Интерактивный плакат "Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей"
электронный образовательный ресурс

Калашникова Н.И.

Интерактивный плакат представляет сабой методический материал имеющий гиперссылки на такие задания как: решение кроссворда, заполнение анкеты, просмотр и анализ видео фрагмента занятия, анализ конспекта урока и другие задания. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тема: Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей Письменно ответьте на вопросы: 1. Дайте определение понятию «семья». 2. Какова роль семьи в обществе? 3. Прочтите текст и определите, о какой функции семьи идет речь. 4. О каком стиле родительского общения идет речь? 5. Выскажите свое мнение . 1 2 3 Повторение Изучение нового материала Закрепление

Слайд 2

тема: Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей План 1.Организация взаимодействия семьи и ДОУ. 1.1 Задачи ДОУ в работе с семьей. 1.2 Принципы работы ДОУ с семьей. 2. Формы работы с родителями. 3.Планирование работы дошкольных учреждений с родителями. 3.1 Технология взаимодействия . 3.2 Планирование работы с семьей. Список литературы 1 2 3 Сотрудничество Взаимодействие Семья Педагогический словарь Планирование Мнения классиков Повторение Изучение нового материала Закрепление

Слайд 3

тема: Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей 1 2 3 1 . Определи логическую последовательность 4 . Решение педагогических ситуаций 2 . Решите кроссворд 5 . Тест 3 . Посмотрите фильм и ответьте на вопросы 6 . Домашнее задание Повторение Изучение нового материала Закрепление

Слайд 4

Задание: расставьте в правильном порядке последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей ; прокомментируйте свой выбор действия. Содержание текста : С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников. В НАЧАЛО

Слайд 5

1. Какая форма взаимодействия с родителями присутствовала в сюжете фильма? 2. К чему было приурочено данная форма работы? 3. Какие еще формы работы с родителями вы заметили? В НАЧАЛО

Слайд 6

Содержание текста : Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др. 1 2 3 4 5 6 Вернуться

Слайд 7

1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем? 2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу? 3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем? В НАЧАЛО

Слайд 8

Составьте повестку дня родительского собрания на тему: «Ваш ребенок идет в школу». Исследовательская деятельность: проведите на практике анкетирование родителей «Что умеет ваш ребенок?». Обработайте и проанализируйте полученные результаты. Подготовьте информационный материал для родителей исходя из результатов анкетирования. В НАЧАЛО

Слайд 9

Основные задачи в работе с семьей: 1. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников. 2. Оказание помощи родителям и взрослым членам семьи в активном и педагогически грамотном участии в воспитании детей. 3. Создание условий для развития компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми. В начало

Слайд 10

Принципы работы: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. В начало

Слайд 11

Задание: - познакомьтесь с содержанием анкеты в методических рекомендациях «Работа ДОУ с семьей» авторов Козловой А.В., Дешеулиной Р.П.; - проведите анкетирование .

Слайд 12

Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности с помощью общения. Семья — малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домаш­него хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Планирование – это научно-обоснованный подход к педагогическому процессу, позволяющий вести систематическую работу. В начало

Слайд 13

Задание: изучите содержание вопроса и заполните таблицу: Формы работы с родителями Формы взаимодействия (коллективные, индивидуальные, наглядные) формы работы с семьёй внутри детского сада формы работы с семьёй за пределами детского сада Ответьте на вопросы для заполнения таблицы, воспользуйтесь ссылками Давыдова О. И., Богославец Л. Г. , Майер А. А. В начало

Слайд 14

Дайте ответ на вопросы: 1. Какие из форм сотрудничества вам кажутся наиболее действенными? Почему? 2. К каким формам вы считаете себя наиболее подготовленными? вернуться

Слайд 15

Формы взаимодействия с родителями: Индивидуальные: Посещение семей ребенка; Беседы:; Консультации; Психологические тренинги; Тесты. Коллективные: Родительские собрания; Семейные вечера; Совместные праздники . Дни открытых дверей Наглядные: Папки-передвижки; Стенгазеты; Выставки для родителей. Опорная блок-схема вернуться Содержание работы с родителями реализуется через различные формы взаимодействия: Коллективные - к коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы». Индивидуальные - к индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями, тематические консультации, «заочные» консультации. Наглядные или наглядно-информационные - к ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, ре­жимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки и пр.

Слайд 16

Формы работы с родителями Формы взаимодействия (коллективные, индивидуальные, наглядные) формы работы с семьёй внутри детского сада формы работы с семьёй за пределами детского сада Презентация ДУ Университет педагогических знаний и лекторий коллективные Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей Киноуниверситет или кинолекторий коллективные Педсовет с участием родителей Школы для родителей коллективные Посещение семьи Читательские конференции по книгам о воспитании индивидуальные/коллективные Педагогические беседы с родителями Тематические выставки индивидуальные/коллективные Тематические консультации Информационные бюллетени коллективные Групповые собрания родителей Дни открытых дверей в ДУ коллективные Конференция с родителями Родительские конференции коллективные Общие собрания родителей Консультации для родителей коллективные/ индивидуальные Наглядная пропаганда Библиотечки для родителей при ДУ наглядные/коллективные Уголок для родителей Выступления воспитанников детских садов наглядные/коллективные Выступления педагогов коллективные

Слайд 17

1.Определение общей цели работы с родителями 2.Изучение семей, интересов и потребностей родителей 3.Выбор одного из приоритетных направлений работы ДОУ 4.Выбор темы самообразования педагогов 5.Определение частной цели и задач взаимодействия с родителями на год 6.Определение тематики Родительских собраний 7.Планирование и разработка мероприятий, предшествующих родительскому собранию 8.Планирование и разработка мероприятий, последующих за родительским собранием 9. Анализ годового плана работы 10. Выполнение намеченного плана работы на год 11. Анализ итогов работы за год: достижение цели и задач, выявление недостатков и их причин Технология взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в начало

Слайд 18

Перспективный план работы с родителями на год Возрастная группа: средняя. Направление: оздоровление детей. Цель: наладить сотрудничество с родителями в сфере оздоровления детей 4 – 5 лет. Задачи: Ознакомление родителей с психофизическими особенностями детей 4 – 5 лет; Вовлечение родителей в процесс изучения здоровья своего ребёнка, укрепление их веры в его потенциальные возможности; Обобщение опыта семейного воспитания по оздоровлению детей; Оказание помощи в освоении родителями традиционных и нетрадиционных способов оздоровления детей; Реализация системы совместных мероприятий по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей 4 – 5 лет Содержание 1 2 в начало

Слайд 19

Предшествующая первому собранию работа Месяц Оформление информационного стенда август Индивидуальные беседы (в том числе изучение медицинской карты ребёнка) август Фотовыставка «Лето – пора здоровья!» август Анкетирование «Здоровье вашего ребёнка» сентябрь Буклет «Игры для профилактики нарушений зрения» сентябрь Первое родительское собрание «Здоровье наших детей» (характеристика физических и психических особенностей ребёнка) сентябрь Последующая работа Выставка литературы по возрастным особенностям детей 4 – 5 лет сентябрь Дневник здоровья ребёнка октябрь Тематическая консультация «Здоровые родители – здоровые дети» октябрь Индивидуальные консультации с медицинским работником и психологом октябрь Газета «Здоровячок», выпуск 1. октябрь Конкурс «Весёлый огород здоровье нам несёт» октябрь Праздник осени. 0ктябрь вернуться

Слайд 20

Предшествующая второму собранию работа Тематическая выставка «Как мы закаляемся в детском саду» ноябрь Выставка литературы по ароматерапии ноябрь Буклет «Точечный массаж» ноябрь Развлечение «Зимние забавы» ноябрь Второе родительское собрание «Профилактика простудных заболеваний» декабрь Последующая работа Тематическая папка «Фитотерапия» декабрь Мастерская по изготовлению пособий по закаливанию декабрь Акция «Благоустройство участка зимой» декабрь Новогодний праздник декабрь вернуться

Слайд 21

Список литературы 1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2014. - 264 с. 2. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. 3. Зверева, О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. - М.: ГПИ, 2003.- 40. 4. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2014.- 112 с. 5. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с. 6. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с. в начало

