Организация образовательного процесса в инклюзивной группе
статья

Золотых Лидия Валентиновна

Статья "Организация образовательного процесса в инклюзивной группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziv.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса в инклюзивном классе

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Такой подход создаёт основу для более справедливого общества.

Сегодня инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №  1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Последние ФГОС СПО особое внимание уделяет вопросу инклюзивного образования.

Основа инклюзивного образования — идеология, которая исключает любую дискриминацию.

Цель инклюзивного образования — поддержать образование для всех слоев населения, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении малоимущих, студентов-инвалидов и обучающихся, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех обучающихся в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие.

Инклюзивное образование разрабатывает подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Если преподавание и обучение станут эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все обучающиеся (не только студенты с особыми потребностями).

Основные принципы инклюзивного образования:

− добровольность участия инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);

 − обеспечение условий обучающимся инвалидам, с ОВЗ для получения ими профессионального образования, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

− создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение обучающихся инвалидов, с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;

− создание материально-технической базы для беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов, с ОВЗ к получению ими профессионального образования;

− подготовленность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;

Рассмотрим особенности организации учебного процесса в инклюзивном классе в соответствии с данными принципами.

 Во-первых, организовать работу в классе определенным образом:        

  • наличие необходимых специализированных технических средств и специального ПО;
  • обеспечение достаточного пространства для передвижения обучающегося с ОВЗ;
  • свободный доступ в классе к справочникам, наглядным, информационным материалам;
  • близость расположения обучающегося с ОВЗ в классе к преподавателю;

Во - вторых, необходимо оказать методическую поддержку обучающимся  с ОВЗ  и инвалидам,

  • наличие опорных конспектов или краткого содержания глав учебника;
  • наличие глоссария с пояснениями, иллюстрациями;
  • предоставление заданий с различным уровнем трудности;
  • применение вспомогательных электронных ресурсов к отдельным темам и разделам.

В- третьих, модифицировать способы предъявления и выполнения  заданий:

  • снабжать инструкцией с пошаговым разбором и с выявлением понимания задания;
  • предоставлять уже готовый образец выполняемого задания;
  • практиковать задания в парах и малых группах;
  • применять индивидуальное выполнение заданий, имеющих коррекционную направленность.

В- четвертых, при проведении контрольных и тестовых заданий:

  • использовать листы-шаблоны, требующие наименьшего заполнения;
  • предоставлять возможность выбора контрольных заданий;
  • предоставлять дополнительное время для выполнения контрольной работы;
  • разрешать выполнять контролирующие задания дома и  с помощью учебника;
  • разрешать переделывать задания,  с которыми не справился обучающийся.

И, конечно,  же помнить о ежедневном анализе достижений; оценивать продвижение обучающегося с ОВЗ для выведения объективной оценки.

Изменение отношения к обучению детей-инвалидов в  образовательных учреждениях - это важнейший шаг в процессе развития инклюзивного образования, так как важнейшей задачей инклюзивного образования является полноценное развитие детей-инвалидов наравне со своими сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья».Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской де...

Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО

В данном сборнике приведены материалы, которые были подготовлены в виде презентации Гамаюновой  Н.Ф. – руководителем отдела методического сопровождения реализации программ ООП ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ и ...

Индивидуальная форма организации образовательного процесса, способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе. Авторы: преподаватели хореографического отделения МБОУ ДОД "ДШИ с. Монаково" Жукова Е.С., Горожанкина И.М.

В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы...

Информационные технологии в организации образовательного процесса

Современное общество гордо носит название «Информационное общество». Как и каким образом это влияет на обучение!?...

Содержание и организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) группах на отделении ПКР ВГППК

Содержание и организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) группах на отделении ПКР ВГППК...

Общие принципы организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

СРЕДСТВА ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ:Организация видеотрансляций, видеоконференций и других форм дистанционного общения посредством веб-ресурсов и онлайн-сервисовО ПРАВИЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ АУДИО-ВИДЕО...