Детско-родительский тренинг «Уроки добра»
план-конспект занятия
В рамках проекта по подготовке и сопровождению замещающих семей "Берег надежды" при поддержке благотворительного фонда "Ключ" был проведен данный тренинг. Тренинг направлен на гармонизацию эмоциональных связей в семье.
Задачи, решаемые в ходе тренинга:
-расширение представления родителей и детей о доброте;
- повышение уровня социальной активности семей к совершению нравственных поступков;
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций.
Тема доброты и нравственности красной нитью проходит через все наши встречи в рамках проекта. Но говорить о доброте, совершении добрых поступках, тем более, вместе с детьми и родителями, учитывая современную жизнь, никогда не будет лишним, скучным, бесполезным. И эта встреча поможет всем нам стать добрее, нравственнее, человечнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительский тренинг «Уроки добра»
Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.
Задачи, решаемые в ходе тренинга:
- расширение представления родителей и детей о доброте;
- повышение уровня социальной активности семей к совершению нравственных поступков;
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
Содержания тренинга
«Чтобы поверить в добро,
надо начать его делать!»
Л. Н. Толстой.
Ведущий: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы вновь постараемся плодотворно провести время, главное, что все мы будем выполнять вместе: дети и родители.
Упражнение – активизация «Добрый день»
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова, сохранение доброжелательного отношения детей и взрослых друг к другу в течение всего занятия.
Давайте все вместе возьмемся за руки, встанем в круг и споем:
«День наш начинается, вместе мы встречаемся.
Мы друг другу рады.
Чьё имя называю, тот делает шаг в круг.
(Имя ребенка) здесь и ….здесь,….здесь,…здесь,…здесь.
Все здесь!
«День наш начинается, вместе мы встречаемся.
Мы друг другу рады.
(мама имя ребёнка) здесь……, здесь, здесь,..
«Добрый день!» скажем все вместе (берутся за руки).
Ведущий: Уважаемые участники тренинга, этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи и проблемы, которые он перед собой поставил.
Упражнение «Девиз семьи»
Ведущий: Я предлагаю продолжить наше знакомство и узнать, что для каждой присутствующей здесь семьи самое важное. Сейчас я предлагаю каждой семье выбрать свой девиз. Для этого вам предлагаются пословицы о семье. Таким образом, мы выясним, основную ценность семьи. Может вы предложите свою пословицу.
Примеры пословиц:
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
В семье разлад - то и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Намёки да попрёки - семейные пороки.
Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Не нужен и клад, коли в семье лад
Согласная семья - самая счастливая
Ведущий: Итак, о чем же сегодня мы с вами будем говорить, какова тема нашей встречи,
Упражнение «Рисунок на спине»
Ведущий: Сейчас мы с вами встанет в круг, повернемся друг за другом (паровозиком); далее вы будете на спине впереди стоящего человека писать букву, которую я скажу каждому. В результате, если мы будем внимательными и угадаем написанную букву, мы узнает тему нашей встречи. (Участники пишут на спинах друг друга фразу «Уроки добра»).
Ведущий: Итак, тема нашего тренинга «Уроки добра».
«Красота спасёт мир!», «Доброта спасёт мир!» Эти фразы, ставшие давно популярными, произносятся людьми разных возрастов и при разных обстоятельствах.
– А вы, с какой из этих фраз согласны?
– А что для вас важнее: красота или доброта?
Добро – это отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.
Добро, в первую очередь, связано с умением сопереживать, сочувствовать, сострадать, порадоваться, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Задание «Продолжите фразу» – «добрый человек – это …»
Когда мы говорим о человеке, что он – добрый, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца.
Ведущий: Тема доброты и нравственности, как вы заметили, красной нитью проходит через все наши занятия, тренинги, мероприятия, возможно, вам и поднадоела эта тема, возможно, вы скажете, что тут нового можно сказать и узнать, возможно, где-то вы и правы. Но, на наш взгляд, говорить о доброте, совершении добрых поступках, тем более, вместе с детьми и родителями, учитывая современную жизнь, никогда не будет лишним, скучным, бесполезным. Поэтому, давайте вместе, как поется в песне, «творить добро»! Кто «за» - поднимете руку! Единогласно!
Ведущий:
Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами, А может, не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. | Они живут у каждого и нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы! М Лисянский. |
Упражнение «Доброе сердце»
Ведущий: Говорят, чудеса имеют свойство сбываться, а творцом этих чудес является человек, обладающий добрым сердцем. Сейчас мы с вами вместе составим одно большое доброе сердце, но, прежде, напишите, какими качествами должно оно обладать. Сколько всего разного вмещает в себя доброе сердце человека?! Например, Любовь, Терпение, Уважение, Дружба, Доброта, Милосердие.
Каждый участник тренинга пишет свое качество доброго человека на изображении большого сердца.
Ведущий: Какое замечательное, доброе и большое сердце у нас с вами получилось. Важно научить своё сердце быть чутким, добрым и биться
Ведущий: Сейчас для вас будет задание – вспомнить и рассказать здесь, в нашем теплом дружеском кругу, одну какую-нибудь добрую историю про своего ребенка и про свою маму (бабушку).
