Урок по психологии.
учебно-методический материал на тему

Торубарова Марина Алексеевна

 

Тема: «Понятие о восприятии. Виды восприятия».

 

Цели: - познакомить с познавательным психическим процессом  - восприятием, показать его отличие от ощущения; рассмотреть физиологические основы восприятия, классификацию видов восприятия по различным признакам;

-        развивать познавательную активность и самостоятельность студентов, потребность в психологическом самообразовании;

-        стимулировать рабочее самочувствие студентов: собранность энергичность, педагогическую находчивость и т.д.;

-        совершенствовать методическую подготовку студентов.

Оборудование: карточки с заданиями, силуэтные рисунки, лимон.

Обеспечение фронтальной работы на уроке:

1.      Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.Н. Психология. – М., 1999.

2.      Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.

3.      Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1996.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_psihologii.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по психологии.

Тема: «Понятие о восприятии. Виды восприятия».

Цели: - познакомить с познавательным психическим процессом  - восприятием, показать его отличие от ощущения; рассмотреть физиологические основы восприятия, классификацию видов восприятия по различным признакам;

-        развивать познавательную активность и самостоятельность студентов, потребность в психологическом самообразовании;

-        стимулировать рабочее самочувствие студентов: собранность энергичность, педагогическую находчивость и т.д.;

-        совершенствовать методическую подготовку студентов.

Оборудование: карточки с заданиями, силуэтные рисунки, лимон.

Обеспечение фронтальной работы на уроке:

1.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.Н. Психология. – М., 1999.

2.        Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.

3.        Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1996.

 Оформление доски.

Понятие о восприятии. Виды восприятия.

1.        Понятие о восприятии.

2.        Физиологические основы восприятия.

3.        Виды восприятия.

Задание на дом.

1.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.Н. Психология. – М., 1999, стр. 106-108.

2.        Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986, стр. 102 – 104.

3.        Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1996, стр. 137, 145, 159 – 163.

Подготовка к уроку.

1.        Обеспечение общегрупповой подготовки.

Осмысление материала по теме: «Понятие об ощущениях. Общие закономерности ощущений».

2.        Индивидуальное задание.

Физиологические основы восприятия.

 

Ход урока.

I.        Организационное начало урока.

а) взаимное приветствие.

б) настрой студентов на работу.

II.        Проверка домашнего задания.

1.        Работа по карточкам (письменно).

2.        Показательный ответ (устно).

Дать понятие об ощущении.

Задание для студента: проанализировать ответ.

III.        Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

а) вступительное слово преподавателя.

б) задание группе:  определить цель сегодняшнего урока.

в) решение психологических задач:

Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах:

-        Музыкант слышал разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в ½ тона.

-        Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

-        Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

-        В романе Э.Л.Войнич есть эпизод «Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: от ее такого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?

-        О компенсации в области какого психического процесса идет речь?

В нашей стране жила замечательная женщина, жизненный подвиг которой равен подвигу Н.Островского. Это слепоглухонемая О.И.Скороходова. В детстве она заболела и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Девочке повезло: в десятилетнем возрасте она попала в школу-клинику, которую организовал ученый И.А. Соколянский. С помощью специальных методов педагоги вырвали Ольгу из черного безмолвия. Она стала грамотным человеком, писала стихи, создала уникальную книгу «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», которая переведена на многие иностранные языки.

Слепоглухонемая О.Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла узнать его по голосу и понять о чем он говорил.

- Так, как вы думаете, о компенсации в области какого психического процесса идет речь?

- Это ощущения?

- Может быть, на этот вопрос вам поможет ответить опыт.

- Мне нужен помощник.

IV.        Восприятие и осмысление нового материала.

1.        Опыт.

На ладонь учащегося, предварительно закрывшего глаза, положить небольшой предмет (не ощупывая).

-        Что вы можете сказать об этом предмете?

-        Что это такое?

-        Ощупайте предмет. Что это?

-        Каково значение ощущений?

В результате ощущение человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета, например: что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то яркое блеснуло впереди…

Целостное опознание того же предмета через ощупывание затруднений не вызывает. Это – образ восприятия. В нем отражается система взаимосвязанных ощущений: кожных, температурных, моторных, т.е. отражение предмета в целом, в совокупности их свойств.

Итак, восприятие – это целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.

-        Чем же отличается процесс восприятия от ощущения?

-        Вернемся к истории о О.Скороходовой. О компенсации в области какого психического процесса шла речь? Почему?

-        Восприятие предполагает наличие ощущений, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых в свою очередь зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

-        Послушайте, как описывает Пушкин А.С. «Полтавский бой» (чтение отрывка).

-        Совокупность отдельных проявлений боя в их взаимосвязи и взаимоотношениях создает восприятие целостной картины ожесточенного сражения.

Процесс восприятия строится на основе ощущений. Без ощущений не возможно восприятие.

