Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
учебно-методический материал
В статье идет речь об информационных технологиях в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burova_informats_tehnologii.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
Контроль и мониторинг знаний учащихся является одним из основных элементов оценки учебных достижений. На современном этапе развития системы образования наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического контроля:
— тематический — глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы;
— фронтально-обзорный — пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся по общим вопросам;
— сравнительный — параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, педагогов;
— персональный — всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога; — классно-обобщающий — изучение качеств знаний и умений учащихся в конкретном классе;
— предметно-обобщающий — изучение качеств знаний и умений учащихся по отдельным учебным дисциплинам;
— комплексно-обобщающий — всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся в конкретном классе на начальной, основной средней или полной средней ступени школы;
— оперативный — изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе;
— формулирующий — оценивание в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;
— итоговый — оценивание конечных результатов обучения (аттестация).
Выделяют четыре основные функции педагогического контроля:
1) диагностическая (оценка степени усвоения учебной программы);
2) обучающая (повышение мотивации и индивидуализации темпа обучения);
3) организующая (совершенствование организации учебного процесса за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения);
4) воспитывающая (выработка структуры ценностных ориентаций).
Для получения количественных характеристик при контроле знаний обычно пользуются методами педагогической квалиметрии (“квалиметрия” означает “измерение качества”). Целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество оцениваемого объекта может быть выражено числами, характеризующими степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Задачей педагогической квалиметрии является быстрая и надежная оценка знаний человека.
Педагогическое измерение — это операция присвоения чисел объектам и их свойствам в соответствии с определенными правилами. В зависимости от цели педагогического контроля выбирается правило, использование которого позволяет измерить нужное свойство объекта. Каждое правило порождает свой тип измерения, т. е. свою измерительную шкалу.
Шкала — это средство фиксации результатов измерения свойств, объектов путем упорядочения их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено соответствующими числами. В процессе упорядочения каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале. Шкала дает возможность упорядочить наблюдаемые явления, при этом каждое из них получает количественную оценку (квантифицируется).
Шкалирование — это операция упорядочения исходных эмпирических данных путем перевода их в шкальные оценки. Эта операция помогает определить низшую и высшую ступени исследуемого явления. Например, при исследовании учебных интересов учеников установим следующие границы: очень большой интерес — очень слабый интерес. Между этими границами вложим ряд ступеней. В результате создается следующая шкала учебных интересов: очень большой интерес (1); большой интерес (2); средний (3); слабый (4); очень слабый (5).
В психолого-педагогических исследованиях применяют классификацию шкал, предложенную С. Стивенсоном, в которой используют четыре шкалы: шкалу наименований (номинальную), шкалу порядка (ранговую), шкалу интервалов (интервальную) и шкалу отношений. Первые две шкалы являются качественными дискретными, последние две — количественными непрерывными шкалами. Рассмотрим эти шкалы.
Шкала наименований (номинальная) используется для отличия одного объекта от другого. Количественных соотношений между объектами в ней нет, поэтому ее можно считать классификацией, а не измерением. По ней все объекты делятся на группы по какому-либо признаку, которому присваивается определенный код.
Примеры: 1) учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки — 01, мальчики — 02; 2) группы нарушителей дисциплины кодируются: на уроке — 1, на улице — 2, дома — 3; 3) в процессе проверки соответствия подготовки выпускников школ требованиям государственных образовательных стандартов определяются группы аттестованных и неаттестованных учеников.
Шкала порядка (порядковая, ранговая, ординальная) предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. Однако эту шкалу трудно применять для количественных оценок качеств личности в воспитательном процессе.
Имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):
Ранжирование. Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл. Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.
Группировка. Вся совокупность объектов наблюдения группируется в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака. Пример: учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки знаний, умений и навыков делятся на отличников, хорошистов и т. д.
Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Если качество обоих одинаково, то каждый учащийся получает по баллу. Если у одного учащегося этого качества больше, чем у другого, первый получает два балла, второй — 0. Суммируя полученные баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг).
Рейтинг. В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группой компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.
Метод полярных профилей. Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точками которой являются противоположные значения признака (например, добрый — злой, теплый — холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов). Пример: оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в шкале: (Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю).
Шкала интервалов (интервальное измерение) — это такое присвоение чисел объектам, когда определено расстояние между объектами и предусмотрена общая для всех объектов постоянная единица измерения. В интервальной шкале вводится единица, масштаб измерения, нулевая точка выбирается произвольно. Примеры: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.
Интервальная шкала — количественная. В ней возможны все арифметические действия над числами, кроме операции деления, т. е. в ней нельзя определить, во сколько раз один объект больше или меньше другого. Например, если ученик ответил правильно на 10 заданий теста, то это не означает, что он знает вдвое больше ученика, ответившего на 5 заданий.
Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.).
Список использованной литературы
- Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.
- Кузьмина М.В. / Чупраков Н.И. Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования / Учебно-методическое пособие./ М. В. Кузьмина, Н.И Чупраков. — Киров: Изд-во. КОГОКУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области», 2013. 80 с.
- Корпорация Российский учебник [Электронный ресурс]. — https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-eor/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в реализации ФГОС
Компьютеризация всех отраслей экономики и промышленности, интенсивное и широкое внедрение различного компьютерного программного обеспечения выдвигают новые требования к профессиональной подготовке спе...
статья«Информационные технологии в реализации образовательных программ ФГОС»
Мониторинг образовательной деятельности на базе колледжа связи и энергетики г. Якутска позволяет обобщить результаты работы по внедрению информационных технологий в процесс обучен...
Статья: «Система контроля и оценки учебных достижений в государственном профессиональном образовательном учреждении»
В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от преподавателя к студенту и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях сту...
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ. РЕЙТИНГ УЧЕНИКА
Дополнительная к традиционной система оценивания с привлечением обучающихся и их родителей...
Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...
Анкета для учителей начальных классов «ВПР – объективная оценка уровня учебных достижений учащимися»
ВПР – диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся (единые материалы и единые критерии оценивания учебных достижений)Тезисы:-информационная готовность учителя – ...
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».
Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки....