Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в Санкт-Петербургском Профессионально- реабилитационном центре (из опыта работы).
статья
В настоящее время проблема реализации прав инвалидов на образование является актуальной. В статье рассмотрены особенности работы одного из уникальных учебных заведений для инвалидов "Профессионально-реабилитационный центр".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_abdurashitovasemyonova.docx | 67.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
в Санкт-Петербургском Профессионально- реабилитационном центре
(из опыта работы).
Абдурашитова Раъно Батыровна
заместитель директора по реабилитации и воспитательной работе
Семёнова Наталья Норовна
заместитель директора по учебной и производственной работе, преподаватель
СПБ ГБУ «Профессионально- реабилитационный центр»
Г. Санкт-Петербург
Аннотация
В настоящее время проблема реализации прав инвалидов на образование является актуальной. В статье рассмотрены особенности работы одного из старейших учебных заведений для инвалидов «Профессионального реабилитационного лицея». Важнейшим направлением в работе лицея является психолого-педагогическое направление.
Ключевые слова: обучающиеся с инвалидностью, профессиональное самоопределение, профориентация, психолого-педагогическое сопровождение
Summary
Currently, the problem of the rights of persons with disabilities to education is relevant. In the article the peculiarities of the work of one of the oldest educational institutions for disabled "Vocational rehabilitation school". The most important direction in the work of the Lyceum is a psychological-pedagogical direction.
Key words: students with disabilities, career guidance, professional self-determination, psychological and pedagogical support
В настоящее время проблема реализации прав инвалидов на образование является актуальной. С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 1995 году впервые декларируется не только помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». В стране с каждым годом увеличивается количество образовательных учреждений, которые предлагают программы подготовки студентов-инвалидов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации продолжается создание ресурсных и модельных центров среднего профессионального образования инвалидов.
В нашей стране в последние годы много говорится о способах и эффективных методах профессиональной реабилитации инвалидов. Особое место занимают вопросы профессиональной ориентации, оптимизации учебного процесса, способов трудоустройства и доступности образовательной среды.
Как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них все новое сильный стрессовый фактор. Малейшие изменения обстановки и малейшие затруднения приводят к панике и сильнейшему стрессу. Наша задача - смягчить вход людей с ОВЗ в новое образовательное пространство, максимально адаптировать к условиям центра.
Долгие годы в нашем учебном заведении работает Отделение социально-психологической реабилитации и медицинского сопровождения, которое осуществляет следующие направления деятельности:
- превентивная педагогика и психо-профилактика;
- социальная адаптация;
- реабилитационная педагогика;
- медицинская профилактика и оказание первой помощи;
- диагностика уровня психического развития;
- анонимное консультирование студентов и родителей;
- профориентация
Задачами данной службы являются: проведение превентивной психологической и медицинской профилактики, создание комфортного пространства для обеспечения учебно-воспитательного процесса, проведение социально-психологической реабилитации.
- специалисты отделения в своей работе используют следующие формы:
- диагностика
- психологические игры, тренинги с элементами релаксации
- физкультурные занятия, соревнования, игры с элементами корректирующей гимнастики
- коррекционно-развивающие занятия в системе психологической помощи студентам с трудностями в обучении и общении
Большое внимание в нашем учреждении уделяется процессу адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс сложный и многоуровневый, он включает в себя не только уроки и производственное обучение. Гораздо ярче и многограннее он происходит во внеурочное время.
Психолого-педагогическая работа с этой категорией обучающихся всегда таит в себе много неожиданного. Она усложняется из-за перепадов настроения, когда обстановка из неформальной может легко превратиться в неконтролируемую. Педагогу нельзя позволить себе расслабиться, поскольку люди с нарушениями здоровья более эмоционально нестабильны. Необходимо научиться, не только вовремя, распознавать пограничные ситуации, но и умело и тактично направлять эмоции обучающихся в нужное русло, руководить ими, незаметно, часто в нестандартной форме, обучая людей с ограниченными возможностями здоровья правилам нормального общения, проведения досуга и т.п. И внеурочные мероприятия как раз помогают в этом. Такие внеурочные мероприятия в ПРЦ проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, медицинские работники, педагог-организатор.
Основные задачи внеурочных мероприятий:
- повышение самооценки обучающихся;
- приобретение навыков общения, умения разрешать проблемы, обучение способам психологической самозащиты, умению отстаивать свое мнение;
- смягчение общего фона эмоционального дискомфорта, который испытывают люди с ограниченными возможностями здоровья;
- преодоление тревоги, страхов, неуверенности и вызванных ими таких отрицательных форм поведения, как агрессия;
- формирование навыков здорового образа жизни и нормального досуга
Все мероприятия этого направления проводятся в течение учебного года. Группы в центре поделены между социальными педагогами и педагогами-психологами. Прикрепленные специалисты проводят диагностические, коррекционные, профилактические и просветительские мероприятия. Динамику адаптации отражают в реабилитационных картах. Данная работа имеет многолетние данные [рисунок 1].
Одной из основных задач в период адаптации является выявлении группы риска. Получение профессии требует от человека высокой мотивации. Но часто, имея высокую мотивацию, наши студенты испытывают другие трудности, которые для них являются барьерами. Это видно на представленной диаграмме [рисунок 2].
В ПРЦ также постоянно проходят разнообразные творческие конкурсы, выставки работ, рисунков, плакатов, которые позволяют раскрыть творческий потенциал обучающихся, связанных с их профессиями. Осуществляются выходы и на городские и международные конкурсы, в которых люди с ограниченными возможностями здоровья могут проявить себя не только наравне со здоровыми детьми, но и оставить их далеко позади. Тем самым они четко осознают, что не хуже других, просто имеют некоторые особенности, которые, однако, не могут помешать им жить полноценной жизнью, если они того захотят.
Опыт работы в команде, публичные выступления становятся стартовой площадкой для развития творческой активности, уверенности в себе и в счастливой полноценной жизни и после окончания центра. Сейчас, встречаясь с педагогами, выпускники вспоминают, как им было интересно. Очень замечательно, что они подружились и, окончив ПРЦ, не забыли друг друга, продолжают встречаться, общаться, помогают в трудных ситуациях и с удовольствием навещают педагогов, и лицей, который стал им вторым домом.
На сегодняшний день, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Анкетирование на первоначальном этапе обучения показывает, что практически половина из анкетируемых студентов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Это - прежде всего, выражается в низких показателях доходов и заниженной самооценке.
Ситуация меняется у занятых инвалидов. В результате опросов выясняется, что их самооценка, уверенность в себе намного выше, чем у незанятых. Это связано с их большей социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения. Поэтому усилия всего коллектива «Профессионально- реабилитационного центра» направлены на то, чтобы инвалиды, обучающиеся в нашем учреждении стали настоящими профессионалами.
Рисунок 1.Группа «Портной» (сравнительный анализ адаптации за 1 и 2 курс).
Рисунок 2. Группа риска по обучению и мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)
В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов. Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения эффективности антикоррупционного образования обучающихся и формирования у них антикоррупционного мировоззрения, что являе...
Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).
Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АДАПТИВНОЙ) В СПБ ГБУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР", ПЛОЩАДКА ПР.ВОЛКОВСКИЙ
Ученики с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в физической реабилитации.В статье рассмотрены основные принципы системно-деятельностного подхода, которые составляют основу формирования прогр...
Профессиональная реабилитация и организация содействия трудоустройству выпускников СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационный центр".
В статье описывается процесс профессиональной реабилитации и трудовой интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере обучающихся и выпускников СПб ГБУ "Професси...
Методические рекомендации по формированию в процессе обучения и воспитания нетерпимости к идеологии экстремизма и терроризма у обучающихся СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» (для преподавателей и кураторов)
Данные методические рекомендации (далее - МР) могут быть использованы в работе преподавателями и кураторами учебных групп. МР способствуют обеспечению методической поддержки для решения образовательно...