«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».
статья
Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Чапаевская школа-интернат»
Доклад на тему:
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности.
Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».
Подготовила: Гранкова Н. В.
«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».
В условиях внедрения в школу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования происходит принципиальное изменение системы контроля и оценки образовательных достижений учащихся классов. Возникает так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику развития каждого учащегося.
Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки.
В условиях внедрения в школу ФГОС так же происходит изменение системы оценивания результатов обучения школьников.
Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
- самостоятельный и самоценный элемент содержания;
- средство повышения эффективности преподавания и учения;
- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы
образования;
- регулятор программы обучения.
Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках-баллах, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой-баллом.
Помочь ребенку обрести здоровую, спокойную уверенность в себе, самокритичность - одна из центральных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.
Здесь можно выделить две составляющие:
- чему учиться, т. е. рефлексия - что я еще не знаю, не умею;
- как научиться - освоить способы, помогающие преодолеть свою некомпетентность
Нужно изменять подходы к организации образовательного процесса с позиции деятельностного обучения, сместив акценты на формирование учебной самостоятельности детей, ядром которого являются контрольно-оценочные действия. Что же такое оценивание?
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.)
Исходя из этого оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов.
- Оценивание является постоянным процессом.
В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности учащегося, но не личные качества ребенка.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования , хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, памятки, дневники, подборки информационных материалов, а также разнообразные творческие работы - иллюстрированные сочинения, плакаты, поделки и т.п.);
- индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
- результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
В школе используем три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая диагностика классах основывается на результатах мониторинга общей готовности к обучению в школе и показывает уровень к изучению данного курса, что в дальнейшем, безусловно, облегчает задачу учителя школы.
С целью проведения текущего оценивания использую следующие методы оценивания - устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, доклад, изложение)
Очень важно начинать использовать приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то что, в данный период мы находимся в условиях безотметочного обучения. Существует множество эффективных приёмов оценочной деятельности, используемые на уроках.
- «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
- «Волшебные линеечки» - на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания. Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. Если я согласна с оценкой ученика, то обвожу крестик, если нет, то черчу свой крестик ниже или выше. Здесь важно прийти к общему мнению, чтобы у ученика не осталось негативного чувства. Данный прием позволяет:
∙ Увидеть свои успехи;
∙ Соотносить свою оценку с оценкой учителя;
∙ Удерживает учебную функцию оценки;
∙ Помогает избежать сравнения детей между собой;
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь, жёлтый – я умею, но сомневаюсь, зелёный – я умею хорошо. При словесном оценивании устных ответов я использую следующее: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Очень важно формировать самооценку учащегося по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем и самоанализом, а так как в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность, ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.
К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.
К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.
Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
Для формирования оценочной деятельности в процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы:
1. В начале урока совместно с детьми выясняем, какие важные проблемы предстоит решить;
2. При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
- Наиболее трудным мне показалось…
- Я думаю, это потому, что…
- Самым интересным было…
- Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
- Какие возникли проблемы?
- Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
- Я бы хотел попросить своего учителя….
- Какое умение развивали при выполнении задания?
- Каков был уровень задачи (задания)?
Для того чтобы у обучающихся вырабатывались навыки самоконтроля их нужно научить:
- Анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);
- Строить и планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности;
- Организовывать свою учебно-познавательную деятельность, что сейчас очень сложно, так как дети привыкли к тому, что за них все делают, решают.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей, чтобы были единые требования в школе и дома.
Учитель играет огромную роль в формировании самооценки. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к учащемуся, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Для этого нужно соблюдать следующие правила:
- необходимо применять преимущественно индивидуальные эталоны, (не сравнивать ребенка с другими, только с ним самим);
- подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам (каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При желании учащийся может посоветоваться с учителем);
- самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств.
Методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку, являются метопредметные диагностические работы, где проверяется сформированность УУД, и диагностика личностного развития. Метапредметные результаты - это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
Для оценки метапредметных результатов используются комплексные работы. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, задания логического характера, задания на определение уровня развития речи. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся. В дополнительную часть включаются задания повышенного уровня.
Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфель достижений ученика является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения обучающимися учебного материала:
1) полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи;
2) устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
3) появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны обучающегося устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки обучающихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у обучающихся страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию обучающихся.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции обучающегося (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что обучающийся спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки.
Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так...", "что нужно сделать, чтобы...") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
Цель контрольно-оценочной деятельности
1) Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства.
2) Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам инварианта учебного плана, их универсальных учебных действий.
3) Соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
4) Контроль за выполнением учебных программ.
Можно выделить основные виды контроля результатов обучения
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков обучающихся.
Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Это дает учителю и детям возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.
Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение обучающихся к контролю.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:
1) обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доделать материал, исправить полученную ранее отметку;
2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые отменяют предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием обучающегося, отражает его желание и интерес к учению.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
Например, обучающийся выполняет итоговую контрольную работу на "4", в то время как в процессе текущего контроля соотношение между "4" и "3" было в пользу "3". Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и обучающийся в конечном счете получает "4". В то же время другой ребенок, который имел твердую "4" в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на "3". Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до "4". (конец цитирования)
В чем суть новой технологии оценивания?
1. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умение по использованию знаний.
2. Учитель и обучающийся по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию обучающегося, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем обучающимся, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Обучающийся не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
При оценке работы ребенка особое значение придается:
· Упорству, старанию, труду;
- Достигнутому успеху;
- Личной позиции обучающегося;
- Возможностям ребенка достичь большего результата.
Следует поощрять в ребенке:
· Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;
· Готовность защищать свою точку зрения;
· Творческий подход; пытливость, любознательность;
· Самоконтроль, способность оценить свою работу;
· Стремление находить и исправлять свои ошибки.
При организации контрольно-оценочной деятельности следует учитывать некоторые правила:
1) Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.
2) Необходимо заблаговременно планировать, знания и умения каких обучающихся будут проверены, определять методы и формы проверки.
3) Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число обучающихся или весь класс в целом.
4) Каждый раз заранее объяснять критерии оценок.
5) Обязательно объявлять оценку отвечающему.
6) Оценка должна быть прокомментирована.
7) Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания .
8) Необходимо обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля.
9) Чётко ставить вопрос и формулировать задание. При необходимости прокомментировать их.
10) Учить ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку.
11) Помните отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод об эффективных путях реализации оценочной функции учителя, которые заключаются в том, чтобы:
1. Создавать условия для включения в самостоятельную познавательную и оценивающую деятельность обучающихся;
2. Стимулировать действия обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечивать эмоциональную поддержку детей в ходе работы, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, поддерживать общий позитивный эмоциональный фон;
3. Проводить вместе с детьми экспертизу (рефлексию) полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих обучающихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки, а также эффективность всей контрольно-оценочной деятельности.
ВЫВОД: Для того чтобы так наработать механизм контрольно
-оценочной деятельности на современном уровне, необходимо:
- Пересмотреть взгляды на организацию урока, в том числе контроль и оценку.
- Сделать оценивание системообразующим, влияющим на развитие учебной самостоятельности.
- Специальными приёмами формировать навыки самоконтроля и правильной самооценки с учётом возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений:
Система оценивания образовательных достижений:...
Система оценивания образовательных достижений
Контрольно-оценочные средств: теоретические и графические тесты...
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ. РЕЙТИНГ УЧЕНИКА
Дополнительная к традиционной система оценивания с привлечением обучающихся и их родителей...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижени...
Контрольно-оценочные средства.Система оценивания образовательных достижений. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"
laquo;Оценка – это правильное кровообращениебез неё неизбежны застои и болезненные явления»Н. ОстровскийФорма итоговой оценки дисциплины ОП.02 «Техническая механика» &nd...
Система оценивания образовательных достижений учащихся
Оценивание - это не единичное событие, а постоянный процесс. Оценивание, включенное в учебную тему, позволяет получать больше информации о потребностях обучающихся и корректировать процесс ...