Содержание и организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) группах на отделении ПКР ВГППК
статья

Захаркина Светлана Владимировна

Содержание и организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) группах на отделении ПКР ВГППК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_npk_30.03.2018_-2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) группах на отделении ПКР ВГППК

Захаркина Светлана Владимировна, преподаватель,

председатель цикловой методической комиссии;

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»

Задачи Колледжа по обучению в специальных (коррекционных) группах:

  • получение профессии лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий для психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и их социально-профессиональной, медико-оздоровительной, социально-бытовой поддержки;
  • разработка новых технологий обучения лиц с ОВЗ;
  • создание профессиональной и социокультурной среды, способствующей формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Образовательный процесс включает теоретическое обучение, учебную и производственную практики, воспитательную работу.

Организация образовательного процесса в специальных (коррекционных) группах колледжа регламентируется учебными планами, программами, календарным учебным графиком и расписанием занятий. Разрабатываются эти документы колледжем самостоятельно с учётом требований к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Предельная наполняемость специальных (коррекционных) групп в колледже – 14 человек.

Продолжительность занятий 5 дней в неделю, уроки по теоретическому и производственному обучению составляет 40 минут с перерывом 10 минут после каждого занятия.

Выбор методов обучения, осуществляемый колледжем, исходит из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся лиц с ОВЗ.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся колледжем созданы фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), позволяющие оценить достижение ими результатов обучения.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме сдачи квалификационного экзамена с учётом практической работы, которая учитывает уровень получаемого разряда. Объем времени на подготовку, и сроки проведения квалификационного экзамена определяется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком.

Форма проведения квалификационного экзамена разработана в соответствии с комплектом учебной документации (учебном планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных дисциплин и практик), для профессиональной подготовки по профессиям рабочих из числа лиц с ОВЗ и инвалидов.

На квалификационный экзамен отводится 6 часов (с учетом особенностей психофизического развития экзаменуемых, по необходимости допускается перерыв).

Для проведения квалификационного экзамена создается экзаменационная комиссия в составе 5 человек. Комиссия формируется из преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения колледжа, имеющих опыт работы, представителей работодателя, преподавателя-ассистента. Председателем комиссии назначается из числа руководящих работников колледжа или представитель работодателя.

На заседание экзаменационной комиссии представляются следующие документы: 

  • программа итоговой аттестации;
  • сведения об успеваемости обучающегося;
  • перечень и протокол квалификационных выпускных работ;
  • дневник производственного обучения;
  • наряд-задание на выполнение выпускной квалификационной работы;
  • ведомость ошибок выполнения работ;
  • отзыв-характеристика с места производственного обучения от работодателя.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.

Заседание экзаменационной комиссии протоколируется. В протоколе выставляется общая оценка по итогам экзамена и решение о присвоении квалификации.

На экзаменационную комиссию возлагается: решения вопроса о присвоении выпускникам разряда по результатам квалификационного экзамена и выдачи свидетельства о профессии рабочего.

Уровень знаний обучающихся определяется следующими оценками:

- «отлично»;

-  «хорошо»;

- «удовлетворительно»;

- «неудовлетворительно».

Выпускники, получившие на экзамене оценку «неудовлетворительно», допускаются к повторной сдаче квалификационного экзамена через 2 недели.

При выставлении общей оценки за выполненную работу комиссия учитывает теоретические знания обучающихся.

Протокол подписывается всеми членами комиссии. При успешной сдаче экзаменов, обучающимся выдаётся свидетельство установленного образца, и присваивается 2-3 разряд по освоенной профессии.

Направления совершенствования.

Изменения в форме итоговой аттестации являются следствием изменений, происходящих в обществе и в системе образования. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки к итоговой аттестации с учетом новых требований.

В современных условиях итоговая аттестация должна не только обеспечить каждому обучающемуся условия для освоения материала на необходимом уровне, не только дать определенный набор знаний, а главное – сформировать качества активной личности, умеющей работать с информацией, логически мыслить, устанавливать закономерности, делать выводы, работать в коллективе.

В связи с этим уточняется цель подготовки к итоговой аттестации за курс обучения: не только обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, ликвидация обнаруженных пробелов, но и создание условий для проявления и развития необходимых качеств личности.

Основным предметом учебной деятельности, т.е. тем, на что она направлена, является систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности.

Поэтому, при подготовке к итоговой аттестации необходимо прежде всего создавать условия для развития самостоятельности обучающихся, обучения целеполаганию и поиску путей достижения поставленных целей.

Подготовка к итоговой аттестации за курс обучения на отделении ПКР – важный этап. Поэтому подготовку к итоговой аттестации необходимо рассматривать как систему, включающую различные аспекты: организационный, психологический и методический.

Итоговая аттестация является для молодого человека одним из первых серьезных испытаний на рубеже вступления во взрослую жизнь, от успешности которого во многом зависит его вера в свои силы при воплощении дальнейших жизненных планов. Поэтому наличие у выпускников психологической готовности к итоговой аттестации характеризует уровень их социально-личностной зрелости, стремление к самоопределению и самореализации в деятельности, которые обеспечивают человеку успешность не только в школьный период, но и на всем протяжении жизненного пути.

По мнению исследователей, психологическая готовность выпускников представляет собой интегральное образование, которое формируется в процессе учебной деятельности и обеспечивает обучающемуся возможность успешно решать задачи, встающие перед ним в ходе итоговой аттестации.

Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для обучающегося, на результативном – усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив к новой деятельности.

Успешность подготовки к итоговой аттестации также напрямую зависит от уровня развития памяти, внимания, логического мышления обучающихся, поэтому необходимо регулярно предлагать соответствующие развивающие задания.

Методический компонент системы подготовки к итоговой аттестации должен включать в себя, помимо итогового повторения, обобщения и систематизации изученного материала на качественно новом уровне, также создание условий для активной деятельности обучающихся.

Таким образом, в контексте современных направлений модернизации российского образования можно выделить следующие основные направления совершенствования системы подготовки обучающихся к итоговой аттестации:

  • создание психологически комфортных условий для осуществления самостоятельной деятельности обучающихся;
  • изменение роли преподавателя: от прямого управления к косвенному через создание ситуаций сотрудничества;
  • активизация самостоятельной деятельности обучающихся во всех возможных формах;
  • учет индивидуальных потребностей обучающихся.

Литература:

  1. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.
  2.   Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья».Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской де...

Индивидуальная форма организации образовательного процесса, способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе. Авторы: преподаватели хореографического отделения МБОУ ДОД "ДШИ с. Монаково" Жукова Е.С., Горожанкина И.М.

В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы...

Роль концертмейстера в успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении педагогического колледжа

Данная работа рассматривает различные области концертмейстерской деятельности в образовательном процессе педпгогического колледжа....

Организация образовательного процесса в инклюзивной группе

Статья "Организация образовательного процесса в инклюзивной группе"...

Общие принципы организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

СРЕДСТВА ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ:Организация видеотрансляций, видеоконференций и других форм дистанционного общения посредством веб-ресурсов и онлайн-сервисовО ПРАВИЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ АУДИО-ВИДЕО...

Методическая разработка на тему: «Особенности организации образовательного процесса на хореографическом отделении в ДШИ в период дистанционного обучения»

Работа посвящена проблемам, возникшим в дополнительном образовании, связанным с необходимостью  поиска форм и методов работы с обучающимися, которые помогут сохранить мотивацию к обучению, заинте...