Профессиональная реабилитация и организация содействия трудоустройству выпускников СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационный центр".
статья
В статье описывается процесс профессиональной реабилитации и трудовой интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере обучающихся и выпускников СПб ГБУ "Профессиоанльно-реабилитационный центр".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prof.reabil.i_sod.trud_.inv_.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная реабилитация и организация содействия трудоустройству выпускников
СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ЛОВЗ) - это многоплановый комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида и ЛОВЗ в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда.
Целью профессиональной реабилитации является достижение инвалидом и ЛОВЗ самостоятельности, материальной независимости и самообеспечения в результате успешной трудовой интеграции.
Трудовая деятельность инвалидов и ЛОВЗ имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, а также улучшению материального положения инвалидов и их семей.
Основной проблемой профессионального образования (в том числе и профессиональной реабилитации) является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности обучающихся к освоению специальности и профессии, в более широком смысле профессиональной деятельности. Современный рынок труда требует специалистов высокой квалификации, отсюда вытекает задача в определенные стандартом сроки обучить инвалида и ЛОВЗ профессиональным навыкам конкретной профессиональной деятельности, обеспечив при этом должную преемственность процесса обучения и дальнейшей трудовой деятельности.
Сохранение устойчивого спроса у работодателей на специалистов, работающих в различных областях деятельности, а также проявление интереса к получению этих профессий у инвалидов и ЛОВЗ определяет в настоящее время востребованность обучения по профессиям и специальностям, представленным в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр».
СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» готовит специалистов среднего профессионального образования и рабочих и служащих по профессиям для работы на предприятиях и в учреждениях, организациях и фирмах различных организационно-правовых форм.
Особое внимание уделяется мотивации обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» к профессиональному обучению и трудовой деятельности.
Повышенная мотивация к трудовой деятельности заметно прослеживается у лиц с высшим и средне-специальным образованием, т.е. уже имевшим трудовой и жизненный опыт. А среди выпускников школ имеются лица с низкой мотивацией к учебе и тем более к профессиональной деятельности. Причинами этого чаще всего являются социальная незрелость или затруднения в учебе. Поэтому в течение всего периода обучения социальными педагогами и педагогами-психологами проводится комплекс мероприятий, направленных на:
повышение мотивации к труду и трудоустройству обучающихся во время всего периода обучения;
выполнение учебных программ в части организации и проведения всех видов производственной практики;
содействие трудоустройству выпускников (содействие в трудоустройстве на постоянное или временное место работы, самозанятости и предпринимательству);
прохождение стажировок, организованных СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» после окончания обучения;
воспитание, образование и развитие обучающихся;
социальную и профессиональную реабилитацию инвалидов и ЛОВЗ, результатом которой является включение инвалида в трудовую деятельность;
закрепление реабилитационного эффекта к моменту выпуска;
формированию нравственно здоровых отношений, содействию создания обстановки социально-психологического комфорта и безопасности личности обучающегося.
Организация производственной практики предполагает реализацию способности инвалида к активной трудовой деятельности, преследует принцип формирования профессиональной мотивации.
Перед выходом на практику с обучающимися проводятся тренинговые занятия по самопрезентации, включающие упражнения и групповые дискуссии, направленные на актуализацию задач профессионального самоопределения и самореализации в трудовой деятельности. Рассматриваются различные формы самопрезентации: искусство составления резюме, правила ведения телефонных переговоров, особенности интервью при приеме на работу. Особо обсуждаются проблемы, с которыми приходится сталкиваться при приеме на работу человеку с инвалидностью. Результатом тренинга является укрепление уверенности в себе, повышение самооценки, усиление мотивации достижения успеха.
Производственная практика является составной частью основной образовательной программы, необходимой частью профессионального обучения. Целью производственной практики является закрепление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения и приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности или профессии.
Производственная практика проводится в соответствии с действующими Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
При подборе рабочих мест для прохождения производственной практики проводится работа с рекламными изданиями, справочниками, информацией общегородского информационного банка вакансий по Санкт-Петербургу, посещение общегородских ярмарок вакансий и ярмарок вакансий для инвалидов, специализированных выставок, устанавливаются деловые контакты с работодателями, готовыми принять инвалидов и ЛОВЗ на производственную практику и в дальнейшем на работу.
Производственная практика обучающихся проводится в организациях различных организационно-правовых форм собственности на основе прямых договоров, заключаемых между организацией и СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр».
Содействие трудоустройству выпускников осуществляется двумя путями:
самостоятельно выпускниками (что является наиболее веским показателем успешности реабилитационного процесса),
при содействии специалистов отдела организации производственной практики и содействия трудоустройству.
Содействие трудоустройству обучающихся и выпускников ведется в течение всего периода обучения. Принимаются во внимание индивидуальные особенности и пожелания обучающихся (район проживания, характер, условия и график работы).
Для дальнейшего отслеживания трудового пути выпускника, в целях анализа рынка труда по отношению к инвалиду и ЛОВЗ и совершенствования профессиональной реабилитации, а также с целью определения причин нетрудоустройства, проводится мониторинг трудоустройства выпускников СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр». Мониторинг осуществляется педагогом-психологом отдела организации производственной практики и содействия трудоустройству на протяжении двух лет после выпуска, с интервалом каждые полгода.
Положительный эффект содействия трудоустройству инвалидов и ЛОВЗ СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» обусловлен активной работой с потенциальными работодателями и сотрудничеством со структурами и организациями города, межведомственным взаимодействием, маркетинговыми исследованиями рынка труда города Санкт-Петербурга, расширением спектра профессионального обучения и введением новых специальностей и профессий. Все это позволяет оптимально решать проблемы трудоустройства инвалидов и ЛОВЗ даже в этот сложный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Центр маркетинговых исследований и содействие трудоустройству выпускников
на сегодняшний день во всех СПО созданы подобные центры, делимся опытом о работе своего центра....
Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово
Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения ...
Республиканское методическое объединение руководителей служб содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования республики Тыва
Методическое пособие для проведения республиканского семинара для руководителей центров/служб содействия трудоустройству выпускников профессионального образованияРоль и место центров/служб содействия ...
Статья "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников организаций профессионального образования: проблемы, идеи, решения"
Социальное партнерство в рамках дуального обучения на примере практического опыта работы...
Статья: дисциплина «Основы поиска работы, трудоустройства», как неотъемлемая составляющая успешного трудоустройства выпускников
Статья посвящена правилам и способам поиска работы. Также приведен опыт успешного трудоустройства Колледжа...
Фрагмент занятия «Перспектива ближайшего будущего» для обучающихся 3 курса, в рамках программы «Сопровождение и содействие трудоустройству выпускников»
Фрагмент занятия «Перспектива ближайшего будущего» для обучающихся 3 курса, в рамках программы службы «сопровождения и содействия трудоустройству выпускников»...
Социальное партнерство, как одно из главных условий профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников СПО
Социальное партнерство в широком смысле – это совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивны...