ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ПРОФЕССИИ «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ» НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНИКА».
статья

Кондрашев Андрей Петрович

Рассматриваются требования к освоению профессии, общие и профессиональные компетенции, формы, методы, технологии обучения инвалидов и ЛОВЗ на примере освоения дисциплины «Организационная техника».

 

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональная реабилитация инвалидов, профессиональные компетенции, лица с ограниченными возможностями здоровья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_obucheniya_invalidov.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376, УДК 377

ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ПРОФЕССИИ «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ» НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНИКА».

Кондрашев А.П.

преподаватель

Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное профессиональное образовательное учреждение - техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр»

Аннотация. Рассматриваются требования к освоению профессии, общие и профессиональные компетенции, формы, методы, технологии обучения инвалидов и ЛОВЗ на примере освоения дисциплины «Организационная техника».

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональная реабилитация инвалидов, профессиональные компетенции, лица с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время при трудоустройстве инвалиды, а также лица, имеющие ограничения по здоровью, оказываются в более сложном положении в связи с тем, что они нуждаются в мероприятиях по профессиональной реабилитации, включающей в себя обучение в специально-созданных условиях.

Современный рынок труда требует специалистов высокой квалификации, что влечет за собой повышения требований к уровню подготовки специалистов и качеству их обучения.

Профессиональная реабилитация –  это комплекс услуг, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, на максимально возможное включение в трудовую деятельность с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций организма и ограничений к трудовой деятельности с целью достижения им конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество.

СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» предлагает для инвалидов возможность прохождения профессиональной реабилитации, включающей в себя профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и содействие трудоустройству. В период обучения обеспечивается постоянное социально-психологическое, социально-педагогическое и медицинское сопровождение, которое включает в себя:

  • проведение социального и психологического обследования;
  • планирование и реализация мероприятий по социальной реабилитации;
  • участие в культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
  • сопровождение специалистами реабилитационных команд;
  • определение необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута;
  • применение элементов дистанционного обучения и ЭОР;
  • тьюторское и педагогическое сопровождение;
  • помощь в реализации личных профессиональных проектов и планов обучающихся;
  • планирование и реализация мероприятий по психологической реабилитации обучающихся;
  • занятия в группах и индивидуально для проведения психокоррекции, повышения мотивации, самоопределения, психологической разгрузки, самопрезентации, подготовки к трудоустройству;
  • психологическая поддержка всех участников образовательного процесса, в том числе педагогов по вопросам поведения и личностных особенностей обучающихся;
  • программы дополнительного образования и т.д.

Программа обучения по профессии «Делопроизводитель» включает предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 639 (ред. от 17.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 034700.03 Делопроизводитель" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29509)) ознакомление и получение навыков работы с целым рядом современной организационной техники.

Область профессиональной деятельности выпускников профессии «Делопроизводитель» включает в себя выполнение организационно-технических функций по документационному обеспечению деятельности учреждений, организаций, фирм разных сфер и разных форм собственности.

Обучающийся по этой профессии готовится к следующим видам деятельности: документационное обеспечение деятельности организации, документирование и организационная обработка документов. Поэтому согласно требованиям к результатам освоения основной должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами и т.д.

Выпускник, закончивший обучение по этой основной профессиональной образовательной программе, должен обладать профессиональными компетенциями, позволяющими осуществлять работу, связанную с документационным обеспечением деятельности организации: принимать и регистрировать поступающую корреспонденцию, направлять ее в структурные подразделения организации, рассматривать документы и передавать их на исполнение с учетом резолюции руководителей организации, вести картотеку учета прохождения документальных материалов, отправлять исполненную документацию адресатам с применением современных видов организационной техники, документировать и проводить организационную обработку документов, готовить и передавать документы на архивное хранение, обеспечивать сохранность архивных документов в организации.

В результате изучения дисциплины ОП.04 «Организационная техника» общепрофессионального цикла обучающийся должен уметь эффективно использовать основные виды организационной техники в собственной деятельности; знать средства хранения, поиска и транспортирования документов; определение, назначение средств оргтехники. Таким образом, должны быть формироваться следующие компетенции ОК 1 – 7, ПК 1.1 – 1.7

Факторами, с помощью которых может быть определен уровень сформированности профессиональных компетенций, могут быть:

  • уровень мотивации, выраженности профессиональной направленности и профессионально значимых качеств специалиста;
  • уровень фундаментальной (базовой) подготовки;
  • уровень активности деятельности по самообразованию;
  • уровень имеющихся и полученных знаний и навыков в области будущей профессиональной деятельности;
  • практический опыт;
  • уровень психологической готовности к профессиональной деятельности, необходимость дополнительных мероприятий, сопровождения.

Учебный методический комплекс по данной дисциплине направлен на изучение, отработку и, следовательно, приобретение обучающимися предусмотренных профессиональных знаний и компетенций по умению эффективно использовать различные приемы работы на основных видах организационной техники в собственной профессиональной деятельности.

При проведении занятий большое внимание уделяется индивидуальному подходу к обучающимся, основанному на результатах первичной диагностики, наблюдением за ними в период обучения, обеспечению их эффективной самостоятельной работы в сочетании с руководством ею со стороны преподавателей, привлечение сопровождающих специалистов. Для выполнения поставленных задач предусматривается реализация компетентностного подхода при использовании в образовательном процессе активных форм проведения занятий, применение электронных образовательных ресурсов, (в некоторых случаях - элементов дистанционного обучения), деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов. Большое внимание уделяется анализу возможных производственных ситуаций, рассматриваются варианты решения поставленных задач. Групповые дискуссии позволяют обучающимся высказать и обосновать свое мнение, научиться слушать аргументы другого, делать выводы, принимать решения и выполнять поставленную задачу иногда и в условиях ограниченного времени. Все это в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой нацелено на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Контингент обучающихся группы, как правило, неоднороден. Поэтому, для выполнения учебной программы необходимо уделять внимание каждому с учетом его возраста, уровня образования, имеющегося опыта трудовой деятельности, особенностей заболевания и готовности и мотивации к обучению. Все это влечет за собой адаптацию подачи учебного материала, применению соответствующих технических средств и подбора практических заданий.

При проведении практических занятий используется интерактивное оборудование, возможности сети Internet, что позволяет улучшить наглядность учебного материала, ролевые игры, выполнение заданий в группе, применение различных видов оргтехники для решения поставленной задачи.

Применение в учебном процессе интерактивных досок повышает уровень восприятия обучающимися учебного материала и позволяет проиллюстрировать подготовленные преподавателем материалы в виде презентаций, видеофильмов, фотографий экранов, фрагментов и целых функционирующих программ, что дало возможность использовать ранее наработанные материалы. Это важно при изучении оргтехники, несколько поколений которой может использоваться в различных офисах.

Как показывает практика проведения занятий такой подход к обучению повышает интерес у обучающихся, а также повышает мотивацию к овладению профессиональными навыками.

В оборудованных локальной вычислительной сетью, интерактивными досками, оргтехникой, кабинетах занятия проводятся с использованием современных технических и программных средств. Лекционный материал, ЭОР, офисное оборудование, компьютеры, отвечающие требованиям работы с аудио, графической и видеоинформацией находящиеся в кабинетах позволяют обучающимся не только получить представление о возможностях оборудования и ряда программ, но и освоить навыки работы с ними, позволяя выбрав нужное оборудование, быстрее и более четко выполнять и отрабатывать необходимые действия. Так, например, при прохождении тем, которые связаны работой при освоении обучающимися программы FineReader преподаватель не только имеет возможность рассказать назначение элементов управления или ход проведения манипуляции, но и одновременно показывать реальный вид рабочего поля экрана, при работе программы, включая форму и положение курсора. В ходе такого занятия обучающимся проще повторить показанные действия на своих персональных компьютерах, т.к. на интерактивной доске были видны все детали и особенности, отражающееся на рабочем поле компьютера, таким образом. проведения занятий с использованием интерактивной доски легче вырабатываются и закрепляются навыки работы с программным пакетом.

Наглядная подача материала способствует активному восприятию материала и позволяет увереннее находить решение для поставленной задачи. При демонстрации этапов выполнения примерного практического задания обучающиеся лучше выполняют необходимые операции.

