Анализ компетенций педагогических и управленческих работников образовательных организаций по направленности «Использование русского языка как государственного»
методическая разработка
В 2020 году одним из основных направлений опорных стажировочных площадок, получателей субсидии по мероприятию «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации», реализуемому в рамках ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», стало повышение профессионального уровня как педагогических, так и управленческих работников образовательных организаций по вопросам изучения и преподавания русского языка и языков народов Российской Федерации. В текущем году получателями субсидии стали 11 субъектов Российской Федерации – Алтайский край, Ивановская область, Иркутская область, Краснодарский край, Псковская область, Республика Коми, Республика Мордовия, Ростовская область, Свердловская область, Тамбовская область, Чеченская Республика. В обязательства субъектов-получателей субсидии входило повышение квалификации педагогических и управленческих работников образовательных организаций не только из своего субъекта (получателя субсидии), но и других субъектов Российской Федерации (регионов-реципиентов) по вопросам русского языка и языков народов Российской Федерации.
Для проведения системного анализа эффективности деятельности опорных стажировочных площадок в данном направлении, организацией-оператором ООО «Верконт Сервис» была осуществлена диагностика компетенций обучаемых категорий педагогических и управленческих работников образовательных организаций (в субъектах-получателях субсидии и регионах-реципиентах). Процесс диагностики был организован на интернет-сервисе оператора в ходе взаимодействия с опорными стажировочными площадками.
Участниками диагностики стали слушатели курсов повышения квалификации, проводимыми специалистами опорных стажировочных площадок в ходе обучающих мероприятий, а именно:
специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
управленческие работники общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций;
педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов, русского языка и литературы, родных языков, других учебных предметов), дошкольных образовательных организаций.
Всего в диагностике в 2020 году приняли участие более 15 000 человек из 69 субъектов Российской Федерации. Наибольшую активность по участию в тестировании проявили следующие субъекты: Ростовская область, Республика Дагестан, Иркутская область, Республика Тыва, Свердловская область.
Слушателям предлагалось оценить свою профессиональную компетентность по 4 направленностям:
использование русского языка как государственного;
преподавание русского языка как родного;
преподавание русского языка как неродного;
обучение на языках народов Российской Федерации.
Диагностический инструментарий разработан ведущими специалистами образовательных организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников, экспертами-практиками опорных стажировочных площадок с учетом результатов анализа форм контроля освоения программ повышения квалификации субъектов Российской Федерации (программы обучения 2018–2019 года). Диагностический инструментарий размещен на сайте федерального оператора.
Практически все диагностические материалы включали в себя следующие виды заданий:
задания, требующие выбрать один или несколько правильных ответов из предложенного списка;
задания на установление соответствия;
задания на определение последовательности;
задания с кратким ответом.
Одна часть диагностических материалов была универсальной, т.е. была предназначена для всех категорий слушателей, указанных выше, другая – рассчитана только на определенную целевую аудиторию. В зависимости от категории слушателей формировались задания для тестирования.
В данном методическом материале остановимся на результатах диагностического исследования направленности 1 «Использование русского языка как государственного».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ компетенций педагогических и управленческих работников образовательных организаций по направленности «Использование русского языка как государственного» (методический материал по результатам диагностического исследования, проведенного в рамках организационно-методического сопровождения мероприятий, реализуемых за счет субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка)
В 2020 году одним из основных направлений опорных стажировочных площадок, получателей субсидии по мероприятию «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации», реализуемому в рамках ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», стало повышение профессионального уровня как педагогических, так и управленческих работников образовательных организаций по вопросам изучения и преподавания русского языка и языков народов Российской Федерации. В текущем году получателями субсидии стали 11 субъектов Российской Федерации – Алтайский край, Ивановская область, Иркутская область, Краснодарский край, Псковская область, Республика Коми, Республика Мордовия, Ростовская область, Свердловская область, Тамбовская область, Чеченская Республика. В обязательства субъектов-получателей субсидии входило повышение квалификации педагогических и управленческих работников образовательных организаций не только из своего субъекта (получателя субсидии), но и других субъектов Российской Федерации (регионов-реципиентов) по вопросам русского языка и языков народов Российской Федерации.
Для проведения системного анализа эффективности деятельности опорных стажировочных площадок в данном направлении, организацией-оператором ООО «Верконт Сервис» была осуществлена диагностика компетенций обучаемых категорий педагогических и управленческих работников образовательных организаций (в субъектах-получателях субсидии и регионах-реципиентах). Процесс диагностики был организован на интернет-сервисе оператора в ходе взаимодействия с опорными стажировочными площадками.
Участниками диагностики стали слушатели курсов повышения квалификации, проводимыми специалистами опорных стажировочных площадок в ходе обучающих мероприятий, а именно:
специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
управленческие работники общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций;
педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов, русского языка и литературы, родных языков, других учебных предметов), дошкольных образовательных организаций.
Всего в диагностике в 2020 году приняли участие более 15 000 человек из 69 субъектов Российской Федерации. Наибольшую активность по участию в тестировании проявили следующие субъекты: Ростовская область, Республика Дагестан, Иркутская область, Республика Тыва, Свердловская область.
Слушателям предлагалось оценить свою профессиональную компетентность по 4 направленностям:
использование русского языка как государственного;
преподавание русского языка как родного;
преподавание русского языка как неродного;
обучение на языках народов Российской Федерации.
Диагностический инструментарий разработан ведущими специалистами образовательных организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников, экспертами-практиками опорных стажировочных площадок с учетом результатов анализа форм контроля освоения программ повышения квалификации субъектов Российской Федерации (программы обучения 2018–2019 года). Диагностический инструментарий размещен на сайте федерального оператора по ссылке www.region.rus.study/diagnostic.
Практически все диагностические материалы включали в себя следующие виды заданий:
задания, требующие выбрать один или несколько правильных ответов из предложенного списка;
задания на установление соответствия;
задания на определение последовательности;
задания с кратким ответом.
Одна часть диагностических материалов была универсальной, т.е. была предназначена для всех категорий слушателей, указанных выше, другая – рассчитана только на определенную целевую аудиторию. В зависимости от категории слушателей формировались задания для тестирования.
В данном методическом материале остановимся на результатах диагностического исследования направленности 1 «Использование русского языка как государственного».
Анкета по направленности 1 «Использование русского языка как государственного» включала 90 заданий и состояла из 4 частей:
владение нормами;
знание норм;
нормативно-правовая база;
методика преподавания.
1. Владение нормами
Диагностические материалы «Владение нормами» содержали 30 тестовых заданий, позволяющих проверить у слушателей степень владения языковыми нормами русского литературного языка – орфоэпическими, лексическими, грамматическими и синтаксическими.
В диагностике (часть 1, задания 1-30) приняли участие 8 категорий слушателей – управленческие работники органов исполнительной власти в сфере образования; управленческие и педагогические работники дошкольных образовательных организаций; управленческие, педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов, учителя родных языков, учителя русского языка и литературы, учителя других учебных предметов). Наибольшая доля данного контингента приходится на 2 категории слушателей – педагогических работников дошкольных образовательных организаций (49,6%) и учителей начальных классов общеобразовательных организаций (24,7%). Таким образом, суммарно на эти две категории приходится 74,3% слушателей; на остальные 6 категорий приходится 25,7%, то есть почти в 3 раза меньше (от 0,4 до 10%) (рисунок 1).
- – Доля респондентов, участвовавшая в диагностике по направленности 1, часть 1 «Владение нормами»
Результаты тестирования показали, что практически по большинству заданий респонденты продемонстрировали высокие результаты – до 97% правильных ответов (таблица 1). Среднее значение правильных ответов по всей анкете составляет 77%.
Степень сложности заданий для респондентов можно проследить на основе полученных результатов, разделив их на 3 группы. Первая, наиболее многочисленная, включает более половины заданий (17 ед.) и состоит из максимальных результатов (от 81 до 97% правильных ответов); вторая группа содержит средние результаты (54 – 80% правильных результатов) и представлена десятью заданиями; третья группа с минимальными результатами (40, 33, 41% правильных ответов) включает 3 задания.
- – Результаты тестирования всех категорий слушателей[1]
Номер задания | Количество правильных ответов, % | Номер задания | Количество правильных ответов, % | Номер задания | Количество правильных ответов, % |
1 | 74 | 11 | 83 | 21 | 77 |
2 | 93 | 12 | 91 | 22 | 73 |
3 | 81 | 13 | 93 | 23 | 69 |
4 | 40 | 14 | 94 | 24 | 93 |
5 | 92 | 15 | 90 | 25 | 97 |
6 | 91 | 16 | 82 | 26 | 95 |
7 | 92 | 17 | 86 | 27 | 64 |
8 | 81 | 18 | 33 | 28 | 71 |
9 | 72 | 19 | 41 | 29 | 71 |
10 | 54 | 20 | 62 | 30 | 86 |
Результативнее всего респонденты справились с заданиями на правописание непроверяемых гласных в корне слова, двойных согласных и образование множественного числа существительных, по которым было получено наибольшее количество правильных ответов (таблица 2):
№25 «Укажите, в каких словах пропущена буква «о»? Выберите два варианта ответа: а) андр…гогика; б) дем…нстрация; в) импр…визация; г) пар…дигма; д) проп…ганда» - получено по результатам опроса всех категорий слушателей 97% правильных ответов от общего количества слушателей, участвующих в опросе;
№26 «Укажите, в каких словах пишется удвоенная согласная? Выберите два варианта ответа: а) гум…анизм; б) кавал…ерия; в) дис…ертация; г) эл…итарный; д) дискус…ия» - получено по результатам опроса всех категорий слушателей 95% правильных ответов от общего количества слушателей, участвующих в опросе;
№14 «Укажите словосочетания, в которых неверно образована форма выделенного имени существительного? Выберите два варианта ответа: а) толпа ЦЫГАН; б) пара ТУФЛЕЙ; в) отряд ПАРТИЗАН; г) несколько ПОЛОТЕНЦЕВ; д) ходить без НОСКОВ» - получено 94% правильных ответов от общего количества слушателей, участвующих в опросе.
Если рассматривать полученные результаты в разрезе категорий, то по отмеченным выше заданиям лидирующие позиции занимают учителя русского языка и литературы (98,9; 98,6; 98,0% правильных ответов соответственно), начальных классов общеобразовательных организаций (98,5; 96,0; 95,3% правильных ответов соответственно) (таблица 2).
В целом можно отметить, что респонденты успешно справились практически со всеми заданиями, что свидетельствует о сформированных в процессе обучения (повышения квалификации) профессиональных компетенциях в части умения применять нормы русского литературного языка в речи.
На рисунках 2-4 представлены результаты на самые результативные вопросы, с которыми справились респонденты, в разрезе всех категорий слушателей.
- – Количество правильных ответов на задание №25, в разрезе всех категорий слушателей
- – Количество правильных ответов на задание №26, в разрезе всех категорий слушателей
- – Количество правильных ответов на задание №14, в разрезе всех категорий слушателей
- – Количество правильных ответов на задания 25,26,14 в разрезе всех категорий слушателей
Категория слушателей | Кол-во правильных ответов на задание №25, % | Кол-во правильных ответов на задание №26, % | Кол-во правильных ответов на задание №14, % |
Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя др. учебных предметов) | 97,4 | 93,5 | 91,2 |
Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов) | 98,5 | 96,0 | 95,3 |
Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя родных языков) | 95,2 | 95,2 | 85,7 |
Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя русского языка) | 98,9 | 98,6 | 98,0 |
Специалисты дошкольных образовательных организаций (педагогические работники) | 97,1 | 94,5 | 93,8 |
Управленческие и административные работники дошкольных образовательных организаций | 91,3 | 84,5 | 82,1 |
Управленческие и административные работники общеобразовательных организаций | 95,2 | 95,2 | 92,5 |
Управленческие работники органов исполнительной власти в сфере образования | 94,1 | 91,2 | 79,4 |
Как следует из результатов тестирования, наиболее сложными для всех категорий слушателей оказались задания, направленные на овладение орфоэпическими и грамматическими нормами (таблица 3):
№4 («Укажите, в каких словах правильно поставлены ударения? Выберите два варианта ответа: а) грАффити; б) щавЕль; в) кОрысть; г) предложИть; д) плесневЕть») – получено по результатам опроса всех категорий слушателей всего лишь 40% правильных ответов, причем наибольшие затруднения с ответом испытали учителя родных языков (14,4% правильных ответов), учителя начальных классов (26,2% правильных ответов), педагогические работники дошкольных образовательных организаций (37,9% правильных ответов) (таблица 3, в которой проценты правильных ответов рассчитаны, исходя из количества каждой категории слушателей);
№18, 19 («Запишите в предложении числительные словами: В (1995) году он управлял уже (394) компаниями»; «В (2017) году доход его компании составлял не менее (4 742 195) рублей») – получено по результатам опроса всех категорий слушателей 33 и 41% правильных ответов соответственно. Если рассматривать результаты в разрезе конкретных категорий респондентов, то наибольшие затруднения по заданию №18 возникли у управленческих работников органов исполнительной власти (20,6% правильных ответов), педагогических и управленческих работников дошкольных образовательных организаций (22,3 и 23,7% правильных ответов соответственно); по заданию №19 – также у управленческих работников органов исполнительной власти (20,6% правильных ответов), управленческих работников общеобразовательных и дошкольных организаций (26,3 и 27,5% соответственно) (таблица 3).
