Доклад к педогогическому совету "Пути повышения учебной мотивации в условиях современного колледжа"
методическая разработка

Белобрагина Инна Вячеславовна

Методическая разработка классного часа "Мой выбор - здоровье" для всех специальностей и курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_motivatsiya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пути повышения учебной мотивации в условиях современного колледжа

преподаватель специальных дисциплин

ГПОУ ТО «ТТЭК им А.Г.Рогова»

Белобрагина Инна Вячеславовна

 «Пути повышения учебной мотивации в условиях современного колледжа»

Уважаемые коллеги, я понимаю, что вы уже устали после уроков, я постараюсь излагать всё кратко, но материала при подготовке к педсовету было просмотрено много, часть я буду говорить, а часть оставлю в докладе для ознакомления. Постарайтесь уловить основные моменты, которые важны именно для вас.

В условиях современного российского колледжа мотивация является одной из наиболее болезненных проблем.

Редко встретишь преподавателя, который не жалуется на то, что студентам ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на занятиях, а то и вовсе на них не ходят.

Не лучше обстоят дела и в других учебных организация. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних студентов ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.

Изменения сложившейся ситуации необходимы, но, прежде чем вырабатывать конкретные предложения, стоит проанализировать основные причины, которые приводят к снижению мотивации у наших обучающихся в целом.

1. Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.

Демотивирущие факторы, связанные со спецификой устройства современного общества, таковы:

- отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов (это отмечают в анкетах и преподаватели и родители);

- коррумпированность;

- привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей;

- отношение к интеллектуальной собственности;

- пропаганда гламурного (легкого) образа жизни;

- научно-технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.

На первый взгляд, всё это вещи, далёкие от интересов студентов, однако в действительности и семья, и колледж живут и действуют в этом обществе и готовят обучающихся к существованию именно в таком обществе.

Дети впитывают то, что им показывают по телевизору, предлагают в сети Интернет. Имидж учителя подорван в обществе, а телевидение продолжает, я бы сказала, эту проблему обсуждать. Мотивацию учащегося надо начинать с мотивации учителя.

Демотивировать учащегося может также принятый в семье стиль воспитания, если родители игнорируют потребность подростка в принятии решений, автономии или компетентности, что нередко встречается в семьях. Очень часто за подростка решают все вопросы родители, но зачастую ситуация бывает обратная – родители занимаются зарабатываем денег, устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу действий, что приводит к плачевным, а порой и неисправимым результатам. А изменить ситуацию родителям уже не удается.

К демотивирущим факторам, связанным с содержанием образования, относится заметное расхождение между содержанием образования и тем, что реально нужно для профессиональной деятельности обучающегося в будущем примерно через 5 лет, а также требованиями работодателя.

Вовсе не очевидно, что следует приблизить содержание образования к практическим нуждам, поскольку многими фундаментальность российского образования воспринимается именно как его особая ценность.

Заметим лишь то, что отсутствие понимания у студента, чем именно приобретаемые знания и умения могут пригодиться в будущем, способно заметно демотивировать. Массовые учебники составлены так, как будто ребёнок сам должен знать, зачем ему нужны предлагаемые знания, или как будто ему вообще не обязательно это знать.

Мы с вами повлиять на эти глобальные факторы не можем. Какие решения предлагает нам в ближайшее время правительство, министерство культуры, министерство образования и науки России?

2. Прежде всего, изменяется содержание образования и формы обучения за счет введения новых стандартов. Об этом мы уже говорили на предыдущем педсовете.

Среднее звено работают по новым стандартам с 2015 года по всей стране.

новый стандарт – это три «Т»:

требования к содержанию,

требования к условиям,

требования к результатам.

Требования к условиям представляют собой довольно большой перечень, который включает требования к материально-технической базе, информационному обеспечению, к кадрам и т.д.

Результаты обучения в колледже делятся на три группы:

Предметные. И мы с вами знаем, что это такое и как их проверять и измерять. Прежде всего, остаются внешние оценки – экзамены, контрольные, курсовые работы.

Метапредметные. Единого понятия, что стоит подразумевать под этим, пока не выработано. Есть несколько научных школ, несколько трактовок.

И третий тип результатов это личностные. Личностные результаты должны отслеживать развитие личности ребенка.

Понятно, какие показатели стоят за этим, но сложно представить четкие критерии их измерения. Предполагается, что часть предметных результатов будет измеряться, а метапредметные и личностные будут мониториться, т.е. оцениваться через опросники и анкеты.

Изменяются и квалификационные требования (характеристики) должностей работников образования, существенно расширяющие круг должностных обязанностей учителя, в т.ч. и по введению ФГОС. Возможно, что вы и не заметили, что у вас изменились должностные инструкции.

Как при этом правительство планирует поддержать, т.е. мотивировать учителей? Остается открытым вопросом.

3. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями.

Многое здесь зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.

Педагогическое творчество педагога, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета.

Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы студенты хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него?

Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав обучающихся. Преподавателю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Однообразие форм работы на уроке способствует потере мотивации, особенно если преобладающей формой является фронтальная работа, в которой довольно мало возможностей для индивидуальной активности обучающегося.

Групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности обучающегося, чем при фронтальной работе.

Парная форма работы хороша при формировании внимательности обучающихся, когда им предлагается проверить работы друг друга. Самостоятельное оценивание своей работы во время проверки тоже снимает нежелательное напряжение вокруг оценивания преподавателем и ведёт к формированию самооценивающегося субъекта.

Как педагогически грамотно и объективно обеспечить процесс оценивания.

Преподаватели с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности студентов. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать группу: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество обучающихся, выстраивают позитивные отношения с обучающимися, проявляют искреннюю заинтересованность в достигнутых успехах.

Необходимое условие для всего этого - знание индивидуальности каждого обучающегося, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.

Известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства склонны чаще использовать внешние стимулы.

Они считают, что обучающихся надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за обучающимися. Во многих случаях и это помогает мотивировать студентов.

И всё же решение проблемы в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов обучающихся, в первую очередь — познавательных, социальных. Это, повторю, не означает, что использование внешних стимулов, метод “кнута и пряника” не нужен совсем.

Есть студенты с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Но, все-таки, нужно стремиться к тому, чтобы студент учился не ради оценки или, чтобы избежать наказания, а ради знаний.

Об эффективной мотивации преподавателя.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.

Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия преподавателя и обучающегося на занятии.

Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных тестовых играх: в них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; студент получает полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь); сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, играющий студент воспринимает всю ответственность за ситуацию.

Таким образом, вся студенческая жизнь, все общение педагогов и обучающихся должны быть пронизаны гуманным отношением к обучающимся. При этом удовлетворяются многие потребности взрослеющего человека.

Следствие такого отношения - доверие к детям, предоставление им максимально возможной свободы, но пределы свободы должны быть педагогически оправданы. Отмечу, что расширение свободы и самостоятельности в целом положительно влияют на самочувствие обучающихся. Им нравится в колледже, они любят своих преподавателей; им нравится учиться в таких условиях.

Используемые источники:

  1. Мормужева, Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н. В. Мормужева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2021. — С. 160-163.
  2. http://newtonew.com:81/school/50-citat-pro-obucheniе
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivatsionnoy-sfery-studentov-v-protsesse-obucheniya-v-vuzе
  4. https://moluch.ru/th/3/archive/55/1975/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся

В статья содержатся материалы мониторинга образовательной среды и описаны формы работы с обучающимися по повышению учебной мотивации средствами образовательной среды...

Интернет-умные технологии – эффективное средство повышения учебной мотивации

Интернет-умные технологии –эффективное средствоповышения учебной мотивации...

Повышение учебной мотивации студентов с помощью активных методов обучения

В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения на различных этапах занятия. Материал...

Доклад к педогогическому совету на тему "Современные формы и методы воспитательной работы"

Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего выявить взаимосвязь между основными факторами, функци...

Статья "ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"

Статья посвящена развитию мотивации студентов СПО, направленной на изучение дисциплин профессионального цикла. Автором предлагается несколько видов внеурочной деятельности, повышающих интерес студенто...

Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса

Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...