Урок по психологии на тему: "Темперамент"
план-конспект урока
В основе построения урока заложен системно- деятельностный метод. Занятие носит практикоориентированный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Темперамент».
Тип занятия: открытие нового знания
Цель урока: выявить взаимосвязь темперамента с психической деятельности человека.
Задачи урока:
- познакомить студентов с понятием «темперамент»; изучить характерные особенности типов темперамента;
- развивать навыки исследовательской работы, самоанализа; интерес к самопознанию;
воспитывать чувство собственного достоинства, личностную неповторимость.
Оборудование:
- методическое оснащение урока:
- учебная литература;
-раздаточный материал: схема- кластер (по количеству студентов), бланки для «Теппинг-теста» (по количеству студентов); бланки с методикой «Формула темперамента» (по количеству студентов); листы А4 с изображением «круга Айзенка» и набором качеств темперамента (4 набора);
- технические средства: интерактивная доска.
Ход занятия
- Организационное начало урока.
- Здравствуйте, уважаемые студенты.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
-По мере ознакомления с новой информацией вы будете отражать ее в кластере.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Проблема, о которой пойдет речь на сегодняшнем уроке, занимает человечество на протяжении нескольких столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы.
- Как вы думаете, от чего это зависит? – Что позволяет отличать одного человека от другого? (Психическое свойство)
- Что относят к психическим свойствам?
- Можете ли вы назвать, какое конкретно из названных вами свойств относится к перечисленным ранее мною характеристикам: подвижный, эмоционально возбудимый, энергичный, спокойный?
- Хотите ли вы узнать больше о психическом свойстве человека, которое указывает на различия между людьми?
- Продолжите фразу «Я хочу» …Каким путем вы хотите пойти на сегодняшнем уроке?
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Я предлагаю следующее утверждение: верно ли, что темперамент, являясь индивидуальным свойством психики человека, оказывает влияние на проявление психических особенностей его поведения и эмоционального состояния?
- Можете ли вы дать доказательный ответ на предложенное вам утверждение?
- Итак, вы столкнулись с затруднением. Почему? Чего вам не хватает?
4.Выявление места и причины затруднения.
- Давайте подумаем вместе. В каком месте возникло затруднение?
- Каких знаний вам не хватило?
- Почему трудно ответить на вопрос?
- Что вы пока не знаете, чтобы ответить на вопрос?
-Хотели бы вы получить больше знаний по этой проблеме? И для чего они вам нужны?
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Исходя из причины затруднения, поставьте свою цель работы на уроке. Начните со слова узнать…
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- С помощью чего будем достигать этой цели? (нам помогут знания, которые мы уже имеем)
- Составим план реализации поставленной цели.
1. Определение базовых понятий.
2. Определение физиологических основ темперамента.
3. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента.
6. Реализация построенного проекта.
- Сейчас вашему вниманию будет предоставлен фрагмент из к/ф, снятого по одноименному произведению А. Дюма «Д Артаньян и три мушкетера». Перед вами предстанут 4 главных героя: Атос, Портос, Арамис и ДАртаньян. Внимательно проследите за ними и ответьте на вопрос: «Отличаются ли главные герои друг от друга?»
Демонстрация фрагмента.
- Итак, пожалуйста, отличаются ли главные герои друг от друга? Чем отличаются главные герои? - Что больше всего их отличает друг от друга?
-В чем проявляются выделенные вами качества? (Поведение, эмоциональность)
- Давайте сделаем вывод и сформулируем общие признаки, которые лежат в основе индивидуального различия людей. (Сила психических состояний и скорость их протекания).
- Таким образом, можно сказать, что выделенные вами признаки лежат в основе динамических особенностей психики, которые являются для каждого человека индивидуальными и характеризуют понятие «темперамент».
- Пожалуйста, попытайтесь сформулировать определение темперамента.