-        Как вы думаете,  с какими еще психическими процессами связан процесс восприятия? (с мышлением, речью, памятью, с чувствами, волей)

Восприятие – не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые предметы. Важная составная часть деятельности восприятия – это движения: движения глаза, рассматривающего предмет; движения руки, ощупывающей предмет и т.д. Без движения глаза нет зрительного восприятия. Если с помощью специального устройства добиться абсолютной неподвижности глаза, то он перестает видеть объект. Большое значение в процессе восприятия имеет и речь, называние, т.е. словесное обозначение предмета. Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случае называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет.

-        Посмотрите на рисунок, что на нем изображено? Но если я скажу «это – собака», вы сразу увидите силуэт собаки.

-        Что такое восприятие?

-        Чем отличается процесс восприятия от ощущения?

-        С какими психическими процессами связан процесс восприятия?

2.        Актуальное интервью (рассказ о физиологической основе восприятия. Студент в роли физиолога).

-        Что является физиологической основой восприятия?

3.        Самостоятельная работа студентов.

     Виды восприятия.

Крутецкий В.А. Психология.- с. 104.

Петровский А.В. Введение в психологию. - с.145.

Дубровина  И.В. Психология. – с.107.

4.        Проверка самостоятельной работы.

Указать признак, который лежит в основе классификации.

Восприятие пространства включает отражение пространственных свойств: форма, величина, объем и отношений: направления, удаленность, местоположение.

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие времени обусловлено содержанием (интересно и быстро проходит. Срабатывает закон заполненного временного отрезка).

Восприятие движений – отражение изменения положений, которые предмет занимает в пространстве.

V.        Итог урока.

1.        Определить цель данного урока.

2.        Решение психологических задач:

а) выделить особенности, которые характерны для восприятия.

-        Этот психический процесс включает в себя моторный (двигательный) компонент.

-        Это отражение отдельных свойств предмета.

-        Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.

-        Эта способность складывается в течение всей жизни.

-        Эта способность дана с рождения.

-        Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.

-        Этот процесс связан с мышлением.

б) из данных понятий постройте логический ряд так, чтоб каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: обоняние, познавательный процесс, ощущение, психика, восприятие.

3.        Анализ ответов студентов, оценка их работы.

VI.        Рекомендации по подготовке домашнего задания.

 

Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах:

-        Музыкант слышал разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в ½ тона.

-        Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

-        Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

-        В романе Э.Л.Войнич есть эпизод «Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: от ее такого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?

-        О компенсации в области какого психического процесса идет речь?

В нашей стране жила замечательная женщина, жизненный подвиг которой равен подвигу Н.Островского. Это слепоглухонемая О.И.Скороходова. В детстве она заболела и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Девочке повезло: в десятилетнем возрасте она попала в школу-клинику, которую организовал ученый И.А. Соколянский. С помощью специальных методов педагоги вырвали Ольгу из черного безмолвия. Она стала грамотным человеком, писала стихи, создала уникальную книгу «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», которая переведена на многие иностранные языки.

Слепоглухонемая О.Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла узнать его по голосу и понять о чем он говорил.

-        Так, как вы думаете, о компенсации в области какого психического процесса идет речь?

- Это ощущения?

 

а) выделить особенности, которые характерны для восприятия.

-        Этот психический процесс включает в себя моторный (двигательный) компонент.

-        Это отражение отдельных свойств предмета.

-        Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.

-        Эта способность складывается в течение всей жизни.

-        Эта способность дана с рождения.

-        Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.

-        Этот процесс связан с мышлением.

б) из данных понятий постройте логический ряд так, чтоб каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: обоняние, познавательный процесс, ощущение, психика, восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по психологии и музыке . Тема: Характер в психологии и музыке

Урок проходит в увлекательной форме с опорой на слайды презентации, при этом обучающиеся сначала сами рассуждают, а потом находят подтверждение .Содержание урока подобрано таким образом,чтобы увлечь с...

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Интегрированный урок: педагогика, психология, частные методики

Урок построен в технологии деятельностного метода, раскрывает универсальность технологии деятельностного метода при обучении студентов разных педагогических специальностей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. ГРУППА 11Ф-11 НА ТЕМУ: «МЫШЛЕНИЕ»

Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках и на протяжении этой истории разными психологами, а так же представлениями различных наук он понимался по разному.Мышление можно оп...

открытый урок по психологии общения

Конспект открытого урока по психологии общения на тему: " Конфликт: его сущность и основные характеритистики" с использованием техногологии модульного обучения....

конспект открытого урока по психологии экстремальных ситуаций

Открытый урок по учебной дисциплине "Психология экстремальных ситуаций" разработан на основе модульной технологии с использованием учебного элемента и  ИКТ. Урок проведен со студентами,...

Урок по психологии на тему: "Темперамент"

В основе построения урока заложен системно- деятельностный метод. Занятие носит практикоориентированный характер....