На рисунках 5-7 представлены результаты на самые сложные вопросы, с которыми не справились респонденты, в разрезе всех категорий слушателей.
- – Количество правильных ответов на задание №4, в разрезе всех категорий слушателей
- – Количество правильных ответов на задание №18, в разрезе всех категорий слушателей
- – Количество правильных ответов на задание №19, в разрезе всех категорий слушателей
- – Количество правильных ответов на задания 4,18,19 в разрезе всех категорий слушателей
Категория слушателей | Кол-во правильных ответов на задание №4, % | Кол-во правильных ответов на задание №18, % | Кол-во правильных ответов на задание №19, % |
Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя др. учебных предметов) | 50,4 | 38,7 | 39,4 |
Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов) | 26,2 | 44,8 | 43,7 |
Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя родных языков) | 14,4 | 33,3 | 45,2 |
Педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя русского языка) | 68,8 | 58,3 | 55,1 |
Специалисты дошкольных образовательных организаций (педагогические работники) | 37,9 | 22,3 | 38,0 |
Управленческие и административные работники дошкольных образовательных организаций | 53,6 | 23,7 | 27,5 |
Управленческие и административные работники общеобразовательных организаций | 60,7 | 29,6 | 26,3 |
Управленческие работники органов исполнительной власти в сфере образования | 44,1 | 20,6 | 20,6 |
Выявленные в процессе диагностики ошибки в ответах на задания являются достаточно типичными и объясняются в первом случае тем, что ударение характеризуется разноместностью и подвижностью, а во втором случае – изменением числительных по падежам в сочетании с существительными, что вызывает, как показали результаты тестирования, определенные трудности в устной и письменной речи респондентов. Особенно наглядно это проявилось у учителей родных языков, учителей начальных классов и педагогических работников дошкольных образовательных организаций. В то же время выявление таких узких мест у респондентов полезно и крайне необходимо, так как позволяет выстроить адресную систему работы со слушателями в дальнейшем как в условиях системы дополнительного профессионального образования при разработке программ повышения квалификации, так и на рабочем месте, в условиях конкретной образовательной организации.
При этом важно отметить, что знание и владение языковыми нормами русского литературного языка – это показатель речевой культуры в целом, а значит формирование такой компетенции необходимо и значимо как для руководящих, так и педагогических работников образовательных организаций.
В заключении следует отметить характерную особенность полученных диагностических данных: значительный вклад в общие результаты данного тестирования вносят 2 категории из 8 – учителя начальных классов общеобразовательных организаций и педагогические работники дошкольных образовательных организаций.
[1] Управленческие работники органов исполнительной власти в сфере образования; управленческие и педагогические работники дошкольных образовательных организаций; управленческие, педагогические работники общеобразовательных организаций (учителя начальных классов, учителя родных языков, учителя русского языка и литературы, учителя других учебных предметов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-627143-1429867890.jpg)
Инновационная форма повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций
Повышение квалификации педагогических работников в форме стажировки...
Рабочая программа образовательной учебной дисциплины ОУД.01 "Русский язык"
Рабочая программа образовательной учебной дисциплины ОУД.01 "Русский язык" создана для реализации среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 09.01.02 «Компьютерные системы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-131702-1351229584.jpg)
Педагогический проект на тему: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе
Цели и задачи проекта.Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.Участники проекта. Учи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/29/picture-1161960-1638164362.jpg)
19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"
На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/16/picture-1364384-1639643802.jpg)
Отработка практических навыков действий работников образовательной организации, обучающихся при возникновении пожара
Отработка практических навыков действий работников образовательной организации, обучающихся при возникновении пожара...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/14/picture-1520825-1713080805.jpg)
Примеры заданий профессиональной направленности по русскому языку и литературе для специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения (молоко и молочные продукты)
В статье приводятся примеры заданий профессиональной направленнности по русскому языку и литературе для специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения (молоко и молочные п...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/30/picture-902758-1690701229.jpg)
Методическая поддержка педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах
1. Приказ о назначении наставником при подготовке к Национальному Чемпионату "Абилимпикс" в 2020 году учителя начальных классов Гришкиной О.В., 2020 г.2. Приказ об участии в региональном эта...