Студенты формулируют определение.-
- А теперь сравните свое определение с тем, которое дано в учебнике психологии Дубровиной Ирины Владимировны
На экране высвечивается определение.
Темперамент- это индивидуальное свойство психики человека, которое определяет динамику его психической деятельности и поведения.
- Отметьте данное определение в кластере.
- Темперамент проявляется в 3-х сферах человеческой жизни:
общей активности, которая определяется интенсивностью и общим объемом взаимодействия человека с окружающей средой (пассивный, активный, спокойный, инициативный);
моторной сфере- определяется конкретная область выражения общей активности (характеризует темп, быстроту, ритм движений человека);
эмоциональной сфере- выражается в различной степени эмоциональной возбудимости и силе проявлений эмоций человека. В данном случае имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность.
СООБЩЕНИЕ СТУДЕНТА о возникновении темперамента (Гиппократ)
- Мы узнали о том, как впервые появилось понятие «темперамент». Научное же объяснение темпераментов дает учение Ивана Петровича Павлова (высвечивается на экране портрет)о типах вышей нервной деятельности. Проводя многочисленные исследования, он установил, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы, выражающие соотношение таких нервных процессов, как возбуждение и торможение.
- Что такое возбуждение? Что называют торможением?
- Эти свойства являются наследственными и плохо поддаются изменению.
- А сейчас. Давайте выявим проявление этих свойств нервной системы у себя.
1) - У вас на столах лежат бланки с начерченными квадратами. Этот теппинг-тест был разработан Е.П. Ильиным и направлен на выявление типа нервной системы относительно возбуждения и характеристик работоспособности. После выполнения этой работы вы должны будете ответить на вопросы:
- Какая закономерность проявилась во время работы?
- Что повлияло на результат?
ЗАДАНИЕ.Удобно расположите лист с квадратами перед собой на столе. В правую руку возьмите карандаш или ручку таким образом, чтобы большой палец сверху упирался в торец карандаша. Локоть держите на вису, без опоры на стол.
По моей команде вы должны в максимальном темпе стучать в каждом квадратике 5 секунд, стараясь поставить как можно больше точек. И только по моей команде «дальше!» перейти в следующий квадрат по схеме.
- Кому задание непонятно? Приготовились. Начали.
Выполняют задание.
- Просчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и запишите результат в углу соответствующего квадрата.
Выполняют задание.
- А теперь в координатной плоскости. На оси абсцисс (горизонтальной линии) отмечены номера квадратов, на оси ординат (вертикальной линии) отмечено возможное число точек в каждом квадрате. Отметьте свой результат.
Выполняют задание.
- А теперь восстановите перпендикуляры из отметок, соответствующих количеству точек к номерам квадратов. Соедините полученные точки линией.
- Далее из точки на оси ординат, где у вас отмечено количество точек в 1-ом квадрате проведите горизонтальную линию параллельную оси абсцисс.
Выполняют задание.
- Итак, пожалуйста, какая закономерность проявилась во время работы?
- Одинаковое ли количество точек вы поставили в каждом квадрате? С чем это связано?
- Как вы думаете, что помогло вам справиться с заданием?
- Что повлияло на результат вашей работы?
- Как можно охарактеризовать нервную систему, которая выдерживает большие нагрузки, не снижая работоспособности? (Сильная)
- Что могло повлиять на противоположный результат?
- А как можно охарактеризовать нервную систему, которая не способна выдерживать сильные нагрузки, быстро утомляется, склонна к проявлению сильного торможения? (Слабая).
- Итак, мы получили 1-ое свойство. - Это сила нервных процессов.
- Какие же типы высшей нервной деятельности выделились в соответствии с этим свойством? (Сильный, слабый).
После ответа студента на экране высвечивается начало схемы.
Типы высшей нервной деятельности
- Давайте вернемся к полученным графикам. Проанализируйте их относительно горизонтально проведенной линии и сравните с представленным на слайде образцом.
