Учебно-методический материал
учебно-методический материал
Учебно-методический комплекс по МДК «Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Стрелкова И.В.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нижневартовск
2016
Печатается по решению редакционно-издательского совета
БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности: учебно-методическое пособие / Автор-сост. И.В. Стрелкова. – Нижневартовск: изд-во Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2016. – 52с.
Учебно-методический комплекс по МДК «Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности» (далее УМКД) – является частью рабочей программы БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», разработанной в соответствии с основной профессиональной образовательной программой.
Учебно-методический комплекс по МДК «Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности» адресован студентам очной формы обучения.
УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также задание по промежуточной аттестации.
Литературный редактор: О.С. Еремеева
© Стрелкова И.В., 2016 ©Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, издание, 2016 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………... | 4 | |
Образовательный маршрут………………………………………. | 10 | |
Раздел 1. Основы организации внеурочной работы и общения младших школьников…………………………………………….. | 11 | |
Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников……………………….. | 11 | |
Тема 1.2. Содержание и организация внеурочной деятельности младших школьников……………………….. | 17 | |
Тема 1.3. Методы, приемы и формы организации внеурочной деятельности младших школьников…………. | 24 | |
Тема 1.4. Методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников……………………….. | 26 | |
Раздел 2. Основы организации внеурочной деятельности в области научно-познавательной деятельности…………………. | 34 | |
Тема 2.1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в области научно-познавательной деятельности………………………………………………….. | 34 | |
Тема 2.2. Методика проведения внеурочных занятий в области научно-познавательной деятельности…………….. | 35 | |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины……….. | 40 | |
Словарь терминов………………………………………………… | 43 | |
Информационное обеспечение дисциплины…………………… | 46 |
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Учебно-методический комплекс по МДК 02.02. «Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности» является частью профессионального модуля ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников и создан Вам в помощь для работы на занятиях при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по междисциплинарному курсу.
УМКД по МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также требования к подготовке и защите портфолио (форма итоговой аттестации)
Приступая к изучению новой учебной дисциплины/МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМКД перечислены основные теоретические вопросы, необходимые для изучения, а также краткая информация по вопросам, подлежащим к изучению.
Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины МДК, приведены в словаре терминов.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине/МДК, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения дисциплины МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку сообщения на тему, доклады, рефераты, разработку презентаций.
В данном УМКД вы сможете ознакомиться с содержанием рубежного контроля (точек рубежного контроля).
Форма промежуточной аттестации по МДК - другие формы контроля (защита портфолио)
В результате освоения дисциплины МДК Вы должны уметь:
• находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;
• определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
• составлять планы внеурочных занятий
с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
• использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
• устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
• планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
• мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию
во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
• планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);
• подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
• использовать различные методы и приемы обучения;
• осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
• выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
• составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми;
• применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);
• вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы
в избранной области деятельности;
• анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
В результате освоения дисциплины/МДК Вы должны знать:
• сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
• особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе;
• теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
• педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы;
• методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
• особенности общения младших школьников;
• методы, приемы и формы организации общения младших школьников;
• методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными
в избранной области деятельности;
• способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников;
• формы и методы взаимодействия с родителями с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
• логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;
• виды документации, требования к ее оформлению.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Название ОК | Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины/МДК |
ОК 1. Понимать сущ-ность и социальную значимость своей буду-щей профессии, про-являть к ней устойчи-вый интерес. | - видеть объективную картину своей будущей профессии; - проявлять интерес к выбранной про-фессии; - понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономи-чески процветающего и политически стабильного государства; - качественно выполнять свои профес-сиональные функции |
ОК 2. Организовывать собственную деятель-ность, определять мето-ды решения профессио-нальных задач, оцени-вать их эффективность и качество. | - формировать цель, определять этапы её достижения; - определять методы и формы для реа-лизации профессиональных задач; - определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих задач; - уметь анализировать эффективность и качество выполнения решения постав-ленных задач; - уметь самостоятельно осмысливать допущенные ошибки, находить пути их исправления. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуа-циях. | - уметь сформулировать проблему, анали-зируя модельную ситуацию; - уметь смоделировать цепочку послед-ствий различных нестандартных ситуаций; - принимать решения и нести за них ответственность. |
ОК 4. Осуществлять по-иск, анализ и оценку информации, необходи-мой для постановки и решения професси-ональных задач, про-фессионального и лич-ностного развития. | - уметь пользоваться различными источ-никами информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономер-ности, делать прогнозы и выводы; - систематизировать и организовывать информацию для выполнения профес- сиональных задач. |
ОК 5. Использовать информационно-комму-никационные техноло-гии для совершенство-вания профессиональ-ной деятельности. | - использовать информационно-комму-никационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений, процессов. |
ОК 6. Работать в кол-лективе и команде, взаимодействовать с руководством, колле-гами и социальными партнерами. | - уметь строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопомощи; - понимать психологические особенности собеседника; - вести дискуссии, спокойно и аргументи-ровано высказывать собственную точку зрения; - проявлять социальную толерантность; - создавать коллективные проекты решения различных социальных, политических проблем. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятель-ность обучающихся, организовывать и конт-ролировать их работу с принятием на себя ответственности за ка-чество образователь-ного процесса. | - понимать ценностно-мотивационную основу своей профессиональной дея-тельности; - уметь мотивировать и организовывать работу учащихся; - уметь анализировать и контролировать деятельность обучающихся, корректиро-вать их деятельность; - уметь самостоятельно осмысливать допущенные ошибки, делать выводы и нести ответственность за качество образовательного процесса. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи про-фессионального и лич-ностного развития, заниматься самообразо-ванием, осознанно пла-нировать повышение квалификации. | - создавать проекты решений различных педагогических и социальных проблем; - определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий; - оценивать их эффективность и качество; - планировать ресурсы, свою деятельность, определять качество необходимых ресурсов, пути их пополнения, - иметь активную позицию в вопросе корректировки собственных образователь-ных результатов; - уметь проектировать индивидуальный образовательный маршрут по овладению профессией. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную дея-тельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - оперативно реагировать на смену технологий, содержания, тенденций развития профессиональной деятельности; - уметь анализировать инновации в области обучения дошкольников и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травма-тизма, обеспечивать охрану жизни и здо-ровья детей. | - соблюдать правила охраны труда и техники безопасности в ходе профес-сиональной деятельности; - обеспечивать безопасные условия обра-зовательного процесса; - включать в профессиональную деятель-ность направление профилактики травма-тизма и здоровье сберегающих технологий. |
ОК 11. Строить про-фессиональную дея-тельность с соблюде-нием правовых норм ее регулирующих. | - соблюдать правовые нормы в ходе про-фессиональной деятельности; - соблюдать нормы международного и рос-сийского права в образовательном пространстве учебного заведения; - решать конфликтные ситуации на основе трудового законодательства. |
Содержание МДК направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО МДК
Таблица 1
Формы отчетности, обязательные для сдачи | Количество |
лабораторные занятия | нет |
практические занятия | |
точки рубежного контроля | |
Итоговая аттестация | Защита портфолио |
Желаем Вам удачи!
Раздел 1. Основы организации внеурочной работы и общения младших школьников
Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников
Введение. Цели и задачи курса. Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщения на тему: «Примерные должностные инструкции заместителя директора по внеурочной работе, педагога-организатора, классного руководителя, педагога дополнительного образования, воспитателя группы продленного дня»
Краткое изложение теоретических вопросов
Внеурочная деятельность в вопросах и ответах
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Что понимается под внеурочной деятельностью? | В соответствии с федеральным госу-дарственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществля-емую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. |
2 | Какова основная цель внеурочной деятельности? | Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной програм-мы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов чело-века – удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов. |
3 | Каковы основные задачи внеуроч-ной деятельно-сти? | Задачи внеурочной деятельности: - обеспечить благоприятную адаптацию ре-бенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обуча-ющихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные осо-бенности обучающегося. |
4 | Какие норматив-ные документы регламентируют организацию вне-урочной деятель-ности? | Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности: - Новый Федеральный Закон «Об образо-вании в РФ» (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.) - Федеральный государственный образова-тельный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2010г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707). - Федеральные требования к образователь-ным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудо-вания учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986, зарегестрированы в Минюсте России 3 февраля 2010г., регистрационный номер 19682).· - Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». (В письме раскрываются: «Основные задачи внеурочной деятельности», «Организационные модели внеурочной деятельности», «Создание условий для реализации внеурочной деятельности»). - СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразователь-ных учреждениях» (утверждены постановле-нием Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993): «в учреждениях дополни-тельного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.)». - Федеральные требования к образователь-ным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106,зарегестрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676). - Концепция духовно-нравственного воспи-тания российских школьников; - Программа воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование); - Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиени-ческие требования). |
5 | Какое количество часов отводится на организацию внеурочной дея-тельности? | Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образова-тельное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. |
6 | Все ли обучаю-щиеся должны посещать все за-нятия внеуроч-ной деятельно-сти? | Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). |
7 | Какова наполня-емость групп? | Образовательное учреждение самостоятель-но решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.)». |
8 | Каковы основные принципы орга-низации внеуроч-ной деятельно-сти? | Основные принципы организации внеуроч-ной деятельности: - учет возрастных особенностей; - сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; - связь теории с практикой; - доступность и наглядность; - включение в активную жизненную позицию. |
9 | Какие направле-ния внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО? | Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). |
10 | Какие существу-ют виды внеуроч-ной деятельно-сти? | Виды внеурочной деятельности:
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. |
11 | Какие существу-ют формы орга-низации внеуроч-ной деятельно-сти? | Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практи-ки и т.д. Аудиторных занятий не должно быть более 50% |
12 | Кто определяет формы организа-ции внеурочной деятельности? | Формы организации внеурочной деятель-ности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образователь-ное учреждение. |
13 | Каковы основные результаты внеу-рочной деятель-ности? | Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов – при-обретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. |
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов и не более полутора часов в день – для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5 – для обучающихся 4-8 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Тема 1.2. Содержание и организация внеурочной деятельности младших школьников
Содержание внеурочной деятельности школьников. Способы выявления интересов и способностей младших школьников.
Виды внеурочной деятельности. Результаты и эффекты внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы.
Практические занятия
Анализ педагогических ситуаций с целью определения результата и эффектов внеурочной деятельности младших школьников.
Самостоятельная работа
Презентация на тему «Виды внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС».
Доклад «Роль анкетирования и опросов в оценке результатов внеурочной деятельности».
Краткое изложение теоретических вопросов
Внеурочная деятельность школьников:
виды, примерное планирование
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.
Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.
Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия) (п. 10.28. и п. 10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10).
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.
Духовно-нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего-конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры-миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.
Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно-спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др. Волонтерская деятельность (шефство).
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе.
Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.
Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы начального общего образования и на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий
Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью не должна превышать 25 человек.
Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет: 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов.
Часы, отводимые на занятия внеурочной деятельностью (до 10 часов в неделю на класс-комплект), используются на ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные и региональные. Не рекомендуется посещение ребенком занятий внеурочной деятельности более чем в 3 (трех) детских объединениях.
Примерный план внеурочной деятельности
Направления внеурочной деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Спортивно-оздоровительное | 3 | 3 | 3 | 3 |
Духовно-нравственное | 2 | 2 | 2 | 2 |
Социальное | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общеинтеллектуальное | 3 | 3 | 3 | 3 |
Общекультурное | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 10 | 10 | 10 | 10 |
Примерный развернутый план внеурочной деятельности
для 1-ых классов
Направление внеурочной деятельности | Название программы, форма реализации | Кол-во учебных часов в неделю на 1 учебную группу | Кол-во групп | Ф.И.О. педагога |
Спортивно- оздоровительное | «Мини-футбол» секция | 2 | 1 | учитель - физкультуры |
«Расти здоровым» кружок | 1 | 1 | учитель нач. классов | |
Общеинтеллекту-альное | «Веселый английский» | 1 | 1 | учитель иностранного языка |
«Я – исследователь» кружок | 1 | 1 | учитель нач. классов | |
«Детская риторика» кружок | 1 | 1 | учитель нач. классов | |
Духовно- нравственное | «Мой край» факультатив | 1 | 1 | учитель православной культуры |
«Фольклор» студия | 1 | 1 | учитель музыки | |
Гражданско- патриотическое | «Юный спасатель» Кружок | 1 | 1 | педагог-психолог |
Общекультурное | «Бумаго-пластика» Кружок | 1 | 1 | учитель трудового обучения |
ИТОГО | 10 часов |
В школе должны быть созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помочь удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимать активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимать и принимать экологическую культуру.
Тема 1.3. Методы, приемы и формы организации внеурочной деятельности младших школьников
Методы и приемы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Формы организации внеурочной деятельности младших школьников(беседа, игра, экскурсия)
Предметный кружок как форма организации внеурочной деятельности младших школьников. Функции предметного кружка. Цель и задачи проведения.
Практические занятия
Анализ программы занятий предметного кружка.
Проведение и анализ виртуальной экскурсии.
Проведение и анализ игры.
