Дополнительная общеобразовательная программа: «Туристический»
материал
Направленность дополнительной общеобразовательной программы; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turisticheskiy_.docx | 43.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сатисская средняя школа»
Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:
«Туристический»
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа: 11 – 16 лет
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
Автор дополнительной общеобразовательной программы:
Полечкина М.В., учитель физкультуры
р. п. Сатис
2020/21 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Содержание учебного плана
- Календарно-учебный график
- Формы аттестации
- Оценочные материалы
- Методические материалы
- Условия реализации программы
- Список литературы
- Приложение
2.Пояснительная записка
Настоящая учебная программа разработана на основе следующих документов:
- приказа Министерством образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
Туризм является одним из основных направлений дополнительного образования молодежи. Популярность туризма, как вида спорта, определяет воспитательные, краеведческие задачи, а так же задачи оздоровления и физического развития подрастающего поколения. Туризм является наиболее комплексным видом обучения и воспитания здорового и закаленного человека.
Этот спорт расширяет кругозор ребят, обогащает их духовную жизнь, помогает в выборе профессии, учит коллективизму, дисциплинированности, самостоятельности, трудолюбию и взаимопомощи.
Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Данный вид спорта воспитывает лучшие черты характера: дисциплинированность, самодеятельность, ответственность, инициативность, трудолюбие, коллективизм, честность, самоотверженность. Туризм способствует формированию коллектива и установлению настоящего братства среди подростков. Неоценимо значение туризма в плане экологического воспитания: он расширяет кругозор детей, обогащает их духовную жизнь, является средством познания красоты природы. Туристическая подготовка, как учебный предмет, содержит и профориентационный аспект, поможет многим подросткам ориентироваться в мире профессий взрослых людей, наметить себе на будущее перспективу своей профессии. Положительно влияет туризм и на физическое развитие ребенка, закаляет организм, укрепляет мышцы, балансирует работу всего организма при неблагоприятном воздействии городской атмосферы.
Программа объединения «Туристический» написан с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей подросткового периода школьников. Учет возрастных особенностей подростков и юношества обеспечивает соблюдение принципа индивидуальности и гармоничности в развитии личности ребенка. Именно в этом возрасте ребята достигают необходимый уровень физической подготовки и нравственного развития, чтобы в полном объеме усвоить запланированные в программе знания, умения и навыки.
Данная программа комплексная и даёт возможность детям удовлетворение таких интересов, как активная форма времяпрепровождения, активные физические нагрузки, разнообразие географического окружения, смена мест обитания, появление нового круга общения, романтические настроения и возможность проявить свои знания и способности, быть признанным и нужным другим людям, доказать свою значимость, проявить свою самостоятельность и взрослость.
Цели и задачи программы
Цель программы.
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности.
Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи.
1. В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
2. В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
3. В области физической подготовки:
- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
- участие в течение учебного года в туристических слётах, соревнованиях и походах.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного
образования детей:
- Декларация прав ребенка
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
3.Учебный план.
Раздел 1. Вводное занятие.
Раздел 2. Организация и подготовка похода.
Раздел 3. Туристское снаряжение.
Раздел 4. Гигиена туриста.
Раздел 5. Туристский бивак.
Раздел 6. План и карта.
Раздел 7. Определение расстояний простейшими способами.
Раздел 8. Краеведение.
Раздел 9. Физическая подготовка.
Раздел 10. Оформление документации соревнования и похода.
4. Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.
2. Организация и подготовка похода.
Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.
3. Туристское снаряжение.
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.
Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток, как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.
4. Гигиена туриста.
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.
5. Туристский бивак.
Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.
Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта
6. План и карта.
Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).
7. Определение расстояний простейшими способами.
Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование без компаса и карты. Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время. Ориентация во времени и пространстве (камеральная обработка).
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.
8. Краеведение.
История Первомайского района, поселок Сатис и его окрестности. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, используя данные современных космических технологий, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. Географическое положение, рельеф и климат Первомайского района. История заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества. Охрана природы. Сохранение природного единства в зонах отдыха и туризма.
9. Физическая подготовка.
Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.
10.Оформление документации соревнования и похода.
Знакомство участников с положением о проведении соревнования по спортивному ориентированию и туристическому слёту. Подача заявки на участие в соревнованиях. Сбор справок о состоянии здоровья участников команды. Знакомство с правилами организации и проведения похода участников и их родителей под роспись с предоставлением справок о состоянии здоровья. Составление плана похода Оформление походных документов и сметы. Подбор картографического материала.
5. Календарный учебный график
№ п/п | Тема занятия | Часы | По плану | фактически |
1 | Организация и комплектование группы. | 1 | ||
2 | Введение в образовательную программу. | 1 | ||
3 | История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта. | 1 | ||
4 | Организация похода. | 1 | ||
5 | Питание в походе. Составление рациона. | 1 | ||
6 | Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи. | 1 | ||
7 | Снаряжение. Личное снаряжение. | 1 | ||
8 | Групповое снаряжение. | 1 | ||
9 | Первая медицинская помощь. | 1 | ||
10 | Первая медицинская помощь. | 1 | ||
11 | Заболевания. | 1 | ||
12 | Ожоги и обморожения. Помощь утопающему. | 1 | ||
13 | Устройство бивака. | 1 | ||
14 | Работа с палаткой. | 1 | ||
15 | Работа с палаткой. | 1 | ||
16 | Свёртывание лагеря. | 1 | ||
17 | Костёр, его виды. | 1 | ||
18 | Разведение и поддержание костра. | 1 | ||
19 | Костровое хозяйство. Меры предосторожности. | 1 | ||
20 | Топографические карты. | 1 | ||
21 | Спортивные карты. | 1 | ||
22 | Компас. Строение и работа с ним. | 1 | ||
23 | Приёмы ориентирования карты по компасу. | 1 | ||
24 | Определение расстояний и работа с компасом. | 1 | ||
25 | Определение расстояний и работа с компасом. | 1 | ||
26 | Ориентирование. Первый способ ориентирования. | 1 | ||
27 | Ориентирование. Второй способ ориентирования. | 1 | ||
28 | Сопоставление двух способов ориентирования. | 1 | ||
29 | Азимут истинный и азимут магнитный. | 1 | ||
30 | Краеведение. История Певомайского района, его культурное наследие. | 1 | ||
31 | Поселок Сатис и его окрестности. | 1 | ||
32 | Выполнение краеведческих заданий. | 1 | ||
33 | Условные знаки. | 1 | ||
34 | Условные знаки спортивных карт. | 1 | ||
35 | Изготовление условных знаков. | 1 | ||
36 | Сигналы бедствия. | 1 | ||
37 | Закрепление навыка чтения условных знаков. | 1 | ||
38 | Закрепление навыка чтения условных знаков. | 1 | ||
39 | Рельеф местности. | 1 | ||
40 | Географические особенности Первомайского района. | 1 | ||
41 | Географические особенности Первомайского района. | 1 | ||
42 | Изображение рельефа местности на спортивных картах. | 1 | ||
43 | Закрепление практического навыка чтения рельефа. | 1 | ||
44 | Чтение карты. | 1 | ||
45 | Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты. | 1 | ||
46 | Перенос КП. | 1 | ||
47 | Учебные соревнования. | 1 | ||
48 | Учебные соревнования. | 1 | ||
49 | Приёмы ориентирования карты. | 1 | ||
50 | Приёмы ориентирования карты. | 1 | ||
51 | Способы определения точки стояния. | 1 | ||
52 | Способы определения расстояний на местности. | 1 | ||
53 | Движение по азимуту. | 1 | ||
54 | Движение по азимуту. | 1 | ||
55 | Отклонение при движении по азимуту. Выход по азимуту на КП. | 1 | ||
56 | Учебные соревнования. | 1 | ||
57 | Тактико-технические приёмы выбора пути движения. | 1 | ||
58 | Тактико-технические приёмы выбора пути движения. | 1 | ||
59 | Узлы. | 1 | ||
60 | Узлы. | 1 | ||
61 | Туристская песня. | 1 | ||
62 | Физическая подготовка (техника бега ориентировщика). | 1 | ||
63 | Развитие выносливости. | 1 | ||
64 | Игры на местности. | 1 | ||
65 | Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии. | 1 | ||
66 | Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии. | 1 | ||
67 | Учебные соревнования | 1 | ||
68 | Учебные соревнования | 1 | ||
ИТОГО | 68 |
6. Формы аттестации
1. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.
2. Участие в туристических слётах.
3. Участие в спортивных играх.
4. Проведение викторин, спортивных эстафет по охране природы
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
По завершении обучения воспитанники должны знать:
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- основные разделы пройденной программы;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;
- уметь правильно применять туристские узлы;
- проводить поисково-спасательные работы;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.