Слайд 22

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Н.К.Крупская ("Педагогические сочинения" ) «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко. в начало

Слайд 23

Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции : информационную, собственно-воспитательную, контролирующую и др. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; - составление программы совместных действий педагога и родителей; - анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. В начало

Слайд 24

Семья — малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домаш­него хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В начало

Слайд 25

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве это играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной. В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации. Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей. В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Таким образом, каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. В начало

Слайд 26

Задание: Расставьте функции согласно их характеристике. Функции семьи Характеристика функций - рождение детей (инстинкт продолжения рода, потребность иметь детей, растить и воспитывать их); - (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение); - (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; пере­дача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей); - (организация внутрисемейного общения. взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами); - (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива). Слова: коррекционная, репродуктивная, контролирующая, рекреативная, хозяйственно-экономическая, образовательная, воспитательная, коммуникативная, развивающая. В начало

Слайд 27

функции согласно их характеристике Функции семьи Характеристика функций репродуктивная - рождение детей (инстинкт продолжения рода, потребность иметь детей, растить и воспитывать их); хозяйственно-экономическая - (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение); воспитательная - (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; пере­дача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей); коммуникативная - (организация внутрисемейного общения. взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами); рекреативная - (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива). Лишние слова: коррекционная, контролирующая, образовательная, развивающая. В начало

Слайд 28

Этот стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безответственность, безнаказанность. Дети «защищены» чрезмерной любовью или абсолютным безразличием. Это приводит к лицемерию, эгоизму, распущенности, недисциплинированности, отсутствию норм морали. В начало

Слайд 29

Этот стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безответственность, безнаказанность. Дети «защищены» чрезмерной любовью или абсолютным безразличием. Это приводит к лицемерию, эгоизму, распущенности, недисциплинированности, отсутствию норм морали - либеральный. В начало

Слайд 30

Согласны ли вы, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей? В начало

Слайд 31

Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей. Я. Корчак В начало



Предварительный просмотр:

Анкета

о волевых привычках дошкольника: «Что умеет Ваш ребенок?»

1.  Насколько сложились у ребенка устойчивые гигиенические навыки (чистка зубов по утрам, мытье рук перед едой):

а)  делает всегда сам, без напоминания;

б)  обычно делает, но иногда требуется напомнить;

в)  без напоминания не делает;

г)  затрудняюсь ответить.

2. Приучен ли ребенок помогать по дому (мыть посуду, убирать постель, накрывать на стол):

а)  делает это постоянно;

б)  иногда;

в)  крайне редко;

г)  затрудняюсь ответить.

3. Есть ли у ребенка устойчивые навыки самообслуживания (взять себе еду, приготовить бутерброд, одеться по погоде):

а)  имеются в достаточной степени;

б)  лишь некоторые;

в)  нет;

г)   затрудняюсь ответить.

4. Умеет ли ребенок длительное время (10—15 мин) удерживать свое внимание при чтении вслух, рисовании, в игре:

а)  умеет;

б)  удается лишь изредка;

в)  не умеет;

г)   не знаю.

5. В какой мере способен ребенок управлять своими желаниями (не есть перед едой конфеты, не капризничать, если старшие что-то запретили):

а)   может в достаточной мере;

б)  изредка;

в)  не умеет;

г)   не знаю.

6. Умеет ли ребенок вести себя за столом (аккуратно есть, правильно сидеть):

а)   обычно умеет;

б)  умеет, но делает не всегда;

в)  не умеет;

г)   не знаю.

7. Есть ли у ребенка устойчивые интересы (рисование, слушание музыки):

а)   есть, довольно устойчивые;

б)  есть, но часто меняются;

в)  нет;

г)   не знаю.

8. Умеет ли ребенок вести себя (здороваться, благодарить, прощаться):

а)  умеет;

б)  приходится напоминать;

в)  не умеет;

г)  не знаю.

9. Убирает ли за собой игрушки после игры, книжки после чтения, карандаши после рисования:

а)  убирает;

б)  требует напоминания;

в)  не убирает;

г)  затрудняюсь ответить.