Если ваш график является достаточно выпуклым над линией, то у вас сильная нервная система; если вогнутый и нисходящий, то слабая нервная система.
- Когда вы выполняли задание, какие эмоции (чувства) у вас возникали?
- Возникло ли у кого-то желание бросить и не выполнять работу дальше? Почему?
- А почему не бросил? Что тебе помешало это сделать?
- А кто бросил выполнять задание? Почему?
- Как же можно охарактеризовать нервную систему, которая способна проявлять равновесие нервных процессов и позволяет человеку спокойно реагировать на окружающих и выражать свои мысли? (Уравновешенная)
- Следовательно, как назовем нервную систему, у которой возбуждение преобладает над торможением? (Неуравновешенная).
- Какое еще свойство нервных процессов (системы) нам удалось определить? (Уравновешенность).
- Какие типы высшей нервной деятельности выделили по этому свойству? (Уравновешенный, неуравновешенный).
- Как вы считаете, какому из выделенных уже типов присуще проявление данного свойства? Почему?
После ответа высвечивается 2-ая часть схемы.
Типы высшей нервной деятельности
- А теперь вспомните, как проявлялась реакция на мои команды при выполнении теста? (Быстро ли вы реагировали и осуществляли переход из одного квадрата в другой? -Как вы думаете, от чего это зависело?)
- Как можно охарактеризовать нервную систему, которая способна быстро сменять скорость нервных процессов и, следовательно, быстро реагировать на смену деятельности? (Подвижная).
- Как называют человека, который все время двигается, активный, никогда не может надолго задержаться на одном месте.
- Как можно охарактеризовать нервную систему, которая проявляется в медленной смене процессов торможения и возбуждения? (Малоподвижная, инертная).
- Итак, каким еще свойством обладает нервная система? (Подвижность).
- Следовательно, какие типы высшей нервной деятельности выделим в соответствии с этим свойством? (Подвижный, малоподвижный.)
После ответа высвечивается 3-ая часть схемы.
- Итак, давайте подведем итог нашей практической и аналитической деятельности.
(Общая характеристика схемы)
7.Первичное закрепление во внешней речи.
- Теперь мы знаем, что каждому типу высшей нервной деятельности соответствует определенный тип темперамента. Но встает другой вопрос, какими характерными признаками обладает каждый тип темперамента. И мы переходим к рассмотрению следующего вопроса нашего плана.
- У вас на столах лежат рисунки Херлуфа Бидструпа, характеризующие черты типа темперамента.
- На рисунке мы видим реакцию человека на смятую шляпу. Давайте охарактеризуем поведение человека и определим тип темперамента.
- Итак, пожалуйста, рисунок 1.
- Как среагировал данный человек на смятую шляпу?
- Какими качественными признаками можно охарактеризовать его самого и его поведение?
- Каким типом темперамента обладает этот человек?
- Психологическую характеристику данного типа темперамента прочитайте в учебнике, с. 226-227
Далее анализ всех рисунков по схеме.
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Следующее задание вы будете выполнять по подгруппам. Перед уроком вы уже разбились на 4 подгруппы и на время работы будете условно объединяться в подгруппы:
- «Холериков» - № 1;
- «Сангвигиков» - № 2.
- «Меланхоликов» - № 3.
- «Флегматиков» № 4.
У каждой подгруппына столах лежат листы, на которых изображены круги Айзенка с набором качеств, характеризующими типы темперамента.
- Из этого набора качеств каждая подгруппа должна выбрать те,которые соответствуют названию вашей подгруппы, и вписать к соответствующей части. На выполнение задания вам дается 2 минуты
- Кому задание непонятно? Выполняем.
Выполняют задание.
-Проверьте свою работу. Если ответ совпал, ставьте знак плюс, не совпал, ставьте знак вопрос.(Самопроверка.Ответы на слайде).