7. Оценочные материалы
В дополнительном образовании у педагогов имеются неограниченные возможности для оценочной деятельности, так как именно в дополнительном образовании детей отсутствует обязательная система оценок и уж тем более отметок. Система оценивания в дополнительном образовании – гибкая и вариативная система, выполняющая развивающую и стимулирующую функции, а также обеспечивающая комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретенного ребенком в ходе освоения дополнительной образовательной программы. В системе дополнительного образования детей оценивание рассматривается как инструмент мониторинга образовательных достижений обучающихся, результативности их деятельности.
8. Методические материалы и методическое обеспечение
- Для теоретических занятий:
- топографические карты
- компас
- секундомер
- карта Нижегородской области
- предметы личной гигиены
- предметы для приема пищи
- Для практических занятий:
- палатка туристическая 4-х местная
- ножовка
- топор туристический в чехле
- термос
- полиэтиленовая пленка и прищепки
- фонарик
- санитарная сумка с комплектом медикаментов
- ремонтный набор
- рюкзаки и вещмешки
- спальный мешок
- веревка
- нож в чехле
- котелки
- костровые принадлежности
- Для теоретических занятий:
- топографические карты
- компас
- секундомер
- карта Нижегородской области
- предметы личной гигиены
- предметы для приема пищи
- Для практических занятий:
- палатка туристическая 4-х местная
- ножовка
- топор туристический в чехле
- термос
- полиэтиленовая пленка и прищепки
- фонарик
- санитарная сумка с комплектом медикаментов
- ремонтный набор
- рюкзаки и вещмешки
- спальный мешок
- веревка
- нож в чехле
- котелки
- костровые принадлежности
9. Условия реализации программы.
Рабочая программа школьного туризма с элементами спортивного ориентирования рассчитана на два года обучения мальчиков и девочек в возрасте с 12 до 16 лет. Продолжительность занятий: по 2 часа в неделю. Занятия проводятся в учебном классе и на местности, в зависимости от содержания конкретной темы.
10. Список литературы
- Бардин К.В. Азбука туризма. Москва, 2004г.
- Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. Москва, 2011г.
- Девис Б. Основы выживания в экстремальной ситуации. Москва, 2009г.
- Куприн А.М. Занимательная топография. Москва, «Просвещение», 2011г.
- Курилова В.Н. Туризм. Учебное пособие для педагогических институтов. Москва. «Просвещение», 2006г.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 2009г.
- На природе и дома. Любителям активного отдыха. Фрунзе,2006.
- Остапец А.А. В походе юные. Москва, «Просвещение», 2006г.
- Питание в туристическом путешествии. Москва, Профиздат, 2004г.
- Поломис К. Дети в пионерском лагере. Москва, 2007г.
- Пруха К. Военизированные игры на местности. Москва, 2009г.
Приложение № 1.
Инструкция
по ТБ при проведении занятий
по Начальной туристической подготовке юных туристов
- Перед началом занятия по туристической подготовке проводится вводный инструктаж, а так же инструктаж по правильному выполнению каждого нового упражнения.
- Занятия проводятся с учетом наличия снаряжения с целью обеспечения страховки и техники безопасности.
- Педагогом д/о устанавливается последовательность проведения тренировки, назначаются старшие подгрупп, звеньев, распределяются обязанности всех обучающихся.
- Перед началом занятий педагог д/о лично должен убедиться в исправности снаряжения, используемого для тренировки.
- При движении группы туристов на местности, назначается направляющий и замыкающий из старших и опытных ребят или педагогов.
- При походном марше или нахождении в походе каждый турист обязан получить разрешение руководителя похода для того, чтобы отлучиться в сторону от группы для выполнения любых надобностей. Обязательно руководителем марша назначается контрольное время возвращения отлучившихся ребят.
- Работа с туристическим снаряжением без руководителя недопустима.
- Пользование острыми предметами, а именно – ножами, топорами, пилами и др., без руководителя запрещено.
- Использование туристического снаряжения не по своему прямому назначению недопустимо.
- После выполнения заданий, по окончании тренировки, похода, марша, используемое снаряжение подвергается тщательному осмотру, проводится его чистка, ремонт.
- На тренировках и в походах, кроме указанных в данной Инструкции пунктов, действуют так же Правила путешествий по территории России.
Приложение № 2.
Перечень медикаментов,
перевязочных средств и принадлежностей
для походной аптечки
- Бинт стерильный – 2 шт.
- Индивидуальный пакет первой помощи – 2 шт.
- Йодовая настойка – 1 флакон с притертой пробкой (3%)
- Нашатырный спирт – 1 флакон с притертой пробкой
- Перекись водорода – 1 флакон (3%)
- Борная кислота – 2% раствор (во флаконе с притертой пробкой)
- Валериановые капли во флаконе с притертой пробкой
- Анальгин в таблетках – 1 упаковка
- Ножницы медицинские – 1 шт.
