Контрольно-оценочные средства дисциплины Основы теории драмы
учебно-методический материал
Данные котрольно-оценочные средства используются в ОУ культуры СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_distsipliny_osnovy_teorii_dramy_dlya_ou_spo.docx | 46.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми
ГПОУ РК «Колледж культуры»
Комплект
контрольно-оценочных средств
раздела «Основы теории драмы»
профессионального модуля
ПМ 01 Художественно-творческая деятельность
(МДК 01.03 Теоретическая подготовка)
Для обучающихсяпо специальности
51.02.01 Народное художественное творчество
по виду
Театральное творчество
(углубленная подготовка)
СЫКТЫВКАР
2018
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу раздела Основы теории драмы профессионального модуля ПМ 01Художественно-творческая деятельность (МДК 01.03 Теоретическая подготовка) для обучающихся по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество по виду Театральное творчество (углубленная подготовка).
Составитель:
Морозова Вера Семеновна - преподаватель ГПОУ РК «Колледж культуры»
Согласована
с педагогическим советом ГПОУ РК «Колледж культуры»
Протокол № 1 от «7» сентября 2018 г.
© ГПОУ РК «Колледж культуры» 2018
Общие положения
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена.
КОС разработаны на основании положений:
- основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО
51.02.01Народное художественное творчествопо виду Театральное творчество;
- рабочей программыраздела «Основы теории драмы»профессионального модуля ПМ 01Художественно-творческая деятельность.
Цель предметаОсновы теории драмы заключается в подготовке специалистов, владеющих методикой отбора драматургической основы для постановочной деятельностив Домах культуры и других досуговых центрах.
Задача её - изучение специфики драматургического творчества.
В результате освоения модуля ПМ 01. Художественно-творческая деятельность будущийруководитель любительского театрального коллектива должен обладать
профессиональнымикомпетенциями:
- ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.
В результате освоения курса обучающийся должен:
уметь:
- анализировать литературное или драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку;
знать:
- специфику работы над различными литературными жанрами.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов |
У 1. Уметь анализировать литературное или драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку | - Разбор внешней и внутренней структуры драматургического произведения для отбора репертуара и реализации постановки. |
З 1. Знать специфику работы над различными литературными жанрами | - Определение жанра драматургического и другого литературного произведения по специфическим признакам. |
ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки. | - Составление планов подготовки и реализации сценических постановок и художественных программ. |
- Распределение оценивания результатов обучения
по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний | Виды аттестации | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
У 1.Уметьанализировать литературное или драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку. ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки. | Задание №1 Тестирование | Дифференцированный зачёт |
З 1. Знатьспецифику работы над различными литературными жанрами | Задание №2 Тестирование | Дифференцированный зачёт |
- Структура контрольного задания
4.1 Наименование задания. Задание №1. Тестирование по разделу «Общая конструкция драмы».
4.1. 1. Текст задания
- Назовите компоненты драматургического произведения, обозначенные Аристотелем.
- Дайте определение термина «фабула».
- Упорядочите организацию драматического сюжета по движению конфликта (обозначьте порядок по №№): развязка, эпилог, кульминация, завязка, экспозиция, развитие действия.
- Укажите профессиональные термины для обозначения следующих понятий:
Понятие из основ теории драмы | Термин из основ теории драмы |
Противоборство между изображёнными в произведении характерами и обстоятельствами, служащее основой развития действия. | |
Значимое соотношение частей художественного произведения. Это способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение. | |
Точка зрения автора на изображаемую действительность, воплощённая в художественном образе | |
Крупные действенные факты, составляющие историю взаимоотношений героев пьесы. |
4.1.2.Время на выполнение: 25 минут
4.1.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
У 1.Уметьанализировать литературное или драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку. ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки. | - Умение выделять главное; - степень самостоятельного переосмысления материала; - достаточная степень правильных ответов в %% | «Отлично» при 90% правильных ответов; «хорошо» при 60% правильных ответов; «удовлетворительно» при 30% правильных ответов; «неудовлетворительно» при правильных ответах менее 30% |
4.2 Наименование задания. Задание №2: Тестирование по разделу:«Виды классической драматургии. Жанры».
4.2.1.Текст задания: выполнить тестовые задания:
1.Что такое жанр (подчеркните наиболее точное определение):
- Разновидность сценического искусства.
- Взгляд автора на действительность, эмоциональное отношение художника к жизни, выраженное в художественном образе.
- Своеобразный эмоциональный приказ, которому подчиняется публика, настраиваемая театром на определенный лад.
2.Что такое трагедия (подчеркните наиболее точное определение):
- Трагедия есть подражание действию важному и законченному посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение.
- Трагедия есть пьеса, которая заканчивается гибелью героя.
- Трагедия есть пьеса, финал которой известен абсолютному большинству зрителей.
3.Что такое комедия (подчеркните наиболее точное определение):
- Вид драмы, в котором конфликт не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон, а борьба ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.
- Вид драмы, в которой действует ловкий, хитрый, изворотливый, приспосабливающийся к обстоятельствам герой.
- Пьеса, построенная на приёмах народного, площадного театра.
4.Какие приёмы комического эффекта вам известны (допишите): гипербола,
5.Объясните понятие «гротеск» (подчеркните наиболее точное определение):
- Форма комического изображения – для выражения лёгкой насмешки.
- Философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное.
- Причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, где смешное и забавное неотделимо от страшного и зловещего.
6. Что означает выражение «иллюзия жизнеподобия»? В каких жанрах данная примета присутствует?
7.Какие приемы, использованные А.П.Чеховым – драматургом, позволяют считать его многоактные пьесы произведениями сложножанровыми:
- Синтез психологической драмы и элементов комедии.
- Сочетание социально-психологической правды с условностью формальных приемов.
- Отступление от психологической достоверности.
- Использование гротеска.
8.Как в пьесе называются авторские комментарии(подчеркните):
Реплики. Ремарки. Диалоги.
9. Какой термин, какое понятие Аристотеля кроется под следующим тезисом:
Трагедия силой сценического искусства вызывает у зрителей чувства страха и сострадания, доводит эти аффекты до крайнего напряжения, нарушая душевное равновесие у зрителей, а затем дает своеобразное «очищение», разрядку, доставляя человеку облегчение, соединенное с чувством удовольствия.
4.2.2.Время на выполнение: 20 минут
4.2.3.Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
З 1. Знать специфику работы над различными литературными жанрами | - Правильность воспроизведения изучаемого материала; - способность наиболее полно представить все существенные характеристики жанрового своеобразия пьес. | «Отлично» при 90% правильных ответов; «хорошо» при 60% правильных ответов; «удовлетворительно» при 30% правильных ответов; «неудовлетворительно» при правильных ответах менее 30% |
5. Структура контрольных заданийдифференцированного зачёта
Задание № 1 - План экспликации
Студенту предлагается прочитать и проанализироватьписьменно одноактную пьесу по следующим параметрам:
- Сюжет произведения (краткий пересказ содержания)
- Фабула (концентрированный сюжет - в одном предложении)
- Тема (основная проблема) произведения
- Идея (главная мысль автора)
- Вычленение конфликтующихсторон, формулировка конфликта
- Композиционное строение пьесы
- Распределение текста по событиям
- Определение жанра произведения
Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
У 1.Уметь анализировать литературное или драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку. ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки. | - Обобщение содержащейся в тексте пьесы информации; - степень самостоятельности в выводах. | 2-5 баллов: «Отлично» – за овладение содержанием, в котором студент легко ориентируется, за умение связывать теорию с практикой и обосновывать свои суждения; «Хорошо» – если студент ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют некоторые неточности; «Удовлетворительно» – если студент излагает основные положения учебного материала неполно, непоследовательно, допускает неточности, не умеет обосновать свои суждения; «Неудовлетворительно» – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определение понятий, неуверенно излагает материал. |
Задание № 2: Определение жанра
Студенту предлагается определить по предложенным отрывкам из драматургическихпроизведений жанры пьес:
Эпизод I. Звонок в дверь. Надя открыла. Входит молодая женщина. Это Шура.
