урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока

Шишкина Наталья Игоревна

Жанры публицистики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reportazh_i_ocherk_kak_zhanry_publitsistiki.pptx975.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Репортаж и очерк как жанры публицистики

Слайд 2

Жанры публицистического стиля очерк интервью репортаж

Слайд 3

Что такое репортаж? Если мы обратимся к этимологии слова, то узнаем, что слово «репортаж» – это русское написание французского слова reportage , которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать. «Репортаж – это глаза и уши читателя» . (Г.Я. Солганик ) Исходя из этого, попробуйте определить задачу автора репортажа .

Слайд 4

Задачи автора репортажа Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его своими глазами. Изобразить событие как процесс.

Слайд 5

«Словарь» Репортаж – сообщение о событиях дня, оперативная информация. (Словарь иностранных слов) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация. (Толковый словарь) Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. (Советский энциклопедический словарь) Посмотрите видеорепортаж и определите, к какому виду относится этот репортаж.

Слайд 6

Виды репортажей Событийный репортаж (оперативность и актуальность, «эффект присутствия») Познавательно-тематический репортаж (специальный и расследовательский ) Аналитический (проблемный) репортаж (показывает причины возникновения события) Репортаж-комментарий (не подробное освещение события, а его комментарий)

Слайд 7

Жанровые особенности репортажа Сообщает о каком-либо общественно важном событии. Изображает событие как совершающийся процесс. Позиция автора четко выражена (личность автора всегда присутствует, отношение к событию всегда проявляется).

Слайд 8

Строение и языковые особенности репортажа Элемент композиции Особенности строения Языковые особенности Зачин Описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. должно быть динамичным Различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. Может начинаться с прямого обращения к читателю Централь-ная часть Повествование о событии Глаголы в форме настоящего времени, а также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени Концовка Оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и подводит читателя Восклицательные или цепь вопросительных предложений, обращения, вводные слова и предложения

Слайд 9

Найдите перечисленные особенности в данном тексте. Удачное приземление. 25 февраля. 22 часа московского времени. Мы находимся в 40 километрах от Джезказгана. Здесь сейчас должен приземлиться спускаемый аппарат. Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится он домой. Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте и окунается в снежную круговерть. В 22 часа 12 минут возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в заданном районе. Исключительная, поистине снайперская точность! (Из газеты)

Слайд 10

Лексические особенности Синтаксические особенности Средства языковой выразительности Общественно- политическая лексика, слова, обозначающие понятия морали, этики, культуры, слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека. Использование однородных членов, вводных слов, предложений с причастными и деепричастными оборотами, сложных синтаксических конструкций, вопросительных и восклицательных предложений. Оценочная лексика: междометия, градация, ряды однородных членов, риторические вопросы и восклицания; тропы: метафоры, олицетворения, сравнения и др.

Слайд 11

Первое выступление драмкружка Ровно в шесть часов зазвучала музыка, занавес открылся. Одна сцена сменяется другой, юные артисты выступают уверенно, профессионально. Зато как волнуются родители! В их глазах и восторг, и страх, и слёзы умиления. Спектакль проходит на одном дыхании. И вот уже звучат последние аккорды музыкального сопровождения, опускается занавес, в зале тишина, которая вдруг сменяется громом аплодисментов, криками «браво», улыбками мам, пап, учителей.

Слайд 12

ПАМЯТКА «Как создается репортаж» Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым. Используется «эффект присутствия». Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.

Слайд 13

Пользуясь памяткой , напишите свой репортаж 1 группа о празднике «День знаний» 1 сентября в какой-либо из школ нашего города 2 группа о Спартакиаде ГТО для дошкольников 3 группа репортаж с события 26.09.20 «Презентационная площадка: реализация концепции развития математического образования в дошкольных ОО.

Слайд 14

Очерк как жанр публицистики Очерк называют «королем» художественных жанров журналистики. Это, пожалуй, один из самых трудных жанров. Он требует от журналиста настоящего мастерства. В очерке сочетаются аналитическое и образное начало. Иными словами, поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности.

Слайд 15

Существуют разные виды очерка: портретный проблемный путевой

Слайд 16

Портретный очерк Это журналистское произведение, где с помощью слов и словесных образов создается портрет человека. При этом рисуется духовный мир человека, особенности его характера, каких-либо биографических черт. Потому он и называется очерком, что очерчивает жизнь человека. Сегодня это самый распространенный вид очерка.

Слайд 17

Проблемный очерк Это публицистическое осмысление какой-то серьезной проблемы. С помощью публицистических средств журналист в проблемном очерке исследует конфликтную ситуацию.