10. Если ребенок задает вопрос, всегда ли внимательно выслушивает ответ:

а)  с интересом выслушивает объяснение;

б)  иногда отвлекается;

в)  часто задает вопрос просто так, не нуждаясь в ответе;

г)   не знаю.

Интерпретация: если ответов «а» не менее 2/3 — Ваш ребенок имеет хороший уровень волевого воспитания. Если ответов «б» около 2/3 — уровень волевого развития средний. Что-то уже сделали, но надо поработать еще. Если 2/3 ответов «в» — дело скверное. Надо начинать перевоспитывать ребенка. Очень плохо, если на многие вопросы последовал ответ «г». Интересуетесь ли Вы жизнью своего ребенка?

  • ВЕРНУТЬСЯ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения с семьей начать

Слайд 2

1. Выберите правильный ответ : Малая социальная группа, первая школа жизни для ребенка Семья Сверстники Воспитатели

Слайд 3

2. Выберите неправильный ответ: Функцией семьи является… Репродуктивная функция Коррекционная функция Воспитательная функция

Слайд 4

2. Выберите неправильный ответ: Функцией семьи является… Репродуктивная функция Коррекционная функция Воспитательная функция

Слайд 5

3. Выберите правильный ответ: Форма сотрудничества ДОУ с семьей, наиболее важная для молодых родителей… День открытых дверей День добрых дел Семинары-практикумы

Слайд 6

3. Выберите правильный ответ: Форма сотрудничества ДОУ с семьей, наиболее важная для молодых родителей… День открытых дверей День добрых дел Семинары-практикумы

Слайд 7

3. Выберите правильный ответ: Форма сотрудничества ДОУ с семьей, наиболее важная для молодых родителей… День открытых дверей День добрых дел Семинары-практикумы

Слайд 8

4. Выберите правильный ответ: О бщие родительские собрания организуются… 1-2 раза в год 2-3 раза в год 3-4 раза в год

Слайд 9

4. Выберите правильный ответ: О бщие родительские собрания организуются… 1-2 раза в год 2-3 раза в год 3-4 раза в год

Слайд 10

4. Выберите правильный ответ: О бщие родительские собрания организуются… 1-2 раза в год 2-3 раза в год 3-4 раза в год

Слайд 11

4. Выберите правильный ответ: О бщие родительские собрания организуются… 1-2 раза в год 2-3 раза в год 3-4 раза в год

Слайд 12

5. Выберите правильный ответ: Групповые родительские собрания организуются один раз в … 2-3 месяца 5-6 месяцев В год

Слайд 13

5. Выберите правильный ответ: Групповые родительские собрания организуются один раз в … 2-3 месяца 5-6 месяцев В год

Слайд 14

5. Выберите правильный ответ: Групповые родительские собрания организуются один раз в … 2-3 месяца 5-6 месяцев В год

Слайд 15

5. Выберите правильный ответ: Групповые родительские собрания организуются один раз в … 2-3 месяца 5-6 месяцев В год

Слайд 16

5. Выберите правильный ответ: Групповые родительские собрания организуются один раз в … 2-3 месяца 5-6 месяцев В год

Слайд 17

Отлично! Ваша оценка 5

Слайд 18

Хорошие знания! Ваша оценка 4

Слайд 19

Знания педагогики удовлетворительны! Ваша оценка 3

Слайд 20

Тест не сдан! Оценка 2 Попробуйте ещё раз!

Слайд 21

Спасибо за внимание! Вернуться



Предварительный просмотр:

ОГАПОУ СПО

 «ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

План-конспект учебного занятия

(с использованием интерактивного плаката)

по педагогике

ТЕМА: «Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей».

21-ДО гр.

Преподаватель:

Калашникова Н.И.

Г. СТРОИТЕЛЬ

Тема: Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей.

Цель урока:

- создать условия для активной деятельности студентов в ходе занятия;

- создавать условия для систематизации, углублении и выявлении знаний студентов по теме занятия;

- создать условия для формирования представлений о задачах, принципах и формах работы дошкольного учреждения с семьёй, о ее организации и позиции воспитателя;

- способствовать развитию умения аргументировать свои мысли;

- способствовать  развитию профессионального мышления и самосознание студента;

- способствовать  воспитанию профессиональных компетенций будущих специалистов.

