УП Профессиональные знания и умения педагога
учебно-методический материал
УП Профессиональные знания и умения педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
up_professionalnye_znaniya_i_umeniya_pedagoga.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ: 1. Изучить информацию, оформить в тетради схему или бортовой журнал (схема бортжурнала прилагается)
2. Объединиться в группы по 4 человека, изучить ситуации, письменно ответить на вопросы и выполнить задания. Оформить на листочке (один от группы).
3. Спроектировать свою ситуацию, в которой учитель проявил или не проявил профессиональные знания или умения (можно взять из личного опыта). Оформить на том же листочке.
Профессиональные знания и умения педагога.
Рассматривать данный вопрос можно с разных позиций. Одни авторы говорят о процессе и результате труда учителя; другие оценивают знания и умения с позиции сфер деятельности педагога (работа с детьми, родителями, администрацией).
Взгляд Н.И.Болдырева.
Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н. И. Болдырева, необходимы следующие умения:
- устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);
- информационные умения и навыки;
- умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);
- умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).
- хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:
- рисовать (изобразительные),
- играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные);
- выразительно читать (художественно-литературные),
- танцевать (хореографические),
- ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).
Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь:
- работать с родителями (общественностью);
- планировать воспитательную работу;
- отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;
- правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;
- выявлять и организовывать актив;
- осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.
Знания и умения педагога в процессе обучения.
В условиях личностно-ориентированного обучения необходимо предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов.
Последние достижения отечественной экспериментальной психологии и педагогики (В.В.Давыдов, И. Зак, А.Н.Тубельский и др.) дают основание утверждать, что дети, начиная с младшего школьного возраста, способны не просто воспринимать и осмысливать учебный материал, а вступать в диалог, ставить конкретные цели, анализировать способы своей деятельности (осуществлять рефлексию) и благодаря этому преобразовывать учебный материал, что существенно улучшает его усвоение.
Действительное усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действовал с учебным материалом, пробовал применять соответствующие знания, что способствовало выработке определенных умений и навыков. Отсюда является важным, как была организована познавательная деятельность школьников, какая познавательная активность была при этом обеспечена, при каких педагогических условиях она наиболее ярко проявлялась.
Дидактические умения учителя начальных клаcсов, которые в своей совокупности определяют содержание понятия «управление процессом усвоения знаний и способов деятельности»:
- умение осуществлять постановку целей усвоения учебного материала;
- умение стимулировать положительную мотивацию в процессе усвоения;
- умение организовать успешное восприятие учебного материала;
- умение обеспечить осмысливание изучаемого;
- умение организовать закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков;
- умение осуществлять контроль за ходом усвоения знаний;
- умение выполнять корректировку процесса усвоения.
Опорные дидактические знания
- Знание сущности процесса обучения, его движущих сил и функций.
- Знание основных этапов усвоения знаний.
- Знание дидактических принципов и их реализации в процессе обучения.
- Знание содержания школьного образования.
- Знание методов обучения, требований, предъявляемых к ним в настоящее время, различных классификаций методов обучения.
- Знание о проблемном и программированном обучении.
- Знание типологии уроков и их структуры, современных требований к уроку.
- Знание педагогических требований, предъявляемых к проверке знаний, умений и навыков школьников, видов и функций проверки.
- Знание критериев оценок устных и письменных ответов учащихся.
Опорные психологические знания
- Знание о деятельности, ее строении и различных типах, об освоении деятельности.
- Знание направленности личности: мотивах поведения и интересах, потребностях и особенностях их проявления в младшем школьном возрасте.
- Знание о видах и свойствах внимания, его особенностях и формировании у детей младшего школьного возраста.
- Знание о познавательных процессах личности: восприятии, мышлении, памяти, воображении и способах их развития у младших школьников.
- Знание сущности эмоционально-волевой сферы личности и ее проявлений.
- Знание психологических особенностей личности: темперамента, характера, способностей.
- Знание анатомо-физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
В деятельности учителя выделяется две стороны: процесс труда и результат труда. Каждая из этих сторон предполагает несколько компонентов, а каждый из компонентов предполагает наличие профессиональных знаний и умений:
Профессиональные знания и умения.
Стороны труда учителя | Проф. знания | Проф. пед. умения | |
Процесс труда | 1. пед. деятельность учителя | Самостоятельная постановка пед. целей и задач; владение широким спектром воздействия на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей пед. деятельности. | 1. умение планировать обучение на основе результатов психологического изучения учащихся. 2. «чему учить» - умение работать с учебным материалом, выделять ключевые моменты, осуществлять межпредметные связи. «кого учить» - умения изучать учащихся, умение выявлять ЗБР, умение работать с разными категориями детей. «как учить» - умение отбирать и применять сочетания приёмов и форм обучения и воспитания. 3. умения производить самоанализ. |
2. пед. общение учителя | Знание типов общения; знания о строении общения; знания способов общения; знание стилей руководства. | 1. умения создать условия психологической безопасности в общении. 2. умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, умение встать на точку зрения ученика, умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении, умение воздействовать на ученика не только прямо, но и косвенно. | |
3. личность учителя | Знания структуры личности; знание индивидуальных стилей деятельности. | 1. умение удерживать устойчивую проф. позицию, умения развития своих пед. способностей, умение управлять своим эмоциональным состоянием. 2. умения осознавать перспективу своего проф. развития, умение осознавать и развивать инд. Стиль. | |
Результат труда | 4. обученность школьников | Знание понятий обученность и обучаемость | Диагностические умения для анализа и развития обученности и обучаемости. |
5. воспитанность школьников | Знание понятий воспитанность и воспитуемость. | Диагностические умения для анализа и развития воспитанности и воспитуемости. |
Б О Р Т О В О Й Ж У Р Н А Л
Фамилия Имя___________________________________ Группа_________
ТЕМА: «.................................................»
Ключевые понятия темы:
Схема (рисунок), в которой можно получить представление о теме:
Связи, закономерности, логика, которые я могу установить по теме:
1.
2.
3.
4.
Оставшиеся вопросы по теме:
1.
2.
3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качества знаний и умений новичков, зачисляемых на третий год обучения в хореографическое объединение "Миллениум"
Качества знаний и умений новичков хореографического оъединения...
Презентация "Виды, функции, методы и формы контроля знаний и умений"
В презентации представлены: виды, функции, методы и формы контроля. Материал будет полезен для начинающих преподавателей (молодых специалистов), для преподавателей с небольшим опытом работы, для тех, ...
Какие знания и умения в области развития речи и готовности к овладению грамотой должны быть сформированы у будущего первоклассника
В рекомендациях дается краткое описание речевой нормы будущего первоклассника, перечислены возможные недочеты в подготовке, которые можно устранить самостоятельно, используя некоторые игровые приемы....
Урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий) "Деньги правят миром"
Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий, достижений, всем тем, ради чего живет и развивается человечество....
Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений
В соответствии ФГОС чтобы получить качественный методический продукт в деятельностипедагога и мастера производственного обучения, необходимо владеть методикой диагностики зн...
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...
Формирование предметных знаний и умений дисциплины Русский язык при реализации профессиональной образовательной программы профессии 29.01.25 Переплетчик. (опыт работы)
Почти 10 лет назад появившийся образовательный стандарт для средней школы предлагал проверять не знания, а то, что должен уметь делать человек, прошедший курс предметной подготовки...