Слайд 18

Путевой очерк Это журналистский рассказ о поездках, встречах, путешествиях, это увиденные автором бытовые, социальные, природные сцены и явления, которое пропущены сквозь сито авторского «я», обработанные в его духовно-нравственном представлении. В центре путевого очерка люди, с которыми ты встречаешься на своем пути. Ты наблюдаешь за их характерами, а характер человека раскрывается в общественно значимых делах, конкретных поступках, напряженных, подчас конфликтных ситуациях, в эпизодах биографии, в мыслях, речи, внешнем портрете героя.

Слайд 19

Композиция очерка Композиция очерка сложная. Она может включать в себя: воспоминания человека о прошлом, его прямую речь исторические факты, оценки экспертов а также оценки друзей и коллег героя, которые удалось собрать при подготовке к написанию материала.

Слайд 20

Определите, к какому виду очерка относится данный текст: Когда мне было чуть больше, чем сейчас моей до­чери, меня не приняли в Мос­ковский аэроклуб, — говорит Светлана Омельченко, един­ственная женщина — претен­дент на полет в космос в ка­честве журналиста. Несколь­ко месяцев назад решением Главной Медицинской комис­сии она приступила к специ­альным тренировкам в Цент­ре подготовки космонавтов. В космос собираются также пятеро журналистов — муж­чин. Светлана вот уже десять лет работает корреспондентом газеты «Воздушный транс­порт».

Слайд 21

Я всегда была неравно­душна к авиации, — говорит она. — Еще в школе в тради­ционных сочинениях типа «Кем быть?» писала: только летчиком. Увы, из-за неболь­шой близорукости не приня­ли даже в аэроклуб. Но была еще одна надеж­да — журналистика: ее отец ра­ботал в редакции, и после его смерти редакция долгое вре­мя опекала дочь. Жизнь ее сложилась не­просто. Опека опекой, а доро­гу пришлось пробивать самой. Сначала многотиражка аэро­порта «Внуково», затем секре­тарь в только что создавшейся газете «Воздушный транс­порт». Пришлось вновь доказы­вать, что владеет пером. Как же ей удалось стать претенденткой на полет в космос?

Слайд 22

Ответ Портретный очерк

Слайд 23

Текст 2 Петербург, День города, из окон офиса социальной сети "В контакте" на Невском проспекте ее основатель Павел Дуров и вице-президент Илья Перекопский бросают пятитысячные купюры. Люди под окнами толкаются, дерутся из-за этих денег, топ-менеджеры снимают это на видео, а потом Павел Дуров в своем Twitter пояснит, что акцию пришлось прекратить, поскольку "народ начал звереть".

Слайд 24

Я пересказываю сейчас эту историю и чувствую себя каким-то обозревателем отдела морали комсомольской газеты семидесятых годов, пишущим о воспитании советских подростков. "Почему так случилось? Давайте разберемся". Дальше должны следовать какие-нибудь слова о размытых представлениях о добре и зле, об эрозии воспитания и еще какая-нибудь цитата типа "сынки чикагских миллионеров убивают детей из любопытства". Посмотрите хоть в Twitter, хоть в "Живом журнале", хоть "В контакте"-- ровно в таких выражениях о поступке Дурова сейчас и спорят.

Слайд 25

А на самом деле ведь все проще. Знаете, почему Дуров бросал деньги из окна и смеялся над людьми, которые суетились на тротуаре? Потому что ни сто, ни тем более семьдесят или сорок лет назад не было у нас такого Дурова, который провел бы этот неприличный эксперимент и закрыл бы тему раз и навсегда.

Слайд 26

ответ Проблемный очерк

Слайд 27

Текст 3 Отель «Дарио» построен в «колониальном стиле» и расположен идеально, фасадом выходя на Кальсаду. В гостиничном ресторане пусто; одинокий официант уныло смотрит на праздник жизни, бурлящий прямо у порога отеля. Постояльцы заходят в ресторан редко, предпочитая испытать судьбу за столиком одного из дюжины кафе, которые сделали Кальсаду центром вечерней туристской жизни Гранады. Сегодня вечер особенный – по Гранаде толпами ходят географы: в городе проходит «Латиноамериканский конгресс географов».

Слайд 28

ответ Путевой очерк

Слайд 29

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в необычной ситуации. Поэтому для автора очень важно найти такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит какие-то трудности, драматические эпизоды, которые ему пришлось преодолевать. Как написать настоящий очерк? Ищите яркие слова, яркие образы, Боритесь со штампами. Для очерка – это злой враг. Говорите простым, но литературным языком. Перечитывайте предложения, переставляй слова, пока не услышишь музыку русского языка.

Слайд 30

Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе

Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила  поста...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...