РОЛЬ МУЗЕЕВ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА
статья
В статье отражена роль музеев в патриотическом воспитании молодёжи и сохранении исторической памяти подвига народа в годы Великой Отечественной Войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
storozhenko_4_tezisy.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МУЗЕЕВ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА
Стороженко Сергей Александрович
студент Государственного профессионального образовательного учреждения «Снежнянский горный техникум», Донецкая Народная Республика, г. Снежное
Научный руководитель: Доценко Ирина Николаевна,
социальный педагог Государственного профессионального образовательного учреждения «Снежнянский горный техникум» Донецкая Народная Республика, г. Снежное
Проблема сохранения исторической памяти народа – одна из самых актуальных проблем нашего времени. Она важна для любой нации. Без знания истории края, своих корней, деяний прошлых поколений рвётся нить, связующая эпохи, рушится преемственность поколений. И по определению, и фактически музеи, библиотеки, архивы являются основными хранителями исторической памяти, оставаясь таковыми на протяжении всей датируемой истории человечества.
В настоящее время в мире наблюдаются явно выраженные деструктивные тенденции по отношению к культурному наследию. Акты разрушения проводятся как частными лицами, так и организациями, легальными или нелегальными, и даже государственными структурами.
Музеи организуют и корректируют деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и его передачи потомкам, без чего бы эта деятельность приобрела разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.
Цель данной работы – рассказать о деятельности музеев в сохранении памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, для воспитания интереса и уважения подрастающего поколения к богатой многовековой истории нашего края, её культурного наследия, на примере музея Боевой Славы города Снежное, Донецкой Народной Республики.
Важное место в системе военно-патриотического воспитания молодёжи занимает музей Боевой Славы города Снежное, который решает общую задачу сохранения культурного наследия Республики и слагается из многих задач: сохранения истории, персоналий, коллекций военных экспонатов и т. д [2, 3].
Снежнянский музей Боевой Славы был открыт 23 февраля 1968 года, сразу после открытия памятника на Саур-Могиле. Инициаторами создания музея были жители города и ветераны Великой Отечественной Войны, которые поделились своими реликвиями.
Открывает музей, как эхо страшной беды, первый экспозиционный зал «г. Снежное в годы Великой Отечественной Войны», который постоянно обновляется новыми экспонатами. В экспозиции собраны материалы о начале Великой Отечественной Войны и о снежнянцах, которые принимали участие в оборонительных боях за города: Брест, Ленинград, Москва, Киев, Севастополь, Одесса, Снежное и т.д. Раскрыты темы периода оккупации города, коренного перелома в ходе войны в Сталинградской битве и на Курской дуге. В центре экспозиции находится диорама «Штурм Саур-Могилы» и размещены материалы, освещающие события прорыва Миус-фронта, штурма Саур-Могилы, освобождения Донбасса и о дивизиях, принимавших участие в освобождении родного города. Продолжают экспозицию материалы об участниках освобождения стран Западной Европы и Дальнего Востока.
В летописях Великой Отечественной Войны много ярких и незабываемых страниц, одной из которых является героическая борьба нашего народа за освобождение Донбасса и прорыв Миус-фронта. В августе 1943 года развернулись бои за высоту 277,9 м. Саур-Могила, важный стратегический пункт наблюдения фашистов. 1 сентября 1943 г. Снежное был освобожден одним из первых городов Донбасса.
В начале 1960-х годов было принято решение - увековечить славную память воинов. На основе конкурса было отобрано проект монумента, который сейчас венчает Саур-Могила, а 8 сентября 1967 года он был сооружен на средства шахтеров Донецкой области.
Музей Боевой Славы ежегодно посещают жители из разных регионов нашей Республики и стран ближнего зарубежья. Люди идут в храм истории, храм народного бедствия и скорби, храм познания.
В фондах музея есть фото, награды и документы времен Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов, ликвидаторов аварии на ЧАЕС, произведения живописи и скульптуры, изделия художественного промысла, этнографические и книжные коллекции.
Научные сотрудники музея занимаются экспозиционной, научно-исследовательской работой, популяризацией исторического и культурного наследия края. На протяжении последних лет были изданы буклет «Саур-Могила», книги «Колокола Чернобыля» (о снежнянцах-участниках ликвидации последствий аварии на ЧАЭС), «Дорогами подвигов и славы», (о снежнянцах-участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Также, собирается материал для «Книги Памяти» и «Книги Скорби».
Сотрудники музея проводят большую работу по национальному и военно-патриотическому воспитанию молодежи. Помимо обзорных, тематических экскурсий, бесед в залах музея постоянно проходят тематические вечера, вечера-реквием, встречи у музейных витрин и линейки Памяти, линейки Славы у братских могил, памятников культуры.
Постоянно происходят организованные экскурсии для школьников, студентов. Проводятся уроки мужества, тематические вечера, встречи с интересными людьми, митинги, обзорные и тематические экскурсии, экскурсии-игры для воспитанников детских садов и школьников начальной школы.
Мероприятия на патриотическую тематику часто проводятся совместно со студентами и преподавателями ГПОУ «Снежнянский горный техникум». Стало доброй традицией ежегодно, в первые сентябрьские дни, в преддверии Дня города Снежное (1 сентября) и Дня освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, проводить для первокурсников экскурсии в музей Боевой Славы, где студенты узнают много интересного об истории своего края и подвиге Советского народа в годы Великой Отечественной войны [1].
Музей воспитывает молодёжь на примере семьи, судьбы деда и прадеда, орденов и медалей, пожелтелых от времени грамот и благодарностей, полученных воинам в годы войны. Рассказы о героях и встречи с ними учат подрастающее поколение Республики видеть мир глазами патриотов – и тех, кто ушел из жизни, и тех, кто живет сейчас [4].
Заключение. Как известно, без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить будущее. Историческая память – великая сила и нравственная, и культурная. Нынешнее поколение современных людей должно воспринимать и продолжать замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто защищал и спас нашу Родину, от порабощения иноземными захватчиками. Донбасс, имея славные исторические традиции, был и остаётся регионом, где патриотизм передаётся из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены не только в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексах, но и в душах и памяти снежнянцев. Донецкая земля имеет богатейший материал, основанный на героических боевых и трудовых традициях, историческом опыте борьбы за свободу и независимость Отчизны. Опыт участников Великой Отечественной Войны, людей, возродивших из руин и пепла город Снежное, сделали родной край известным не только в Донецкой Народной Республике, но и за её пределами. Весь этот накопленный ресурс активно используется в целях сохранения исторической памяти среди молодого поколения.
Список использованных источников:
- Наша история [Электронный ресурс] // Снежнянский музей Боевой Славы Официальный сайт. 2020. URL: https://snegnoemuzeum.blogspot.com/p/blog-page.html (дата обращения: 13.11.2020).
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2005. № 4. С. 23–25.
- Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.
- Мун Л. Н. Музейная педагогика в современном образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9/ URL: http://psychology.snauka.ru/2012/09/1064 (дата обращения: 12.09.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья о роли музея в формировании гражданственности и патриотизма
статья напечатана в сборнике...
Урок русского языка в краеведческом музее: о роли музеев в духовном развитии современных старшеклассников и студентов
Из опыта проведения факультативных занятий по русскому языку в краеведческом музее....
Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)
В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...
Роль музея образовательной организации в формировании патриотизма у школьников.
В статье рассматривается опыт воспитательной работы музея образовательной организации в формировании патриотизма у обучающихся....
Роль музея в патриотическом воспитании подростков
формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа...
Организация работы с одаренными детьми для повышения мотивации учащихся на уроках эвенского языка и литературы как сохранение традиционной культуры народа.
Статья "Организация работы с одаренными детьми для повышения мотивации учащихся на уроках эвенского языка и литературы как сохранение традиционной ...
Влияние развития патриотических традиций и сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»
Влияние развития патриотических традиций и сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»...