в игры играем- речь развиваем
картотека

Шишкина Светлана  Васильевна

В данном материале подобраны игры для развития речи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_igry_igraem-rech_razvivaem.docx (18.96 КБ)18.96 КБ

Предварительный просмотр:

В ИГРЫ ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ

«Найди другое слово»

Цель: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

Ход игры.

  1. Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес другую. «А вот эта ни за что не оборвется».

- Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

- Качели папа делал летом. Но вот наступила (зима). Миша был мальчиком крепким (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по другому? (прочный) мороз крепчал (становился сильнее).

- Как сказать другими словами: крепкая ткань – прочная, крепкий чай (очень сильно заваренный, не разбавленный кипятком), крепкий сон (глубокий).

-  А теперь сами придумайте предложения со словом -  крепкий.

« Наоборот»

Цель:  Развивать сообразительность, пополнять словарный запас антонимами.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Ход игры: Взрослый называет слово, а ребенок отвечает словом противоположным по смыслу

Взрослый  говорит «Вперед». Ребенок должен ответить: «Назад». ( Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, дальше – ближе, внутри – снаружи) можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, узкий – широкий, грустный – веселый, больной – здоровый, завязать – развязать, налить – вылить, намочить – высушить и т. д.

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид, но и на черты характера. 

Ход игры: Взрослый показывает детям картинку, например, белку.

- Давай поиграем, скажем о белочке, какая она, что она умеет делать? (Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, ловкая, проворная, смелая, сообразительная; карабкается на сосну, собирает грибы, запасает шишки. Аналогично дается задание про других животных.

«Какая, какой, какое?» (подбор определений)

Цель: слушать партнера, дополнять его высказывания, расширять

словарный запас.

Игровое правило: не повторять уже сказанное.

Ход игры:

Взрослый предлагает  поиграть со словами. Я назову предмет, а вы его опишите, скажете, какой он.

- Яблоко. Какое оно?

Ребенок подбирает определения, можно за каждый ответ выдавать фишку

Когда иссекает запас определений, взрослый подсказывает слова, которые не называл ребенок.

Яблоко … (круглое, румяное, сочное, душистое, спелое, большое, наливное)

Груша … (сочная, душистая, спелая, ароматная)

Лиса … (хитрая, пушистая, рыжая, быстрая, проворная)

Белка … (пушистая, рыжая, лёгкая, проворная, запасливая)

Ежик … (колючий, запасливый, пугливый, проворный, маленький)

«Назови три предмета»

Цель:  Упражнять детей в классификации предметов.

Первый вариант:  Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

Ход игры.  Взрослый называет предметы : стол, кровать, табуретка --?

Ребенок отвечает – это мебель.

Взрослый называет следующую тройку слов…….

Второй вариант: Взрослый называет обобщающее слово, а ребенок подбирает три слова, например:  «Цветы!» – произносит взрослый,  ребенок  отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

«Назови все зеленое»

Цель. Активизировать словарь.

Материал. Окружающие предметы, фишки.

Игровые действия. Подобрать как можно больше слов, относящихся к данным прилагательным.

Игровое правило. Не повторять уже сказанное.

Ход игры.  

В: Посмотри вокруг внимательно и назови все, что ты увидешь зеленое (высокое, деревянное, кирпичное и т. д.)

За каждый правильный ответ ребенок  получает фишки. В конце подводится итог. Все фишки собираются, подсчитывается их количество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пальчики играют- речь развивают"

Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей с...

Мастер – класс для родителей «Играем с пальчиками – развиваем речь»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы....

Буклет «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки....развитие функций руки и развитие речи шло параллельно... Поэтому тренировку пальцев рук нужно начинать как можно р...

Проект: Пушкин в школьной библиотеке: читая, играем; играя, читаем» "Библиоквест "Сказочный экспресс"

. Цель квеста - собрать ключевую фразу, которая приводит их к финишу.  Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются назван...

Консультации для родителей на тему: "В игры играем - речь развиваем"

В консультации подобран методический материал на развитие дифференцированных движений пальцев рук....

Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»

Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем». «Истоки способностей и дарований ...

Консультация для родителей «В песок играем – речь развиваем»

Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – это занимательные игры. Одним из вариантов «летнего обучения» могут стать игры с песком!...