Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_metoda_portfolio.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа
Иванова Мария Алексеевна, преподаватель психологии ГОУСПО Некрасовский педколледж № 1
Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предназначена для студентов 4 курса. Ее основной целью является развитие профессиональной компетентности в сфере практической психолого-педагогической деятельности будущего педагога, направленной на формирование умений по диагностике субъектов педагогического процесса и анализу педагогического процесса. Основываясь на компетентностном подходе (2), авторы статьи сделали акцент на формировании компетентности студентов в области разрешения психолого-педагогических профессионально значимых задач. Благодаря вовлечению студентов в работу с актуальными и потенциальными профессиональными задачами, они развивают у себя определенные аналитические, проектировочные, конструктивные умения и умения, связанных с применением средств педагогической и психологической диагностики.
При отборе содержания и организации учебного процесса мы особенно ориентировались не только на личностную, но и на профессиональную значимость предлагаемых ситуаций (ведь все студенты имеют достаточный опыт в разработке и проведении уроков, а также – способны сформулировать возникавшие у них проблемы).
Таким образом, следуя вышесказанному, можно увидеть связь между целями и задачами, которые мы преследовали в течение курса и работами студентов, которые представлены в портфолио. А сейчас поговорим непосредственно о внедрении метода портфолио в курс психолого-педагогический практикум.
Метод портфолио является технологией сбора анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для студентов – это организатор его учебной деятельности, а для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Но портфолио – это не просто копилка работ студентов. Это – прежде всего, метод аутентичной оценки профессионального и личностного развития студента (1). Разрешая те или иные профессиональные ситуации, частично проигрывая их, студент накапливает в портфолио свои впечатления, мнения специалистов, результаты проведенных методик, проведенные мини-исследования, обратную связь своих однокурсников и другие документы, позволяющие как преподавателю, так и самому студенту оценить свое продвижение в рамках курса, осуществить рефлексию своего профессионального и личностного развития. Помимо, этой развивающей задачи у портфолио есть и сугубо прагматичная цель, понятная студентам с первых же занятий: разработка теоретических и практических материалов, которые в дальнейшем обязательно будут актуальны на преддипломной практике и в последующей профессиональной жизни молодого специалиста.
Указанные цели и смыслы использования этого метода определяют структуру и содержание портфолио. Но, для удобства студента, из всех возможных вариантов (1) – проблемного, рефлексивного, экспертного, аттестационного и др. – в преподавании «Психолого-педагогического практикума» авторы курса выбрали тематический портфолио, где каждый вид работы отражает изучаемую тему или раздел. Когда каждая рубрика (файл) посвящены отдельной теме, студенту легче на первых порах классифицировать материалы.
Также, одной из обучающих задач курса является закрепление, обсуждение и преобразование в различные таблицы, схемы материала, ранее изученного в других дисциплинах, таких как: общая психология, педагогика, коррекционная педагогика, возрастная психология, – поэтому критерии оценки портфолио включают в себя использование в анализе профессионально значимых ситуаций данных из разных наук. Чем больше сведений используется, тем выше оценка.
Таким образом, особое место на начальных этапах работы с портфолио занимает самостоятельное, или – с помощью преподавателя, составление адаптированных текстов по разным дисциплинам, которые являются своего рода памятками. Именно на основе нижеприведенных текстов студент осуществляет более осмысленный анализ профессионально значимых ситуаций и принимает более взвешенные решения для проведения психолого-педагогической диагностики или решения проблемы.
- Психологические основы работы педагога с субъектами учебного процесса. На основании изученного материала по возрастной психологии студентам предлагается оставить таблицы: учет возрастных особенностей с рекомендациями для учителей.
- Проблема готовности ребенка к обучению в школе. В данном разделе предлагается обсуждение темы, знакомство с новым материалом и составление своего набора субтестов с использованием дополнительной литературы, это: интеллектуальный тест, беседа с ребенком о школе и графическая работа.
- Психологические особенности личности и их учет в учебной деятельности. Проведены различные тестирования, определяем тип темперамента и характера студента с последующей интерпретацией.
- Личностные качества педагога. В данном разделе представлена творческая работа в группах на выбор. Либо описание личностных качеств учителя, либо таблица составляющих успешной его деятельности или психологический портрет преподавателя.
- Личностное развитие и внутригрупповое взаимодействие. Предполагает также задание на выбор: описание основных положений социологии, составление схемы характеристики класса или социометрии группы с последующим обсуждением на занятиях.
- Психические познавательные процессы . Диагностика. Коррекция. Студентам предлагается составить набор упражнений по развитию того или иного познавательного процесса, которые можно будет применить впоследствии в учебном процессе непосредственно. Что касается групп, например иностранного языка, то многие студенты пытались преобразовать упражнения и игры в русле дополнительного материала в изучении иностранного языка на уроках.
- Эффективность взаимодействия с трудными детьми и составление рекомендаций для работы. Данные рекомендации составляются на основе уже изученного материала по коррекционной педагогике.
На итоговом занятии проходит презентация и защита студентом своего портфолио. Он рассказывает о наиболее значимом, разработанным им материале, предлагает варианты использования данного материала на практике.
При подведении итогов значимым для педагога является раздел «Рефлексия». В ней отражено отношение каждого студента о проделанной работе. Учет пожеланий студентов предполагает, что наша работа с ними будет более продуктивной и содержать личную заинтересованность учащихся.
В течение курса студенты активно работали над портфолио, по результатам которого можно судить о развитии умений, составляющих основу профессиональной компетентности будущих учителей (2), – таких как: умение самостоятельно определять направление в изучении темы, умение анализировать информационные потоки, умение выделять главное, умение планировать свою деятельность, умение делать самостоятельные выводы и прочие характеристики, связанные с понятием исследовательской культуры. Следовательно, внедрение данного метода позволило не только подготовить студентов к преддипломной практике, но и развить их исследовательскую культуру.
В целом, а вторы могут утверждать об успешных результатах внедрения метода портфолио в данный курс – это подтверждают отзывы части студентов, уже прошедших преддипломную практику и использующих свои материалы при разрешении возникавших ситуаций.
Используемая литература
- Загашев И.О. Портфолио как метод развития исследовательских умений студента //Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: изд-во «Альянс-Дельта», – 2003.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А.Козырева, Н.Ф.Радионовой, А.П.Тряпицыной. – СПб: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-метода как формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа
Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять со...
Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.
В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......
Презентация для студентов педагогических колледжей по методике преподавания литературы в основной школе:" Активные методы обучения-методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся"
К активным методам обучения относятся: "Диспут", "Дискуссия по переписке", "Аквариум", "Молчаливая дискуссия" и т.д....
Мультимедийность в преподавании анатомии и физиологии человека студентам медицинского колледжа
ГБ ПОУ «Армавирский медицинский колледж»Мультимедийность в преподавании анатомии и физиологии человека студентам медицинского колледжаПреподавательМалахова.Ф.А....
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья
Организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улу...
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматривается проблема актуальности применения смешанного обучения в современном образовательном процессе, а также использование современных онлайн-платформ в рамках модели смешанного обучения в пре...