Методическая разработка на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов для проведения занятий по профессии 43.01.09 повар, кондитер»
методическая разработка
Описание использования сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов для проведения занятий по профессии 43.01.09 повар, кондитер»
Введение
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса учащихся к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках теоретического обучения
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные коммуникационные технологии (ИКТ) Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в качестве средства общения, воспитания. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы
При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности: познавательного, морально – нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области информационных технологий. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности я могу применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащихся.
ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР Microsoft Word. Один из важнейших дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью я подготавливаю наглядные пособия, разнообразные материалы программы, создаю иллюстрированные тесты, упражнения.
Так, например, при изучении разделов мною изготовлены плакаты
- «Кулинарная обработка мяса, птицы, субпродуктов», «Кулинарная разделка и обвалка говяжьей туши», «Виды полуфабрикатов, изготавливаемые из частей говядины», инструкционная карта «Приготовление порционных и мелкокусковых полуфабрикатов из говядины».
В 2012-20113 учебном году были проведены конкурсы газет и плакатов: «За здоровый образ жизни», «Мы против наркотиков», «Новый год», «День матери», «День учителя» и др. где учащиеся занимали призовые места.
С его помощью учащиеся выполняют творческие проекты, задания, доклады для занятий в рамках предметной недели можно представлять в интересной, визуально привлекательной форме.
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР AdobePhotoshop. Опыт показывает, красочно иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается. Новые информационно коммуникационные технологии позволяют мне использовать такие замечательные устройства, как сканер, принтер, проекторы. Для обработки красочных изображений используют редактор Photoshop.
С помощью программы PowerPoint создаю презентации для последующего показа во время выступления на уроке. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ.
Использование видеоуроков в образовательном процессе позволяет:
- решить задачи гуманизации образования;
- повысить эффективность учебного процесса, направленного на овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями;
- развить личностные качества обучаемых ( способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);
- существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;
определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;
- учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;
осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается.
Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети Интернет, можно получить практически любую информацию.
Цели использования информационных технологий
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способности.
Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы преподавателя, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж предметных связей.
Использование в преподавании информационных технологий вносит определенные коррективы в систему образования Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно научить детей различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы.
Работать по этой проблеме я начала два года назад и убедилась в том, что применение компьютера на уроках теоретического обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиауроки. Активно использую информационные технологии в организации учебного процесса, работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам и внеурочным мероприятиям. Так, мною проводились уроки с использованием компьютерных дисков по темам: «Первичная обработка овощей», «Формы нарезки», «Кулинарная обработка птицы», «Приготовление и отпуск первых блюд», «Приготовление и отпуск макаронных изделий», «Желированные блюда». Система медиа уроков показала, что учащиеся лучше усваивают материал и реальнее представляют себе весь технологический процесс. Эффективно работаю по комплексному методическому обеспечению уроков, насыщению их современным теоретическим материалом, использует новые педагогические формы и методы проведения уроков.
Провожу большую работу по изготовлению нового и обновлению уже используемого учебно-методического комплекса по предмету.
Использование инновационных технологий, прекрасное владение материалом, знание психологии учащихся позволяет добиваться хороших знаний у учащихся.
В связи с интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет-технологий, проблема развития дистанционного обучения приобретает особую значимость.
В существующих условиях дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются одним из приоритетных направлений в повышении компетенций педагогических кадров и обучении учащихся.
Традиционно принято считать, что дистанционные образовательные технологии применяются для получения образования на расстоянии в рамках заочной формы обучения. В настоящее время все чаще дискутируется вопрос об использовании (включении) элементов дистанционных образовательных технологий на занятия, в частности на школьные уроки. Этот аспект представляется для меня, как учителя физики, наибольший интерес.
Провожу обучение с использованием дистанционных технологий, используя различные формы проведения занятий: лекций в аудитории, видеоконференцсвязь (просмотр выступления в реальном времени), самостоятельное изучение учебных материалов в различных видах (электронные учебные пособия, видеозапись и пр.), семинары в режиме отложенного времени (off-line): обмен текстовыми сообщениями (телеконференции) и в реальном времени (on-line): обмен текстом (чат), видеоконференцсвязь, контроль знаний через: письменные задания, рефераты (в электронном виде), эссе, реферативные работы, индивидуальные проекты, автоматическое тестирование в режиме on-line и другие виды учебных работ.
При использовании дистанционных образовательных технологий учащиеся помимо участия в основном учебном процессе получают дополнительные исторические и научные сведения, общаются с ровесниками в нашей стране и за рубежом, работают совместно над проектами и творческими заданиями, участвовуют в конференциях, олимпиадах, проходят тестирование и т.д.
Использование дистанционных образовательных технологий в школе оправдано возникающими в последнее время трудностями в эпидемиологической и климатической обстановке, приводящими к отмене школьных занятий, также учащимся, которые в силу различного рода причин не могут посещать школьные занятия. В таких условиях применение дистанционных технологий выступает способом продолжения процесса обучения.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в определенном объеме на разных уровнях дневной формы обучения позволяет мне повысить качество образовательного процесса и при совмещении с традиционными технологиями обучения. Использую такие виды работ, как: изучение теоретического материала, решение задач и выполнение упражнений, проведение лабораторных работ, использование различных дистанционных оболочек для разработки и выполнения заданий разного характера и уровня сложности для домашнего выполнения, общение посредством информационных технологий, скайп-технологии и пр. Режим дистанционной работы в первую очередь направлен мною на разнообразие форм и методов работы (взаимодействия учителя и учащегося), повышение положительной мотивации.
Заключение
Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с учащимися.
Появляется возможность для концентрации больших объемов учебного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных учителем в зависимости от потребностей учащихся и особенностей программы.
Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации диалогического компонента в обучении: можно представлять разные источники информации, разные точки зрения, разные подходы к одному и тому же явлению.
Безусловно, использование такой наглядности делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.
Литература
1. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.
2. Дидактические основы компьютерного обучения – Л., 1989.
3. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М., 1987.
4. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
5. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
6. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика 1989. -№ 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»
на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе....
Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования
Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее в...
Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"
В статье изложен материал по повышению эффективности образовательного процесса через использование информационно - коммуникационных технологий....
Методическая разработка лабораторно - практического занятия по профессии 43.01.09 Повар, кондитер «Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей»
Методическая разработка лабораторно- практического занятия по профессии 43.01.09 Повар, кондитер«Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к ...
Методическая разработка лабораторно- практического занятия по профессии 43.01.09 Повар, кондитер «Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей»
Методическая разработка лабораторно- практического занятия по профессии 43.01.09 Повар, кондитер«Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к ...
Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"
В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов на уроках спецтехнологии с целью повышения эффективности образовательного процесса в процессе...
Методическая разработка лабораторно-практического занятия для профессии 43.01.09 Повар, кондитер ПМ 05 Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента.
ГБПОУ РО «Семикаракорский агротехнологический техникум» Методическая разработкалабораторно-практического занятиядля профессии 43.01.09 Повар, кондитерПМ 0...