- Пинцет – 1 шт.
- Булавки английские – 5 шт.
- Шина из плотного картона самодельная (50 Х 5 см) – 1 шт.
- Жгут медицинский – 1 шт.
- Сода питьевая во флаконе с притертой пробкой
- Косынка медицинская – 4 шт.
- Перманганат калия и его раствор в банке с притертой пробкой
- Мазь от ожогов – 1 баночка
- Левомицетин – 1 стандарт
- Лейкопластырь бактерицидный – 5 шт.
- Вата гигроскопическая.
- Ответственность за комплектование, сохранность и состояние медицинской аптечки отряда на маршруте или в походе, а также за грамотное и своевременное оказание первой медицинской помощи пострадавшим несет руководитель похода.
- Наличие других медикаментов в походной аптечке зависит от вида похода, рода деятельности в походе и сезонов. Аптечка составляется в соответствии с определенными темами занятия и условиями похода.
Приложение № 3.
Учебный план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Туристический»
Примечание: Каникулярное время используется однодневных туристических походов, дополнительное время уходит на подготовку к туристическим слётам, в летний период педагог организует и проводит занятия в лагерях.
Приложение № 4.
Календарно - учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Туристический»
Год обучения | № | 1 год | Количество часов |
Сентябрь | 1 | 01.09.20- 05.09.20 | 2 |
2 | 07.09.20 – 12.09.20 | 2 | |
3 | 14.09.20 – 19.09.20 | 2 | |
4 | 21.09.20 – 26.10.20 | 2 | |
Октябрь | 5 | 28.09.20 – 03.10.20 | 2 |
6 | 05.10.20 – 10.10 .20 | 2 | |
7 | 12.10.20 – 17.10.20 | 2 | |
8 | 19.10.20 – 24.10.20 | 2 | |
9 | 26.10.20 – 31.10.20 | 2 | |
Ноябрь | 10 | 02.11.20 – 07.11.20 | 2 |
11 | 09.11.20 – 14.11.20 | 2 | |
12 | 16.11.20 – 21.11.20 | 2 | |
13 | 23.11.20 – 29.11.20 | 2 | |
Декабрь | 14 | 30.11.20 – 05.12.20 | 2 |
15 | 07.12.20 – 12.12.20 | 2 | |
16 | 14.12.20 – 19.12.20 | 2 | |
17 | 21.12.20– 26.12.20 | 2 | |
18 | 28.12.20 – 31.12.20 | 2 | |
Январь | 19 | 11.01.21 – 16.01.21 | 2 |
20 | 18.01.21 – 23.01.21 | 2 | |
21 | 25.01.21 – 30.01.21 | 2 | |
Февраль | 22 | 01.02.21 – 06.02.21 | 2 |
23 | 08.02.21 –13.02.21 | 2 | |
24 | 15.02.21 –20.02.21 | 2 | |
25 | 22.02.21 – 27.02.21 | 2 | |
Март | 26 | 01.03.21 – 06.03.21 | 1 |
27 | 09.03.21 – 13.03.21 | 2 | |
28 | 15.03.21 – 20.03.21 | 2 | |
29 | 22.03.21 – 27.03.21 | 2 | |
Апрель | 30 | 29.03.21 – 04.04.21 | 2 |
31 | 06.04.21 – 11.04.21 | 2 | |
32 | 13.04.21 – 18.04.21 | 2 | |
33 | 20.04.21 – 25.04.21 | 2 | |
34 | 27.04.21 – 01.05.21 | 2 | |
Май | 35 | 03.05.21 - 08.05.21 | 2 |
36 | 10.05.21 – 15.05.21 | 2 | |
37 | 17.05.21 – 22.05.21 | 2 | |
Итого: 37 недель 74 часа |
Примечание: Каникулярное время используется однодневных туристических походов, дополнительное время уходит на подготовку к туристическим слётам, в летний период педагог организует и проводит занятия в лагерях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Клавишный синтезатор"
Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»
Программа для дополнительного образования студентов 1 курса технических специальностей . Рассчитана на 72 часа....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
Дополнительная общеобразовательная программа подготовительных Английский язык (разговорный курс) по методике New Headway Pre-Intermediate (уровень ниже среднего) для дополнительного образования
РП для подготовительных курсов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программе объединение " Вокал"
Программа второго уровня имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, а так же индивидуальное обучение вокалу, формирует...