Повышение учебной мотивации студентов с помощью активных методов обучения
методическая разработка на тему
В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения на различных этапах занятия. Материалы разработки предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА | 43.53 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
(Чебоксарский электромеханический колледж Минобразования Чувашии)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
мастер-класса на тему
Повышение учебной мотивации студентов
с помощью активных методов обучения
Авторы:
Грачев В.А., преподаватель
Кириллова Н.В., методист
Чебоксары, 2015
Авторы:
Грачев Владимир Александрович, преподаватель
Чебоксарского электромеханического колледжа Минобразования Чувашии
Кириллова Наталия Владимировна, методист
Чебоксарского электромеханического колледжа Минобразования Чувашии
Аннотация
В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения на различных этапах занятия. Материалы разработки предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования.
Содержание
Введение 4
Этапы мастер-класса 6
Технологическая карта мастер-класса 7
План-конспект мастер-класса 8
1 этап. Подготовительно-организационный 8
1.1. Вступительное слово Мастера 8
1.2. Деление на группы. Постановка целей и задач мастер-класса 10
Метод «Дай пять!» 10
2 этап. Представление системы уроков 11
3 этап. Имитационная игра………………………………………………11
3.1. Метод «Автобусная остановка» 12
4 этап. Моделирование 12
4.1. Мини-проект «Применение активных методов обучения
на уроках различного типа» 12
5 этап. Рефлексия 15
Введение
Мастер-класс – это особая форма обобщения и распространения педагогического опыта, эффективная форма передачи знаний и умений, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс).
Мастер – это педагог, прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностного и профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. В процессе проведения мастер-класса Мастер занимает позицию консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов профессиональной деятельности. Мастер старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Мастер работает вместе со всеми и через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога.
В данной методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения на различных этапах занятия. Материалы разработки будут интересны преподавателям и мастерам производственного обучения учреждений среднего профессионального образования.
Тема мастер-класса:
Повышение учебной мотивации студентов с помощью активных методов обучения
Цели мастер-класса:
1. Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды.
2. Разработка авторской модели уроков (этапов урока) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.
Задачи мастер-класса:
1. Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов.
2. Продемонстрировать возможности применения активных методов обучения на разных этапах учебного занятия.
Целевая аудитория:
преподаватели и мастера производственного обучения учреждений среднего профессионального образования.
Время проведения:
20 мин.
Оборудование:
- ПК,
- видеопроектор,
- доска «флипчарт».
Этапы мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный (3 минуты):
вступительное слово Мастера;
деление на группы; постановка целей и задач мастер-класса.
2. Представление системы уроков (3 минуты):
описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта;
определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3. Имитационная игра (5 минут):
проведение «урока» с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.
4. Моделирование (8 минут):
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (этапов урока) в режиме технологии Мастера, при этом Мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею;
обсуждение авторских моделей урока.
5. Рефлексия (1 минута):
дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников мастер-класса.
Технологическая карта мастер-класса
Этапы мастер-класса | Формы, методы, виды деятельности | Методическое обоснование | Время |
1. Подготовительно-организационный | Вступительное слово Мастера | Обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности (использовании активных методов обучения) | 1 мин |
Деление на группы. Постановка целей и задач мастер-класса. Метод «Дай пять!» | Выяснение ожиданий участников от работы на мастер-классе | 2 мин | |
2. Представление системы уроков | Определение Мастером сущности традиционных и активных методов обучения. | Постановка проблемы перед участниками мастер-класса. Погружение участников мастер-класса в проблему | 3 мин |
3. Имитационная игра | Метод «Автобусная остановка» | Актуализация знаний участников мастер-класса | 5 мин |
4. Моделирование | Мини-проект «Применение активных методов обучения на уроках различного типа» | Применение элементов метода проектов | 8 мин |
5. Рефлексия | Проведение каждым участником семинара анализа степени осуществления ожиданий от мастер-класса | Подведение итогов мастер-класса | 1 мин |
План-конспект мастер-класса
1 этап. Подготовительно-организационный
1.1. Вступительное слово Мастера.
Цель: обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности (использовании активных методов обучения)
Время проведения: 1 минута
В настоящее время интерес к обучению у подростков снизился. В связи с этим «классические» методы обучения теряют свою эффективность. Перед педагогом помимо качественного изложения материала, встает проблема адекватной подачи лекции, которая заинтересует студентов. Педагогу необходимо активизировать интерес к познанию, а также пробудить творческий потенциал студента. Однако увеличение интенсивности подачи материала с помощью технических средств и информационных технологий, могут перегрузить студентов и не привести к желаемому результату. Кроме того, усиление контроля преподавателя за студентами может привести к протесту со стороны студентов, как следствие эффективность упадет ниже прежней.
В рамках данного мастер-класса рассматриваются возможности использования активных методов обучения, способствующих созданию дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Активные методы обучения применимы ко всем этапам занятия. Для иллюстрации данного тезиса рассмотрим, как посредством активных методов обучения можно активизировать учебную деятельность студентов на всех этапах проведения комбинированного урока, характеризующегося сочетанием различных целей и видов учебной работы: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д.
На слайде представлена структура комбинированного урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Организационный этап.
Организационный момент включает:
- предварительную организацию группы (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида студентов, организация внимания);
- готовность преподавателя к уроку (наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение);
- мобилизующее начало урока («исходная мотивация»).
Цели данного этапа:
- психологический настрой студентов;
- обеспечение нормальной (рабочей, творческой) обстановки на уроке.
Нетрадиционное начала урока – начать урок с:
- элементами театрализации;
- эпиграфа к уроку, эмблемы урока;
- высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;
- пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
Поскольку участники занятия работают в режиме представляемого опыта, то их вниманию предлагается рифмованное начало мастер-класса.
Когда окружён я врагами,
Себя никогда не предам,
Весь опыт, хранимый годами,
В активной форме отдам!
Весь гнев истерзанной плоти,
Всю боль души я своей,
Передаю активно до жгучей боли,
Подкреплённой харизмой моей.
Этот прием также может использоваться для нетрадиционного проведения организационного этапа занятия.
1.2. Деление на группы. Постановка целей и задач мастер-класса.
Цели: - подготовка к групповой работе;
- выяснение ожиданий участников от работы на мастер-классе.
Деление на группы.
Участники мастер-класса поделены на группы заранее. При входе в аудиторию им было предложено выбрать конфету (одну из двух видов). В соответствии с выбранной конфетой участники занимали места за определенным столом.
Методы деления на группы могут также отражать специфику преподаваемого предмета. Например, на уроке по дисциплине «Электронная техника» можно раздать студентам карточки для расчета участка цепи: емкость конденсатора, сопротивление параллельно и последовательно включенного резистора, число витков трансформатора и т.п. Полученный студентом ответ будет номером его группы.
Постановка целей и задач урока.
Метод «Дай пять!».
Для того чтобы выяснить ожидания участников от работы на семинаре и по окончанию мастер-класса сравнить результаты работы с поставленными целями, предлагается упражнение «Дай пять!», являющееся активным методом выяснения ожиданий.
Материалы (на каждую группу): лист бумаги формата А4, маркеры, ручки
Время проведения: 2 минуты
Структура работы:
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальчике написать ответ на вопрос: «Что ожидаю от семинара?» Затем ответы зачитываются вслух. Полученные «ладошки» вывешиваются на доске на всеобщее обозрение. В конце мастер-класса проводится анализ итогов семинара в разрезе ожиданий участников.
2 этап. Представление системы уроков
Перейдем к представлению системы уроков в режиме предлагаемого опыта.
Определение Мастером сущности традиционных и активных методов обучения.
Время проведения: 3 минуты
Актуализация знаний (тема «Традиционные методы обучения»).
Традиционные методы обучения позволяют студентам получить большой объем учебной информации. Давайте сейчас с вами порассуждаем, каковы достоинства и недостатки традиционных методов обучения.
На слайде – «Достоинства традиционных методов обучения». Участники мастер-класса под руководством Мастера перечисляют их.
На слайде – «Недостатки традиционных методов обучения». Участники мастер-класса под руководством Мастера перечисляют их.
На мой взгляд, для повышения учебной мотивации и творческого потенциала студентов целесообразно разумно сочетать традиционные и активные методы обучения. Внедрение активных форм и методов обучения поможет преодолеть слабости традиционных методов.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Данные методы нацелены на самостоятельное добывание знаний студентами, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при закреплении и совершенствовании знаний, при формировании умений и навыков.
3 этап. Имитационная игра
Групповое обучение – такая организационная форма, когда с учетом связей обучающихся и их возможностей образуются группы, которые совместно выполняют какое-либо учебное задание.
Именно в осуществлении социального взаимодействия в группе заключается дидактическая функция группового обучения.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Обучающийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Метод «Автобусная остановка».
Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в группах
Материалы: листы бумаги, фломастеры
Время проведения: 5 минут
Структура работы:
Мастер определяет обсуждаемые вопросы:
«Предлагаю порассуждать о достоинствах и недостатках активных методов обучения».
Группы распределены по автобусным остановкам. На каждой остановке (столе) расположен лист бумаги с записанным на нем вопросом:
1. Каковы достоинства активных методов обучения?
2. Каковы недостатки активных методов обучения?
Мастер ставит задачу группам – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 2 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде преподавателя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 1 минуты. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. И так далее. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении Мастер резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
4 этап. Моделирование
4.1. Мини-проект «Применение активных методов обучения на уроках различного типа»
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Материалы: ватманы, фломастеры
Время проведения: 8 минут
Структура работы:
Группам предлагается смоделировать фрагмент урока с использованием активных методов обучения на различных его этапах. Учебная дисциплина и тема произвольные. Тип урока распределяется по группам случайным образом:
1. Урок усвоения новых знаний
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление:
- в знакомой ситуации (типовые),
- в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний:
- с целью подготовки к контрольному уроку,
- с целью подготовки к изучению новой темы.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Обобщение и систематизация знаний.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний:
- подготовка учащихся к обобщенной деятельности,
- воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
5. Урок контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого учащегося).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Урок коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
На работу в группе отводится 15 минут. По окончании работы каждая группа представляет результаты своей работы, проводится обсуждение работ. В помощь группам предлагаются раздаточный материал «Структура уроков различных типов» и рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках:
1. Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.
2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.
4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.
5. Предлагать практические исследовательские задания.
6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.
7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
8. Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.
9. Использовать тесты с выбором правильного ответа.
5 этап. Рефлексия
Рефлексия
Время проведения: 1 минута
Используя список ожиданий от мастер-класса, полученный в начале семинара, Мастер просит высказаться каждого участника о проделанной работе, о его ощущениях, о том, что понравилось или не понравилось, о том, что получилось или не получилось, о том, оправдались ли его ожидания.
Подводя итоги работы, Мастер просит участников семинара поднять одну из трех карточек, находящихся у каждого на столе:
«зеленая» - работа понравилась,
«желтая» - работа оставила равнодушным,
«красная» - работа не понравилась.
Список литературы
1 Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – Москва, 2007.
2 Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2011. – 272 с.
3 Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2013. – 256 с.
4 Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. – 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования
Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...
Статья "ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"
Статья посвящена развитию мотивации студентов СПО, направленной на изучение дисциплин профессионального цикла. Автором предлагается несколько видов внеурочной деятельности, повышающих интерес студенто...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА мастер-класса на тему Повышение учебной мотивации обучающихся с помощью активных методов обучения
В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения н...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...
Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"
Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...