Самостоятельная работа
1. Реферат «Метод проектов»
2. Подготовка сообщения «Игра как организационная форма, средство, метод, прием воспитания»
3. Подготовка сообщения «Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации внеурочной деятельности»
4. Создание портфолио игр на развитие познавательной сферы младшего школьника
Краткое изложение теоретических вопросов
Роль кружков в начальной школы
Дети младшего школьного возраста отличаются тем, что доверчиво подчиняются авторитету взрослых, впечатлительны, обладают повышенной восприимчивостью, а ко многим ситуациям относятся в наивно-игровой форме. Взрослые не могут гарантировать, что проявления определенных способностей сохранятся в будущем, но и без внимания оставлять их нельзя. Именно поэтому профессиональная и общеобразовательная реформа включает и развитие разнообразных внешкольных учреждений, к которым относятся и кружки в начальной школе.
Так, в начальной школе работа кружков направлена на всестороннее развитие детей. Благодаря этим занятиям школьники могут усовершенствовать и эстетическое, и трудовое воспитание. Благодаря предметным кружкам в начальной школе (математический, исторический, лингвистический и другие) дети углубляют знания, учатся применять их во внешкольной жизни. В то же время, предметными кружками педагогические задачи не ограничиваются. Учебно-воспитательная работа в начальной школе включает и организацию спортивных, технических кружков. Деятельность и направленность любого кружка в начальной школе определяется программой и перспективно-тематическими планами, разработанными руководителями.
Стандарты системы образования
Внешкольное развитие – часть программы Федерального государственного образовательного стандарта. И тематика, и программа, и названия кружков в начальной школе здесь четко прописаны.
Согласно ФГОС, кружки в начальной школе должны не только носить воспитательный характер, обеспечивать детям художественное и эстетическое развитие. Физический аспект тоже учитывается. Спортивные кружки в начальной школе («Здоровейка!» и другие) способствуют полноценному физическому и психологическому развитию. Занятия, которые проводятся в игровой форме (соревнования, эстафеты, игры), детям очень нравятся.
Развитию творческих способностей детей в начальной школе способствуют спортивный кружок в начальной школе кружки рисования, оригами, лепки, вокала, хореографии. В обязанности руководителей входит не только обучение школьников технике выполнения того или иного задания, но и налаживание психоэмоционального контакта с каждым отдельным ребенком. Такой подход обеспечивает наиболее оптимальные условия для того, чтобы способности детей раскрывались в полной мере, а талант получал необходимую огранку.
Тема 1.4. Методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников
Базисный образовательный план внеурочной деятельности в начальной школе. Планирование внеурочной деятельности.
Типы образовательных программ. Общие правила разработки программы внеурочной деятельности.
Подходы к анализу программы внеурочной деятельности. Диагностика эффективности внеурочной деятельности
Практические занятия
Анализ программ внеурочной деятельности младших школьников.
Краткое изложение теоретических вопросов
Типы образовательных программ. Общие правила разработки программы внеурочной деятельности
Типы образовательных программ внеурочной деятельности:
• комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на планируемых результатах, в соответствии с которыми изменяется и содержание программы.
При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:
- комплексные программы могут быть двух вариантов:
«А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).
Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.
«Б» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов, реализующих лишь одно направление.
При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.
• тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.);
• образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
- для 1 класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
- для 2-3 классов – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;
- для 4 класса – образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:
1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы.
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру:
1. Титульный лист;
2. Пояснительная записка;
3. Учебно-тематический план;
4. Содержание курса;
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы;
6. Рекомендуемая литература.
Титульный лист должен содержать информацию:
- Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
- Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
- Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
- Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
- Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
- Название города.
- Год создания программы.
Пояснительная записка.
В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.
Пояснительная записка содержит:
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
• актуальность;
• практическая значимость;
• связь с уже существующими по данному направлению программами;
• вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
• новизна (для претендующих на авторство).
2. Цель и задачи программы.
Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Задачи могут быть:
• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
• воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
•развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Отличительные особенности программы:
• базовые теоретические идеи; ключевые понятия;
• этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
- возраст детей и их психологические особенности;
- особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
- число обучающихся по годам обучения (обосновать);
- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
- прогнозируемые результаты и способы их проверки:
5. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).
Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Содержание Программы.
Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
• название;
• основные узловые моменты;
• формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема – введение в программу.
Особенности содержания программы.
При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.
Ресурсное обеспечение реализации Программы:
- Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д.);
- Материально-техническое;
- Финансовое;
- Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).
Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых – перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических – дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).
Список литературы.
Приводятся два списка литературы:
- литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
- литература, рекомендуемая для детей и родителей.
После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших школьников.
После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее представляются в администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
Раздел 2. Основы организации внеурочной деятельности в области научно-познавательной деятельности
Тема 2.1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в области научно-познавательной деятельности
Цели, задачи и содержание внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности.
Практические занятия
Анализ учебно-методического комплекта к курсу русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира в начальной школе с точки зрения возможностей организации внеурочной деятельности обучающихся.
Самостоятельная работа
1. Подготовка сообщения «Психология и педагогика о сущности интереса и роли его в обучении младших школьников»
2.Презентация «Занимательность и ее использование на внеклассных занятиях»
3. Подготовка сообщения «Внеурочная деятельность в начальной школе – одно из условий формирования метапредметных и личностных компетентностей обучающихся»
4. Подготовка сообщения Содержание научно-познавательной деятельности по русскому языку
5. Подготовка сообщения Содержание научно-познавательной деятельности по окружающему миру
Краткое изложение теоретических вопросов
Под научно-познавательной деятельностью мы понимаем разные виды деятельности, которые направлены на достижение конкретных целей и включающие в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Приобретение школьником новых социальных знаний:
- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п., направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).
- познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей.
- детские исследовательские проекты.
- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п. духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.).
- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.
- интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.).
- детские исследовательские проекты социальной направленности.
- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.
- детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.
Тема 2.2 Методика проведения внеурочных занятий в области научно-познавательной деятельности
Беседа как одна из форм внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности, ее специфика и разновидности
Часы занимательной грамматики, математики. Тематика и содержание часов
Классный уголок как одна из форм организации внеурочной деятельности
Предметный кружок как форма организации внеурочной деятельности
Игровые формы внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности.
Олимпиада в начальной школе как одна из основных форм организации внеурочной деятельности младших школьников
Предметная неделя как форма организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности
Практические занятия
1. Отбор материала для классных уголков, занимательных календарей, викторин и конкурсов для младших школьников.
2. Организация и проведение викторин и конкурсов знатоков русского языка. Анализ проведенного внеурочного занятия
3. Подготовка и проведение занимательных часов по математике для младших школьников. Анализ проведенного занятия.
4. Подготовка и проведение Недели русского языка в начальной школе.
5. Защита проекта кружка в области научно-познавательной деятельности
Самостоятельная работа
1. Подготовка сообщения «Организация и методика проведения викторин и конкурсов»
3. Презентация «Тематика бесед по окружающему миру»
4. Портфолио викторин по русскому языку, конкурсов по окружающему миру, олимпиадных заданий по математике
5. Подготовка сообщения «Конкурс «Русский медвежонок» «Конкурс «Кенгуру» для учащихся начальной школы»
6. Реферат «Проектная деятельность учащихся младших классов как одна из форм внеурочной работы»
Краткое изложение теоретических вопросов
Оформление уголка в школе: цели, задачи и требования
Классный уголок содержит разностороннюю и полезную для ребенка и родителей информацию. Оформление классного уголка – процесс сугубо творческий, не имеющий строгих ограничений и предписаний.
Основная цель оформления классного уголка в школе – сопровождение и отражение результативности учебно-воспитательного процесса.
Оформление классного уголка решает следующие задачи:
• расширение кругозора учащихся;
• отражение и повышение продуктивности воспитательной работы;
• интенсификация работы с родителями;
• развитие творческих способностей.
Содержание классного уголка выбирается каждым отдельно взятым педагогом исходя из собственного опыта и особенностей школьного коллектива. Однако не следует забывать, что оформление уголка в школе полностью реализует себя только в том случае, если доверить ведение части рубрик ребятам и привлечь к этой работе родителей. Содержание классного уголка не должно быть статичным, материалы должны дополняться, меняться и совершенствоваться.
Оформление уголка в школе, процесс сугубо индивидуальный. Но каждый классный уголок должен отвечать следующим требованиям:
• Эстетичность оформления уголка в школе;
• Творческий подход к оформлению классного уголка;
• Всестороннее развитие личности школьника средствами классного уголка;
• Каждая рубрика классного уголка должна соответствовать возрасту и интересам учащихся;
• Тематика классного уголка отражает как учебную, так и внеклассную деятельность школьников.
