Доклад "Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов"
статья

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на обучающихся осуществляется на занятиях и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, по моему мнению, мастер – центральная фигура учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rol_mastera_v_podgotovke_spetsialista.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 190

ФКП образовательное учреждение № 190

412815, Саратовская обл., Красноармейский район, рп. Каменский, ул. Зеленая, д. 20 а, тел./факс 3-44-68 ________________________________________________________________

« Роль мастера  производственного обучения в процессе воспитания     квалифицированных специалистов»

(Доклад)

Составитель: мастер производственного обучения Л.Д. Хамедова

Каменский, 2017


Успех обучения и воспитания обучающихся учреждений  профессионального образования в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, их опыта, профессионального мастерства. Мастер производственного обучения обязан не только обучать профессиональным умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализировать и решать педагогические ситуации, уметь критически относиться к своей работе, видеть ее сильные и слабые стороны.

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на обучающихся осуществляется на занятиях и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, по моему мнению, мастер – центральная фигура учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении СПО. Чтобы успешно обучать и воспитывать учащихчя, мастеру производственного обучения, даже если он человек передовых взглядов и убеждений и выбрал эту работу по призванию, следует обладать еще некоторыми качествами. Среди них занимает важное место хорошее знание своей специальности, отличные навыки в том деле, которому мастер обучает. С процессом же обучения неразрывно связано и воспитание учащихся. Эти два процесса в работе мастера неотделимы. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда его обучающиеся будут чувствовать, что они от него получили реальные знания ремесла. Хороший мастер стремится передать знания своим ученикам, и они невольно следуют за ними во всем. Только высоко квалифицированный в своей области мастер, знаток своего дела, помогает обучающимся овладеть профессией. Мы должны прививать обучающимся чувство профессиональной чести. Учащиеся любят и уважают знающих людей, тех, у кого, как говорится, работа из рук не валится.

Педагогическое мастерство – одно из важнейших качеств мастера производственного обучения, определяющих эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить обучающихся тому, что знает и умеет сам мастер. Для этого необходимы знания педагогики, психологии. Важной характерной чертой педагогического мастерства является умение мастера устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися. Правильные взаимоотношения мастера с обучающимися базируются на его авторитете. Мастер, не пользующийся авторитетом, не только не способствует нравственному становлению личности обучающегося, а мешает ему, так как его методы воздействия, зачастую, вызывают у обучающихся реакцию, противоположную желаемой: похвала – иронию, замечание – ответную реплику, наказание – неподчинение, замкнутость, упрямство. Авторитет мастера создается глубоким знанием своего дела, личным примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью, принципиальностью, справедливостью, высокой требовательностью к себе и воспитанникам. Важно, чтобы между мастером и обучающимися сложились дружеские взаимоотношения. Однако такие отношения всегда должны быть результатом признания нравственного и интеллектуального превосходства мастера. Нужно иметь ввиду, что взаимоотношения мастера и обучающихся носят динамичный характер, постоянно развиваются. Мастеру порой бывает труднее сохранить авторитет, чем его завоевать. Авторитет теряется, если у мастера слова расходятся с делами, если требования, предъявляемые к обучающимся,  он не считает обязательными для себя, если характер требований, стиль руководства, тон перестают соответствовать уровню воспитанности обучающихся, если мастер перестает удовлетворять интеллектуальные и профессиональные запросы обучающихся. Большое влияние на рост авторитета мастера оказывает его умение убеждать. Мастер должен чаще советовать, показывать, внушать и реже понукать, приказывать, наставлять, выговаривать. Свою власть надо использовать в крайних случаях и в минимальном размере.

Одним из очень важных волевых качеств мастера профессионального образования является умение требовать. Но требовательность может дать положительный результат, если она соединяется с уважением к обучающемуся.  Традиционным на уроке профессионального образования стал этап рефлексии: каждый обучающийся в конце дня делает для всей группы краткое сообщение о том, что им сделано, за сколько часов, что он считает хорошо выполненным, что плохо, каковы причины этого. После этого другие обучающиеся высказывают замечания по поводу работы товарища, а затем подводится итог труда данного обучающегося за день мастером, выставляется оценка. Требовательность мастера выражается в том, что он заставляет каждое дело обязательно доводить до конца. Требовательность дает положительные результаты, если мастер наряду с ней обладает педагогическим тактом, умением учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Педагогический такт – особое чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что мастер делает: его слов, поступков, общения с обучающимися. Педагогический такт проявляется во вдумчивом, внимательном и доброжелательном отношении к обучающимся, в нравственной чистоте и силе педагога, в умении быть выше личного, мелкого, случайного. Любое проявление чувств мастера: гнев, радость, ласка, юмор – при наличии педагогического такта являются полезным и необходимым элементом воздействия на воспитанников. Мастер никогда не должен злоупотреблять выговорами и внушениями обучающемуся в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно воздействуют сильнее, т.к. они свидетельствуют о тактичности, доброжелательности, а главное озабоченности мастера по отношению к провинившемуся обучающемуся.

