Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
план-конспект урока
Этапы урока:
- мотивация (с помощью видеоролика);
- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);
- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);
- в ходе работы с текстом: новая информация;
- на основе новой информации – физминутка;
- задания по тексту (поиск однокоренных слов, толкование значения слов, составление вопросов);
- разбор домашнего задания;
- рефлексия;
- оценивание.
Презентацию можно скачать по ссылке https://cloud.mail.ru/public/X9Gt/5UQC8r9fM
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.06 КБ |
rabochie_listy.docx | 958.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понимание текста:
развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Цель: закрепить умение формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Задачи:
- закрепить понимание текста на основе его признаков;
- закрепить умение делить текст на части, озаглавливать каждую часть;
- сформировать умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос;
- познакомить со значением слов «пионер» и «сеялка»;
- формировать умение подбирать однокоренные слова и выделять в них корень;
- закрепить умение составлять вопросы на основе текста.
Планируемые результаты:
Личностные:
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны;
- бережное отношение к природе;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;
Метапредметные:
Познавательные:
- базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
2) базовые исследовательские действия:
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;
3) работа с информацией:
- находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;
Коммуникативные:
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- принимать цель совместной деятельности,
- ответственно выполнять свою часть работы;
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять оценку результативности своей деятельности.
Методы обучения:
Словесные: объяснение, беседа, поиск ответов на вопрос, составление вопросов на основе прочитанного,
Наглядные: презентация, плакат;
Практические: выполнение письменных заданий в рабочей тетради, сравнение текстов, поиск однокоренных слов.
Этапы урока:
- мотивация (с помощью видеоролика);
- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);
- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);
- в ходе работы с текстом: новая информация;
- на основе новой информации – физминутка;
- задания по тексту (поиск однокоренных слов, толкование значения слов, составление вопросов);
- разбор домашнего задания;
- рефлексия;
- оценивание.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(Слайд 1) Организационный момент. | Доброе утро, ребята! Меня зовут Т.С. Сегодня я буду вашим учителем на уроке русского языка. Сядьте те, чьё имя начинается на согласный звук. А теперь те, чьё имя начинается на гласный звук. | Выполняют указания учителя |
Мотивация (Слайд 2. Видео) | - Я работаю во 2 классе Лицея №2 г.Камень-на-Оби. Когда мои ученики узнали, что я буду проводить урок у вас, то стали просить взять их с собой. Конечно, этого я сделать не могу, но они тоже примут участие в нашем уроке. И даже расскажут вам, о чем мы будем говорить. - Привет, ребята! То, о чём пойдет речь, имеет заголовок. - А ещё состоит из предложений. - Предложений должно быть не меньше двух. - И все они связаны общей темой. - Бывают описанием, повествованием и рассуждением. - Ну что, догадались, о чём речь? | - Определяют тему сегодняшнего урока, опираясь на подсказки из видео |
Актуализация знаний | - Сегодня на уроке мы будем работать с текстами. - Перед вами рабочие листы. Ещё раз вспомните признаки текста и выполните задание №1. Какая из записей является текстом? - Почему первая запись не является текстом? - А третья запись? - Подводя итог, скажите, что мы называем текстом. | - выполняют задание самостоятельно. - Там только 1 предложение. - В ней нет одной общей темы. - Формулируют определение. |
Работа с текстом (Слайд 3) (Слайд 4) | - Отгадайте загадку: Клейкие почки, Зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой. - Что вы знаете об этом дереве? - Прочитайте текст в рабочих тетрадях, в задании 1. Сначала самостоятельно. - Прочитайте текст вслух. - О чем этот текст? Назовите тему. - Что нового вы узнали из текста? - Чего не хватает этому тексту? Придумайте заголовок. Запишите его перед текстом. - Из скольких частей состоит этот текст? - Прочитайте 1 часть. - О чём говорится в этой части? Придумайте заголовок для неё. Запишите его в задании №3. - Прочитайте 2 часть. - О чём в ней идёт речь? Придумайте заголовок для этой части. - Прочитайте 3 часть. - О чём говорится в ней? Озаглавьте ее. - У нас получился план текста. - Как автор называет берёзу в тексте? - Что значит «пионер»? Кого так называют? (выслушать ответы детей) - (Слайд) Слово «пионер» имеет несколько значений. Самое распространенное из них – это участники детской организации в Советском союзе. Эти ребята стремились во всём быть первыми: в учебе, в спорте, в труде. Они помогали старшим во всём, на что хватало сил. Даже утренняя зарядка у них была своя, пионерская. Встаньте, я покажу вам несколько упражнений, которые выполняли пионеры. (Слайд с физминуткой) У слова «пионеры» есть и другое значение: - это люди, которые первыми осваивают что-то новое. Так, Гагарин – пионер космоса. Почему же берёзу называют деревом-пионером? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. - Запишите ответ в рабочей тетради в упр.4. - Вы сказали, что березу ещё называют чудо-сеялкой. Что означает слово «сеялка»? Почему березу так называют, найдите ответ в тексте. Запишите ответ в рабочую тетрадь. - Как вы понимаете слово «декоративное»? (для оформления, украшения) - Значение всех ли слов вам понятны в тексте? - Объясните значение выделенного слова. Какое из значений, представленных в упр.5 ближе? - В этом тексте вам встретились однокоренные слова. Найдите их. - Запишите их в упр.6. Выделите корень. - В парах вспомните и запишите ещё 2 слова с таким же корнем, выделите корень. - Как вы думаете, какую главную мысль хотел нам донести автор этого текста? | - Берёза. - Отвечают на вопрос - читают самостоятельно - 1 ученик читает вслух - О берёзе. - отвечают - Красавица-берёза. - из 3 - Красавица русских лесов. - Чудо-дерево. - Польза берёзы. - Пионером и чудо-сеялкой. - береза, березовый - березонька, подберезовик. |
- Мы начали сегодняшний урок с того, что отгадали загадку второклассников. Я предлагаю вам приготовить для них ответное задание. Им этот текст пока не знаком. В паре составьте и запишите вопросы к этому тексту. А я обязательно передам им ваше послание. На выполнение работы даю 3 минуты (Положите листочки с вашими вопросами в конверт) | ||
Домашнее задание | На последней странице тетради у вас есть упражнение 7. Это – ваше домашнее задание. Посмотрите на него и объясните, как будете выполнять задание. | |
Рефлексия | В самом конце тетради изображена лестница успеха. С одной стороны – ваши знания, с другой – умения. Оцените вашу работу сегодня на уроке и изобразите круг на той ступени, на сколько вы оцениваете свои знания и умения. | |
Оценивание |
Предварительный просмотр:
7. Составь из слов предложения и запиши их. Озаглавь получившийся текст.
1. весной, и, небо, чистое, прозрачное
2. ласковое, пригревает, солнышко
3. веет, приятно, теплый, ветерок
4. темнеют, и, тают, сугробы
5. весёлые, ручейки, журчат
Рабочие листы
по русскому языку
для 2 класса
- Какая из записей является текстом?
Отметь знаком V
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н. Толстой | |
Самое прекрасное слово на Земле – мама. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь. Ю. Яковлев | |
В наших лесах живут лоси. Ласточка строит гнездо из глины и мелких веточек. У реки расцвели незабудки. Ежи – хищные животные. |
- Прочитай. Запиши заголовок.
Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может поспорить с этим? Стройная, с тонкими пони́кшими ветвями и нарядной листвой, она с давних пор служила символом красоты.
Берёза – необычное дерево. Многие знают, что она ещё и чудо-сеялка: ежегодно берёза засевает огромные просторы мелкими семенами. Всходы быстро появляются. Берёза – это растение пионе́р, потому что оно активно обживает новые места.
А что можно сказать о пользе берёзы? Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовый сок утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзы хорошо едят козы и овцы.
- Напиши названия каждой части:
1.
2.
3.
4. Допиши предложения, опираясь на текст.
Берёза - это растение пионер, потому что
Берёза – это чудо-сеялка, потому что
5. Объясните значение выделенного слова?
Обведи букву с верным ответом.
а) поднятые;
б) склонившиеся;
в) засохшие.
6. Подбери однокоренные слова, выдели корень:
берёза -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказ...
Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Простое предложение"
Урок входит в изучение раздела "Синтаксис и пунктуация". Закрепляет тему "Словосочетание". Подготавливает к изучению темы "Простое осложненное прдложение". Может быть исп...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...
- Мне нравится (1)