Тип занятия: комбинированный

Литература:

  1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. - 264 с.
  2. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:  ТЦ Сфера, 2005. – 96  с.
  3. Зверева, О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы.  - М.: ГПИ, 2003.- 40.
  4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2006. – 416с.
  5. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 112 с.
  6. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
  7. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.

Материалы и оборудование:

  1. интерактивный плакат к занятию;
  2. программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., исп. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 208 с.;
  3. учебное пособие: Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2006. – 416с;
  4. компьютер, мультимедиа.

Использование межпредметных связей с психологией, педагогической практикой.

Организационный план урока:

№ п/п

Наименование этапов урока

время

I

Оргмомент

2 минуты

II

Контроль знаний

до 10 минут

III

Постановка проблемы занятия

3 минуты

IV

Формулировка задач и ознакомление с планом занятия

5 минут

V

Изложение материала и работа по вопросам  плана

Алгоритм работы:

- работа с понятиями «Педагогический словарь»

- работа с текстом - взаимопроверка;

- педагогическая разминка - взаимопроверка;

до 2 минут

до 20 минут

до 10 минут

VI

Закрепление материала:

- игровое упражнение «Определи логическую последовательность»;

- решение кроссворда;

- просмотр фильма;

- соотношение форм в классификации;

- решение теста;

- решение педагогических ситуаций.

до 30 минут

VII

Домашнее задание

3 минуты

VIII

Подведение итогов

3 минуты

IX

Этап рефлексии

2 минуты

Ход занятия.

I

Оргмомент

2 минуты

II

Контроль знаний

до 10 минут

        

1.Лист

Письменно ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение понятию «семья».

Семья — малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

  1. Какова роль семьи в обществе?
  2. Прочтите текст и определите, о какой функции семьи идет речь.

Задание: Расставьте функции согласно их характеристики.

Функции семьи

Характеристика функций

 - рождение детей (инстинкт продолжения рода, потребность иметь детей, растить и воспитывать их);

 -  (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение);  

 - (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей);

- (организация внутрисемейного общения. взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами);

- (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива).

Ответ:

Функции семьи

Характеристика функций

репродуктивная

 - рождение детей (инстинкт продолжения рода, потребность иметь детей, растить и воспитывать их);

хозяйственно-экономическая

 -  (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение);  

воспитательная

 - (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей);

коммуникативная

- (организация внутрисемейного общения. взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами);

рекреативная

- (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива).

Слова: коррекционная, репродуктивная, контролирующая, рекреативная, хозяйственно-экономическая, образовательная, воспитательная, коммуникативная, развивающая.

  1. О каком стиле родительского общения идет речь?

Этот стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безответственность, безнаказанность. Дети «защищены» чрезмерной любовью или абсолютным безразличием. Это приводит к лицемерию, эгоизму, распущенности, недисциплинированности, отсутствию норм морали.

Либеральный.

  1. Выскажите свое мнение

Согласны ли вы, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей?

Ответ:

Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей.

Я. Корчак

2.Лист

III

Постановка проблемы занятия

3 минуты

IV

Формулировка задач и ознакомление с планом занятия

5 минут

План

  1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ.
  2. Формы работы с родителями.
  3. Планирование работы дошкольных учреждений с родителями.

Список литературы

1.      Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. - 264 с.

2.       Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:  ТЦ Сфера, 2005. – 96  с.

3. Зверева, О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы.  - М.: ГПИ, 2003.- 40.  

 4. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 112 с.

 5. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.

6.Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.

V

Изложение материала и работа по вопросам  плана

Алгоритм работы:

- работа с понятиями «Педагогический словарь»

- работа с текстом - взаимопроверка;

- педагогическая разминка - взаимопроверка;

до 2 минут

до 20 минут

до 10 минут

Ответы:

        Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Дошкольное учреждение играет важную роль в  развитии ребенка. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Данные указывают на то, что взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организованна деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо – как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие  - способ организации совместной деятельности с помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно, не используя следующие принципы:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

 - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Важно помнить, что инициатором сотрудничества и взаимодействия  выступает дошкольное учреждение, поскольку имеет профессиональную подготовленность и направляющую роль в семейном воспитании.

