Статья "Педагогические возможности семинарского занятия в повышении учебной мотивации"
статья
Статья "Педагогические возможности семинарского занятия в повышении учебной мотивации" преподавателя, методиста Тетачко С.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Педагогические возможности семинарского занятия в повышении учебной мотвации" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Тетачко Светлана Ивановна, методист, преподаватель
СПБ ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
Культурные, экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране, выдвигают на передний план социальный заказ на подготовку грамотной, интеллектуальной, профессионально компетентной, развивающейся личности. В связи с этим решение задач профессиональной подготовки квалифицированных кадров будет наиболее эффективно осуществляться с точки зрения личностно-ориентированного подхода к обучению, одной из составляющей которого является учебная мотивация студентов. Говоря о мотивах обучения, их можно классифицировать по направленности и содержанию:
- социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения);
- познавательные (стремление знать больше, стать эрудированным);
- профессионально-ценностные (расширение возможностей трудоустройства на более перспективную и высокооплачиваемую работу);
- эстетические (получение удовольствия от самого процесса обучения, возможностей самореализации, раскрытия способностей и талантов);
- коммуникативные (возможность расширения круга общения посредством расширения собственного кругозора, появления новых знакомств);
- статусно-позиционные (стремление через учение утвердиться в обществе и повысить свою социальную значимость);
- традиционно-исторические (установленные стереотипы, которые возникли и укрепились в обществе);
- утилитарно-познавательные (стремление усилить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
Однако процесс обучения не всегда идет гладко, и одно из наиболее часто встречаемых препятствий состоит в утрате студентом мотивации к обучению. Потеря мотивации может представлять собой куда более серьезное осложнение, чем отсутствие тех или иных способностей или наклонностей. Ведь именно мотивация провоцирует человека на преодоление по ходу учебы различных проблем и трудностей, скуки и утомления. Без положительной мотивации сама задача обучения теряет всякий смысл.
Сегодня повышение учебной мотивации у студентов – это одна из ключевых проблем профессионального образования. Поэтому систематическое использование активных и интерактивных форм обучения, носящих креативный характер, может стать важным мотивационным фактором при изучении как профессиональных, так и общеобразовательных дисциплин.
Выбор формы организации занятий всегда оставляет за собой педагог. Но при этом и исследователи, и педагоги – практики едины в своих взглядах на исчерпанность внутреннего потенциала классического урока, на его модернизацию. Практика показывает, что лекция и семинар, приспособленные к условиям профессиональной школы и возрастным особенностям студентов, положительно влияют на формирование основных учебных навыков и психических свойств личности: скорости усвоения знаний, умения вести диалог, быстроты реакции на незнакомый материал, способности ориентироваться в потоке информации. Закономерен факт практически безадаптационного перехода к вузовской форме обучения студентов, ранее знакомых со структурой лекции и семинара.
Семинарское занятие как форма обучения имеет давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «рассадник», что связано с функцией «посева» знаний. В древнегреческих и римских школах семинары проводились как сочетание диспутов, выступлений и комментариев. Эта форма проведения занятий использовалась и Западной Европе, а с 19 века и российских университетах. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарных и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для более глубокого изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшину):
- развитие творческого профессионального мышления;
- повышение познавательной мотивации;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях (овладение языком соответствующей науки, навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями, навыками и умениями постановки и решения интеллектуальных проблем и задач).
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Семинар - сложная дидактическая структура. Он представляет собой не диалог преподавателя и студента, а полилог. В режиме семинара все его участники работают как целостная недифференцированная группа, поэтому организации самого семинара отводится ключевая роль. Одной из особенностей семинара является способ общения его участников – он может проходить в форме дискуссии, может содержать элементы игры. Однако ведущая роль на семинаре всегда остается за учителем. Семинар – это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы на семинаре, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара.
Методике проведения семинарского занятия посвящены многие исследования, в которых выделяют различные виды семинаров по формам и методам, варианты оценки качества семинарского занятия, особенностям проведения тех или иных семинаров.
В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия трех типов:
- просеминар, целью которого является ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с источниками и методикой работы с ними;
- семинар;
- спецсеминар, который постепенно готовит студентов к исследовательской деятельности по определенной профессиональной научной проблеме.
Кроме того, семинары принято подразделять по формам и методам.
Таблица 1
Виды семинаров по формам и методам
Форма проведения | Применяемые методы проведения семинара |
Проблемно-исследовательская беседа | Эвристическая, поисковая беседа, обсуждение различных точек зрения |
Практикум | Обсуждение результатов практических, лабораторных работ и выдвигаемых на их основе гипотез или подтверждение теоретических изысканий, развернутая дискуссия |
Тематический | Дискуссия, обсуждение в микрогруппах, с последующим общим подведением итогов |
Исследовательский | Решение в группах поставленных проблем («мозговой штурм»), обсуждение методом «круглого стола», обобщение и систематизация выводов с помощью учителя |
Диспут | Реализация подготовленного сценария диспута: обсуждение рефератов, докладов, точек зрения, развернутая дискуссия, проблемно-поисковый метод |
Межпредметный | «Круглый стол», «мозговой штурм», работа в микрогруппах, «карусель», «пресс-конференция» |
Комбинированный | Проводится в несколько этапов, сочетая несколько форм или метдов |
Обсуждение рефератов, докладов | Беседа, «круглый стол» |
Распространенный взгляд на семинар сводится к тому, что это способ обсуждения заранее подготовленных сообщений и докладов. Такое понимание семинара обедняет его содержательную структуру, не учитывая основную задачу - упорядочить знания и изучить их познавательные структуры. Семинар – это одна из активных форм контроля знаний. По характеру проведения он близок к коллоквиуму, а по целям – более всего к зачету. Семинар, во-первых, является средством приобретения знаний, а во-вторых, служит важным звеном в системе усвоения логических структур знания, и происходит это в рамках полилога под руководством учителя.
На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематизации знаний. В процессе семинарского занятия реализуется его развивающая функция – происходит развитие критического, творческого мышления, умения убеждать, отстаивать свою точку зрения. Также крайне высоко и значение оценочной функции семинара, поскольку в ходе обсуждения, дискуссий, споров, формируются оценки, отношения, ценностные ориентации. Процесс обсуждения проблематики на семинаре дает возможность участникам глубже окунуться в изучаемую науку, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стимулирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара. Кроме того, семинар имеет свою специфическую функцию – функцию контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов.
Большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов открывают нам семинары. Семинар, в сравнении в другими формами обучения, требует от студентов довольно высокого уровня самостоятельности – умения работать с несколькими источниками, сравнивать, делать собственные обобщения и выводы. И конечно, самыми плодотворными с этой точки зрения, являются активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы», ролевые игры, «пресс-конференции». Одним из эффективных методов самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану, заранее известному, в виде небольшого сообщения или доклада с последующим обсуждением. Также довольно распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладов студентов, подготовка которых предусматривает самостоятельную длительную и систематическую работу с помощью педагога. Таким образом, проведение таких семинарских занятий для преподавателя решает вопрос организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
За многообразием организационных форм обучения в современной профессиональной школе за семинаром необходимо оставлять ведущие позиции. Семинар служит одной из связующих нитей, обеспечивающих непрерывность образования – школа-колледж-вуз. Мотивационные аспекты семинарского занятия позволяют повысить познавательную активность студентов, их творческую и профессиональную любознательность, развивать творческое профессиональное мышление, навыки поисково-научной исследовательской работы, а также приобрести бесценный опыт сотрудничества, содружества и сотворчества.
Список литературы:
1) Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. – Р\н/Д.: Феникс, 2008.
2) Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. Панова В.Г. – М.: Знание, 1993.
3) Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. – М.: НМЦ СПО, 1999.
4) Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. – М.: Эргос, 2001.
5) Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией // Советская педагогика – М.: Просвещение, 2003 - №5, 61 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся
В статья содержатся материалы мониторинга образовательной среды и описаны формы работы с обучающимися по повышению учебной мотивации средствами образовательной среды...
Интернет-умные технологии – эффективное средство повышения учебной мотивации
Интернет-умные технологии –эффективное средствоповышения учебной мотивации...
Повышение учебной мотивации студентов с помощью активных методов обучения
В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения на различных этапах занятия. Материал...
Доклад к педогогическому совету "Пути повышения учебной мотивации в условиях современного колледжа"
Методическая разработка классного часа "Мой выбор - здоровье" для всех специальностей и курсов....
Статья "ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"
Статья посвящена развитию мотивации студентов СПО, направленной на изучение дисциплин профессионального цикла. Автором предлагается несколько видов внеурочной деятельности, повышающих интерес студенто...
Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса
Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...