ШУРА. Здравствуйте.
НАДЯ. Здравствуйте.
ШУРА. Я жена Кирилла. Вы Надежда Георгиевна, Лидина сестра, да? Я догадалась. Будем знакомы. (Пожала руку Наде, говорит быстро и очень весело.) Вдруг предложили два билета на концерт. Надо бежать, а Кирилла нет. А я знаю, что он часто заходит к вам. Я даже поинтересовалась, где вы живете. Но вижу – только напрасно побеспокоила. Если разрешите, я посижу немного, отдышусь. А то у вас лестница…
НАДЯ. Конечно.
ШУРА. Здесь ли еще билеты? Такая рассеянная, то забуду ключи, то затеряю библиотечную книгу. Тетради – это у меня неразрешимая проблема. Один раз спутала – принесла в класс чужие тетради. Я работаю учительницей в школе. Так эти тетради буквально съедают все время, ничего не остается на воспитательную работу. Знаете, сейчас растет интересное поколение! Такие крохи – а уже с юмором! Учителя – серьезные люди, а ученики – юмористы. Отсюда сколько до Невского – минут двадцать? Хотя я без него все равно не пойду. Как-то пошла в кино одна – чуть не потеряла сознание от скуки. А он меня то и дело бросает на произвол судьбы.
НАДЯ. А у вас веселый характер.
ШУРА (смеется). Знаете, есть такая легенда: Тамерлан осадил один город, послал туда гонца, потребовал мешок золота. Дали. Еще раз послал гонца. Тот возвращается ни с чем: "Жители плачут, говорят – больше ничего нет".- "Ну, если плачут, значит, еще есть". И правда, собрали еще мешок. Тогда Тамерлан спрашивает: "Как там настроение?" Гонец говорит: "Смеются, песни поют".- "Ну, раз смеются, значит, действительно ничего не осталось". (Пауза.Как бы успокоенная, гостья тронула Надю рукой.) Это шутка… Ну, что же, концерт пропал. Может быть, и к лучшему, пойду домой, засяду за тетрадки. (Встала.) Тогда до свидания. Желаю творческих успехов.
НАДЯ. Подождите. Видите ли, Кирилл действительно довольно часто к нам заходит. Он дружит с Лидой, еще со школьных лет…
ШУРА. Я знаю, я знаю. Вы не понимаете, у нас с ним такие отношения, довольно свободные. Дело в том, что я сама мало куда хожу. И было бы глупо привязывать его к своей юбке. Я не люблю об этом говорить, но дело в том, что я быстро устаю, у меня неважное сердце.
НАДЯ. Мне кажется, Шура, что Кирилл больше сюда ходить не будет. Он ходит, собственно, к Лиде…
ШУРА (быстро). Ну да, я знаю, я знаю.
НАДЯ. А теперь они поссорились.
ШУРА. Это ерунда, все ссорятся.
НАДЯ. Нет, мне кажется, что они серьезно поссорились.
ШУРА. Это правда?
В прихожей послышались голоса Лиды и Кирилла.
НАДЯ. Во всяком случае, больше он сюда приходить не будет.
Кирилл и Лида вошли. Шура отвела глаза в сторону, молчит. Потом заторопилась.
ШУРА. Не удивляйся. Мне вдруг дали два билета в Филармонию, я думаю: где ты? Прибежала сюда, перепугала Надежду Георгиевну. Но теперь мы уже все равно опоздали. Даже к лучшему, пойду домой, засяду за тетрадки. Ты посиди здесь, отдохни, я тебя не тащу. А я побежала. (Наде.) Извините за непрошеное вторжение. У вас там не трудный замок? (Ушла.)
НАДЯ (Кириллу). Догони ее. Она здесь стоит, на улице. Иди.
КИРИЛЛ. Я вернусь.
ЛИДА. Завтра.
НАДЯ. Нет.
А.Володин. Драма «Старшая сестра».
Эпизод II:
Антигона
Ты слышала ль, сестра, о том, что ныне
Всем гражданам правитель повелел?
Иль, может быть, не знаешь ты, Исмена,
Что ждет друзей твоих судьба врагов?
Исмена
Ни горькая, ни сладостная весть,
С тех пор как брат убил в сраженье брата,
С тех пор как мы лишились в тот же день
Обоих. В ночь ушли войска аргосцев;
Не слышала я больше ничего -
Ни радости достойного, ни горя.
Антигона
Я позвала тебя за двери дома,
Чтоб говорить наедине с тобой.
Исмена
Какой полна ты думой сокровенной?
Антигона
Не повелел ли царь из наших братьев
Единого земле предать, лишив
Всех почестей другого? Этеокл
Священного обряда удостоен,
В подземный мир сошел и родным теням.
А между тем останки Полиника
Креонт велел не предавать земле
И, не почтив обрядом, не оплакав,
Не приютив в могиле, бедный труп
Покинуть хищным птицам на съеденье.
Так приказал наш добрый царь тебе -
И мне, увы! Провозгласить веленье
Он к нам идет. Что б ни было, закон
Исполнится, и будет непослушный
На площади побит камнями. Знаешь
Теперь ты все и показать должна,
Достойной ли от предков благородных,
Бесчестной ли от честных родилась.
Исмена
Но если царь велел, сестра, подумай, -
Смирюсь иль нет - что сделать я могу?
Антигона
Захочешь ли помочь мне в трудном деле?
Исмена
Свой замысел открой мне.
Антигона
Тело брата
Похоронить.
Исмена
Закон царя нарушить Посмеешь?
Антигона
Да. И если ты боишься, Одна исполню я обряд над милым.
Изменницей не назовут меня.
Софокл. Трагедия «Антигона».
Эпизод III:
ВЕРОЧКА. Ах, если бы приехал братец Николя! Но что это, папаша? Зачем вы здесь разложили ваши театральные вещи? Что это значит?
ЛИСИЧКИН (важно и с душевным вздохом). Дочь моя, все кончено. Взгляни на эту бумагу. (Вынув из кармана лист бумаги и качая головой, поет.)
Дитя мое, мой час пробил,
Я ждал, что мне дадут прибавку…
И вдруг нежданно получил
С печатью чистую отставку. (2 раза)
ВЕРОЧКА (ужасаясь). Возможно ли?
ЛИСИЧКИН.
Но не забудется вполне
Мой дар, талант мой исполинский…
И после смерти обо мне
Вздохнет театр Александринский. (2 раза)
ВЕРОЧКА. Вы в отставке… Да это невероятно! Ах, Боже мой! Да вы не соглашайтесь, не слушайте никого.
ЛИСИЧКИН. Да я и сам бы хотел служить, хотел умереть на сцене, да дирекция не позволяет.
ВЕРОЧКА. Да на что же это похоже? А я собиралась было дебютировать в вашем будущем бенефисе, надеялась сама поступить на сцену… Это ужасно… это убийственно. (Топает ногой и плачет.)
ЛИСИЧКИН. Утешься, дитя мое. Ты будешь дебютировать в другом роде: из девушки ты скоро сделаешься женой благородного человека. Уж дело решено. Убитый артист на все готов.
ВЕРОЧКА. Как! Что такое?
ЛИСИЧКИН. Да, да, радуйся! Акакий Назарыч недаром угощал меня обедами: он влюблен в тебя по уши… Помещик, двести душ, человек заслуженный – прапорщик в отставке. Это находка для дочери отставного артиста!
П.И.Григорьев. Водевиль «Дочь русского актёра»
Эпизод IV:
Г у с ь. Алла, люблю! Алла, вернись! Я тебе визу достану! Визу... (Ложится на ковер ничком.)
З о я. (А м е т и с т о в у) Успокаивай, успокаивай! (Исчезает.)
А м е т и с т о в. Коврик грязный! Все устроится. Одна она, что ли, на свете? Плюньте!
Она даже и не красива. Так, ординер*.*ordinaire - обычная (фр.).
Г у с ь. Скройся! Оставь меня одного. Я буду тосковать.
А м е т и с т о в. Отлично, потоскуйте. Я возле вас здесь ликерчик поставлю
и папироски. Потоскуйте. (Исчезает, закрыв двери.)
Г у с ь. Гусь тоскует. Ах, до чего Гусь тоскует! Отчего ты, Гусь, тоскуешь?
Оттого, что ты потерпел непоправимую драму. Ах, я, бедный Борис! Всего ты, Борис, достиг, чего
можно, и даже больше этого. И вот ядовитая любовь сразила Бориса и он лежит, как труп в пустыне, и где? На ковре публичного дома! Я, коммерческий директор! Алла, вернись!
Аметистов.(Из-за двери). Пардон-пардон. Тихонечко, а то внизу пролетариат слышит. (Скрывается.)
Г у с ь. Ах, я несчастный. Алла, вернись.
Херувим входит, крадучись.
Г у с ь. Уйди, я тоскую.
Х е р у в и м. Тоскуеси. Зацемтоскуеси? Ты очиньвазныи. Цеготоскуеси мало-мало?
Г у с ь. Не могу видеть ни одного человеческого лица, только ты один симпатичный.
Херувим, китайский человек. Печаль меня терзает, и от этого я нахожусь наковре.
Х е р у в и м.Пецаль? Я тозепицяль.
Г у с ь. Ах, китаец! Чего тебе печалиться? У тебя еще все впереди. Алла!
Х е р у в и м.Мадама обманула. Все мадамысибконехоросие мал-мало. Ну, сто? Другую мадамузабираись. Много мадама на Москве.
Г у с ь. Нет, не могу я себе достать другую мадаму!
Х е р у в и м. Тебе диенге нет?
Г у с ь. Ах ты, симпатичный китаец! Разве может быть такой случай на свете, чтобы Гусь не имел денег! Но вот одного не может голова придумать, как эти деньги превратить в любовь! Ах, китаец мой. На, смотри.
Х е р у в и м. Сикольки много цирвонцев.
Г у с ь. Утром получил пять тысяч, а вечером такой удар, от которого я свалился. Я лежу на большой дороге, и пусть каждый в побежденного Гуся плюет, как Гусь плюет на червонцы! Тьфу, тьфу!
Х е р у в и м. Плюесь деньги. Смесной. У тебя деньга есть, мадама нет. У меня мадама есть, деньга нет. Дай погладить цервонцы.
Г у с ь. Гладь.
Х е р у в и м. А, цирвонцики, цирвончики миленьки.
Г у с ь. Как мне забыться? Алла!
Херувим ударяет Гуся под лопатку ножом. Гусь умирает.
Х е р у в и м. Цирвонци. Теплы Санхай. (Усаживает Гуся в нише в качалку и дает в руки трубку.)
М.Булгаков. Трагикомедия «Зойкина квартира»
Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
З 1. Знатьспецифику работы над различными литературными жанрами. У 1. Уметьанализировать литературное или драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку | - Способность наиболее полно представить все существенные характеристики жанрового своеобразия пьес и вывести верный итог. | - «Отлично» - за 3 правильных ответа; - «хорошо» – за 2 правильных ответа; «удовлетворительно» - за 1 правильный ответ; - «неудовлетворительно» за неверные ответы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...
Программа дисциплины Основы теории драмы
Данная программа испотльзуется для обучения по виду "Театральное творчество" в ОУ СПО...
Контрольно-оценочные материалы по дисциплине ОП01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве по профессии Пекарь
Задание по Контрольной работе в виде тестов, вопросы для зачета....