Правильное оформление уголка в школе значительно повышает мотивацию учащихся, делает коллектив более сплоченным, позволяет выявить творческий потенциал детей.
Как оформить классный уголок
Классный уголок — это непременный атрибут любой классной комнаты, и не важно, занимаются ли там первоклашки или выпускники. Материалы, размещенные здесь, должны быть интересными, полезными, красочными. Чтобы достичь наилучшего результата, лучше всего оформить классный уголок своими руками или с помощью учеников.
Инструкция
Оформляется классный уголок в соответствии с определенным направлением воспитательной работы (праздники, соревнования, олимпиады), и обновляется минимум раз в две недели. Наполнение зависит от возраста учащихся: для младших классов подойдет стенгазета с игровыми материалами, для школьников постарше даётся познавательный материал о научных исследованиях.
В школьном уголке непременно следует создавать рубрику «творческая копилка». В данный раздел помещаются работы учащихся, выполненные на уроках рисования, труда, также подходят стихотворения и рассказы собственного сочинения. Каждый ученик должен видеть, что всё, что он делает – не напрасно, его уважают за способности и стремление проявить себя
В рубрике «именинники месяца» отмечаются дни рождения учащихся. Помимо сухого упоминания фамилий и чисел, стоит разнообразить раздел всевозможными дополнениями. Например, взять небольшое интервью у именинника о том, чего он ожидает от своего нового года, к каким достижениям в сфере образования будет стремиться. Или добавить пожелания учеников (только после предварительного просмотра) о том, какие успехи они хотели бы видеть у одноклассника в этом году.
На отдельном листе отражается план мероприятий и график дежурств. Важно, чтобы ученики понимали значимость школьного уголка и обращались к нему за помощью.
В классном уголке следует обозначать победы учащихся, для этого вывешивать дипломы, грамоты, благодарственные письма. Ребёнок должен гордиться своими достижениями, а остальные дети должны стремиться получать результаты не хуже, чем у своего одноклассника.
Было бы не лишним создать «весёлую переменку», содержащую развлекательный материал: смешные истории из школьной жизни, анекдоты, головоломки. Ученики смогут отдохнуть от трудных уроков, читая забавные рассказы о своих сверстниках.
Предметная неделя как форма организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности
Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы. Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес младших школьников к учению. Немаловажная роль отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания. В проведении предметной недели используется метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения.
Общие положения о проведении предметных недель
Предметные недели вводятся в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла.
Мероприятия, проводимые в рамках предметных дней должны соответствовать целям и тематике.
При составлении плана проведения предметных недель учитываются:
- занятость всех учителей МО
- разнообразные формы проведения мероприятий
- оформление стендов и кабинетов
- четкое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение.
Задачи предметной недели:
- Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
- Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
- Развивать интерес учащихся к изучаемому предмету.
- Способствовать повышению образовательного уровня.
- Обучать детей самостоятельности и творчеству.
- Повысить уровень мотивации к изучаемым предметам.
Принципы проведения Недели: каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль
Перечень точек рубежного контроля | Охват тем
| Формы контроля |
Нормативно - правовое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников | 1.1 | Устный опрос |
Основы организации внеурочной работы и общения младших школьников | 1.2-1.4 | Контрольная работа |
Теоретические основы организации внеурочной деятельности в области научно-познавательной деятельности | 2.1 | Устный опрос |
Методика проведения внеурочных занятий в области научно-познавательной деятельности | 2.2 | Практическая работа, Тестирование |
Итоговый контроль по дисциплине
Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме защиты портфолио.
В условиях введения ФГОС СПО нового поколения портфолио студента становится одним из эффективных инструментов оценки сформированности компетенций. Современное образовательное пространство рассматривает портфолио как:
- целенаправленную коллекцию лучших работ и результатов студентов, которые демонстрируют их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности;
- эффективный способ оценивания настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними;
- комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента.
Разноплановость трактовки понятия портфолио сводится к тому, что оно позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода к профессиональному образованию
Процедура защиты портфолио
1. Защита портфолио проходит в два этапа:
1 этап – за одну неделю до контроля портфолио сдается на оценку преподавателю.
2 этап – защита портфолио (этапы защиты: защита портфолио студентом; ответы на вопросы преподавателя по существу представленных документов; обсуждение результатов защиты; доведение до студента выводов и рекомендаций).
2. Требования к студенту на защите
1. Четкое, логическое, последовательное раскрытие содержания разделов портфолио, свидетельствующее о его профессиональной компетенции.
2. Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы).
3. Соблюдение регламента защиты (для защиты портфолио студенту отводится 5-7 минут).
Примерные критерии оценки портфолио
Оценка «отлично» – ставится в том случае, если портфолио характеризуется полнотой содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Различные виды документации заполнены с соблюдением требований к ее оформлению. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях, наличия высокого уровня самоотдачи и творческого отношения к содержанию портфолио. Представлено разнообразие видов самостоятельной работы. Прослеживается, через представление результатов самостоятельной работы, стремление к самообразованию и повышению квалификации. Проявляется использование различных источников информации. В оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность, изобретательность и высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.
Оценка «хорошо» – портфолио демонстрирует большую часть от содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Не в соответствии с требованиями заполнена часть документации. Представлено однообразие видов самостоятельной работы. Используются основные источники информации. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется средний уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.
Оценка «удовлетворительно» – ставится в том случае, если портфолио демонстрирует половину материалов от содержания всего комплекта документов обеспечивающих образов тельный процесс. Не в соответствии с требованиями заполнена большая часть документации. Представлено мало видов самостоятельной работы. Источники информации представлены фрагментарно. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.
Оценка «неудовлетворительно» – в портфолио представлено отрывочное выполнение заданий. Документация заполнена не в соответствии с требованиями. Нет возможности определить прогресс в обучения и уровень сформированности ПК.
Примерное содержание портфолио
1. Требования к написанию программ
2. Познавательная беседа
3. Игры на развитие познавательной сферы
4. Виртуальная экскурсия
5. Предметная неделя
6. Классный уголок
7. Презентация конкурса, олимпиады
8. Предметный кружок
9. Проекты в начальной школе
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Базовое образование – единый государственный муниципальный минимум образования (общего, профессионального), который является основой для дальнейшего, более высокого уровня образования.
Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер.
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Гипотеза исследования – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
Групповая форма обучения – работа учащихся в группах, создаваемых на различных основах.
Гностические (познавательные и диагностические) педагогические умения: 1) умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач, получать, обрабатывать и использовать информацию, умение работать с новыми информационными технологиями словом, владеть информационной, методологической и научно-методической культурой; 2) умения анализировать педагогическую реальность, состояние процесса воспитания, диагностировать, т. е. изучать учащихся, выявлять проблемы в их развитии и воспитании и формулировать их как свои педагогические задачи.
Готовность к обучению в школе – определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Групповые педагогические ценности идеи, нормы, концепции, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках конкретных образовательных институтов.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
Диагностика – качественное или количественное определение, выявление, измерение фактического состояния какого-либо свойства, явления, процесса на основе специальных способов, методов, приемов.
Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок.
Знания – результат интеллектуальной (умственной, познавательной) деятельности, выраженной в усвоении понятий, категорий, принципов, фактов, событий, отражающих действительность в сознании человека.
Инновация – в образовании означает нововведение, новшество; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений.
Коллектив – организованная и обладающая органами управления группа людей, объединенных общественно значимыми идеями, интересами, деятельностью.
КТД - взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество ее участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.
Коммуникативные педагогические умения – умение воспринимать и понимать учащихся, проявлять способность к эмпатии, умения обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие в процессе общения, строить педагогически целесообразные отношения с учащимися, правильно разрешать конфликты в педагогической работе.
Конгруэнтность – искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и быть открытым к сотрудничеству.
Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы.
Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношениях с каждым учащимся и коллективом; предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, развитии его возможностей.
Мастерство – высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Метод – путь, способ продвижения к истине.
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию.
Оценка – качественная сторона деятельности учащегося в ходе учебного процесса.
Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Проектная деятельность – интегративный творческий вид деятельности по созданию товаров и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость.
Проект – прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния; самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее полного воплощения.
Развивающая предметная среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам т.д.
Совместная деятельность – процесс группового достижения целей. Группа выступает как совокупный субъект совместной деятельности с определенными ее мотивами, способами и межличностными отношениями. В совместной деятельности с педагогом учащиеся усваивают новые знания, переживают этот процесс как открытие еще неизвестного им знания, как понимание научных действий.
Учебно-познавательная деятельность – это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.
Формирование личности – процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы по внеурочной деятельности, выпускаемой издательствами, входящими в Федеральный перечень и список издательств, имеющих право выпускать учебные пособия для общеобразовательных учреждений.
