ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ПРОФЕССИИ «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ» НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНИКА».
статья
Рассматриваются требования к освоению профессии, общие и профессиональные компетенции, формы, методы, технологии обучения инвалидов и ЛОВЗ на примере освоения дисциплины «Организационная техника».
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональная реабилитация инвалидов, профессиональные компетенции, лица с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376, УДК 377
ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ПРОФЕССИИ «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ» НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНИКА».
Кондрашев А.П.
преподаватель
Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное профессиональное образовательное учреждение - техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр»
Аннотация. Рассматриваются требования к освоению профессии, общие и профессиональные компетенции, формы, методы, технологии обучения инвалидов и ЛОВЗ на примере освоения дисциплины «Организационная техника».
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональная реабилитация инвалидов, профессиональные компетенции, лица с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время при трудоустройстве инвалиды, а также лица, имеющие ограничения по здоровью, оказываются в более сложном положении в связи с тем, что они нуждаются в мероприятиях по профессиональной реабилитации, включающей в себя обучение в специально-созданных условиях.
Современный рынок труда требует специалистов высокой квалификации, что влечет за собой повышения требований к уровню подготовки специалистов и качеству их обучения.
Профессиональная реабилитация – это комплекс услуг, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, на максимально возможное включение в трудовую деятельность с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций организма и ограничений к трудовой деятельности с целью достижения им конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество.
СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» предлагает для инвалидов возможность прохождения профессиональной реабилитации, включающей в себя профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и содействие трудоустройству. В период обучения обеспечивается постоянное социально-психологическое, социально-педагогическое и медицинское сопровождение, которое включает в себя:
- проведение социального и психологического обследования;
- планирование и реализация мероприятий по социальной реабилитации;
- участие в культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- сопровождение специалистами реабилитационных команд;
- определение необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута;
- применение элементов дистанционного обучения и ЭОР;
- тьюторское и педагогическое сопровождение;
- помощь в реализации личных профессиональных проектов и планов обучающихся;
- планирование и реализация мероприятий по психологической реабилитации обучающихся;
- занятия в группах и индивидуально для проведения психокоррекции, повышения мотивации, самоопределения, психологической разгрузки, самопрезентации, подготовки к трудоустройству;
- психологическая поддержка всех участников образовательного процесса, в том числе педагогов по вопросам поведения и личностных особенностей обучающихся;
- программы дополнительного образования и т.д.
Программа обучения по профессии «Делопроизводитель» включает предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 639 (ред. от 17.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 034700.03 Делопроизводитель" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29509)) ознакомление и получение навыков работы с целым рядом современной организационной техники.
Область профессиональной деятельности выпускников профессии «Делопроизводитель» включает в себя выполнение организационно-технических функций по документационному обеспечению деятельности учреждений, организаций, фирм разных сфер и разных форм собственности.
Обучающийся по этой профессии готовится к следующим видам деятельности: документационное обеспечение деятельности организации, документирование и организационная обработка документов. Поэтому согласно требованиям к результатам освоения основной должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами и т.д.
Выпускник, закончивший обучение по этой основной профессиональной образовательной программе, должен обладать профессиональными компетенциями, позволяющими осуществлять работу, связанную с документационным обеспечением деятельности организации: принимать и регистрировать поступающую корреспонденцию, направлять ее в структурные подразделения организации, рассматривать документы и передавать их на исполнение с учетом резолюции руководителей организации, вести картотеку учета прохождения документальных материалов, отправлять исполненную документацию адресатам с применением современных видов организационной техники, документировать и проводить организационную обработку документов, готовить и передавать документы на архивное хранение, обеспечивать сохранность архивных документов в организации.
В результате изучения дисциплины ОП.04 «Организационная техника» общепрофессионального цикла обучающийся должен уметь эффективно использовать основные виды организационной техники в собственной деятельности; знать средства хранения, поиска и транспортирования документов; определение, назначение средств оргтехники. Таким образом, должны быть формироваться следующие компетенции ОК 1 – 7, ПК 1.1 – 1.7
Факторами, с помощью которых может быть определен уровень сформированности профессиональных компетенций, могут быть:
- уровень мотивации, выраженности профессиональной направленности и профессионально значимых качеств специалиста;
- уровень фундаментальной (базовой) подготовки;
- уровень активности деятельности по самообразованию;
- уровень имеющихся и полученных знаний и навыков в области будущей профессиональной деятельности;
- практический опыт;
- уровень психологической готовности к профессиональной деятельности, необходимость дополнительных мероприятий, сопровождения.
