Контрольно-оценочные средства дисциплины Основы теории драмы
учебно-методический материал

Морозова Вера Семеновна

Данные котрольно-оценочные средства используются в ОУ культуры СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_distsipliny_osnovy_teorii_dramy_dlya_ou_spo.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры, туризма и архивного дела  Республики Коми

ГПОУ  РК «Колледж культуры»

Комплект

контрольно-оценочных  средств

раздела «Основы теории драмы»

профессионального модуля

ПМ 01 Художественно-творческая деятельность

(МДК 01.03 Теоретическая подготовка)

Для обучающихсяпо специальности

51.02.01 Народное художественное творчество

по виду

Театральное творчество

(углубленная подготовка)

СЫКТЫВКАР

2018

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу раздела Основы теории драмы профессионального модуля ПМ 01Художественно-творческая деятельность (МДК 01.03 Теоретическая подготовка) для обучающихся по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество по виду Театральное творчество (углубленная подготовка).

Составитель:

Морозова Вера Семеновна    -     преподаватель ГПОУ РК «Колледж культуры»

Согласована

с педагогическим советом ГПОУ РК «Колледж культуры»

Протокол № 1 от «7» сентября 2018 г.

© ГПОУ РК «Колледж культуры» 2018

Общие положения

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена.

КОС разработаны на основании положений:

  • основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО

51.02.01Народное художественное творчествопо виду Театральное творчество;

  • рабочей программыраздела «Основы теории драмы»профессионального модуля ПМ 01Художественно-творческая деятельность.

Цель предметаОсновы теории драмы заключается в подготовке специалистов, владеющих методикой отбора драматургической основы для постановочной деятельностив Домах культуры и других досуговых центрах.

Задача её -  изучение специфики драматургического творчества.

В результате освоения модуля ПМ 01. Художественно-творческая деятельность будущийруководитель любительского театрального коллектива должен обладать

профессиональнымикомпетенциями:

  • ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

В результате освоения курса обучающийся должен:

уметь:

  • анализировать литературное или драматургическое произведение и  осуществлять  театральную постановку;

знать:

  • специфику работы над различными литературными жанрами.

2.  Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

У 1. Уметь анализировать литературное или драматургическое произведение и  осуществлять  театральную постановку

- Разбор внешней и внутренней структуры драматургического произведения для отбора репертуара и  реализации постановки.

З 1. Знать специфику работы над различными литературными жанрами

- Определение жанра драматургического и другого литературного произведения по специфическим признакам.

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

- Составление  планов  подготовки и реализации сценических постановок и художественных программ.

  1. Распределение оценивания результатов обучения

по видам контроля

Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

У 1.Уметьанализировать литературное или драматургическое произведение и  осуществлять  театральную постановку.

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

Задание №1

Тестирование

Дифференцированный зачёт

З 1. Знатьспецифику работы над различными литературными жанрами

Задание №2

Тестирование

Дифференцированный зачёт

  1. Структура контрольного задания

4.1 Наименование задания. Задание №1. Тестирование по разделу «Общая конструкция драмы».

4.1. 1. Текст задания

  • Назовите компоненты драматургического произведения, обозначенные Аристотелем.
  • Дайте определение термина «фабула».
  • Упорядочите организацию драматического сюжета по движению конфликта (обозначьте порядок по №№): развязка, эпилог, кульминация, завязка, экспозиция, развитие действия.
  • Укажите профессиональные термины для обозначения следующих понятий:

Понятие  из основ теории драмы

Термин из основ теории драмы

Противоборство между изображёнными в произведении характерами и обстоятельствами, служащее основой развития действия.  

Значимое соотношение частей художественного произведения. Это  способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение.

Точка зрения автора на изображаемую действительность, воплощённая в художественном образе

Крупные   действенные факты, составляющие историю взаимоотношений героев пьесы.

4.1.2.Время на выполнение: 25 минут

4.1.3. Перечень объектов контроля и оценки:

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

Оценка

У 1.Уметьанализировать литературное или драматургическое произведение и  осуществлять  театральную постановку.