Основная литература:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский [и др.]; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2-х частях. Часть 1 /руководит. проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Дополнительная литература:
Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе. – Ростов-н/Д:»Феникс», под редакцией Виноградовой Н.Ф., 2012
Нечаев М.П., Романова Г.А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся, УЦ «Перспектива» – М., 2014
Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: пособ. для учителя 1 класса / под общ. ред. А.Б. Воронцов. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011 (Новые образовательные стандарты)
Издательство «Просвещение» – УМК «Школа России»
и «Перспектива»
1. Винер И.А. Программа дополнительного образования: Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. – М.: Просвещение, 2011
2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: Познавательная деятельность; Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011
3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: Игра; Досуговое общение. – М.: Просвещение, 2011
Издательство «Корпорация «Федоров» – УМК Система Занкова
- Программы внеурочной деятельности: Система Занкова. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2011
Научно-познавательное направление: Курс «Экономика и мы» (2–4 кл.) Авторы курса: Т.В. Смирнова, Т.Н. Просняков (есть в продаже в ИМЦ):
1. Смирнова Т.В. Дом в обычном переулке: Экономическая сказка для детей
2. Белка и компания: Экономика для детей в сказках, играх и задачах
3. Новые приключения Белки и ее друзей / учебное пособие
4. Экономический сказочный словарь
5. Смирнова Т.В. Путешествие в компании белки и ее друзей: Задачник-рабочая тетрадь
6. Смирнова Т.В. Методические рекомендации к тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей»
7. Смирнова Т.В. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика»
Научно-познавательное направление: Курс «Я – исследователь». Автор: А.И. Савенков:
1. Я – исследователь / рабочая тетрадь
2. Развитие логического мышления 6-7,7-8 лет / рабочие тетради
3. Развитие познавательных способностей 6-8 лет / рабочая тетрадь
4. Развитие творческого мышления 6-7,7-8 лет / рабочая тетрадь
5. Савинков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
Издательство «Вита-Пресс» – УМК система Эльконина-Давыдова
1. Гин С.И. Мир загадок. Методическое пособие для учителя
2. Гин С.И Мир логики. Методическое пособие для учителя
3. Гин С.И. Мир фантазии. Методическое пособие для учителя
4. Гин С.И. Мир человека. Методическое пособие для учителя
Издательство «Баласс» – УМК «Школа 2100»
Проектная деятельность учащихся:
1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов
2. Горячев А.В. Все узнаю, все смогу: тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе
3. Мельникова Е.Л. Я открываю знания: пособие по технологии проблемного диалога в начальной школе: 3-4 классы
4. Данилов Д.Д. Учусь оценивать себя: пособие по технологии оценивания
5. Бунеева Е.В. Буду настоящим читателем: пособие по технологии продуктивного чтения 2-4 классы.
Издательство «Вентана-Граф» – УМК «Начальная школа 21 века»
Общеинтеллектуальное направление:
1. Удивительный мир слов. Факультатив (Петленко Л.В., Романова В.Ю.)
2. В мире книг. Факультатив (Ефросинина Л.А.)
3. Занимательная математика. Факультатив (Кочурова Е.Э.)
4. Шахматы. Кружок (Тимофеев А.А.)
Учебное пособие
Стрелкова Инна Владимировна
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подписано в печать 31.08.2016 года.
Формат А 5. Бумага для множительных аппаратов.
Гарнитура Таймс. Усл. печ. листов 3
Тираж 40 экз. Заказ 56
Вёрстка и дизайн: Мечев О.А.
Отпечатано в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
628602, Тюменская область,
г. Нижневартовск, ул. Дружбы Народов 13А
ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал рабочая программа по физике 2011
Программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу...
Учебно-методический материал "Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи"
Материал поможет педагогам правильно организовать работу со студентами по методике развития речи, а также поможет воспитателям более творчески организовывать работу с детьми....
учебно-методический материал Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками
Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно и интересно построить работу по...
Учебно-методический материал по дисциплине Плавание
Лекционный материал по дисциплине Плавание для специальности 050141 Физическая культура...
Презентация учебно-методического материала по теме "Парикмахерские инструменты на протяжении веков"
Презентация учебно-методического материала по теме "Парикмахерские инструменты на протяжении веков"...
Учебно-методический материал ПМ 01 Организация и выполнение парикмахерских работ
Методические указания по выполнению лабораторных работ...
учебно-методический материал по дисциплине "Эстетика и дизайн в оформлении кулинарной и кондитерской продукции"
Содержит рабочую программу,КТП, рекомендации к лабораторным работам...