Как мастер профессионального образования при любых обстоятельствах стараюсь быть тактичной с учащимися. Стараюсь подметить в обучающемся хорошее и похвалить его за это. Практикую  поощрение отдельных учащихся за успешное выполнение заданий и примерную дисциплину.  Мастер может выработать индивидуальный стиль деятельности только при условии, если хорошо знает сильные и слабые стороны своей личности и умеет опираться именно на сильные стороны, развивать их. Успешность обучения зависит от содержательности речи мастера. Если в каждой фразе обучающиеся улавливают полезную мысль и понимают ее, то мастер найдет контакт с обучающимися, они будут слушать его с интересом и вниманием.

Большое значение имеет не только смысл сказанного, но и манера беседовать с обучающимися. Большое значение при беседах и объяснениях имеет отношение самого мастера к тому, что он говорит. Речь не должна быть лишена переживаний, эмоций. Хорошо, если обучающиеся будут видеть, что мастер сам испытывает живой интерес к тому материалу, который излагает. Учащиеся любят меткое слово, веселую речь, вовремя сказанную шутку.

Мастер оказывает влияние на учащихся не только внутренними качествами своей личности, но и своим внешним видом, манерами поведения. Воспитательное воздействие мастера начинается уже с того момента, когда обучающиеся впервые видят его в коридорах образовательного учреждения и узнают, что именно он будет заниматься с ними. Здесь уже внешний облик человека окажет на обучающихся свое первое неуловимое влияние. Поэтому мастеру необходимо быть, как говорится, на чеку, неустанно следить за каждым своим шагом, всегда быть опрятным, подтянутым, вежливым, соблюдать те нормы поведения, которые требуешь от обучающихся. В процессе учебно-воспитательной работы с обучающимися мастер постепенно воспитывает у них много полезных привычек. Самая важная среди них – это привычка к труду, настойчивому, упорному и хорошо организованному. Обладая  хорошими привычками в труде, не допуская ничего некрасивого в своем внешнем виде, в манере держаться, мастер ведет борьбу за высокую культуру поведения и своих обучающихся. От глаз наблюдательного мастера не могут скрыться некоторые из их особенности: один любит грызть ногти, другой то и дело теребит волосы, третий беззастенчиво зевает и даже рот не прикроет рукой, четвертый – не выпускает из рук телефон, пятый сидит развалясь и т.д. Все это как будто мелочи, однако они говорят о несформированности навыков культурного поведения учащихся, об их неумении или нежелании следить за собой, бороться с вредными привычками. Но может ли мастер ликвидировать у обучающихся эти недостатки, если он сам имеет хотя бы некоторые из них. Если же они ему не свойственны, то он может влиять на обучающихся, разъяснять им, насколько эти привычки некрасивы, и своими замечаниями, а иногда и ироническими шутками поможет обучающимся освободиться от них, за что обучающиеся будут благодарны ему, если не теперь, то после. В борьбе с недостатками нужно использовать мнение коллектива группы, подсказать, чтобы они удерживали товарищей от вредных привычек, не давали им укорениться.

Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Поэтому нельзя с одной меркой подходить ко всем обучающимся. Считаю, что люди, что деревья в лесу: издали кажутся все одинаковыми, а подойдешь поближе, видишь, что каждое имеет свои особенности, отличается от других. Так же и обучающиеся. Проблема индивидуального подхода требует заботы мастера не только об отстающих, но и  о способных учащихся, чтобы не тормозить их движения вперед. С этой целью на уроках профессионального образования всегда имеется запас заготовок, чтобы сразу же дать новое задание тому, кто уже выполнил предыдущее.

Подводя итоги, надо еще раз отметить, что своим трудом и всем образом жизни мастер должен давать пример обучающимся как в работе, так и в отношениях с другими людьми. Свое влияние на учащихся он осуществляет через коллектив, опираясь на лучших, наиболее сознательных и активных обучающихся. В отношении со всеми он проявляет педагогический такт, учитывая индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников.

Большой и тяжелый труд мастера, отдающего все силы делу обучения и воспитания учащихся, не остается незамеченным, всегда оценивается по заслугам. Лучшей наградой для мастера является глубокая признательность самих обучающихся за все, что он им дал.

Наше время – это время напряжения всех сил. Если ты можешь строить дома, сваривать металл, добывать уголь, выращивать пшеницу – это хорошо. Этому стоит посвятить жизнь. Но если ты можешь научить многих людей строить дома, сваривать металл, выращивать пшеницу – это еще лучше! Как же этому не посвятить свою жизнь?

Вот мысленно оглядываюсь на прожитые годы в профессии, и кажется, будто поднималась я на крутую гору. Было трудно, я спотыкалась, но не стояла на месте – шла. До вершины горы далеко, до нее, может быть, никогда и не дойдешь. Дорога к вершине еще более трудна. Но я не должна, не имею права сворачивать с нее. Идти к вершине – в этом смысл жизни!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат: «Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых»

В педагогической системе Макаренко труд занимает исключительно важное место. Научить молодежь творческому труду, писал А. С. Макаренко особенно важная задача, воспитания. Такой труд возможен только та...

Роль мастера производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных специалистов.

В данной статье я попытался отразить роль мастера производственного обучения в учреждениях профессионального образования....

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...

Роль мастера производственного обучения вождению в подготовке квалифицированных водителей

Подготовка квалифицированных кадров в значительной степени зависит от подготовки к проведению занятий самих преподавателей и мастеров производственного обучения. Тщательно спланированное и проведенное...

Статья: "Роль мастера производственного обучения в процессе формирования современного рабочего"

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...