Таким образом, сотрудничество требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Инструкция:

- Изучите содержание вопроса и заполните таблицу:

Формы работы с родителями

Формы взаимодействия

(коллективные, индивидуальные, нагдядные)

формы работы с семьёй внутри детского сада

формы работы с семьёй за пределами детского сада

Ответьте на вопросы:

  1. Какие из форм сотрудничества Вам кажутся наиболее действенными? Почему?
  2.  К каким формам вы считаете себя наиболее подготовленными?

Формы работы с родителями.

Формы работы с семьей внутри детского сада

Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А.

Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета
1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

3. Подведение итогов анкетирования.

4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

6. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1,5 часа.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".

1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

2. Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".

1. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).

2. Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.

3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет... Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".

4. Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика конференций для родителей

1. Эстетическое воспитание дошкольников.

2. Растим будущих мам и пап.

3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

4. "Школьное завтра" наших детей.

Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

Наглядная пропаганда

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3—4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).

Требования к оформлению уголка для родителей

• Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.

• При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.

• Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи "от руки", но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части — текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

• Следует создать резерв для обмена информацией между группами.

Разделы

1. Родительский уголок содержит планшет о возрастных особенностях детей вашей группы. В течение года материал обновляется, включая по очереди требования по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания и тд. (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т.д.).

2. "Наша жизнь день за днем". Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например, "Сегодня Сережа спросил: почему сахар сладкий?"), текста песенки, выученной на занятии или прогулке, названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям и т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: "Мама, выучи со мной скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку"; "Папа, загадай мне загадку: "Не лает, не кусается, а в дом не пускает?" и т.д.

3. "Наши родители советуют" (название произвольное). В этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на экскурсию по городу), поделиться опытом (например, профилактика простуды: советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительское собрание.

4. "Права детей". Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.

5. Режим возрастной группы. Он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например:

Прогулка: если целевая, то на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения прогулки — впечатления детей, возможен фотомонтаж, "репортаж с прогулки", рисунки детей и комментарии к ним и т.д.

Длительная ролевая игра: когда началась, роли, атрибуты, задание по поделкам. Например, играем в больницу — нужны халаты, бинты, марлевые повязки, "бутылки с лекарствами", коробки из-под таблеток и т.д.; играем в магазин — атрибуты для магазина. Если сюжет сказочный — задание меняется по сюжету игры, даются рекомендации: что прочитать детям, какие атрибуты нужны для игры.

Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете, где и как он будет использован детьми.

Зарядка: расписать отдельные комплексы (можно профилактический, закаливающий и т.д.). Готовит инструктор по физкультуре.

Музыкальное занятие (готовит музыкальный руководитель) — репертуар занятия, какие произведения слушали. Можно предложить кассету для прослушивания произведения в условиях дома с аннотацией музыкальных произведений (запись у воспитателя).

Раз в месяц нужно планировать индивидуальную работу с родителями по подготовке к занятию. Вы планируете тему о космонавтике. У каждого ребенка, даже во второй младшей группе, есть свои представления о многих вещах. Сделайте запись в "модели трех вопросов" (Свирская Л. Менеджеры и клиенты // Детский сад. Управление. 2001 № 21. С.5.).

Например:
12 апреля в группе будет проходить занятие "День космонавтики".

Что мы знаем?
Ира Максимова Космос, это куда летают космонавты.

Что мы хотим узнать?
Как корабли летают вокруг Земли.

Что можно сделать, чтобы узнать?
Обратиться к папе.

6. Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д. (если есть об этом решение родительского собрания, на которое нужно обязательно сделать ссылку).

7. Меню. Меню также можно использовать для индивидуальной работы с родителями. Например, завтрак: "Любимая каша" (Маши К., Даши С., Степы А.) — манная. Или обед: плов (в советах родителей помещаются оригинальные рецепты плова).

8. Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты, как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф и т.д., должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях.