После самопроверки обязательно организуется диалог:
- У кого есть знаки вопроса? В чем было ваше затруднение? Теперь понятно?
-Кто выполнил задание правильно?
- Скажите, пожалуйста, можно ли оценивать темпераменты как «лучшие» и «худшие»? Почему?
- Действительно, нельзя говорить о том, что один тип темперамента лучше, а другой хуже. Так как любой тип темперамента имеет и положительные и отрицательные признаки своего проявления. Это то свойство человека, которое подчеркивает его индивидуальность. Неповторимость. И каждого человека, какой бы он ни был, мы должны принимать таким, какой он есть: уважать и ценить его личность.
И далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных типов темперамента.
- Включение в систему знаний
- У каждого из вас, наверное, есть желание узнать свой тип темперамента и их сочетание. Это можно сделать с помощью методики «Формула темперамента». У каждого из вас распечатаны листы с этой методикой. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание. На выполнение этого задания вам дается 10 минут.
- Кому задание непонятно? Работаем.
Выполняют задание.
- Теперь каждый из вас знает, к какому типу темперамента вы относитесь. Может кто-то желает поделиться с нами?
- Совпал ли ваш результат с ожидаемым?
- Полностью согласны с тем, что у вас получилось?
- Рефлексия учебной деятельности на занятии.
- С какими знаниями вы уходите с урока? -Что же удалось вам узнать о темпераменте?
- Что же такое «темперамент»?
- В каких сферах проявляется?
- На чем основывается возникновение и проявление темперамента?
- Какие типы высшей нервной деятельности выделил И.П. Павлов?
- Какие им соответствуют типы темперамента?
- Какими качествами характеризуются люди:
- сангвинического темперамента;
- меланхолического темперамента;
- флегматического темперамента;
- холерического темперамента?
Студенты отвечают по листу контроля
- В каких внешних признаках ярче всего проявляется темперамент? (Поведение, эмоции)
- Можете ли вы теперь дать доказательный ответ на предложенное вам в начале урока утверждение: верно ли, что темперамент, являясь индивидуальным свойством психики человека, оказывает влияние на проявление психических особенностей его поведения и эмоционального состояния?
А сейчас я прошу вас оценить себя на уроке. Перед вами лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.
УРОК | Я НА УРОКЕ | ИТОГ |
Интересно | Работала | Поняла материал |
Скучно | Отдыхала | Узнала больше, чем знала |
Безразлично | Помогала другим | Не поняла |
Озвучить работу по карточкам.
- Д/З- уч. с. 221-227; самостоятельно изучить вопрос: «Теории темперамента» и представить сравнительную характеристику; подобрать к каждому типу темперамента пример героев из литературных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по психологии и музыке . Тема: Характер в психологии и музыке
Урок проходит в увлекательной форме с опорой на слайды презентации, при этом обучающиеся сначала сами рассуждают, а потом находят подтверждение .Содержание урока подобрано таким образом,чтобы увлечь с...
Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Психология» по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...
Урок по психологии.
Тема: «Понятие о восприятии. Виды восприятия». Цели: - познакомить с познавательным психическим процессом - восприятием, показать его отличие от ощущения; рассмотреть физиологические ...
презентация на тему "Темперамент в психологии
В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика,...
Презентация по Психологии по теме "Темперамент"
В презентации рассказывается о Темпераменте людей,о его видах!Предложены тесты для учащихся...
Методическая разработка практического занятия по психологии по теме "Темперамент"
ГБПОУ «Кущевский медицинский колледж»; методическая разработка практического занятия по психологии для студентов 2 курса отделения Сестринское дело; разработка содержит вопросы для фронтал...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Тема: «Темперамент. Характер. Формирование и развитие личности»
Пояснительная запискаАктуальность изучения данной темы обусловлена тем, что богатство индивидуальности и разнообразие личностных особенностей обусловливают многообразие взаимоотношений между больным и...