Роль концертмейстера в успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении педагогического колледжа
методическая разработка на тему

Промышляева Наталья капитоновна

Данная работа рассматривает различные области концертмейстерской деятельности в образовательном процессе педпгогического колледжа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБПОУ Самарской области  «Самарский социально-педагогический колледж»

Специфика организации музыкально-ритмической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Подготовила концертмейстер

Промышляева Н.К.

 

г. Самара. 2015 г.

Упоминание о целительном и коррекционном, развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние века. Виднейшие учёные Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки.Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной,в том числе нарушения в человеческом теле.

Издревле было замечено, что музыка,её основные компоненты-мелодия и ритм-изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.  В античных источниках находится множество свидетельств, говорящих о чудесах, произошедших от воздействия  музыки.   Виднейший врач древности Авиценна тысячу лет назад лечил музыкой психические заболевания,а врач Асклепий звуками музыки усмирял раздоры,а звуками трубы восстанавливал слух. Восприятие музыки по мнению древних греков и римлян, способствовало пищеварению. Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией.По его мнению ритм и лады воздействуют на мысль,делая её сообразной им самим.

 Идеи Платона,Пифагора о влиянии искусства,в частности музыки, получили развитие  в учении Аристотеля о катарсисе, очищении души человека в процессе восприятия искусства. Музыкотерапия широко использовалась в древнем Китае и Индии. Там лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия определённых тонов, звуков и некоторых музыкальных инструментов на больные области тела.  В Китае и по сей день в диагностике и лечении используется воздействие музыки на активные биологические точки меридианов человека. В России интерес учёных к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, И.М.Сеченовым, С.С.Корсаковым, И.Р.Торхановым и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма: сердечно-сосудистую,дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными стали выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с музыкальным искусством, оказывают лечебное воздействие музыки на психосоматические процессы в организме человека, снижают психоэмоциональное напряжение ,мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество. Именно эти выводы отечественных учёных  легли в основу научного обоснования использования музыки в коррекционной работе с детьми.

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам и младшим школьникам с проблемами в развитии обусловлены тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, т.е. выполняет важнейшие функции:  воспитательную, образовательную и социальную. Подготовка будущих специалистов для работы с детьми с проблемами в развитии требует, чтобы они овладели такими коррекционно-развивающими технологиями, которые  бы обеспечили им возможность воплотить эту идею на практике. В педагогическом колледже обучающиеся готовятся и для работы в специальных образовательных учреждениях разного профиля: для детей с нарушением речи, зрения, слуха, умственной отсталостью, задержкой психического развития и т.д.. В связи с этим, целью данной работы является ознакомление будущих специалистов с особенностями проведения музыкальных занятий в коррекционной группе детского сада, в частности, со спецификой музыкально-ритмической работы  с больными детьми.

Музыкально-ритмическая деятельность реализуется под руководством музыканта-педагога в ходе музыкальных занятий, развлечений  и в других видах деятельности. В пояснительной записке к программе"Музыка"для детей коррекционной группы  сказано, что "целью работы по данной программе является активизация различных сторон психофизической деятельности детей  за счёт воздействия музыки на эмоциональную сферу".

В первые годы жизни формируется восприятие музыки и эмоциональный отклик на неё. Эмоциональное состояние может быть бодрым, задорным, ласковым, спокойным.и т.д. По мере развития музыкального опыта впечатления  детей становятся более разнообразными, соответственно и диапазон видов исполнительской деятельности также расширяется. Так, в области развития музыкально-ритмических навыков устанавливается главная задача-ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. С этой целью ведётся работа по овладению основными движениями под музыку-ребёнок учится ходить, притоптывать, хлопать в ладоши. В зависимости от построения музыкальной игры, пляски дети ходят парами, стайкой, друг за другом, врассыпную, т.е. развивается ориентировка в пространстве. Дети осваивают и используют в играх и инсценировках несложные танцевальные лвижения, характерные для того или иного персонажа. Однако следует помнить, что из-за различных нарушений опорно-двигательного аппарата и других важнейших функций организма музыкально-ритмическая деятельность ограничена. В связи с этим такие действия, как бег, прыжки, поскоки полностью или частично исключаются. Зато большое значение приобретают музыкальные игры  и пляски с различными атрибутами: игрушками, флажками, погремушками, платочками и т. д. Действия с предметами активизируют детей и расширяют объём двигательных умений и навыков.

Музыкальные занятия в группах с ДЦП проводятся как в пространстве зала, так и сидя на стульчиках. Некоторые игры проводят в положении лёжа (статические игры). Это зависит от степени мобильности в группе. Объём движений в таком случае ограничен, а действующим элементом является эмоциональный фактор.

В работе с больными детьми необходимо сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных). Наиболее предпочтительна небольшая группа, состоящая из 4,максимум 6 человек.

 В ходе музыкального занятия дети с различными видами нарушений учатся не только согласно характеру прослушиваемой музыки реагировать на неё соответствующими движениями, исполнением правильного пульса, ритмического рисунка, они получают и расширяют знания и представления об окружающем мире. В ходе педагогического процесса происходит стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формируются функциональные возможности кистей и пальцев рук; развивается зрительно-моторная координация.

Необходимо подчеркнуть, что коррекционная работа строится не с учётом возраста,а с учётом того, на каком этапе психофизического развития находится ребёнок. Занятия строятся со строгим учётом состояния здоровья ребёнка. Работа педагога-музыканта идёт в тесном контакте с врачами(невропатологом и ортопедом),которые осуществляют контроль за этапами педагогического процесса и помогают формировать коррекционно-восстановительные задачи.

 Детям могут быть противопоказаны:

  • длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений;
  • упражнения с длительным статическим напряжением;
  • наклоны и повороты туловища с большой амплитудой и т. д.

Музыкальному руководителю  необходимо знать, какие задачи решаются в ходе коррекционной работы и в соответствии с ними подбирать музыкальный материал:

1.Формирование контроля над положением головы и её движениями.

С этой целью музыкальное занятие на определённом этапе должно включать повороты головы вправо-влево,вверх-вниз с фиксацией в исходном положении.

Музыкальный материал: размер 2/4,3/4,темп умеренный и медленный(Различные вальсообразные мелодии, народные попевки-простые и чёткие по построению).

2.Тренировка функций рук (кисть,предплечье,плечо).

Используются всевозможные круговые вращения кистей, предплечий вперёд-назад, сжимание и разжимание кисти, поднимание и опускание плеч,а также круговые движения ими.

Музыкальное сопровождение в размере 2/4,темп умеренный и довольно подвижный. Целесообразно использовать тему с её последующим вариационным развитием, которое подчёркивало бы смену движения.

3.Обучение разгибанию верхней части туловища. Для формирования и развития этого навыка полезны различные наклоны корпуса вперёд,в сторону; назад - не рекомендуется из-за опасности потери "баланса"корпуса,слабой координации. Музыкальный размер 3/4,музыка спокойного, широкого характера, но с чётким,утрированным выделением сильной доли(для удобства перехода из одного положения в другое).

4.Развитие поворотов туловища, включая переворачивание со спины на живот (и обратно). В данном случае музыку можно использовать, как фон, создающий приятное эмоциональное состояние.

5.Развитие возможности удержания вертикальной позы.

6.Виды ходьбы и коррекция её нарушений.

Данные педагогические задачи требуют освоения детьми работы у гимнастического станка-различные виды приседаний (полуприседания, максимально возможные глубокие,"пружинки" с опорой рук на станке).

Подобные упражнения можно проводить под счёт,но гораздо удобнее  интересней выполнять все виды Plie (франц.термин-"сгибание") под качественное музыкальное сопровождение. При этом можно воспользоваться широкой палитрой музыкальных произведений-от простейших мелодий до образцов мировой музыкальной классики. Размер3/4,4/4.

Верно подобранное музыкальное сопровождение играет огромную роль в воспитании музыкально-ритмического чувства у детей с различного рода нарушениями. Оно способствует более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости и продолжительности. Музыка, как ведущий компонент в музыкально-ритмической работе, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка. Своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в процессе музыкальных занятий в раннем возрасте, позволяет исключить многие психо-речевые нарушения у детей с церебральным параличём в старшем возрасте,а также развивать двигательные функции и корректировать их нарушения.

Литература:

  • Борисов Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. М.: Глобус, 2007.
  • Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. Челябинск, Урал ГАФК, 1999.
  • Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Метод.пособие для руководителя физического воспитания дошкольных учреждений /Под ред. С.О.Филипповой. СПб: Детство-Пресс, 2005.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Синтез профессиональных и личностных качеств в работе концертмейстера

ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-

педагогический колледж»

концертмейстер: Промышляева Н.К.

 

Работа концертмейстера в учебной практике педагогического колледжа  с одной стороны проста и понятна, с другой стороны имеет ряд специфических особенностей, продиктованных целями и задачами подготовки педагогов -музыкантов. Зачастую пианист — выпускник среднего специального или высшего учебного заведения, пришедший работать концертмейстером в класс вокала, хорового дирижирования, ритмики, вынужден постигать специфику взаимодействия с тем или иным видом музыкального исполнительства почти исключительно на основе собственного опыта.

Цель данных методических рекомендаций— раскрыть специфику работы концертмейстера в классе вокала, хорового дирижирования, ритмики. Цель обусловила постановку следующих задач:

  • определить основные задачи работы концертмейстера ;
  • обозначить профессионально-личностные качества концертмейстера, необходимые для работы в  классе вокала и дирижирования

Научно-методической базой данных рекомендаций послужили труды А. Д. Готлиба,Е. М. Шендеровича, и др. В данной работе нашло отражение некоторое обобщение собственного практического опыта работы в педагогическом колледже, общения с преподавателями вокала, дирижирования, ритмики и коллегами-концертмейстерами, имеющими значительный опыт . Цель и назначение данной работы заключается в том, что как работающие, так и начинающие концертмейстеры могут найти в ней полезную информацию и практические рекомендации для применения их в своей профессиональной деятельности.

Задачи концертмейстера .

Концертмейстерство является удачным примером универсального сочетания в рамках профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога .

Как отмечает Е. М. Шендерович, «…в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных или конкурсных ситуациях, трудно» . Для успешного осуществления многофункциональной деятельности концертмейстер должен владеть необходимым комплексом знаний, умений и навыков.

Концертмейстер должен знать не только основные принципы ансамблевой работы, но учебный и концертный репертуар вокалиста, его тембровые и тесситурные особенности, а также методы совместной исполнительской работы над музыкальным произведением. Концертмейстеру необходимо обладать умениями, позволяющими применять теоретические знания при исполнительском анализе партии солиста и фортепианной партии в музыкальном произведении, определять художественные и технические особенности аккомпанемента, трактовать свою партию как часть цельного музыкального образа, создавать художественную интерпретацию фортепианной партии, демонстрировать различный подход к исполнению фортепианных и оркестровых аккомпанементов.

Для концертмейстерской деятельности необходимо не только владение арсеналом пианистических средств (звуковой и артикуляционной палитрой, техническим мастерством, художественной педализацией и т. д.) и умение выбрать необходимые исполнительские решения (звуковые, динамические, тембровые, артикуляционные и др.), но и умение воспринимать и анализировать исполнение партии солистом и звучание фортепианной партии, слышать одновременно каждую партию в их единстве, контролировать звучание ансамбля и корректировать исполнительские действия в соответствии с исполнительским состоянием солиста, обладать способностью к художественной антиципации (от латинского  anticipatio — предвосхищение), раскрывать художественное произведение в образно-эмоциональном и выразительно-смысловом единстве с солистом.

Важными качествами концертмейстера являются владение навыками профессиональной коммуникации, умение проявлять эмпатию (от греч. Empatheia — сопереживание) к солисту, устанавливать эмоциональный контакт с ним и оказывать психологическую поддержку, адаптироваться к различным репетиционным и концертным условиям, проявлять артистизм, исполнительскую волю в репетиционном процессе и концертном выступлении, моделировать и регулировать эмоциональные состояния.

Е. А. Островская в своей диссертационной работе «Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства» выделяет несколько основных принципов, которые нашли отражение в этических правилах концертмейстерской деятельности. Первый принцип — заинтересованность концертмейстера в работе, которая способствует  оказывать помощь солисту, особенно начинающему.  Второй принцип  касается высокого художественного уровня исполнения пианистом своей партии, что является неотъемлемой составляющей профессионализма концертмейстера и служит эталоном для еще не обладающего мастерством солиста.  Третий педагогический принцип — принцип коррекции исполнения может осуществляться как в словесной, так и в музыкальной форме с целью преодоления исполнительских недостатков неопытных музыкантов.  Следующий принцип — психологический — проявляется в создании концертмейстером в любых учебных ситуациях стабильной, психологически комфортной атмосферы, способствующей позитивной творческой деятельности и взаимопониманию педагога и ученика.  Реализация пятого, общеэстетического принципа может сыграть, по мнению Е. А. Островской, значительную роль в создании единого «психоэмоционального поля» между солистом и концертмейстером, зависящего «не только от интуитивных способностей концертмейстера, но и от стараний вокалиста, начинающего дирижёра, инструменталиста, общности их интересов на основе знакомых обоим произведений искусства, литературы, фильмов» . Последний, шестой педагогический принцип  связан с формированием ценностно-нравственных установок солиста, а именно воспитанием позитивного мировосприятия музыканта-исполнителя..

Профессионально-личностные качества концертмейстера.

В союзе «солист-концертмейстер» ответственность за качество ансамбля ложатся практически полностью на пианиста. Таким образом, одним из важнейших условий эффективной работы концертмейстера становится степень сформированности его профессионально-коммуникативных качеств.

Сущность этого понятия раскрывает в своей монографии «Формирование профессиональных коммуникативных качествмузыканта-исполнителя в процессе занятий камерным ансамблем» Е. П. Лукьянова и определяет их как «совокупность социально-ориентированных, имеющих художественную направленность свойств личности, проявляющихся в активизации коммуникативной деятельности средствами музыкально-исполнительского искусства». В состав профессионально-коммуникативных качеств музыканта-исполнителя Е. П. Лукьянова включает музыкально-сценическую общительность, ансамблевую адаптивность, деятельную эмпатию и художественную антиципацию.

Антиципация — «предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление о чем-либо»  — является принципиальной основой совместной деятельности музыкантов. Как во время подготовки к исполнительскому процессу, так и в ходе музицирования исполнителям приходится постоянно регулировать, контролировать и координировать совместную деятельность .

Для успешной профессиональной деятельности пианист должен обладать помимо  профессионально-коммуникативных рядом других психологических качеств. Так внимание концертмейстера — многоплоскостное, требует распределения между всеми составляющими ансамблевого исполнения и направлено не только на собственные исполнительские задачи, но и на контроль за звуковым балансом, звуковедением у солиста(вокалиста или инструменталиста), за воплощением единства художественного замысла. Как в текущей работе, так и в концертных выступлениях очень важны такие качества концертмейстера как мобильность, быстрота и активность реакции, сильная воля и самообладание позволяющие в случае ошибок солиста или собственных неудач, не переставая играть, сохранить ансамбль и благополучно довести произведение до конца. Перед эстрадным выступлением концертмейстер должен уметь снять излишнее волнение и нервное напряжение солиста, а на сцене — выразительным исполнением аккомпанемента с подлинно сценическим подъемом передать солисту свое творческое вдохновение, помогающее ему обрести уверенность, психологическую,  а за ней и мышечную свободу.

Высокий профессионализм и безупречная музыкальная культура концертмейстера должны сочетаться с эмоциональной чуткостью и безупречной выдержкой, творческой изобретательностью и тщательным самоконтролем, трудолюбием и способностью к концентрации внимания, высокой степени ответственности и развитой мобильности, скромности и организаторской активности, требовательности к достижению художественного идеала и способности к самопожертвованию.

В исполнении произведений крупной формы в классе дирижирования  наиболее ярко должны проявляться дирижерские, организующие функции концертмейстера. Пианист должен стремиться к оркестровому звучанию рояля, которое предполагает точность тембровых характеристик различных тем и подголосков, оркестровую мощь. Необходимо тщательно отработать с обучающимся всю агогическую палитру- меру обозначенных автором замедлений и ускорений, обеспечить точное возвращение в первоначальный темп после исполнения раздела в ином темпе. Значительную роль должен сыграть концертмейстер в создании целостности формы как в репетиционном процессе, так и в концертном выступлении.

Традиционным  в репертуарном списке класса ритмики является жанр обработки народных мелодий: парафразы, вариации на темы различных народных песен. Подобная работа является поистине  творческим проявлением своей»технической»базы, слушательского опыта и ,несомненно, художественного вкуса Однако, не стоит забывать о чувстве меры, помня,что своим исполнением формируем общую музыкальную культуру будущих педагогов-музыкантов в частности и подрастающего поколения в целом.

Необходимо напомнить начинающим концертмейстерам, что приступая к работе над фортепианной партией, в первую очередь концертмейстер должен изучить произведение в целом.

Одним из вспомогательных средств ознакомления с произведением может служить просмотр или прослушивание записей его исполнения на диске или в интернете. Однако следует учитывать, что этот способ не заменяет настоящего слухового освоения концертмейстером партии солиста с ее интонационным строением, темповым и динамическим планом, тесситурными особенностями. Поверхностное знание партии солиста затрудняет действие художественной антиципации, поскольку весьма сложно предвосхитить нечто неизвестное.

В настоящее время концертмейстерство является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов, одной из самых востребованных профессий в сфере специального музыкального образования. Сфера концертмейстерской деятельности весьма обширна и охватывает многие области музыкального исполнительства и педагогики. Без деятельного участия концертмейстеров сложно представить не только подготовку профессиональных исполнителей, но и занятия с юными музыкантами на начальном этапе обучения музыке. При этом наибольшее методическое освещение получили особенности работы концертмейстера с вокалистами и в классе хорового дирижирования.

Данная работа рассматривает общие принципы работы концертмейстера , некоторые профессиональные и личные качества, необходимые ему  для осуществления своей деятельности. Задачи концертмейстера анализировались с позиций выполнения им исполнительских, ансамблевых, педагогических и психологических функций, составляющих сущность концертмейстерской деятельности.

Для начинающих концертмейстеров данные методические рекомендации могут стать необходимым методическим пособием по вопросам профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Варламов Д. И., Коробова О. А. Антипация в деятельности музыканта-концертмейстера // Музыковедение, № 5, 2012. С. 36–40.

2. Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971.

3. Коробова О. Я. Антиципация в структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера [Электронный ресурс]:http://www.dissercat.com/content/antitsipatsiya-v-strukture-khudozhestvenno-tvorcheskoi-deyatelnosti-kontsertmeistera(link is external)

4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музгиз, 1961.

5. Лукьянова Е. П. Формирование профессионально-коммуникативных качеств музыканта-исполнителяв процессе занятий камерным ансамблем. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2007.

6. Люблинский А. А. Теория и практика аккомпанемента. Методические основы. Л.: Музыка, 1972.

7. Островская Е. А. Психологический основы деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства .

8. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.

9. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.: Музыка, 1996.

10. Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка, № 4, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль межличностных отношений в образовательном процессе

Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса....

Индивидуальная форма организации образовательного процесса, способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе. Авторы: преподаватели хореографического отделения МБОУ ДОД "ДШИ с. Монаково" Жукова Е.С., Горожанкина И.М.

В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы...

Содержание и организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) группах на отделении ПКР ВГППК

Содержание и организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) группах на отделении ПКР ВГППК...

Статья "Организация проектной деятельности студентов-дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе разработки концепции художественного оформления мероприятий"

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов среднего профессионального образования специальности «Дизайн». Описаны особенности и алгоритмы этапов планиров...

Методическая разработка на тему: «Особенности организации образовательного процесса на хореографическом отделении в ДШИ в период дистанционного обучения»

Работа посвящена проблемам, возникшим в дополнительном образовании, связанным с необходимостью  поиска форм и методов работы с обучающимися, которые помогут сохранить мотивацию к обучению, заинте...

Методическая разработка на тему: «Особенности организации образовательного процесса на хореографическом отделении в ДШИ в период дистанционного обучения»

Актуальность темы обусловлена существующими проблемами в дополнительном образовании, связанными с необходимостью в условиях дистанционного обучения поиска форм и методов работы с обучающимися, которые...