Свою роль в улучшении знаний и навыков играют методика и форма представления материала и средств контроля результатов обучения.

Комплексное обновление аппаратного и программного обеспечения, наряду с обновлением методического обеспечения учебного процесса способствует качественному улучшению обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями, лучшей выработке навыков цифровой обработки информации и большей привлекательности профессии.

Кроме этого, специфика данной дисциплины заключается в том, что организационная техника постоянно совершенствуется, все охватить невозможно, и целью обучения является не только научить пользоваться определенным набором технических и программных средств для повышения эффективности и удобства своей работы, но и самостоятельно осваивать новые, незнакомые, основываясь на полученных ранее знаниях и опыте своей деятельности.

Современное профессионального образования предусматривает формирование у выпускников не только определенного набора профессиональных компетенций, но и определяет необходимость развития обучаемых как активных и инициативных членов социальной жизни. Формирование социальной компетентности в учебном процессе должно содействовать обучению социальному взаимодействию и готовить к конструктивному профессиональному общению.

Практическая направленность обучения, в том числе, включает в себя решение нестандартно поставленных задач, аналитическую работу, вариативность решения задач, взаимопомощь, работу в команде. Применяемые формы и методы обучения помогают нашим обучающимся развивать понимание мотивов действий других людей, мотивировать себя к действию, оценить свою компетентность в процессе работы над заданием, а также способствуют проявлению инициативы и творчества при выполнении задания, выработке умения обосновывать свое решение, убеждать и прислушиваться к предложениям других, представлять полученные результаты.

Таким образом, СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр», являясь образовательным учебным заведением, в своей деятельности использует современные подходы к развитию образования, направленные на

  • личностно-ориентированное образование,
  • деятельностный подход,
  • реализацию развивающего обучения,
  • персонализацию и индивидуализацию обучения,
  • культуросообразную, духовно-нравственную и реабилитационную ориентацию учебного процесса,
  •  конструирование образовательных сред взамен прямой трансляции знаний,
  • реалистичность и социализацию обучения,
  • деятельностное содержание, информатизацию и компьютеризацию, включая освоение и использование новейших средств сети Интернет.

Результат профессиональной реабилитации инвалидов зависит от проведения мероприятий, способствующих созданию особых условий при получении им профессионального образования, освоения общих и профессиональных компетенции, оптимальной коррекции профпланов.

Накопленный опыт преподавательской деятельности позволяет повысить мотивацию обучающихся к получению знаний, навыков и освоению работы с современной оргтехникой. Применяемые формы и методы обучения, индивидуальный подход помогают получить хорошие результаты в освоении данной дисциплины.

Критерием оценки эффективности проведенной профессиональной реабилитации является трудоустройство инвалида на открытом рынке труда или дальнейшее его обучение по программам более высокого профессионального уровня с учетом потребностей и индивидуального выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по дисциплине "Организационная техника"

СОДЕРЖАНИЕПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...

Рабочая программа по дисциплине "Организационная техника" для специальности 034700.02 «Архивариус»

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии (профессиям) НПО  034700.02 «Архивариус»....

Презентация лекции "Разработка должностной инструкции делопроизводителя" по дисциплине "Выполнение работ по профессии делопроизводитель"

Презентация - опорный конспект лекции "Разработка должностной инструкции делопроизводителя" по дисциплине "Выполнение работ по профессии делопроизводитель" для студентов II курса колледжа, обучающихся...

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ПОО

В предлагаемой таблице содержится информация о видах контроля, его назначении и специфике в рамках освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ адаптированных образовательных программ (АОП) в профе...

План конспект выполнения учебно – производственной работы по теме: «Оформление и заполнение трудовой книжки»2 курс обучения ПО ПРОФЕССИ "Делопроизводитель"

Одним из самых важных элементов кадрового делопроизводства является трудовая книжка работника организации. Любое перемещение работника в трудовом пространстве должно быть зафиксировано и грамотно офор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.4 «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНИКА» по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 46.01.03 Делопроизводитель

Рабочая программа – является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО в соответствии с ФГОС по профессии 46.01.03 Делопроизводитель. Рабочая программа мож...