Упражнение «Добрая история»
Родители и дети вспоминают по одной доброй истории из жизни друг друга. Затем проходит обсуждение. Каждая добрая история заслуживает аплодисментов.
Ролевая игра «Родители и дети»
Ведущий: Представьте, что вы поменялись с родителями местами: родители превратились в детей, а дети в родителей. Вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он вырос хорошим человеком, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть (аккуратным, вежливым, послушным…). Как вы себя будете вести, что говорить в следующих ситуациях:
- ребенок пошел в школу,
- на улицу с друзьями,
- в магазин, в аптеку,
- в гости к другу на день рождения,
- кататься на горке.
Также предложить ситуации безнравственного поведения ребенка (родителя). Родитель (ребенок) должен решить ситуацию, научить, объяснить. Родитель в роли ребенка может подыграть.
- Ребенок подрался
- Ребенок принес из школы (садика) чужую вещь (игрушку)
- Ребенок берет себя самый большой кусок, например, торта
- Ребенок не хочет выполнять домашнее задание
- Ребенок отказался вместе со всей семьей идти на огород
- Ребенок поздно пришел домой после прогулки
Аукцион песен со словом «Добро», «добрый» и т.д.
Ведущий: Я предлагаю немного отдохнуть и расслабиться, а поможет нам в этом песня
Совместное упражнение - реклама «Лекарство от зла»
Ведущий: Мы много с вами говорить о доброте, качествах и поступках доброго человека. Но ведь нам никуда не деться от противоположного качества доброты, т.е. от зла. К сожалению, его еще предостаточно в нашей жизни, в нас, в наших отношениях, в наших семьях. Конечно, мы не будем сегодня уделять внимание этому негативному качеству. А, наоборот, сделаем вот что – придумаем лекарство от зла.
Каждая семья в течение 5-7 минут должна подготовить небольшую рекламу под названием «Лекарство от зла», которую затем демонстрируете группе.
Как правило, упражнение не только помогает обобщить информацию, но и вызывает эмоциональный подъем участников.
Трудно воспитать доброго ребёнка, не будучи самому добрым. Только в окружении доброты и заботы можно стать добрее, лучше, Уроки доброты мы получаем, в первую очередь, в семье.
Арт-терапевтическое упражнение "Ладошки"
Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах “мама—ребенок”, развитие творческого потенциала во взаимодействии родителей с детьми.
Рисование в паре. На листе бумаги каждый ребёнок обводит мамину ладонь, а потом внутри маминой ладони обводят детскую ладошку.
Ведущий: Надеемся, что этот замечательный символ вашей дружбы займет почетное место в вашей домашней галерее рисунков!
Упражнение «Доброе животное»
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
«Послание потомкам» (в бутылке)
Ведущий: Давайте
Упражнение - обратная связь «Все у меня в руках!»
Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
- большой палец - над этой темой я хотел (а) бы еще поработать;
- указательный – что мне понравилось больше всего;
- средний – что можно сделать еще лучше;
- безымянный - психологическая атмосфера;
- мизинец - мне здесь не хватало...
Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листки вывешиваются - как бы на ''выставке", и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
Заключительное слово.
Заканчивая сегодняшнюю нашу встречу, хочется сказать большое спасибо все участникам и выразить надежду, что такая семейная встреча поможет нам ближе узнать друг друга, сделать ещё один шаг навстречу взаимопониманию, единству и доброте.
Дорогие дети, помните:
• Попробуй не наступить, а уступить.
• Не захватить, а отдать.
• Не кулак показать, а протянуть ладонь.
• Не спрятать, а поделиться.
• Не кричать, а выслушать.
• Не разорвать, а склеить.
Просмотр видеоролика «Дорогою добра»
Во время чаепития упражнение "Пирог доброты"
Нам надо разделить пирог, раздать всем участникам мероприятия и сказать самые добрые и теплые слова.
Чаепитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)
Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...
детско-родительские игры в начальной школе
Вся система российского образования при переходе на новые стандарты обучения претерпевает большие изменения. И это вызывает у специалистов, работающих с детьми, много вопросов и опасений. Не обошли эт...
Родительский практикум " Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка"
Родительское собрание с применением практических заданий на оказание помощи в общении с подростками....
Детско - родительский творческий проект "Сказки А.С. Пушкина"
Познавательно - творческий краткосрочный проект...
Детско - родительский творческий проект "Сказки А.С. Пушкина"
Позновательно-творческий краткосрочный проект...
Детско-родительский тренинг "Разговор о счастье"
Данный тренинг поможет установить отношения партнерства между родителем и ребенком, через организацию игровой деятельности и психотехнических приемов; оптимизировать детско-родительские отношения....
Игра-тренинг "Твори добро!"
Игра - тренинг «Твори добро и помогай каждому»Цель: Развитие умения осваивать способы эффективного общения, расширение знаний учащихся о доброте, её значении в жизни человека.Задачи:с...