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

- Умение выделять главное;

- степень самостоятельного переосмысления

материала;

- достаточная степень правильных ответов в %%

 «Отлично»

при 90% правильных ответов;

«хорошо»

при 60% правильных ответов; «удовлетворительно»

при 30% правильных ответов;

«неудовлетворительно» при правильных ответах менее 30%

4.2 Наименование задания. Задание №2: Тестирование  по разделу:«Виды классической драматургии. Жанры».

4.2.1.Текст задания:  выполнить тестовые задания:

1.Что такое жанр (подчеркните наиболее точное определение):

  • Разновидность сценического искусства.
  • Взгляд автора на действительность, эмоциональное отношение художника к жизни, выраженное в художественном образе.
  • Своеобразный эмоциональный приказ, которому подчиняется публика, настраиваемая театром на определенный лад.

2.Что такое трагедия (подчеркните наиболее точное определение):

  • Трагедия есть подражание действию важному и законченному посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение.
  • Трагедия есть пьеса, которая заканчивается гибелью героя.
  • Трагедия есть пьеса, финал которой известен абсолютному большинству зрителей.

3.Что такое комедия (подчеркните наиболее точное определение):

  • Вид драмы, в котором конфликт не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон, а борьба ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.
  • Вид драмы, в которой действует ловкий, хитрый, изворотливый, приспосабливающийся к обстоятельствам герой.
  • Пьеса, построенная на приёмах народного, площадного театра.

4.Какие приёмы комического эффекта вам известны (допишите): гипербола,

5.Объясните понятие «гротеск» (подчеркните наиболее точное определение):

  • Форма комического изображения – для выражения лёгкой насмешки.
  • Философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. 
  • Причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, где смешное и забавное неотделимо от страшного и зловещего.

6. Что означает выражение «иллюзия жизнеподобия»? В каких жанрах данная примета присутствует?

7.Какие приемы, использованные  А.П.Чеховым – драматургом, позволяют считать его многоактные пьесы  произведениями сложножанровыми:

  • Синтез психологической драмы и элементов комедии.
  • Сочетание социально-психологической правды с  условностью формальных приемов.
  • Отступление от психологической достоверности.
  • Использование гротеска.

8.Как в пьесе называются авторские комментарии(подчеркните):

Реплики. Ремарки. Диалоги.

9. Какой термин, какое понятие Аристотеля кроется под следующим тезисом:

Трагедия силой сценического искусства вызывает у зрителей чувства страха и сострадания, доводит эти аффекты до крайнего напряжения, нарушая душевное равновесие у зрителей, а затем дает своеобразное «очищение», разрядку, доставляя  человеку облегчение, соединенное с чувством удовольствия.

4.2.2.Время на выполнение: 20 минут

4.2.3.Перечень объектов контроля и оценки:

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

Оценка

З 1. Знать специфику работы над различными литературными жанрами

- Правильность воспроизведения изучаемого материала;

- способность наиболее полно представить все существенные характеристики жанрового своеобразия пьес.

«Отлично»

при 90% правильных ответов;

«хорошо»

при 60% правильных ответов; «удовлетворительно»

при 30% правильных ответов;

«неудовлетворительно» при правильных ответах менее 30%

5. Структура контрольных заданийдифференцированного зачёта

Задание № 1 - План экспликации

Студенту предлагается прочитать и проанализироватьписьменно одноактную пьесу по следующим параметрам:

  1. Сюжет произведения (краткий пересказ содержания)
  2. Фабула (концентрированный сюжет -  в одном предложении)
  3. Тема (основная проблема) произведения
  4. Идея (главная мысль автора)
  5. Вычленение конфликтующихсторон, формулировка конфликта
  6. Композиционное строение пьесы
  7. Распределение текста по событиям
  8. Определение жанра произведения

Перечень объектов контроля и оценки:

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

Оценка

У 1.Уметь анализировать литературное или драматургическое произведение и  осуществлять театральную постановку.

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

- Обобщение  содержащейся в тексте пьесы информации;

- степень самостоятельности в выводах.

