка с подслизистой основой
2. мышечная оболочка
3. адвентициальная ( в брюшном отделе – серозная - брюшина)
Слизистая оболочка выстлана многослойным неороговевающим эпителием, имеющим глубокие продольные борозды, способствующие продвижению бонуса; подслизистая основа выражена хорошо. Мышечная оболочка в верхней трети состоит из поперечно – полосатой мышечной ткани (произвольная), в нижней – из гладкой. Мышечная оболочка содержит 2
слоя:
наружный – продольный
внутренний – круговой
В конце пищевода круговой слой пищевода имеет сфинктер, препятствующий обратному продвижению пищи. Основная функция пищевода – активное продвижение пищевого комка перистальтическим сокращениями его мышечной оболочки. Воспаление слизистой пищевода - эзофагит.
Желудок (ventriculus, gaster)- расширенный отдел пищевого канала, в котором происходит механическая обработка пищи и химическое воздействие на нее желудочного сока. В желудке происходит малое всасывание воды и алкоголя. Форма пустого желудка непостоянна и зависит от телосложения (конституции) человека. У полных и маленьких по росту
людей желудок напоминает мешок, у высоких и худощавых людей желудок напоминает чулок. У людей среднего роста и нормального телосложения желудок похож на рыболовный крючок. Длина желудка 18 – 26 см, ширина – 7 -12 см, вместимость до 4 литров. Желудок расположен в верхней части брюшной полости под диафрагмой и печенью. Входное (кардиальное) отверстие находится слева на уровне 10 – 11 грудных позвонков. Выходное отверстие (привратник) расположено справа на уровне 12грудного 1 поясничного позвонка. В желудке различают переднюю и заднюю стенки и верхний и нижний края. Верхний край желудка вогнутый – малая кривизна, нижний край – выпуклый – большая кривизна. Отделы желудка:
1. кардиальная часть (вход в желудок) – кардиальный сфинктер
2. дно (свод) – всегда имеет скопление воздуха (образуется при
брожении воздуха или при проглатывании воздуха с пищей)
3. тело
4. привратниковая (пилорическая) – возле перехода желудка в 12 –перстную кишку
На месте перехода желудка в 12 – перстную кишку имеется сфинктер привратника – заслонка, регулирующая продвижение пищи в 12 – перстную кишку. Стенка желудка:
1. наружная оболочка – серозная (брюшина)
2. средняя – гладкомышечная:
наружный – продольный
средний – круговой
внутренний – косой
3. внутренняя – слизистая с подслизистой основой: образует складки, выстланные цилиндрическим эпителием
Слизистая оболочка содержит большое количество пищеварительных желез, состоящих из клеток:
1. главные – пепсиноген
2. обкладочные – соляная кислота
3. добавочные – муцин
4. эндокриноцитов – гастрин, гистамин, серотонин
Секрет желез желудка – желудочный сок. Методы изучения секреции желудочного сока:
1. методы наложения фистулы желудка: впервые выполнил Басов, сок всегда с примесью пищи
2. метод эзофаготомии – перерезка пищевода с выводом обеих его
концов наружу в сочетании с фистулой желудка: Павлов – кормление таких собак –мнимое, всегда получают чистый сок, но недостатком является то, что пища не попадает в желудок
3. метод изолированного малого желудочка Павлова: желудок разделяют на 2 неравные части, в большую поступает пища, в малый вставляют фистулу: пища поступает в желудок и сок получают чистым
4. исследование с помощью зонда (человек)
Чистый желудочный сок бесцветный, кислой среды – 1,5 – 2,5. суточное количество – 2,5 литра. Состоит из воды на 99% и на 1% сухой остаток: неорганические вещества (соляная кислота, сульфаты, фосфаты, бикарбонаты натрия, калия, кальция, магния), органические вещества - азотсодержащие соединения – мочевина, аминокислоты, полипептиды. Ферменты желудочного сока:
1. пепсиноген (профермент): взаимодействует с соляной кислотой и
превращается в пепсин, воздействующий на белки
2. липаза - расщепляет жиры
3. лизоцим – оказывает бактерицидное действие
4. гастромукопротеин – внутренний фактор Кастла
5. гастрин – стимулирует отделение соляной кислоты
6. муцин – слизь, защищает слизистую желудка от механических
воздействий
7. химозин – сычужный фермент – казеин – способствует створа-
живанию молока (вырабатывается у детей)
Значение соляной кислоты желудочного сока:
1. активизирует пепсиноген
2. вызывает набухание белков
3. способствует створаживанию молока
4. активизирует гастрин из прогастрина (профермент)
5. обладает противомикробным действием
6. участвует в эвакуации пищи из желудка в 12 – перстную кишку
Регуляция желудочной секреции была исследована Павловым. Период желудочной секреции длится 6 – 10 часов и делится на 3 фазы:
1. сложнорефлекторная (40 мин): осуществляется на базе условных
и безусловных рефлексов; вид и запах пищи вызывает отделение желудочного сока, богатого ферментами; с момента попадания пищи в желудок начинается безусловно-рефлекторное отделение сока; его выделяется очень много, как при мнимом кормлении
2. желудочная (6 – 8 часов) – пока пища находится в желудке; наступает при соприкосновении пищи со слизистой желудка; осуществляется рефлекторным и гуморальным механизмами; гуморально повышает секрецию желудочного сока гастрин, гистамин, ацетилхолин, спирт
3. кишечная (3 часа): начинается с момента поступления пищи в
кишечник; осуществляется рефлекторно (пищевая кашица раздражает рецепторы слизистой оболочки) и гуморально (продукты расщепления пищи, гормоны 12 – перстной кишки, которые всасываются в кровь, стимулируют отделение желудочного сока)
Механизм перехода пищи из желудка в 12 – перстную кишку.
В норме среда в привратниковом отделе желудка кислая (соляная кислота), а в 12 – перстной кишке – щелочная (панкреатический сок и желчь). При переваривании пищи в желудке она собирается в пилорическом отделе и начинает раздражает рецепторы слизистой оболочки. Импульсы поступают в мозг, и привратник рефлекторно открывается. Пища переходит малой порцией в 12 – перстную кишку и меняет там среду на кислую. Она начинает раздражать слизистую привратника с другой стороны, и он рефлекторно закрывается. Щелочная среда восстанавливается, и процесс повторяется. Таким образом, открытию и закрытию привратника способствует наличие кислой среды в желудке и щелочной среды в12 – перстной кишке.
Приложение.
Вопросы для фронтального опроса:
- Общая характеристика ССС.
- Виды сосудов.
- Строение артерий.
- Строение вен.
- Строение капилляров.
- Значение для организма малого круга кровообращения.
- Значение для организма большого круга крувообращения.
- Значение для организма системы вороной вены.
- Лимфатическая система.
- Значение лимфатической системы для организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка лекционного занятия № 24: «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез"
ГОУ СПО «Армавирский медицинский колледж» ДЗ КК «Утверждено»на заседании ЦКОбщих междисциплинарных дисциплинпротокол №____«__» от _________2014председатель ЦМК___________________Парфенова. Е.Г.Ме...
Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме Пищеварительная система
Рекомендуется для студентов медицинскихз училищ по специальности лечебное дело , сестринсеое дело ....
Методическая разработка по теме «Пищеварительная система»
Методическая разработка содержит материал по теме "Пищеварительная система человека". В ней сприсутствует лексический материал, тексты и грамматические упражнения по теме занятия....
Изучение пищеварительной системы
Методическое пособие к открытому уроку по теме: Пищеварительная система. Пищеварение в ротовой полости. Для среднего медицинского образования по специальности Сестринсое дело...
Первая медицинская помощь при механических повреждениях, травматическом шоке, синдроме длительного сдавления; Лабораторная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной и выделительной систем.
Данная разработка предназначена для преподавателей с целью разьяснения поэтапного проведения занятия по двум дисциплинам: "Безопасность жизнедеятельности" и "Проведение лабораторных био...
Методическая разработка . "ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КАНАЛА МЕТОДОМ "ПОДУШКИ"
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по МДК01.02 технология и организация работ по строительству объектов природообустройства....
Праздник 8 марта для детей старшего возраста «Детский канал»
Сценарий праздника 8 марта для детей старшего возраста....