9. Психолог, социальный педагог, медицинский работник готовят материалы для папок-передвижек или, если это необходимо (например, реализуется программа "Здоровье", много детей из социально неблагополучных семей или другие причины), имеют постоянную рубрику в уголке для родителей. Раз в квартал возможен выпуск специального журнала для родителей по актуальной теме, например профилактике наркомании. Эти журналы даются во временное пользование отдельным семьям на одну-две недели. После изучения родителями материала воспитатель проводит с ними беседу по данному вопросу.

Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов.

Целью следующей формы наглядной пропаганды — тематических выставок — является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.

Формы работы с семьей за пределами детского сада

Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А.

Университет педагогических знаний и лекторий

Как и лектории, УПЗ создается в системе лекционной пропаганды. Но если лектории могут быть эпизодическими либо проводиться циклами лекций, а посещение их свободное, то УПЗ — это своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат); постоянный состав слушателей; определенную учебную программу; преподавательский лекторский состав и т.д.

Задачи университетов: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании; привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях.

Киноуниверситет или кинолекторий

Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используется видеозапись реальной жизни ДОУ. Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.

Работа киноуниверситета строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм.

Школы для родителей

Создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет. В некоторых дошкольных учреждениях, в зависимости от специфики местных условий, более актуальны "Школы молодых родителей", "Школы будущих мам и пап", "Университет отца". Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, образовательными школами, профессиональными училищами.

Читательские конференции по книгам о воспитании

Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. В Алтайской краевой детской библиотеке им. Н.К. Крупской создана авторская программа "Книжкин дом", рассчитанная на работу с детьми дошкольного возраста и их родителями.

В детских библиотеках организуются "Дни сказок", обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми.

Тематические выставки

Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах, пропагандируют общественное дошкольное воспитание, опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района, а также о творчестве родителей, воспитателей, детей.

Информационные бюллетени

Они вывешиваются (по договоренности) на предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации:

какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику;

какая одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разное время года и т.д.

Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях

На мероприятия по педагогическому просвещению приглашаются родители, имеющие детей дошкольного возраста и проживающие в вашем микрорайоне.

Родительские конференции

Их организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, домов культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особо интересуют родителей.

Консультации для родителей

К ним привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители).

Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях

Их услугами могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад, в ряде случаев это платная услуга.

Выступления воспитанников детских садов

Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и др. могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т.д. Цель их — показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях.

Выступления педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) по радио и телевидению, в местной и центральной печати

Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной печати и на радио, имеют в основном практический характер, раскрывают педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае.

3.

Мнения классиков:

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Антона Семеновича Макаренко.

                                                       Воспитывает все: люди, вещи, явления, но   прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

3 лист

VI

Закрепление материала

до 30 минут

I.  Игровое упражнение «Определи логическую последовательность».

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей. Прокомментируйте свой выбор действия

Содержание текста на карточках.

Для первой группы.

  1. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
  2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.
  3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
  4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
  5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
  6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

II.  Решите кроссворд

III. Соотнесите предложенные формы в классификации.

IV. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

  1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась.

Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем? 

  1. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика.

Как Вы начнёте беседу? 

  1. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести.

 Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем? 

  1. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.

Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия? 

V. Решение теста

VII

Домашнее задание

3 минуты

Домашнее задание:

  1. Составьте повестку дня родительского собрания на тему: «Ваш ребенок идет в школу».
  2. Задание на практику или исследовательская деятельность: проведите на практике анкетирование родителей «Что умеет ваш ребенок?». Обработайте и проанализируйте полученные результаты.
  3.  Подготовьте информационный материал для родителей исходя из результатов анкетирования.

VIII

Подведение итогов

3 минуты

IX

Этап рефлексии

Для оценки моей деятельности воспользуемся педагогической техникой «Незаконченные предложения»:

Мне бы хотелось….

У меня возникло…

Мне не понравилось…

Интересным было…

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей в семье Николая 2

Сообщение на Рождественские стенияо том, как врспитывали детейв семье последнего Российского императора...

"Роль семьи в физическом воспитании детей"

Статья повествует о важности участия семьи в физическом развитии ребенка....

Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"

В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения  "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые должны вдохновлять на ...