Учебный методический комплекс по данной дисциплине направлен на изучение, отработку и, следовательно, приобретение обучающимися предусмотренных профессиональных знаний и компетенций по умению эффективно использовать различные приемы работы на основных видах организационной техники в собственной профессиональной деятельности.
При проведении занятий большое внимание уделяется индивидуальному подходу к обучающимся, основанному на результатах первичной диагностики, наблюдением за ними в период обучения, обеспечению их эффективной самостоятельной работы в сочетании с руководством ею со стороны преподавателей, привлечение сопровождающих специалистов. Для выполнения поставленных задач предусматривается реализация компетентностного подхода при использовании в образовательном процессе активных форм проведения занятий, применение электронных образовательных ресурсов, (в некоторых случаях - элементов дистанционного обучения), деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов. Большое внимание уделяется анализу возможных производственных ситуаций, рассматриваются варианты решения поставленных задач. Групповые дискуссии позволяют обучающимся высказать и обосновать свое мнение, научиться слушать аргументы другого, делать выводы, принимать решения и выполнять поставленную задачу иногда и в условиях ограниченного времени. Все это в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой нацелено на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Контингент обучающихся группы, как правило, неоднороден. Поэтому, для выполнения учебной программы необходимо уделять внимание каждому с учетом его возраста, уровня образования, имеющегося опыта трудовой деятельности, особенностей заболевания и готовности и мотивации к обучению. Все это влечет за собой адаптацию подачи учебного материала, применению соответствующих технических средств и подбора практических заданий.
При проведении практических занятий используется интерактивное оборудование, возможности сети Internet, что позволяет улучшить наглядность учебного материала, ролевые игры, выполнение заданий в группе, применение различных видов оргтехники для решения поставленной задачи.
Применение в учебном процессе интерактивных досок повышает уровень восприятия обучающимися учебного материала и позволяет проиллюстрировать подготовленные преподавателем материалы в виде презентаций, видеофильмов, фотографий экранов, фрагментов и целых функционирующих программ, что дало возможность использовать ранее наработанные материалы. Это важно при изучении оргтехники, несколько поколений которой может использоваться в различных офисах.
Как показывает практика проведения занятий такой подход к обучению повышает интерес у обучающихся, а также повышает мотивацию к овладению профессиональными навыками.
В оборудованных локальной вычислительной сетью, интерактивными досками, оргтехникой, кабинетах занятия проводятся с использованием современных технических и программных средств. Лекционный материал, ЭОР, офисное оборудование, компьютеры, отвечающие требованиям работы с аудио, графической и видеоинформацией находящиеся в кабинетах позволяют обучающимся не только получить представление о возможностях оборудования и ряда программ, но и освоить навыки работы с ними, позволяя выбрав нужное оборудование, быстрее и более четко выполнять и отрабатывать необходимые действия. Так, например, при прохождении тем, которые связаны работой при освоении обучающимися программы FineReader преподаватель не только имеет возможность рассказать назначение элементов управления или ход проведения манипуляции, но и одновременно показывать реальный вид рабочего поля экрана, при работе программы, включая форму и положение курсора. В ходе такого занятия обучающимся проще повторить показанные действия на своих персональных компьютерах, т.к. на интерактивной доске были видны все детали и особенности, отражающееся на рабочем поле компьютера, таким образом. проведения занятий с использованием интерактивной доски легче вырабатываются и закрепляются навыки работы с программным пакетом.
Наглядная подача материала способствует активному восприятию материала и позволяет увереннее находить решение для поставленной задачи. При демонстрации этапов выполнения примерного практического задания обучающиеся лучше выполняют необходимые операции.
Свою роль в улучшении знаний и навыков играют методика и форма представления материала и средств контроля результатов обучения.
Комплексное обновление аппаратного и программного обеспечения, наряду с обновлением методического обеспечения учебного процесса способствует качественному улучшению обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями, лучшей выработке навыков цифровой обработки информации и большей привлекательности профессии.
Кроме этого, специфика данной дисциплины заключается в том, что организационная техника постоянно совершенствуется, все охватить невозможно, и целью обучения является не только научить пользоваться определенным набором технических и программных средств для повышения эффективности и удобства своей работы, но и самостоятельно осваивать новые, незнакомые, основываясь на полученных ранее знаниях и опыте своей деятельности.
Современное профессионального образования предусматривает формирование у выпускников не только определенного набора профессиональных компетенций, но и определяет необходимость развития обучаемых как активных и инициативных членов социальной жизни. Формирование социальной компетентности в учебном процессе должно содействовать обучению социальному взаимодействию и готовить к конструктивному профессиональному общению.
Практическая направленность обучения, в том числе, включает в себя решение нестандартно поставленных задач, аналитическую работу, вариативность решения задач, взаимопомощь, работу в команде. Применяемые формы и методы обучения помогают нашим обучающимся развивать понимание мотивов действий других людей, мотивировать себя к действию, оценить свою компетентность в процессе работы над заданием, а также способствуют проявлению инициативы и творчества при выполнении задания, выработке умения обосновывать свое решение, убеждать и прислушиваться к предложениям других, представлять полученные результаты.
Таким образом, СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр», являясь образовательным учебным заведением, в своей деятельности использует современные подходы к развитию образования, направленные на
- личностно-ориентированное образование,
- деятельностный подход,
- реализацию развивающего обучения,
- персонализацию и индивидуализацию обучения,
- культуросообразную, духовно-нравственную и реабилитационную ориентацию учебного процесса,
- конструирование образовательных сред взамен прямой трансляции знаний,
- реалистичность и социализацию обучения,
- деятельностное содержание, информатизацию и компьютеризацию, включая освоение и использование новейших средств сети Интернет.
Результат профессиональной реабилитации инвалидов зависит от проведения мероприятий, способствующих созданию особых условий при получении им профессионального образования, освоения общих и профессиональных компетенции, оптимальной коррекции профпланов.
Накопленный опыт преподавательской деятельности позволяет повысить мотивацию обучающихся к получению знаний, навыков и освоению работы с современной оргтехникой. Применяемые формы и методы обучения, индивидуальный подход помогают получить хорошие результаты в освоении данной дисциплины.
Критерием оценки эффективности проведенной профессиональной реабилитации является трудоустройство инвалида на открытом рынке труда или дальнейшее его обучение по программам более высокого профессионального уровня с учетом потребностей и индивидуального выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-217402-1362826033.jpg)
Рабочая учебная программа по дисциплине "Организационная техника"
СОДЕРЖАНИЕПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...
Рабочая программа по дисциплине "Организационная техника" для специальности 034700.02 «Архивариус»
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО 034700.02 «Архивариус»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692372-1445328015.jpg)
Презентация лекции "Разработка должностной инструкции делопроизводителя" по дисциплине "Выполнение работ по профессии делопроизводитель"
Презентация - опорный конспект лекции "Разработка должностной инструкции делопроизводителя" по дисциплине "Выполнение работ по профессии делопроизводитель" для студентов II курса колледжа, обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-373886-1469101812.jpg)
Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/06/picture-804659-1470496995.jpg)
Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ПОО
В предлагаемой таблице содержится информация о видах контроля, его назначении и специфике в рамках освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ адаптированных образовательных программ (АОП) в профе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-839932-1579669858.jpg)
План конспект выполнения учебно – производственной работы по теме: «Оформление и заполнение трудовой книжки»2 курс обучения ПО ПРОФЕССИ "Делопроизводитель"
Одним из самых важных элементов кадрового делопроизводства является трудовая книжка работника организации. Любое перемещение работника в трудовом пространстве должно быть зафиксировано и грамотно офор...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/27/picture-793377-1619536135.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.4 «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНИКА» по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 46.01.03 Делопроизводитель
Рабочая программа – является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО в соответствии с ФГОС по профессии 46.01.03 Делопроизводитель. Рабочая программа мож...