2-5 баллов:

«Отлично» – за овладение содержанием, в котором студент легко ориентируется, за умение связывать теорию с практикой и обосновывать свои суждения;

«Хорошо» – если студент ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют некоторые неточности;

«Удовлетворительно» – если студент излагает основные положения учебного материала неполно, непоследовательно, допускает неточности, не умеет обосновать свои суждения;

«Неудовлетворительно» – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определение понятий, неуверенно излагает материал.

Задание № 2: Определение жанра

Студенту предлагается  определить по предложенным отрывкам из драматургическихпроизведений жанры пьес:

Эпизод I. Звонок в дверь. Надя открыла. Входит молодая женщина. Это Шура.

ШУРА. Здравствуйте.

НАДЯ. Здравствуйте.

ШУРА. Я жена Кирилла. Вы Надежда Георгиевна, Лидина сестра, да? Я догадалась. Будем знакомы. (Пожала руку Наде, говорит быстро и очень весело.) Вдруг предложили два билета на концерт. Надо бежать, а Кирилла нет. А я знаю, что он часто заходит к вам. Я даже поинтересовалась, где вы живете. Но вижу – только напрасно побеспокоила. Если разрешите, я посижу немного, отдышусь. А то у вас лестница…        

НАДЯ. Конечно.

ШУРА. Здесь ли еще билеты? Такая рассеянная, то забуду ключи, то затеряю библиотечную книгу. Тетради – это у меня неразрешимая проблема. Один раз спутала – принесла в класс чужие тетради. Я работаю учительницей в школе. Так эти тетради буквально съедают все время, ничего не остается на воспитательную работу. Знаете, сейчас растет интересное поколение! Такие крохи – а уже с юмором! Учителя – серьезные люди, а ученики – юмористы. Отсюда сколько до Невского – минут двадцать? Хотя я без него все равно не пойду. Как-то пошла в кино одна – чуть не потеряла сознание от скуки. А он меня то и дело бросает на произвол судьбы.

НАДЯ. А у вас веселый характер.

ШУРА (смеется). Знаете, есть такая легенда: Тамерлан осадил один город, послал туда гонца, потребовал мешок золота. Дали. Еще раз послал гонца. Тот возвращается ни с чем: "Жители плачут, говорят – больше ничего нет".- "Ну, если плачут, значит, еще есть". И правда, собрали еще мешок. Тогда Тамерлан спрашивает: "Как там настроение?" Гонец говорит: "Смеются, песни поют".- "Ну, раз смеются, значит, действительно ничего не осталось". (Пауза.Как бы успокоенная, гостья тронула Надю рукой.) Это шутка… Ну, что же, концерт пропал. Может быть, и к лучшему, пойду домой, засяду за тетрадки. (Встала.) Тогда до свидания. Желаю творческих успехов.

НАДЯ. Подождите. Видите ли, Кирилл действительно довольно часто к нам заходит. Он дружит с Лидой, еще со школьных лет…

ШУРА. Я знаю, я знаю. Вы не понимаете, у нас с ним такие отношения, довольно свободные. Дело в том, что я сама мало куда хожу. И было бы глупо привязывать его к своей юбке. Я не люблю об этом говорить, но дело в том, что я быстро устаю, у меня неважное сердце.

НАДЯ. Мне кажется, Шура, что Кирилл больше сюда ходить не будет. Он ходит, собственно, к Лиде…

ШУРА (быстро). Ну да, я знаю, я знаю.

НАДЯ. А теперь они поссорились.

ШУРА. Это ерунда, все ссорятся.

НАДЯ. Нет, мне кажется, что они серьезно поссорились.

ШУРА. Это правда?

В прихожей послышались голоса Лиды и Кирилла.

НАДЯ. Во всяком случае, больше он сюда приходить не будет.

Кирилл и Лида вошли. Шура отвела глаза в сторону, молчит. Потом заторопилась.

ШУРА. Не удивляйся. Мне вдруг дали два билета в Филармонию, я думаю: где ты? Прибежала сюда, перепугала Надежду Георгиевну. Но теперь мы уже все равно опоздали. Даже к лучшему, пойду домой, засяду за тетрадки. Ты посиди здесь, отдохни, я тебя не тащу. А я побежала. (Наде.) Извините за непрошеное вторжение. У вас там не трудный замок? (Ушла.)

НАДЯ (Кириллу). Догони ее. Она здесь стоит, на улице. Иди.

КИРИЛЛ. Я вернусь.

ЛИДА. Завтра.

НАДЯ. Нет.

А.Володин. Драма «Старшая сестра».

Эпизод II:

Антигона

       Ты слышала ль, сестра, о том, что ныне

                   Всем гражданам правитель повелел?

                   Иль, может быть, не знаешь ты, Исмена,

                   Что ждет друзей твоих судьба врагов?

Исмена

                  Ни горькая, ни сладостная весть,

                   С тех пор как брат убил в сраженье брата,

                   С тех пор как мы лишились в тот же день

                   Обоих. В ночь ушли войска аргосцев;

                   Не слышала я больше ничего -

                   Ни радости достойного, ни горя.

Антигона

                   Я позвала тебя за двери дома,

                   Чтоб говорить наедине с тобой.

Исмена

                   Какой полна ты думой сокровенной?

Антигона

                   Не повелел ли царь из наших братьев

        Единого земле предать, лишив

                   Всех почестей другого? Этеокл

                   Священного обряда удостоен,

                   В подземный мир сошел и родным теням.

                   А между тем останки Полиника

Креонт велел не предавать земле

                   И, не почтив обрядом, не оплакав,

                   Не приютив в могиле, бедный труп

                   Покинуть хищным птицам на съеденье.

                  Так приказал наш добрый царь тебе -

                   И мне, увы! Провозгласить веленье

                   Он к нам идет. Что б ни было, закон

                   Исполнится, и будет непослушный

                   На площади побит камнями. Знаешь

                   Теперь ты все и показать должна,

        Достойной ли от предков благородных,

                   Бесчестной ли от честных родилась.

Исмена

                   Но если царь велел, сестра, подумай, -

        Смирюсь иль нет - что сделать я могу?

Антигона

                   Захочешь ли помочь мне в трудном деле?

Исмена

                   Свой замысел открой мне.

Антигона

                                            Тело брата

                   Похоронить.

Исмена

                               Закон царя нарушить Посмеешь?

Антигона

Да. И если ты боишься, Одна исполню я обряд над милым.

Изменницей не назовут меня.

Софокл. Трагедия «Антигона».

Эпизод III:

ВЕРОЧКА. Ах, если бы приехал братец Николя! Но что это, папаша? Зачем вы здесь разложили ваши театральные вещи? Что это значит?

ЛИСИЧКИН (важно и с душевным вздохом). Дочь моя, все кончено. Взгляни на эту бумагу. (Вынув из кармана лист бумаги и качая головой, поет.)

Дитя мое, мой час пробил,

Я ждал, что мне дадут прибавку…

И вдруг нежданно получил

С печатью чистую отставку. (2 раза)

ВЕРОЧКА (ужасаясь). Возможно ли?

ЛИСИЧКИН.

Но не забудется вполне

Мой дар, талант мой исполинский…

И после смерти обо мне

Вздохнет театр Александринский. (2 раза)

ВЕРОЧКА. Вы в отставке… Да это невероятно! Ах, Боже мой! Да вы не соглашайтесь, не слушайте никого.

ЛИСИЧКИН. Да я и сам бы хотел служить, хотел умереть на сцене, да дирекция не позволяет.

ВЕРОЧКА. Да на что же это похоже? А я собиралась было дебютировать в вашем будущем бенефисе, надеялась сама поступить на сцену… Это ужасно… это убийственно. (Топает ногой и плачет.)

ЛИСИЧКИН. Утешься, дитя мое. Ты будешь дебютировать в другом роде: из девушки ты скоро сделаешься женой благородного человека. Уж дело решено. Убитый артист на все готов.

ВЕРОЧКА. Как! Что такое?

ЛИСИЧКИН. Да, да, радуйся! Акакий Назарыч недаром угощал меня обедами: он влюблен в тебя по уши… Помещик, двести душ, человек заслуженный – прапорщик в отставке. Это находка для дочери отставного артиста!

П.И.Григорьев. Водевиль «Дочь русского актёра»

Эпизод IV:

Г у с ь. Алла, люблю! Алла, вернись! Я тебе визу достану! Визу... (Ложится на ковер ничком.)

З о я. (А м е т и с т о в у) Успокаивай, успокаивай! (Исчезает.)

А м е т и с т о в. Коврик грязный! Все устроится. Одна она, что ли, на свете? Плюньте!

Она даже и не красива. Так, ординер*.*ordinaire - обычная (фр.).

Г у с ь. Скройся! Оставь меня одного. Я буду тосковать.

А м е т и с т о в. Отлично, потоскуйте. Я возле вас здесь ликерчик поставлю

и папироски. Потоскуйте. (Исчезает, закрыв двери.)

Г у с ь. Гусь тоскует. Ах, до чего Гусь тоскует! Отчего ты, Гусь, тоскуешь?

Оттого, что ты потерпел непоправимую драму. Ах, я, бедный Борис! Всего ты, Борис, достиг, чего

можно, и даже больше этого. И вот ядовитая любовь сразила Бориса и он лежит, как труп в пустыне, и где? На ковре публичного дома! Я, коммерческий директор! Алла, вернись!

Аметистов.(Из-за двери). Пардон-пардон. Тихонечко, а то внизу пролетариат слышит. (Скрывается.)

Г у с ь. Ах, я несчастный. Алла, вернись.

Херувим входит, крадучись.

Г у с ь. Уйди, я тоскую.

Х е р у в и м. Тоскуеси. Зацемтоскуеси? Ты очиньвазныи. Цеготоскуеси мало-мало?

Г у с ь. Не могу видеть ни одного человеческого лица, только ты один симпатичный.

Херувим, китайский человек. Печаль меня терзает, и от этого я нахожусь наковре.

Х е р у в и м.Пецаль? Я тозепицяль.

Г у с ь. Ах, китаец! Чего тебе печалиться? У тебя еще все впереди. Алла!

Х е р у в и м.Мадама обманула. Все мадамысибконехоросие мал-мало. Ну, сто? Другую мадамузабираись. Много мадама на Москве.

Г у с ь. Нет, не могу я себе достать другую мадаму!

Х е р у в и м. Тебе диенге нет?

Г у с ь. Ах ты, симпатичный китаец! Разве может быть такой случай на свете, чтобы Гусь не имел денег! Но вот одного не может голова придумать, как эти деньги превратить в любовь! Ах, китаец мой. На, смотри.

Х е р у в и м. Сикольки много цирвонцев.

Г у с ь. Утром получил пять тысяч, а вечером такой удар, от которого я свалился. Я лежу на большой дороге, и пусть каждый в побежденного Гуся плюет, как Гусь плюет на червонцы! Тьфу, тьфу!

Х е р у в и м. Плюесь деньги. Смесной. У тебя деньга есть, мадама нет. У меня мадама есть, деньга нет. Дай погладить цервонцы.

Г у с ь. Гладь.

Х е р у в и м. А, цирвонцики, цирвончики миленьки.

Г у с ь. Как мне забыться? Алла!

Херувим ударяет Гуся под лопатку ножом. Гусь умирает.

Х е р у в и м. Цирвонци. Теплы Санхай. (Усаживает Гуся в нише в качалку и дает в руки трубку.)

М.Булгаков. Трагикомедия «Зойкина квартира»

Перечень объектов контроля и оценки:

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

Оценка

З 1. Знатьспецифику

работы над различными литературными жанрами.

У 1. Уметьанализировать литературное или драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку

- Способность наиболее полно представить все существенные характеристики жанрового своеобразия пьес

и вывести верный итог.

- «Отлично» - за 3 правильных ответа;

- «хорошо» – за 2 правильных ответа;

«удовлетворительно» - за 1 правильный ответ;

- «неудовлетворительно» за неверные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...

Программа дисциплины Основы теории драмы

Данная программа испотльзуется для обучения по виду "Театральное творчество" в ОУ СПО...