Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"
статья
В статье изложен материал по повышению эффективности образовательного процесса через использование информационно - коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ в образовательном процессе | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов при преподавании профессионального модуля «технология художественно-оформительских работ», как фактор повышения качества специалистов».
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.
Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных. Информационные технологии предоставляют возможность:
- Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
- Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
- Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
- Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
- Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.
Функции компьютера, в качестве инструмента деятельности преподавателя, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффектности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:
- Получение информационной поддержки;
- Диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
- Работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
- Организация коллективной работы;
- Осуществление дистанционного обучения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Процесс обучения
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».
Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.
Применение современных информационных технологий на уроках спец. дисциплин даёт возможность преподавателю:
- Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.
- Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
- Обеспечить широкую вариативность обучения.
- Оптимизировать текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.
- Визуализировать учебный материал.
- Возможность создать большое количество раздаточных материалов.
- Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.
Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.
Урок введения в тему. Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практических работах по этой теме. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов.
Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:
- содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
- представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
- удобен в использовании и хранении;
- позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
- позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
- дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.
Пример использования ИКТ на занятиях по технологии художественно-оформительских работ, по теме: «выполнение росписи».
Эта тема содержит 24 часа: 16 часов теоретических занятий и 8 часов практических. В теоретической части этой темы учащиеся изучают основные понятия, определение росписей, особенности и традиции национальных видов росписи, инструменты и материалы для росписи, виды художественной росписи, приемы выполнения росписи.
Для проведения теоретических занятий используются видеоролики, презентации по росписям, которые содержат познавательные сведения о росписях: истории возникновения, сферы применения, схемы построения орнаментальных композиций разных видов росписей , иллюстрации, новые термины, а также задания для закрепления темы .
При изучении темы: «выполнение росписи» можно провести «урок-экскурсия» виртуально. Сегодня с помощью интернет - технологий можно виртуально посещать музеи, различные выставки. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР.
Контроль знаний. Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого учащегося и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях. При изучении темы «выполнение росписи» можно использовать мини-тесты для закрепления материала в конце урока. А также для проверки знаний в форме викторины. В общения с учащимися дистанционно очень удобно пользоваться электронной почтой, чтобы отправлять задания, их условия выполнения и далее получать ответы с выполненными заданиями. Например, при изучении темы «выполнение росписи» учащиеся выполняли презентацию с иллюстрациями видов кистевой росписи и отправляли по электронной почте. Подбор иллюстративного материала для презентации также выполняется с использованием интернета и компьютера, что еще раз подтверждает значимость и необходимость информационных технологий в современном мире, в системе образования.
Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам построения орнаментальных композиций. Для этого нужно изучить элементы композиций, выполняя упражнения по рисованию отдельных элементов росписи, далее следует разработка и выполнение эскизов росписи, составление орнаментальных композиций из изученных орнаментальных элементов, планированию технологических процессов по росписи определенного изделия и разработка инструкционных карт. При изучении темы целесообразно использовать презентацию «Построение орнаментальных композиций» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения росписи; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения композиции для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах. Для раздела «Творческий проект» – использовать ПК как средство для сбора информации и выполнения задания в виде доклада.
На практических занятиях учащиеся упражняются, исполняя различные виды росписи простого композиционного решения, создают эскизы для росписи заданного объекта, расписывают небольшие предметы.
В ходе практических работ ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой пооперационно, видеоролик с демонстрацией процесса росписи, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества каждого этапа работы.
Формы информационных технологий
В своей работе преподаватель может использовать разные формы информационных технологий:
- Дидактический материал.
При подготовке различного материала к урокам технологии используются возможности сети Интернет, а также технические возможности такого дополнительного компьютерного оборудования, как принтер, сканер и цифровой фотоаппарат. С их помощью можно сохранять и редактировать нужное графическое изображение. Например, фотовыставка работ учащихся.
- Банк ссылок на ресурсы сети Интернет.
Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.
- Методический материал.
В своей работе преподаватель может использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.
- Использование готовых ЦОР.
Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях обработки различных материалов.
Итак, использование ИКТ на уроках технологии дало возможность:
- визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
- осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения с индивидуальной скоростью усвоения материала
- осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
- развивать межпредметную связь с информатикой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Задачи и цели литературного образования - это инт...
Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."
Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...
Статья на тему: Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в преподавании естественных наук
В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную дея...
Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии"
XXI век – век высоких компьютерных технологий. В новых экономических условиях ведущей целью образования в России является подготовка личности, ...
Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"
В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов на уроках спецтехнологии с целью повышения эффективности образовательного процесса в процессе...
Статья на тему: «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании.»
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией ипрактикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ,ориентированных на реализацию психолого...
Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании математики"
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурен...