РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Адыгейский язык по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах
рабочая программа

Терчукова Лидия Пшикановна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr._ad._yaz.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея

«Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»

        

                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                       заместитель директора по УР        

                                      _____________ Л. П. Терчукова

22 октября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Адыгейский язык

по специальностям

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Майкоп

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

Организация - разработчик: ГБПОУ РА

«Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»

Составитель: Терчукова Л.П., преподаватель адыгейского языка ГБПОУ РА

«Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»

Рецензент: Мамий М.Х., старший методист ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»

Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК общественно-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от «26» августа 2018 г.

Председатель ПЦК Герцова Е.Н., преподаватель русского языка и литературы

Рекомендовано к утверждению организационно-методической комиссией

Протокол № 1 от 16 октября 2018 г.

Председатель ОМК Кемечева Э.Н., зав. методическим кабинетом

1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АДЫГЕЙСКИЙ язык

1.1. Область рабочей программы

Программа учебной дисциплины составлена на основе регионального компонента ФГОС по специальности СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки персонала.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- правильно произносить звуки, слова и предложения.

- общаться (устно и письменно) на адыгейском языке на профессиональные и повседневные темы;

- переводить (со словарем) адыгейские тексты профессиональной направленности;

- уметь выразительно, четко, бегло читать тексты, грамотно писать, точно делать переводы с адыгейского языка на русский и наоборот;

- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.

- различать предложения с непереходными и переходными глаголами, знать их значение в построении разных конструкций предложений.

- использовать в речи простые предложения с однородными членами, обращениями; сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и без союзов.

- задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, о своей семье, о своем колледже, о своем городе, Республике и т.д.

- проводить беседы по заданной ситуации: в магазине, в библиотеке, на базаре, в автобусе, в больнице, на почте и т.д.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) адыгейских текстов профессиональной направленности:

- знать значения и грамматические особенности всех частей речи (самостоятельных и служебных). Уметь их использовать в разговорной речи;

- знать значение превербов глаголов. Уметь их правильно использовать в предложении.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

для специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 160 ч., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 ч.;

самостоятельной работы обучающегося 40 ч.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Очная

Максимальная учебная нагрузка (всего)

160

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе

120

лекции

20

практические занятия

100

лабораторные работы

-

курсовая работа (если предусмотрена), семестр

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Итоговая аттестация в форме (зачета, экзамена), семестр

зачет

Тематический план и содержание учебной дисциплины «АДЫГЕЙСКИЙ ЯЗЫК» для специальности 44.02.02.  «Преподавание в начальных классах». Очная форма обучения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Макс. наг.

Сам. раб.

Аудиторные

теоретическая

практическая

1

2

3

4

5

6

2 курс, I семестр

Введение.

2

0

1

1

1

Предварительный устный курс. Общие сведения о грамматике адыгейского языка. Диалекты адыгейского языка. Алфавит русского и адыгейского языков и буква I. Понятие о звуке и букве.  Гласные и согласные звуки адыгейского языка.

2

0

1

1

Фонетика

40

10

6

24

1

Звук Л. Вопросительные местоимения Хэт?,  Сыд?

 Согласный I. Личные местоимения СЭ, ТЭ.

2

0

0

2

2

3

 Согласные Ы, И, Й. Приставки –Ы, -И. Суффикс множественного числа –Х(Э).

2

0

1

1

Гласные звуки А, Э. Указательные местоимения АР – АХЭР; МЫР – МЫХЭР; МОР - МОХЭР.

2

0

1

1

4

5

Гласные У, О. Личные местоимения. Спряжение глаголов в настоящем времени.

2

0

0

2

Согласный ДЖ, КI. Притяжательные приставки.

2

0

1

1

6

Согласные ЧЪ, ЧI. Спряжение непереходных глаголов. Повелительное наклонение глагола.

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме

«Моя родина - Россия»

3

1

1

1

7

8

9

Согласные ПI, ТI. Суффикс будущего времени –ЩТ.

Согласные ДЗ, ЦI; ГЪ. Суффикс прошедшего времени

–ГЪ(Э). Переходные глаголы.

Развитие речи по теме «На базаре»

Самостоятельная работа

Практическая работа по теме

«Образование глаголов будущего и прошедшего времени»

3

1

1

1

Согласные ГУ, ГО, КIУ, КIО. Приставки –ГУ, -ГО. Суффикс –ЭП

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «Как тебя зовут?»

3

1

0

2

Согласные КЪУ, КЪО IУ, IО. 

Повторение по теме «Глагол»

3

1

0

2

10

Согласные ЖЪ, ШЪ, ШI. Сочетание существительного с прилагательным и числительным

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «Наша семья»

3

1

0

2

11

Согласные ЛЪ /ЛI/; ТIУ /ТIО/; ГЪУ /ГЪО/. Количественные и порядковые числительные.

Самостоятельная работа

Практическая работа по теме «Количественные и порядковые числительные»

3

1

0

2

12

Согласные ЖЪУ /ЖЪО/; ШЪУ /ШЪО/; ШIУ /ШIО/. Превербы.

Самостоятельная работа

Практическая работа по теме «Превербы»

Составить рассказ по теме «Покупки»

3

1

1

1

13

Согласные ПIУ /ПIО/; ЦУ /ЦО/. Преверб места ЩЭ-/ЩЫ-/. Каузативная форма глагола.

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «Наш колледж».

3

1

0

2

14

15

Части речи

Согласные ХЪ, ХЪУ /ХЪО/. Приставка направления КЪЭ- /КЪЫ-/.

Самостоятельная работа

Составить диалог по теме «Разговариваю по телефону» 

3

1

0

2

Согласные ЖЬ, ХЬ.

Склонение существительных

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «В саду», «На огороде».

3

1

0

2

Итого

42

10

7

25

2 курс, II семестр

1

Повторение. Имя существительное

Группа (категория) человека и группа (категория) вещей. Типы склонений: определенный и неопределенный.

 Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «Наша семья»

3

1

0

2

2

Функции падежей

Самостоятельная работа

Практическая работа по теме «Имя существительное»

3

1

0

2

3

Повторение. Имя прилагательное. Сочетание существительных с прилагательными.

Склонение прилагательных.

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «Времена года»

3

1

0

2

4

Повторение. Имя числительное. Сочетание существительных с числительными.

2

0

0

2

5

Местоимение.

Личные местоимения. Вопросительные местоимения. Указательные местоимения. Склонение личных, вопросительных, указательных местоимений.                        

3

1

0

2

6

Неопределенные, отрицательные, притяжательные местоимения. Правописание местоимений.

Самостоятельная работа

Практическая работа по теме «Местоимение»

3

1

0

2

7

8,9

10,11

Повторение по теме «Глагол».

Практическая работа по теме « Глагол»

3

1

0

2

Наклонения глагола: изъявительное наклонение, повелительное наклонение (2 способа образования повелительного наклонения), условное наклонение, желательное наклонение. Каузативная форма глагола

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «В магазине»

5

1

1

3

Приставки ДЭ-, ЗЭ-, ДЭ. Дни недели.

Самостоятельная работа

Составить диалог между двумя лицами

5

1

1

3

12,13

Приставки ФЭ- /Ф/, ЗЭ-, ЗЫ- /З/. 

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «Мой город»

5

1

1

3

14,15

Приставки ЗЭ-, ЗЭ-РЭ.

Самостоятельная работа

Составить диалог по теме «Разговор между друзьями

5

1

1

3

16

Приставка МЫ-, Суффикс –ЖЬЫ.

2

0

0

2

17

Суффиксы глаголов.

Глагольные частицы (-ЖЬЫ, -ГЪУАЙ, -ГЪОШIУ, -ШЪУ, -Х (Э), -ЩЭ, -IО)

2

0

0

2

18

Повторение пройденного материала

2

0

0

2

Итого

46

10

4

32

3 курс, I семестр

Фонетика

2

0

0

2

1

Повторение. Фонетика

2

0

0

2

Части речи

34

10

5

19

1,2

Части речи

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «День города»

6

2

1

3

3

Самостоятельная работа по теме «Части речи»

2

0

0

2

4,5

Причастие. Образование причастий. Склонение причастий. Изменение причастий по числам, по лицам и временам.

Употребление причастий. Виды причастий

Самостоятельная работа Практическая работа по теме «Причастие».

6

2

1

3

6,7

Деепричастие. Образование деепричастий. Изменение деепричастий по числам, по лицам и временам. Употребление деепричастий.

Самостоятельная работа

Практическая работа по теме «Деепричастие».

6

2

1

3

8,9

Наречие. Наречие времени, места, образа действия

Самостоятельная работа по теме «Причастие, деепричастие, наречие»

Самостоятельная работа

Практическая работа по теме «Наречие».

6

2

1

3

10,11

Послелоги.

Самостоятельная работа

Практическая работа по теме «Послелоги».

Составить рассказ по теме «В моей комнате»

6

2

1

3

12

Итоговый урок

2

0

0

2

Итого

36

10

5

21

3 курс, II семестр

Синтаксис

36

10

6

20

1,2

3.4

Повторение пройденного материала за I семестр

Составить диалог по теме «Разговор между больным и врачом»

Простое предложение. Виды предложений.

Самостоятельная работа 

Практическая работа по теме «Простое предложение»

4

5

0

1

0

1

4

3

5,6

Главные и второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения: дополнение.

Определение

Обстоятельство Союзные суффиксы -рэ, -и.

Самостоятельная работа 

1. Практическая работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

2. Составить рассказ по теме «Наш город»

6

2

1

3

7

Сказуемое. Двусоставное сказуемое

Самостоятельная работа

1. Практическая работа по теме «Сказуемое. Двусоставное сказуемое».

2. Составить рассказ по теме «На базаре»

4

2

1

1

8,9

Сложное предложение. Простые союзы: ыкIи, ау, е-е, зэ-зэ

Самостоятельная работа 

Составить рассказ по теме «Диалог между врачом и больным»

6

2

1

3

10,11

Бессоюзное сложное предложение.

Самостоятельная работа

Составить рассказ по теме «Мое любимое время года»

6

2

1

3

12

Вводные слова и предложения

Самостоятельная работа

Практическая работа по теме «Вводные слова и предложения»

3

1

1

1

13

Закрепление пройденного материала

Самостоятельная работа

Практическая работа по пройденным темам

2

0

0

2

Итого

36

10

6

20

  1. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета адыгейского языка.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект УМК. Технические средства обучения:

3.2. Информационные средства обучения

Основные источники:

  1. Блягоз 3. У,, Блягоз А. Н. Русско-адыгейский разговорник, Майкоп, 1960.
  2. Русско-адыгейский словарь под редакцией X. Д. Водождокова, Москва, 1960.
  3. Тхаркахо Ю. А. Адыгейско-русский словарь, Майкоп, 1991.
  4. Ю.Рогава Г. В., Керашева 3. И. Грамматика адыгейского литературного языка, Майкоп, 1966.
  5. Берсиров Б. М., Дауров X. Б., Шаов А. А. Орфографический словарь, Майкоп, 1994.
  6. .Блягоз 3. У., Блягоз А. Ы. Краткий адыгейский словарь, Майкоп, 1991.
  7. Чеучева Т. Д. Азбука в картинках, 1985.
  8. Керашева        3. И., Панеш Н. А. Адыгейский язык, Майкоп, 1996.
  9. Гунчокова М.А., Терчукова Л.П. Изучаем адыгейский язык, Майкоп, 2010г.
  10. Терчыкъо Л.П., Гъунчъэкъо М.А., Адыгабзэ (гурыт ыкIи апшъэрэ еджапIэхэм нэмыкI лъэпкъхэу ащеджэхэрэмэ апае IофшIэнхэр)
  11. Терчукова Л.П., Гунчокова М.А. Тесты по адыгейскому языку (Для русскоязычных групп средних специальных учебных заведений)
  12. Терчукова Л.П. Занимательный материал к урокам адыгейского языка в русскоязычных классах (группах).

Дополнительные источники:

  1. З.У. Блягоз. Типы ошибок в русской речи учащихся адыгейцев и их истоки, Майкоп, 1987
  2. З.У. Блягоз. Двуязычие и культура речи. Майкоп, 1977.
  3. М.X. Шхапацева. Изучение словосочетаний в адыгейской школе, Майкоп, 1976.
  4. М.X. Шхапацева. Изучение синтаксиса русского языка в адыгейской школе, Майкоп, 1979
  5. М.        X. Барагунов. Обучение русскому языку в начальных классах школ народов абхазо-адыгской группы, Ленинград, Просвещение, 1981.
  6. Тамбиева Д. М. Звездочка, Майкоп, 1986.
  7. Битова JLН., Чуяко А. Б. Мы учимся читать, Майкоп, 1995.
  8. Брантов III. И., Удовиченко М. Д., Шаззо К. Г., Шаов А. А. Краткий русско-адыгейский словарь, Майкоп, 1996
  9. Сб. Золотое ожерелье, Дышъэ блэр. Адыгейские народные сказки, составитель Хут Ш.,    Майкоп, 1989.
  10. Адыгейские        пословицы, поговорки, загадки и скороговорки, составитель М. Хуажев. Ш. Хут, Майкоп, 1978.
  11. Кошубаев, X. Тлепцерше. Писатели республики Адыгея, биографический справочник, Майкоп, 1994.
  12. Звуко-технические средства: магнитофон, радио, телевизор.
  13. Контроль и оценка результатов освоения учебной  дисциплины.

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

4.1. Оценка уровня освоения дисциплин осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, лабораторных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, компетентностно-ориентированных заданий, типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), подготовки презентаций, подготовки рефератов, фронтальных устных опросов, наборов проблемных ситуаций, сценарии деловых игр, составление диалогов, рассказов по определенным темам, составление крссвордов и т.п. по каждому разделу дисциплины.

4.2. Оценка компетенции  обучающихся:

Результаты обучения (освоенные умения и знания)

-лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) адыгейских текстов профессиональной направленности

-знать значения и грамматические особенности всех частей речи (самостоятельных и служебных). Уметь их использовать в разговорной речи

- знать значение превербов глаголов

- знать категории и версии глагола

- уметь их правильно использовать в предложении

- правильно произносить звуки, слова и предложения

-общаться (устно и письменно) на адыгейском языке на профессиональные и повседневные темы

-переводить (со словарем) адыгейские тексты профессиональной направленности

- выразительно, четко, бегло читать тексты, грамотно писать, точно делать переводы с адыгейского языка на русский и наоборот;

- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.

-различать предложения с непереходными и переходными глаголами, знать их значение в построении разных конструкций предложений.

-использовать в речи простые предложения с однородными членами, обращениями; сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и без союзов.

- задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, о своей семье, о своем колледже, о своем городе, Республике и т.д.

- проводить беседы по заданной ситуации: в магазине, в библиотеке, на базаре, в автобусе, в больнице, на почте и т.д.

Формы и методу контроля и оценки результатов обучения

Практическая работа, тестирование по темам: Имя существительное. Приставки принадлежности. Изменение непереходных глаголов по лицам. Образование глаголов будущего и прошедшего времени. Словообразование. Будущее и прошедшее время глагола. Наклонения глаголов. Наклонения глаголов Категории глагола. Суффиксы глаголов. Глагольные частицы. Причастие. Наречие. Послелоги. Вводные слова и предложения.

Сообщение по теме «Адыго-абхазская группа языков. Диалекты адыгейского языка».

Составить рассказ или диалог по теме: Моя семья, Погода осенью, Как тебя зовут?, Моя Родина, Майкоп, Одежда, Наш сад, Наш колледж, Знакомство, Разговор между друзьями, В магазине, Республика Адыгея, В моей комнате, Моя станица или мой хутор, Мое любимое время года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 050146 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1. Область применения программыРабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по специальности 050146...

Рабочая программа учебной дисциплины: «Иностранный язык» для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой» 1 курс

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего полного среднего образования. В работе описана структура и содержание учебной дисциплины, условия реализации, контроль и оценив...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

Участие в разработке программы государственной итоговой аттестации по специальности Преподавание в начальных классах

Разработка программы ГИА по специальности Преподавание в начальных классах (2015 - 2016год)...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.А.02 Методика преподавания иностранного языка по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (немецкий язык) вариативная часть

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Препода...

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ. 05. «Преподавание родного языка и литературы» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Программа профессионального модуля является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросом работодателя по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание...

Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов.

Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов....